Напоминание

Приобщение к миру природы


Автор: Заблоцкая Нина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №38
Населённый пункт: город Туапсе
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Приобщение к миру природы
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 38 «Колобок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинского района

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

«Приобщение к миру природы»

Автор: воспитатель

Заблоцкая Нина Геннадьевна

2024 г.

2

Оглавление

Пояснительная записка .......................................................................................... 3

1. Теоретические основы экологического воспитания детей

дошкольного возраста. ............................................................................................ 6

1.1 Понятие экологического воспитания. ............................................................. 6

1.2 Средства и принцыпы экологического воспитания дошкольников. ........... 6

1.3 Формы,методы и приёмы экологической работы в ДОУ: .......................... 10

2. Выявление степени сформированности экологических знаний у детей

старшего дошкольного возраста. ......................................................................... 15

Заключение ............................................................................................................ 16

Список используемой литературы: ..................................................................... 17

Приложение1 ......................................................................................................... 18

Приложение 2 ........................................................................................................ 22

Приложение 3 ........................................................................................................ 25

3

Пояснительная записка

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное

социальное

значение

для

всего

общества.

В

педагогической

разработке

рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей работы педагогов ДОО

современного экологического воспитания. Учитывая, что государство одним

из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды,

экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали

важной задачей нашего общества.

В

разработке

размещены

материалы

по

экологии,

используемые

педагогами в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста:

консультации, анкетирование, дидактические игры, пословицы и поговорки. В

методических рекомендациях педагоги найдут ответ на вопрос, каким образом

должна быть организована работа ДОО, чтобы учесть «особые» условия

экологического воспитания детей в ДОО.

Актуальность темы экологического воспитания детей дошкольного

возраста заключается в том, чтобы воспитывать в детях бережное и любящее

отношение к природе. У детей дошкольного возраста серьёзную проблему

представляет

усвоение

правил

поведения

в

природе,

а

также

таких

нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание,

и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. В

воспитании

подрастающего

поколения.

Основополагающим

принципом

работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста является:

принцип

регионального

компонента

(изучение

природы

родного

края)

позволяет:

-

формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения

и изучения предметов и явлений окружающей природы;

-

использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они

применяли

свои

знания

в

разнообразных

видах

практической

деятельности;

-

помогает

решать

задачи

воспитания

нравственно-патриотических

чувств, воспитания гражданственности.

-

создавать

благоприятные условия для самовыражения, организации

коммуникативного

общения,

в

котором

каждый

ребенок

имеет

возможность проявлять свою индивидуальность.

В наше время атмосфера слишком ухудшилась особенно в ХХ, XXI веке.

Слишком много свалок, заводов, загрязненных рек, озер, прудов и т. д.

По

утверждению

ученых,

человечество

идет

к

экологической

катастрофе.

Бурный

научно-технический

прогресс,

безнравственное

отношение к природным богатствам и нерациональное использование привели

к разрушению экологического равновесия.

4

В настоящее время из приоритетов педагогических проблем является

формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при

условии реализации непрерывного экологического воспитания, и культуры,

которая поможет быть обеспеченным созданием определенной системы. С

выходом в свет законов РФ (об охране окружающей природной среды) и

постановлений (об экологическом образовании обучающихся в обучающих

учреждениях

РФ),

экологическое

образование

постепенно

становится

важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей

повышения его эффективности состоит в использовании разработанных форм

и методов работы.

Дошкольное

детство

-

начальный

этап

формирования

личности

человека,

его

ценностной

ориентации

в

окружающем

мире.

Основным

содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-

правильного

отношения

к

природным

явлениям

и

объектам,

которые

окружают ребенка и

с

которыми он знакомится в

дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном

восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях

жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания, в процессе

общения ребенка с природой, обеспечивают ему понимание конкретных

ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку.

Цель разработки: Помочь ребенку осознать себя как активного субъекта

природы,

сформировать

представление

о

взаимосвязи

живой

и

неживой

природы.

Задачи:

Развивать познавательный интерес к природе, желание активно

изучать природный мир;

Обогащать представление детей о природе края, его природных зонах,

многообразии природного мира, причинах природных явлений,

особенностях животных и растений, о взаимодействии человека и

природы;

Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании

природе, эстетические чувства, связанные с красотой природного

мира.

Для

решения

поставленных

задач

используются

дидактические

игры.

Дидактическая

игра

экологического

содержания

является

своего

рода

деятельностью, которая может решить многие задачи воспитания. Ведь в игре,

как

и

во

всякой

творческой

коллективной

деятельности,

происходит

столкновение

умов,

характеров,

замыслов.

В

дидактических

играх

дети

уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях

природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности. В

таких играх могут использоваться натуральные предметы природы (деревья,

цветы, овощи, фрукты, семена и др.), картинки с изображением растений и

5

животных,

настольно-печатные

игры

и

всевозможные

игрушки.

Дидактические игры можно проводить с детьми как индивидуально, так и

коллективно на занятиях, прогулках, в часы досуга.

Расширение

и

уточнение

экологических

представлений

с

помощью

дидактической игры, заключается не в передаче детям готовых знаний, а

организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают

открытия,

узнают

что-то

новое

путем

решения

проблемных

задач.

Используемые в процессе дидактической игры игровые моменты, радость

познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию,

а преодоление возникающих в процессе игры интеллектуальных и личностных

трудностей развивает волевую сферу.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и

индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно

идти

за

счет

расширения знаний и

развития

мыслительных операций и

действий.

Дидактические

игры

проводят

в

часы

досуга,

на

занятиях

и

прогулках.

Дидактические

игры

по

характеру

используемого

материала

делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные

Дидактические игры - игры с правилами, имеющие готовое содержание. В

процессе

дидактических

игр

дети

уточняют,

закрепляют,

расширяют

имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях,

животных.

Предметные игры - игры с использованием различных предметов природы,

которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и

свойствам.

Задания

способствуют

формированию

сенсорики,

развивают

наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей и с ее частью.

Настольно-печатные игры - игры типа лото, домино, разрезные и парные

картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются

знания детей о растениях, животных, явлениях неживой

природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие

картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову

восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний.

Подобные

игры

предназначены

для

небольшого

числа

играющих

и

используются в повседневной жизни.

Словесные игры - игры, содержанием которых, являются разнообразные

знания и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о

свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых, играх знания о

природе

обогащаются

и

систематизируются.

Словесные

игры

развивают

внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

6

1. Теоретические основы экологического воспитания детей

дошкольного возраста.

1.1 Понятие экологического воспитания.

Экология как наука появилась ещё в конце прошлого века, однако долгое

время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала

лишь учёных. И только в середине нашего столетия экология обрела широкую

известность, среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала

наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания

приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда

уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения

людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков не

тронутой

природы,

когда

состояние

среды

обитания

уже

сказалось

отрицательно на здоровье огромного количества людей. Сейчас мы получаем

достаточно много экологической информации, но нам не всегда хватает

знаний,

чтобы

правильно

её

оценить.

Иногда

обычная

информация

о

количестве различных выбросов в окружающую среду или предупреждение

об усилении загрязнения атмосферы в безветренные дни вызывает панику и

множество самых разных слухов, не относящихся к реальной ситуации.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной

педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой.

В основе лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность

ласкать,

заботиться

о

растениях

и

животных).

Осознанное,

правильное

отношение

вырабатывается

при

условии

тесного

контакта

и

различных

формах взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в

помещении, на участке детского сада и дома.

«Экологическое образование

предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру

и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только

осознание себя как части мира позволяет строить гармоничные отношения с

окружающей средой».

1.2 Средства и принципы экологического воспитания дошкольников.

В основе любой цивилизации лежит образование – передача следующим

поколениям приобретенного опыта и знаний, культурных и нравственных

ценностей. В нынешних условиях жестокого экологического кризиса, только

преодоление, которого может обеспечить сохранение человечества на планете,

основой

нравственного

воспитания

и

образования

человека

становится,

7

прежде всего, разработка принципов взаимоотношений человека и природы.

В

этой

связи

экологическое

образование

и

воспитание

школьников

приобретают большое значение.

Принципы.

Принцип систематичности и последовательности.

Предполагает

усвоение

материала

в

определённом

порядке,

системе:

доступность и привлекательность необходимой информации. «Всё должно

вестись

в

неразрывной

последовательности

так,

чтобы

всё

сегодняшнее

закрепляло

вчерашнее

и

пролагало

дорогу

для

завтрашнего»

(Я.

А.

Коменский).

Принцип сочетания научности и доступности.

Сущность

состоит

в

том,

чтобы

ребёнок

усваивал

реальные

знания,

правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят

основу

соответствующих

научных

понятий.

Через

принцип

научности

раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых

объектов. Обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их

развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

Принцип

интеграции

определяет

глубину

взаимосвязи

и

взаимопроникновения

разных

видов

образовательных

областей

и

деятельности детей.

Образовательная

область

«Познавательное

развитие»

в

частности

«Приобщение

к

миру

природы»

интегрируется

со

следующими

образовательными областями:

Физическое развитие

Расширение

кругозора

детей

в

части

представлений

о

здоровом

образе

жизни.

Использование

двигательной

активности

в

экологических

праздниках,

викторинах,

играх,

экскурсиях

и

походах.

Проведение

физкультурных минуток, динамических пауз, игр

– имитаций на занятиях.

Патриотическое

развитие

Ребенок учится любить свою малую родину и

имеет представление о своей стране

- России,

испытывает

чувство

привязанности

к

родному

дому, природе родного края.

8

Трудовое развитие

Понимание ценности труда в семье, в обществе, в

природе на основе уважения к людям результатам

их деятельности.

Проявление трудолюбия при выполнении

поручений в природе и в самостоятельной

деятельности.

Эстетическое развитие

Ценностно-смысловое восприятие и

понимание

мира

природы.

Становление

эстетического

отношения

к

нему.

Использование

творческой

деятельности для демонстрации красоты родного

края, природы в целом и её объектов. Расширение

кругозора

в

части

музыкального

искусства

на

экологических

праздниках,

развлечениях

и

открытых занятиях.

Духовно -

нравственное развитие

Ребенок учится сочувствию и заботе, проявлять

нравственные поступки. Способен не оставаться

равнодушным к чужому горю, проявляет заботу о

природе и ее объектах.

Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные

особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в

разные виды деятельности.

Педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и

укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию

здорового образа жизни. Строится соответственно возрастным и

индивидуальным особенностям воспитанников.

Принцип наглядности.

Просматривается

при

проведении

наблюдений

в

природе,

за

трудом

взрослых.

Принцип

наглядности

реализуется

с

помощью

пособий

и

развивающей

среды.

Он

соответствует

основным

формам

мышления

дошкольника: наглядно-действенное; наглядно-образное.

Реальные

предметы

и

наглядные

образы

способствуют

правильной

организации мыслительной деятельности ребёнка, обеспечивают понимание и

прочное запоминание.

9

Экологическим

образованием

называют

непрерывный

процесс

обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование

системы научных и практических знаний, целостных ориентаций, поведения

и

деятельности,

обеспечивающих

ответственное

отношение

человека

к

окружающей социально-природной среде.

Экологическое образование должно представлять целостную систему,

охватывающую

всю

жизнь

человека.

Оно

также

ставит

своей

целью

формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с

природой.

Экологическое образование имеет несколько аспектов:

-

знание экологических проблем и способы их разрешения;

-

развитие системы интеллектуальных и практических умений

по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

-

воспитание

целостных

ориентаций

экологического

характера;

-

формирование

мотивов,

потребностей,

привычек

целесообразного поведения и деятельности, способности научных и

нравственных суждений по экологическим вопросам;

-

стремление

к

активной

практической

деятельности

по

охране окружающей среды.

Весьма важной и наиболее распространенной формой деятельности

являются

экскурсии

в

природу.

Сама

по

себе

экскурсия

достаточно

традиционная

форма

работы.

Вместе

с

тем

она

весьма

эффективна

и

способствует

выработке

определенных

практических

умений

у

детей,

конкретизации теоретических знаний.

Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в

том,

что

во

время экскурсии кроме образовательных

задач

решаются

и

экологические проблемы. Воспитанникам можно поручить выполнение какой-

либо полезной работы, направленной на выявление нарушений в природе. Это

выявление

загрязнения

территории,

по

которой

проходит

экскурсия,

состояние растительного покрова, следов человеческой деятельности и т.д.

Предварительные беседы перед экскурсией поможет заинтересовать детей,

раскроет необходимость личностного участия в деле охраны природы. Можно

рассказывать

детям

о

Красной

книге

и

объяснить,

что

в

природе

все

взаимосвязано и гармонично, и наша задача сохранить этот удивительный и

многообразный мир.

10

Общение не может строится по принципу «воспитатель всегда прав, а

ребенок всегда не прав». Именно поэтому целесообразно (а если точнее, то -

нельзя!) говорить ребенку слова: «Неправильно!»; «Не учил!»; «Не знаешь!».

Как

же

быть?

Ведь

ребенок

действительно

отвечал

неправильно.

Педагог привлекает к оценке ответа других детей. Он говорит ребенку так:

«Это твое мнение? Ты так думаешь? А теперь давай послушаем, что думают

другие». И

тогда истина

выявляется не

на

основе

авторитарности и

не

посредством

безапелляционного

суждения

взрослого,

а

в

процессе

обсуждения. И ребенок постепенно осознает, в чем он не прав.

Важно

уметь

выслушать

детей,

давать

возможность

каждому

высказывать свое мнение, не лишать ребенка права на ошибку.

Основным

способом

ознакомления

детей

с

природой

остается

непосредственное наблюдение за изменениями в живой и неживой природе.

Для

активизации

мышления

им

предлагается

ответить

на

поставленные

воспитателем вопросы, сравнить, сопоставить, сделать выводы.

Чтобы закрепить впечатления, воспитатель использует художественное

слово,

народные

приметы,

загадки,

предлагает

ежедневно

заполнять

календарь погоды.

Календарь лучше вести по месяцам. Кроме кармашка с рисунками, на

ней имеется кармашек для карточки. Каждый день клеточка заполняется

условными знаками, обозначающими погоду данного дня. В конце месяца

подводится

итог:

сколько

было

дней

солнечных,

сколько

пасмурных,

дождливых и т.д., каких дней больше. Так дети наглядно определяют, какая

погода в этом месяце преобладала.

1.3 Формы, методы и приёмы экологической работы в ДОУ:

экологические занятия;

экологические экскурсии;

уроки доброты;

уроки мышления;

экологические кружки;

экологические конкурсы;

КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;

экологические акции;

обсуждение и проигрывание ситуаций;

трудовой десант;

11

зеленый патруль;

клуб исследователей природы;

лаборатория юного эколога;

составление экологических карт;

ведение «Панорамы добрых дел»;

коллекционирование;

экологические выставки и экспозиции;

экологические музеи;

день (неделя) экологического творчества;

экологические праздники и фестивали;

экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование

экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т.д.);

экологические сказки;

экологические тренинги;

инсценировки, театрализация и т.д.

Уроки доброты проводятся индивидуально или с небольшой группой

детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели:

развить

интерес

к

природе;

формировать

положительное

эмоциональное

отношение к ней, желание беречь ее и заботится о ней; воспитывать чуткость

и чувство сопереживания. Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не

должны

быть

многословны;

могут

сочетаться

с

музыкой,

восприятием

художественных произведений. Длительность уроков не регламентируется (от

одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребенка на

заданную тему).

Темы уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был

добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Как

заботиться о комнатных растениях?»; «Что такое бережливость?»; «Когда

можно сказать, что ребенок бережно относится к природе?»; «Что такое

красота?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «гармония красок»;

«Гармония звуков»; «Что значит быть ответственным?»; «Чем удивительна

лягушка?»; «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие

страх?»;

«Когда

они

боятся?»;

«Что

нужно

делать,

чтобы

не

пугать

животных?»;

«Как

ты

чувствуешь

любовь

своих

близких?»;

«Как

ты

проявляешь любовь к животным?»; «Любит – что это значит?»; «Украшение

Земли»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты чувствуешь, когда ступаешь

на

землю?»;

«Что

та

чувствуешь,

когда

обнимаешь

дерево?»;

«Что

ты

чувствуешь, когда смотришь в небо?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

12

Обсуждение

и

проигрывание

ситуаций

-

эта

форма

работы

способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе.

Можно обсудить и проиграть следующие ситуации:

Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них

рассердился. Почему?

Дети принесли в живой уголок маленького у беспомощного

зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.

Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проше наломать

веток с ягодами. Можно ли так поступать?

Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь?

И т.д.

Уроки

мышления:

усвоение

зависимостей

между

объектами

и

явлениями живой природы – наиболее сложная для ребенка-дошкольника

тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления,

основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?»,

«отчего?».

Например, «Почему у елки зеленые иголки?»; «Почему расцвечиваются

листья?»; «Почему белого медведя занесли в Красную книгу?»; «Чем полезен

рыжий муравей?»; «Как дышит береза?»; «Где ночуют птицы?»; «Почему

муравейники

окружены

зарослями

крапивы,

чистотела,

малины,

шиповника?».

Не

следует

забывать:

познавательная

деятельность

детей

должна

сочетаться с эмоциональным восприятием природы.

Уроки

мышления

можно

проводить

в

разные

режимные

отрезки

времени.

Основным

условием

их

проведения

является

интерес

детей.

Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением

художественных произведений, способствует формирования у детей чувства

природы.

Экологические

экскурсии-экспедиции:

основная

цель

этой

формы

работы – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию,

научиться наблюдать, «читать» книгу природы.

Содержанием

экскурсий

может

стать

обследования

близлежащей

местности для формирования представлений об окружающих природных

условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии

животных и растений.

Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы,

собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву,

13

воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической

обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т.д.).

Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты

неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода,

их разнообразное воздействие на природу.

Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное

снаряжение: лупа,

карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла;

папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т.д.

Экспедиции планируются в подготовительной к школе группе в рамках

изучения темы «Исследование природы».

Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Коллекционирование - это еще один способ привлечь внимание детей

к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносит вред природе,

поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (гранит, кварц,

слюда, известняк и т.д.).

Коллекционирование может положить начало беседам о природных

богатствах России, об их использовании («Что делают из гранита?»; «Как

получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»; «Как он используется?»;

«Как его добывают?» и т.д.).

Коллекционировать

можно

все

что

угодно:

запахи,

звуки,

краски

природы… открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу

выставок, музеев, организуемых детьми.

Экологические

выставки

и

экспозиции:

цель

ознакомление

с

природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и

экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со

взрослыми.

Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»;

«Богатства недр нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на

Земле»; «Родные просторы» и т.д.

На выставке могут быть представлены художественные произведения,

работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно

служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в

состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.

Экологические наблюдения: их цель – сформировать представление о

животных

и

растениях

как

о

живых

организмах,

показать

взаимосвязи,

существующие в природе.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в

наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название

14

(интересные

сведения,

связанные

с

названием);

классификация

(дерево,

кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия

необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место

обитания

животных;

растение

как

пища

для

животных;

способы

распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек

помогает растениям; правила поведения в природе.

В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее:

название

(интересные

сведения,

связанные

с

названием);

внешний

вид,

особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие);

способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения;

способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища;

среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи,

существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни

животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но

заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать

их к практической деятельности

Методы и приёмы.

Метод интерактивной игры.

Понятие «интерактивный» означает возможность взаимодействовать,

вести беседу, диалог с кем-либо. Под интерактивной игрой мы понимаем

не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а

совместно

организованную

деятельность

познавательной

направленности. В такой игре дети узнают новое, учатся понимать себя

и других, приобретают собственный опыт.

Наглядный метод.

С помощью этого метода организована на занятиях познавательная и

практическая

деятельность.

Это

даёт

возможность

ребёнку

всматриваться

в

явления

окружающего

мира,

выделять

в

них

существенное,

основное,

замечать

происходящие

изменения,

устанавливать причины, делать выводы.

Словесные методы.

Словесные методы и приёмы позволяют в кратчайший срок передать

детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути

её решения. Они сочетаются с наглядными, игровыми, практическими

методами, делая последние более результативными.

Практические методы.

15

Практические методы придают практический характер познавательным

занятиям. Они направлены на реальное преобразование вещей, в ходе

которых

ребёнок

познаёт

свойства,

качества,

признаки,

связи,

недоступные непосредственному восприятию.

Например, с

помощью несложных опытов

дети осознают

свойства

дерева, глины, бумаги, воды.

2. Выявление степени сформированности экологических знаний у детей

старшего дошкольного возраста.

Основная цель раздела, связанного с ознакомлением, - «мир, в котором

мы живем» - сделать процесс познания прошлого и настоящего Родины

развивающим

и

интересным

для

ребенка;

формировать

у

него

чувство

принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других

народов и сопричастности к событиям, проходящим в своем городе и в своей

стране.

В основе ознакомления детей с живой и неживой природой (Природа и

ребенок) лежит не только и не столько задача передачи знаний, сколько

формирование действенного, бережного и ответственного отношения к ней,

что составляет первооснову экологического воспитания.

Эколого-педагогическая

работа

с

детьми

в

течение

учебного

года

отчетливые результаты в каждой возрастной группе. Опытный воспитатель их

замечает «на глаз», но специально проведенная диагностика позволяет более

объективно,

более

обстоятельно

и

точно

зафиксировать

сдвиги

в

экологической воспитанности каждого ребенка. Что и как целесообразно

проверять диагностикой?

Основными категориями являются две – «экологические знания» и

«отношение»,

при

этом

ведущей

и

более

широкой

является

вторая.

«Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит

интеллектуальный

и

чувственный

компоненты.

В

дошкольном

возрасте

знания важны не столько сами по себе, сколько как средство формирования

отношения. Диагностика должна быть направлена на выявление у детей и того,

и другого компонента. Не следует выявлять только одни знания, так как они

не

всегда

обусловливают

поведение

человека,

нередко

вступают

в

противоречие с ним. Иногда ребенок обладает определенными знаниями,

может их сформулировать, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным

16

явлениям и объектам; во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе

которого

должен

лежать

экологический

подход,

т.е.

опора

на

основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти

два

направления неразрывны: чтобы научить детей правильно

относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой

и неживой природе.

Отсюда

следует,

что

диагностику

экологической

воспитанности

дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей

по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически

правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Экологическое воспитание, это не только воспитание любви к природе,

ее

понимание.

Прежде

всего,

это

воспитание

человечности,

доброты,

ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом.

Одним из компонентов системы экологического образования является

экологическое просвещение родителей. На сколько родитель компетентен в

вопросе экологического воспитания зависит результат усвоения информации

детьми.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем

решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека

экологически

грамотного.

В

работе

с

родителями

по

экологическому

воспитанию детей используются как традиционные формы (родительские

собрания,

консультации,

беседы),

так

и

нетрадиционные (круглый

стол,

дискуссии).

Заключение

Хочется

отметить,

что

экологическое

воспитание

тесно

связано

с

развитием

эмоций

ребенка,

умением

сочувствовать,

удивляться,

сопереживать,

заботиться

о

живых

организмах,

воспринимать

их

как

собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. В результате

проделанной работы есть положительные результаты: повысился уровень

экологической культуры у детей; дети научились осознанно и правильно

относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям по

охране её; развиты умственные способности детей, которые проявляются в

умении

экспериментировать,

анализировать,

делать

выводы;

у

детей

появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через

различные виды деятельности.

17

Список используемой литературы:

1.

Величко

С.Н.,

Светличная

Т.Н.

Мы

выходим

на

прогулку-

Кокшетау: «Келешек- 2030»,2010

2.

Издательский центр «Академия», 2002г.

3.

История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов

«Просвещение».

4.

Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности

дошкольников. М.,2004

5.

Лучин В. В., Детям о природе. «Просвещение», 1989г.

6.

Николаева С. Н. Теория и методика экологического воспитания

дошкольников.

7.

Николаева

С.Н.

Воспитание

экологической

культуры

в

дошкольном детстве.-М.,1995-267с

8.

Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991

9.

Тарабанова Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997

10.

Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении

дошкольников, Минск,1976

11.

Ушинский К. Д. Избр. пед. произведений. 1968г.

12.

Ядешко

В.И.,

Сохина

Ф.А.

Дошкольная

педагогика.-

М.,Просвещение,1978-301с

18

Приложение1

Консультация для родителей

«Роль экологических игр в развитии детей»

Дошкольное детство – это период игры. Это подтверждают многие

педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские

годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка. Именно поэтому

психолог

Л.

С.

Выготский

в

своих

работах

назвал

её

ведущим

видом

деятельности дошкольника.

Игра,

по

его

мнению,

оказывает

на

дошкольника

развивающее

воздействие.

В

сюжетно-ролевых

играх

ребенок

приобщает

себя

к

социальному

миру

взрослых

людей.

В

одно

мгновение

он

может

стать

шофером, продавцом, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и

деятельности взрослых при участии творчества и фантазии ребенок воплощает

в интересную игру. Особенно захватывающими являются игры сверстников:

дети

распределяют

роли

и

воспроизводят

не

только

профессиональные

действия взрослых, но и их взаимоотношения.

Дидактические

игры

обычно

содержат

определенную

умственную

задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры

развивают

мыслительные

способности,

память,

внимание

детей,

умение

использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактические игры

чаще всего бывают совместными и требуют двух-трех и более участников. Все

совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабельность,

умение

строить

взаимоотношения

со

сверстниками,

подчинятся

установленным

правилам

игры.

В

подвижных

играх

совершенствуется

координация

движений,

формируются

двигательные

навыки

и

умения,

развиваются сила и выносливость.

Игра

доставляет

ребенку

большую

радость,

потому

что

дает

ему

возможность активно действовать. «Ребенок до десятилетнего возраста, -

писал М. Горький, - требует забав, и требование его биологически законно. Он

хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир и, прежде всего

и легче всего, в игре, игрой». Очень нравятся дошкольникам игры в семейном

кругу. Старшие братья и сестры охотно включаются в них. Взрослые члены

семьи также могут быть прямыми или косвенными участниками сюжетно-

ролевых игр детей. Участие в игре помогает взрослым проникнуть в мир

интересов ребёнка.

19

Известно, что существуют самые разные темы и сюжеты игр. Важное

место занимают игры с природным содержанием, которые строятся на знаниях

ребёнка в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в

природе.

Если

родители

активно

приобщают

ребёнка

к

природе

через

непосредственные

наблюдения,

труд,

художественную

литературу,

телепередачи и т.д., заинтересованность этой «областью действительности»,

несомненно, найдёт отражение в играх.

Сюжетно-ролевая

игра

с

природным

содержанием

может

быть

развёрнута дошкольником на основе впечатлений от различных его жизни:

посещения цирка, поездки на юг или в деревню и т.д. В любом случае игра

может

быть

тактично

поддержана

взрослыми,

которые

найдут

способы

углубления знаний и интересов ребёнка. Важно, чтобы взрослый понимал, что

игра- это серьёзное дело: в ней ребёнок реализует себя как деловой человек,

показывает

свою

осведомлённость,

проявляет

активность

и

творчество.

Деликатное вмешательство взрослых обобщает содержание игры, улучшает их

отношения с ребёнком.

В

семье

можно

широко

использовать

дидактические

игры

природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные

игры, например: «Зоологическое лото», «Кто, где живёт», «Живая природа» и

т.д. Время от времени на досуге играйте с детьми в эти игры. Это поможет

ребёнку запомнить названия растений и животных. Кроме того рассматривая

карточки лото, вместе вспомните, где вы видели такие растения, где встречали

таких животных: поговорите об их особенностях и

образе жизни, среде

обитания, повадках. С детьми можно играть в словесно-дидактические игры,

даже когда взрослые заняты приготовлением пищи, а ребёнок находится

рядом и не знает, чем заняться.

- Давай поиграем. Я буду загадывать вкусные загадки, а ты должен

отгадывать их. «Ну-ка, закрой глаза и открой рот!»- говорит взрослый и кладёт

в рот малышу кусочек морковки, которую режет для супа. Ребёнок хрустит ею,

улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а взрослый как бы ненароком

спрашивает, как же он догадался. Определить морковку на вкус не сложно -

каждый ребёнок пробовал её, сырую или варёную. Труднее выделить и назвать

её характерные признаки: твёрдая, хрустит, когда ешь, - сладкая. Можно

положить ребёнку в рот капусту, свеклу, веточку укропа, лук и т.д. Ребёнок

отгадывает и объясняет, как он разгадал «съедобную» загадку.

Можно предложить отгадывать фрукты или овощи на ощупь ребёнок

закрывает глаза, а взрослый кладёт ему в руки яблоко, морковку или луковицу.

Ощупав предмет, ребёнок должен отгадать и назвать его.

20

Игра способствует развитию сенсорных способностей ребёнка и может

долго его занимать; её можно разнообразить: класть в руки малышу то хорошо

знакомые, то малознакомые предметы; то один, то два плода для их сравнения

и т.д.

Важной

особенностью

словесно-дидактических

игр

является

возможность развивать с их помощью речь и мыслительные способности

ребёнка. В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по

описанию». Вот мама с ребёнком возвращается из детского сада и заходит в

овощной магазин. Мама рассматривает товар на прилавке и решает, что надо

купить. Чтобы скрасить ожидание ребёнка, она предлагает поиграть.

- Хочешь узнать, что я буду покупать? - спрашивает мама и, получив

утвердительный ответ, продолжает. - Я буду загадывать тебе загадки про

овощи, а ты по описанию отгадай, что это. Слушай: растёт в огороде, на

грядке, сидит в земле долго; сама круглая с хвостиком, тёмно-красная. Что

это? Ребёнок, наверняка, отгадает, что это свекла. Можно предложить ребёнку

самостоятельно

придумать

загадки-описания,

это

будет

способствовать

развитию его речи.

- Теперь ты придумай загадку. Сходи к прилавку, посмотри, что там есть,

и загадай мне. Я попробую отгадать.

Старайтесь чаще играть с ребёнком в словесные игры - они не требуют

особых условий и дополнительного материала.

Словесные

дидактические

игры

развивают

в

ребёнке

не

только

восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать; они учат детей

обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной

категории.

Вот некоторые игры.

«Когда это бывает?» (взрослый называет природное явление, а ребёнок

время года). Например:

- снег идёт …. (зимой)

- радуга на небе …. (летом)

- прилетают скворцы …. (весной) и т.д.

«Что в природе бывает круглым?» (солнце, луна, планеты, апельсин и

т.д.).

«Что третье?» (взрослый называет два похожих предмета, а ребёнок

должен подобрать к ним третий). Например:

- ворона, голубь (сорока)

- солнце, облако (радуга)

- цветок, лист (корень) и т.д.

21

Организуя различные игры, помните, что ребёнок будет активен и

получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна, основана

на знакомых вещах. При этом у него будут развиваться быстрота реакции,

ориентировка

в

пространстве,

появится

возможность

использовать

имеющиеся знания.

22

Приложение 2

Рекомендации для родителей

по воспитанию экологической культуры у дошкольников

Экологическая

культура

это

знания,

практические

навыки,

эстетические

переживания

эмоциональное отношение

и

практические

поступки, и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание

оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).

В дошкольном возрасте ребёнок впервые соприкасается с природой. Не

теряйте времени зря – прививайте азы экокультуры с раннего возраста.

1.Гуляйте пешком как можно дольше. Не обязательно ходить далеко – и

во дворе найдётся много интересного. Обращайте внимание ребёнка на всё,

что находится вокруг него: какой текстуры песок, как стучат камешки, как

шелестят листья, какой след может оставить палочка на мокрой земле.

2.Просвещайте

ребёнка,

как

называются

те

или

иные

природные

объекты

и

явления.

Используйте

для

характеристики

стихи,

песенки,

пословицы и поговорки, загадки.

3.Посадите

цветы.

Найдите

возможность

посадить

что-то

вместе

с

ребёнком: цветы, садовую зелень или деревце. Малыш увидит, как растут

растения – это будет для него открытием и одним из первых шагов осознания

экосистемы.

4.Делайте

поделки

из

природных

материалов.

Заведите

привычку

каждую осень заготавливать природный материал для детского творчества:

осенние

листья,

жёлуди,

сухоцветы,

семена,

соломку,

каштаны,

шишки,

бересту и прочее. Из них получаются чудесные фигурки, панно и аппликации!

5.Читайте. А читая, беседуйте с малышом на нравственную тематику,

анализируйте

поступки

героев

сказок

и

стихов.

Так

можно

воспитать

экологически этичную личность.

6.Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство,

которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно

грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

7.Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы

ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут

погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе, нет и не

может,

быть

мелочей.

Сорванный

просто

так

цветок,

пойманная

из

любопытства бабочка,

растоптанный жучок

всё

это при

безразличном

отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным

последствиям.

23

Анкета для родителей

«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

Ф.И.О.

Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего края?

Ответ: ________________________________________________________

Считаете ли вы, что в нашем крае существуют экологические проблемы?

Какие?

Ответ: __________________________________________________________

На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего

края, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

Ответ:

_________________________________________________________________

Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

Ответ:

_________________________________________________________________

Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?

Ответ:

_________________________________________________________________

Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы

в нашем детском саду?

Ответ:

_________________________________________________________________

Как вы считаете, в нашем крае существуют проблемы, связанные с бытовыми

отходами? Какие?

Ответ:

24

Приложение 3

Дидактические игры.

Дидактическая игра «Поможем растению»

Тема: Рост.

Цель: закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений

(вода, свет, тепло, питательная почва); упражнять в определении недостатка

тех или иных условий по внешнему виду растения.

Материал: набор карточек с изображением одного из комнатных растений

(например,

бальзамина)

в

хорошем

и

плохом

состоянии

(увядшие,

пожелтевшие листья, светлая почва в вазоне, подмерзшее растение и др.);

четыре цветные карточки-модели, изображающие необходимые для растений

условия (желтая—свет, красная—тепло, синяя — вода, черная — питательная

почва);

четыре

карточки

с

изображением

здорового

растения

и

моделированием четырех условий, необходимых ему.

Ход игры:

Вариант 1. В начале игры детей знакомят с карточками-моделями условий,

необходимых для роста и развития растения. Затем рассматриваются четыре

карточки с изображением одного и того же растения в хорошем состоянии с

указанием

этих

же

моделей.

Детям

необходимо

объяснить

причину

нормального состояния растения.

Вариант 2. Карточки-модели раскладываются на столе перед ребенком, а на

наборном полотне воспитатель составляет рассказ о растении, например: «Рос

бальзамин в горшке на окошке и радовался первому весеннему солнцу.

Солнечные лучи пригревали все сильнее, а запасов воды в почве становились

все меньше. В понедельник утром дети заметили, что листья бальзамина

пожелтели и поникли. Что же делать?» Предложить детям помочь растению:

отобрать

кар

точки-модели

с

изображением

необходимых

для

растения

условий. За правильный ответ - фишка. Побеждает тот, кто наберет большее

их количество. Итог: Мы сегодня с вами закрепили свои знания об условиях,

необходимых для роста растений это: вода, свет, тепло, питательная почва;

поупражнялись в определении недостатка тех или иных условий по внешнему

виду растения.

Дидактическая игра «Лес дом для животных»

Тема: Природное сообщество.

Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать

представления об экологических ярусах (этажах) смешанного леса и месте

животных в них.

Материал: плоскостная модель с изображением четырех ярусов смешанного

25

леса: 1 - травянистый покров, 2 - кустарники, 3 - лиственные деревья, 4 -

хвойные деревья. На каждом из ярусов сделаны специальные прорези для

прикрепления фигурок животных. В конверте с обратной стороны планшета

находятся фигуры-силуэты различных животных: насекомых, земноводных,

пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Ход игры:

Вариант 1. Дети играют по одному, а остальные проверяют правильность

выполнения задания — расселить всех животных по «этажам» в зависимости

от места их обитания. Выигрывает тот, кто меньше всего допустит ошибок.

Вариант 2. Силуэты животных раскладываются на столе оборотной стороной

вверх. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и

определяют

его

место

в

лесу.

При

этом

ребенок

должен

объяснить

правильность собственного выбора. За верный ответ - фишка. Если задание

выполнено неправильно, то фигурка-силуэт животного кладется на стол и

действие повторяется другим ребенком.

Итог: Мы с вами закрепили знания о лесе как природном сообществе; мы

знаем, что такое экологические ярусы (этажи) смешанного леса и месте

животных в них.

Дидактическая игра «Экологическая пирамида «Птицы»

Тема: Птицы.

Цель: формировать знания о простейших цепях питания птиц в природе;

закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений и жизни

животных.

Материал:

1

вариант,

плоскостной:

набор

карточек

разного

цвета

(желтая,

синяя,

красная, черная), отображающих условия, необходимые для роста растений и

жизни животных; наборы из трех карточек с раз личными иллюстрациями

растений и птиц, например: сосна — сосновая шишка — дятел.

2

вариант, объемный: наборы из семи кубиков, где четыре кубика разного

цвета, исходя из условий, необходимых для жизни растений и животных; на

пятом изображены растения; на шестом — корм птиц; седьмом — птицы.

Например: рябина — ягоды рябины — снегирь; ель — еловая шишка — клест;

дуб — желуди — сойка; водоросли — улитка — утка; трава — кузнечик —

аист.

Ход

игры:

Аналогично

предыдущим

играм.

Однако

при

составлении

пирамиды необходимо обратить внимание на следующие правила: разно

цветные кубики расставляются горизонтально, а три кубика с иллюстрациями

растений и животных выставляются на данную горизонталь вертикально, один

на один, чтобы показать пищевые цепи в природе.

26

Итог: Сегодня мы с вами узнали о простейших цепях питания птиц в природе;

Теперь вы знаете об условиях, необходимых для роста растений и жизни

животных.

Дидактическая игра «Прогулка в лес»

Тема: Поведение в лесу.

Цель: формировать правильное отношение к лесным обитателям; расширить

знания детей о

правилах поведения в

лесу;

упражнять в

распознавании

предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

Материал:

планшет

с

изображением

лесной

поляны

с

несколькими

тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; силуэты детей,

которых

можно

перемещать

по

тропинкам;

набор

запрещающих

экологических знаков в конверте («Не рвать ландыши»; «Не топтать грибы,

ягоды»; «Не ломать ветви деревьев»; «Не разрушать муравейники»; «Не

разводить

костры»;

«Не

ловить

бабочек»;

«Не

кричать»;

«Не

включать

громкую музыку»; «Не разорять птичьи гнезда» и др.).

Ход игры: В игре может участвовать группа детей, которые отправляются в

«лес» на прогулку. На первом этапе следует провести ребят по «тропинке»,

рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические

знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.

На втором этапе дети самостоятельно путешествуют по «лесным тропинкам»,

где расставлены различные экологические знаки. Ребята должны объяснить по

ним правила поведения в лесу. За правильный ответ — фишка. Побеждает тот,

кто наберет максимальное количество фишек.

Итог: Теперь вы знаете как необходимо относиться к лесным обитателям;

повторили

правила

поведения

в

лесу;

поупражнялись

в

распознавании

предупреждающих и запрещающих экологических знаках.

Дидактическая игра «Цепочки питания в природе»

Цель: формировать представления детей о пищевых цепях и месте в них

разных видов животных.

Материал:

1

вариант: картинки, разрезанные на две части, при составлении которых

образуется цепочка питания: животное и корм, которым оно питается, как

растительный, так и животный.

2

вариант: картинки, разрезанные на три части, цепочка питания включает

растение, травоядное или всеядное животное, хищника.

Ход игры:

На первом этапе разрезные картинки представлены таким образом, что каждая

имеет свой специфический подрез, отличающийся от других. По нему дети

находят

части

соответствующей

картинки,

правильно

их

составляют,

знакомятся

с

цепочкой

питания,

определяют

место

в

ней

животного,

27

например: гриб - белка - куница.

На втором этапе разрезные картинки могут иметь одинаковые под резы. При

составлении таких картинок дети проявляют большую самостоятельность в

определении места животного в цепочке питания.

Итог: Вы получили представления о пищевых цепях и месте в них разных

видов животных.

Дидактическая игра: «Времена года»

Тема: Природное сообщество.

Цель: формировать представления о моделях времен года в соответствии с

продолжительностью светового дня; показать взаимосвязь светового дня и

явлений, происходящих в природе в разные сезоны.

Материал: четыре планшета разного цвета, соответствующего временам года

(белый,

красный,

зеленый,

желтый),

на

которых

представлены

модели

продолжительности

светового

дня

каждого

сезона;

кармашки

для

иллюстраций явлений природы, характерных для данного сезона.

Ход

игры: Дети рассматривают планшеты, определяют сезон

каждого в

соответствии с цветом и траекторией солнца на небосводе: летом - самая

большая траектория, зимой - маленькая; осенью и весной - равноденствие.

Определив время года, дети должны разложить в кармашки иллюстрации

явлений природы данного сезона и рассказать о них.

Итог: Вы теперь имеете представление о моделях времен года в соответствии

с продолжительностью светового дня; и рассмотрели взаимосвязь светового

дня и явлений, происходящих в природе в разные сезоны.

Дидактическая игра «Экологическая ромашка»

Тема: Природное сообщество.

Цель: закрепить представления детей о характерных явлениях в живой и

неживой природе в разные сезоны, их взаимосвязи и взаимозависимости.

Материал: четыре кружочка (серединки ромашки) разного цвета (белый,

зеленый, желтый, красный) в соответствии с моделями времен года и набор

лепестков с изображением различных явлений в живой и неживой природе в

каждое время года, например: весной в ручейке плавают кораблики, расцвел

ландыш, птицы вьют гнезда и др.

Ход игры:

Играют четыре ребенка, каждому необходимо собрать лепестки ромашки

соответствующего сезона и рассказать о характерных явлениях как в неживой,

так и в живой природе.

Итог: Мы с вами закрепили представления о характерных явлениях в живой и

неживой природе в разные сезоны, их взаимосвязи и взаимозависимости.

28

Дидактическая игра «Заколдованное письмо»

Тема: Фрукты и овощи.

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках овощей и

фруктов,

их

роли

в

поддержании

здоровья

человека;

познакомить

с

моделированием как способом формирования обобщенного представления об

овощах и фруктах.

Материал: пять планшетов с моделями характерных признаков овощей и

фруктов (окраска, форма, величина, способ употребления в пищу, место

произрастания); набор предметно-схематических рисунков-за гадок овощей и

фруктов.

Ход игры:

Дети

рассматривают

предметно-схематические

модели,

раскрывающие

характерные признаки овощей и фруктов.

Вариант 1. По образцам-моделям характерных признаков овощей и фруктов

дети разгадывают загадки-рисунки доктора Айболита, что бы помочь ему

определить, какие овощи и фрукты полезны для здоровья человека.

Вариант 2. По образцам-моделям один ребенок составляет загадку-описание

определенного

овоща

или

фрукта,

остальные

дети

отгадывают

и

рассказывают, какую роль они играют в поддержании здоровья человека.

Итог: Сегодня в игре мы закрепили с вами представление о характерных

признаках овощей и фруктов, их роли в поддержании здоровья человека;

познакомились с моделированием как способом формирования обобщенного

представления об овощах и фруктах.

Дидактическая игра: «Вершки - корешки»

Цель: Учить детей составлять целое из частей.

Материал: два обруча, картинки овощей.

Ход игры:

Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи

пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут

корешки, а в обруч синего цвета - те, у который используются вершки. Ребенок

подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный

круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения

обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и

корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Дети делятся

на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая

- корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три - свою

пару найди!»

Итог: Мы с вами научились составлять целое из частей. Сегодня ни кто не

29

ошибся. Все наши растения собраны правильно.

Дидактическая игра: «Природа и человек»

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек

и что дает человеку природа.

Материал: Мяч.

Ход

игры:

Воспитатель

проводит

с

детьми

беседу,

в

процессе

которой

уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками

людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес,

уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что

сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано

природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают

на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Итог: Мы сегодня еще раз вспомнили, что создано нашей природой, а что

создал человек.

Дидактическая игра: «Звери, птицы, рыбы»

Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Материал: мяч.

Ход игры:

Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет

и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет

передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет

исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя

нельзя)

Итог: Мы с вами закрепили умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Вы совершенно точно описали данного животного (птицу, рыбу).

Народные приметы, пословицы, поговорки о временах года

Народные приметы, пословицы и поговорки - сокровища русской

народной речи.

Они заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость

народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе

заслуженную славу золотых россыпей русской бытовой поэзии.

30

Русский народ создал великолепную копилку мудрости и опыта старшего

поколения. Они развивают мышление детей, прививает любовь к природе,

повышает культуру речи, обогащают народной мудростью, развивают речь,

память, внимание.

Тема: «Зима»

Народные приметы:

Зима снежная — лето дождливое.

Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.

Если зимою тепло — летом холодно.

Зима морозная — лето жаркое.

Если зимою вьюги — летом ненастье.

Если зимою иней — летом роса.

Снежная зима предвещает хороший рост трав.

Круг около солнца или месяца зимою предвещает продолжительные метели.

Месяц зимой кверху рожками — к морозу.

Если звёзды блестят ярко — летом предвещает зной, зимою стужу.

Если окна начинают потеть при двойных рамах — к усилению мороза.

Если зимою шумит лес — ожидай оттепели.

Если самовар гудит — к морозу.

Зимой катается лошадь, спит на назьму — говорят к теплу.

Из ушата собака сено ест — к теплу.

Зимой собаки валяются — то быть метели.

Кошка на печи — к стуже; а кошка на полу — к теплу.

Птица хохлится — к непогоде.

Снегирь зимою поёт на снег, вьюгу и слякоть.

Воробьи дружно чирикают — к теплу.

Вороны и галки садятся на полдень носами — к теплу.

Если на ночлеге зимою ворона сидит на верхушке дерева, в сторону ветра, то

на другой день будет тихая погода; когда же она сидит в нижней части

дерева и прячется между ветвей, то следует ожидать ночью или на другой

день ненастья. Волки воют под жильём — к морозу.

Если в зимнее время пауки очень деятельно свою паутину ткут, взад и вперёд

бегают, друг с другом дерутся, вешаются на новых нитях, то это означает, что

через 9 — 10 дней наступит холод; если пауки спрячутся — будет оттепель.

Пословицы и поговорки

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Снега надует - хлеба прибудет.

Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Снег земле-кормилице - что тёплый кожух.

В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.

В зимний холод всякий молод.

31

В зиму шубы не занимают.

Декабрь — месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Декабрь — стужайло, на всю зиму землю студит.

Декабрь — шапка зимы.

Декабрь глаз снегом тешит, да ухо морозом рвет.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

Декабрь спросит, что летом припасено.

Много снега — много хлеба.

Январь — весне дедушка.

Февраль землю студит.

Февраль месяц лютый, спрашивает: как обутый?

В феврале зима с весной встречаются впервой.

Тема: «Весна»

Народные приметы

Хороший год по весне видно.

Рано тает — долго не растает.

Ранняя весна ничего не стоит.

Поздняя весна не обманет.

Ранняя весна — признак того, что летом будет много непогожих дней.

На весну надейся, а дрова запасай.

На изломе зимы наблюдается «небесный ледоход» кучевых

облаков. Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно — к

мокрому лету. Первый ручеек — весне сын родной, а зиме —

пасынок.

Весною как грязь, так и хлебушка даст.

Перелетная птица течет стаями — к дружной весне.

Прилетел кулик из заморья, принес весну из неволья.

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.

Когда весною появляется много мышей — это предвещает голодный

год. Если встретишь весной белого зайца, то снег обязательно еще

выпадет. Весна днем красна.

Щедра весна на тепло, да скупа на время.

Кто спит весною, тот плачет зимою.

Весной запашку затянешь — ножки протянешь.

Пословицы и поговорки

Весна водой богата.

Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

Весенний день целый год кормит.

Посеешь впору - соберёшь зерна гору.

Весна красна цветами, а осень - пирогами.

Весна да осень - на дню погод восемь.

32

Ай-ай, месяц май! Тепел, да холоден.

Апрель с водой, а май с травой.

В марте курица пьет из лужицы.

Весенний день — что ласковое слово.

Весенний день год кормит.

Весна — наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.

Весной — ведро воды, ложка грязи; осенью — ложка воды, ведро грязи.

Весной дождь парит, осенью мочит.

Весной часом отстанешь — днем не догонишь.

Весною день упустишь, годом не вернешь.

Вода потекла, весну принесла.

Готовь сани с весны, а колеса с осени.

Как не злись, метелица, все весной повевает.

Кто спит весною — плачет зимою.

Матушка-весна всем красна.

Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет.

Одна ласточка не делает весны.

Солнце светит, солнце сияет — вся природа воскресает.

Тема: «Лето»

Народные приметы

Лето дождливое—зима снежная, морозная.

Лето сухое, жаркое—зима, малоснежная, морозная.

Урожайное лето предвещает холодную зиму.

Хлебород — к суровой зиме.

Каково лето, таково и сено.

Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.

Если летом ночью не было росы, днем будет дождь.

Когда издалека видимые предметы кажутся необыкновенно большими, можно

ждать северного ветра и дождя

Если петух запел раньше девяти часов вечера, летом — к дождю.

Если голос звенит—будет ясно. Если звон колокола явственно раздается,

будет ясно, глухо раздается — дождь.

Г рачи летом пасутся на траве — скоро будет дождь.

Первый туман лета — верная грибная примета.

Если летом совсем пауков незаметно — неминуемо будет дождь.

Если пауков видно много — надо ждать хорошей погоды.

Вороны часто кричат—к дождю или бурной погоде.

Когда муравьи летом наносят большие муравейные кучи, то ожидай ранней и

холодной зимы.

Если полевые мыши летом натаскивают в свои норы много хлеба, то можно

ожидать холодной и продолжительной зимы.

33

Пословицы и поговорки

Худо лето, когда солнца нет.

Жатва время дорогое: никому тут нет покоя.

Лето собирает, а зима поедает.

Пришел июнь-разноцвет - отбою от работы нет.

Что в августе соберёшь, с тем и зиму проведёшь.

В августе — капуста, в марте — осетр.

В июле на дворе пусто, да на поле густо.

В июле овес в кафтане, а на грече и рубахи нет.

В июне батюшка овес до половины только урос.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Люди рады лету, а пчела — цвету.

Тема: «Осень»

Народные приметы

Теплая осень — к долгой зиме.

Осенью серенько утро, так жди красного денька.

Если с дерева лист не чисто спадет — будет холодная зима.

Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.

Лист хоть и пожелтел, но отпадает слабо — морозы наступят не скоро.

Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна

будет ранняя, а если снизу— поздняя.

Появились опенки — лето кончилось.

Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко —

так малы снега будут.

Строгой зиме быть, коли птица, дружно в отлет пошла.

Осенью птицы летят низко — к холодной, высоко — к теплой зиме.

Если луга опутаны тенетником, гуси гуляют стадами, скворцы долго не

отлетают, а зайцы долго не белеют, то осень будет протяжная и ветреная.

Пчелы осенью плотнее леток воском залепляют — на холодную зиму,

оставляют его открытым — к теплой зиме.

Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.

Большие муравьиные кучи к осени — на суровую зиму.

Кроты и мыши делают большие запасы — к суровой и снежной зиме.

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Осенний день прозевал - урожай потерял.

Осенняя пора - птица со двора.

Г ром в сентябре - тёплая осень.

Октябрьский гром - к белоснежной зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

В сентябре одна ягода, да и то горькая рябина.

От осени к лету поворота нет.

34

Пословицы и поговорки о природе и погодных явлениях

В рукавицу ветра не изловишь.

Ведрами ветра не смеряешь.

В запас воздухом не надышишься.

На ветру и факел гаснет.

Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля.

С огнем не шути, с водой не дружись, ветру не верь.

Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья.

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

Кто природу губит, тот свой народ не любит.

Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

Пословицы о лесе:

Растение - земли украшение.

Рощи да леса - всему свету краса.

По лесу ходи - под ноги гляди.

Лес не школа, а всех учит.

Лес и вода - брат и сестра.

Много леса - не губи,

Мало леса - береги,

Нет леса - посади.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Враг природы тот, кто лес не бережёт.

Лесные правила:

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки - убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо

рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.



В раздел образования