Напоминание

Правила для работы над ошибками на уроках русского языка 1-4 класс


Автор: Назарова Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Дубенская СОШ
Населённый пункт: поселок Дубна, Тульская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Правила для работы над ошибками на уроках русского языка 1-4 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Общие правила

1.

Если пропустил или переставил букву в слове, напиши

слово правильно и подели его на слоги:

машина ма-ши-на

2.

Если допустил ошибку в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу,

чк-чн, нщ, щн, рщ, чт, нч, напиши слово правильно и подбери

ещё 2 слова на это правило:

ночной, речной, ручной (чн)

чашка, чайка, чайник (ча)

3.

Если перенёс слово неверно, напиши все случаи его

переноса:

ма-ленький, малень-кий

зай-ка,

подъ-езд

осен-ний

семья

4.

Большая буква в именах собственных. Напиши слово

правильно и ещё 2 слова на это правило:

город Москва – собственное имя города (город Тула, поселок

Дубна)

5.

Раздельное написание предлогов с именами

существительными, прилагательными и числительными:

с берёзы, с (какой?) берёзы

у Даши, у (кого?) Даши

на десять, на (сколько?) десять

6.

Разделительный Ъ и Ь знак. Разбери слово по составу и

напиши ещё 2 слова на это правило:

подъём, подъезд, съезд ( ъ у,ё,я,и,ю)

бьёт, вьёт, льёт ( ь е,ё,я,и,ю)

7.

Если ошибка в словарном слове, напиши это слово

правильно и составь с ним предложение:

класс Наш класс самый дружный.

адрес Я написал неверно адрес.

«Три правила корня»

8.

Безударные гласные в корне проверяй ударением:

с[а]ва - совы, совушка– сова

9.

Парные согласные в корне слова проверяй с помощью

гласных или сонорных звуков:

б д ж з г в [гласный звук]

п т ш с к ф [л, м, н, р, й]

зу[п] – зубы, зубок - зуб

зу[п]ки – зубной - зубки

10.

Непроизносимые согласные т, д, л, в ставь в сильную

позицию, когда все звуки произносятся и слышатся чётко:

сер?це – сердечко – сердце

опас?ный – опасение - опасный

Правописание суффиксов

Напиши слово правильно, выдели суффикс:

11.

Суффиксы –онок-, -ёнок-, -ок-, -ёк-:

после

ж,ч,ш,щ

пишем –онок-, -ок-

парной мягкой согласной

пишем –ёнок-, -ёк-

зайчонок, стрижонок,

мышонок, жучок

лисёнок, котёнок, ребёнок,

стебелёк

12.

Суффикс –ин-:

горошина, тишина, соломинка

13.

Суффиксы –ек-, -ик-.

Определяем, изменяя форму слова:

-ик-И «не убегает»: дом[и]к – нет домика - домик

-ек-Е «убегает»: замоч[и]к – нет замочка - замочек

14.

Суффиксы –оват-, -еват-:

сероватый, беловатый

15.

Суффикс –ость-:

мудрость, радость, молодость

16.

Суффиксы –ив-, -ев-:

-ив- - под ударением: красивый

-ев- - без ударения: волевой, строевой, боевой

17.

Суффиксы –чив-, -лив-:

доверчивый, болтливый, вежливый

18.

Суффиксы –ец-, -иц-:

-ец- -м.р. – колодец

-иц- - ж.р. - красавица

Суффиксы –ец-, -иц- в существительных среднего рода

зависят от ударения. Если ударение стоит

перед суффиксом, пишется –иц-: - платьице

если после - -ец-: - письмецо

Правописание приставок

19.

В приставках о-, до-, от- (ото-), про-, по-, под- (подо-),

об- (обо-), со- пишется О.

Выдели приставку и подбери ещё 2 примера с такой же

приставкой:

добежал, допрыгал, доскакал

20.

В приставках за-, на-, над-, раз-, рас- пишется А.

Выдели приставку и подбери ещё 2 примера с такой же

приставкой:

насыпать, написать, налить

21.

Приставки без-, раз-, из- пишутся перед звонким

согласным или гласным звуком, приставки бес-, рас-, ис-

пишутся перед глухим согласным:

издать, избил, извёл

испуг, истома, исход

рассвет, рассказ

беззвучный, беззаботный

Буквы О/Ё/Е, И/Ы после шипящих и Ц

23.

Буквы О/Ё/Е после шипящих в суффиксах и окончаниях:

в суффиксах

существительных

-ок-, -онок-, -онк-а

зайчонок, мышонок, жучок, книжонка

-ён-

копч[о]ный – копчение – копчёный

туш[о]ный – тушение - тушёный

в суффиксах

прилагательных

-ов-

моржовый, ежовый,грошовый

в окончаниях

существительных

под ударением О, без ударения Е:

мячом, шалашом

дачей, овощем

в окончаниях

глаголов

пишется Ё

лжёт, течёт, печёт

на конце

(в суффиксах)

наречий

пишется О

горячо, свежо, общо

Выдели часть слова, в которой находится орфограмма, укажи

часть речи, приведи ещё 2 примера на данное правило.

24.

Буквы О/Ё после шипящих в корне слова.

Под ударением пишется Ё, если в родственных словах

или в другой форме того же слова пишется Е:

пч[о]лка – пчелиный, пчельник - пчёлка

Смотри в словаре: шов, крыжовник, шорох, обжора,

жонглёр, мажор, шорты, трущоба, чащоба, шоколад, шоссе.

Выдели корень слова, подбери родственное слово или измени

его форму. Словарное слово напиши несколько раз.

25.

Буквы О/Е, И/Ы после Ц.

- в окончаниях и суффиксах после Ц под ударением

пишется О, без ударения – Е:

купцом, кольцом, берцовый

пальцем, торговцев, ситцевый

- в окончаниях и суффиксах после Ц пишется Ы:

бойцы, улицы, лисицын, сестрицын

Но: –ция (акация, станция, революция)

- в корне после Ц пишется И:

цирк, циновка, цифра, цикорий

Исключения: цыган, цыпочки, цыплёнок, цыц

Имя существительное

26.

Правописание имён существительных с шипящими на

конце.

У имён существительных 3-го склонения на конце пишем Ь:

дочь (имя сущ., 3 скл.)

У имён существительных 2-го склонения и 1-го склонения

в Р.п. мн.ч. Ь не пишется:

Мяч (имя сущ., 2 скл.)

(много) туч (имя сущ., 1 скл., Р.п.)

27.

Правописание падежных окончаний.

1 скл.

2скл.

3 скл.

-ий

-ия

-ие

ж.р.,

м.р.

-а, -я

м.р.,

ср.р.

-

, -о,-е

ж.р. + ь

лиса

земля

слон

конь

окно

любовь

степь

санаторий

экскурси

я

мнение

Р.п.

-ы, -и

-а, -я

Д.п.

В.п.

-у, -ю

-а, -я,

-□, -о,-

е

- □

- □

Т.п.

-ой, -

ёй

-ом, -

ём

-у, -ю

-ем

-ей

-ем

П.п.

Определи склонение, падеж и воспользуйся опорным словом

склонения для определения правильного написания:

в школ? – имя сущ. школа – ж.р., 1 скл.; в чём? П.п. –

в школе (в земле)

за лес?м – имя сущ. лес

, – м.р., 2 скл.; за чем? Т.п. –

за лесом (за слоном)

28.

Правописание окончаний имён существительных в Т.п.

после шипящих и Ц.

Под ударением пишем О, без ударения – Е:

мяч?м - имя сущ. - чем? - Т.п. мячом

товарищ?м – имя сущ. – чем? – Т.п. – товарищем

Имя прилагательное

29.

Безударные падежные окончания имён прилагательных

проверяй вопросом, который ставь от имени

существительного:

роща (какая?) берёзовая

по лугу (какому?) широкому

Глагол

30.

Правописание окончаний глаголов прошедшего времени:

м.р.

ж.р.

ср.р.

мн.ч.

-

солнышко встал? – что сделало? ср.р. – встало

ягода созрел? – что сделала? ж.р.– созрела

31.

После шипящих на конце глаголов (и перед -ся)

пишется Ь:

испечь (глагол, н.ф.)

беречь (глагол, н.ф.)

гуляешь (глагол, 2 л. ед.ч.)

умываешься (глагол, 2 л. ед.ч.)

32.

НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов,

которые без НЕ не употребляются:

(не)читал –глагол- не читал

(не)навидел – глагол, без «не» не употребляется - ненавидел

33.

Правописание глаголов на –ться и –тся.

Задай вопрос к глаголу. Если в вопросе есть Ь (что

делать? что сделать?), пишем его и в –ться:

Петя должен учит?ся – что делать? – учиться

Петя учит?ся – что делает? – учится

34.

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом

–л- пиши ту же гласную, которая пишется в этом

глаголе в начальной форме:

стро?л – что делал? – что делать? – строить – строил

посе?л – что сделал? – что сделать? – посеять – посеял

35.

Чтобы правильно написать безударное личное

окончание глагола, определи его спряжение.

1. Является ли глагол исключением?

(брить, стелить – 1 спряжение,

гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть,

обидеть, терпеть, зависеть, вертеть – 2 спряжение)

Если нет, то

2. Поставь глагол в форму 3 лица множественного числа

(они что делают? что сделают?)

Если окончание ударное, то

глаголы на –ут, -ют – 1 спряжение

на –ат, -ят – 2 спряжение

Если нет, то

3. Поставь глагол в начальную форму (что делать? что сделать?)

Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол 2 спряжения,

если нет – 1 спряжения.

4. У глаголов 1 спряжения пишем Е,

у глаголов 2 спряжения пишем И.

Рассуждай так:

чита?м –что делаем? – глагол-не исключение- они что делают?

– читают- окончание безударное – ставим в начальную форму

– что делать? – читать – оканчивается на –ать – 1 спряжение

– пишем Е – читаем

Форма записи:

чита?м – глагол, 1 спр. – читаем

Наречие

36.

Наречие пиши слитно.

(с)лева – написал где? слева– наречие

37.

На конце наречий после шипящих под ударением

пишется О, без ударения – Е. Исключение: ещё.

Напиши слово правильно и подбери ещё 2 слова на это

правило.

певуч? –как? – наречие - певуче (далече, неуклюже)

горяч?- как? – наречие – горячо (общо, свежо)

38.

На конце наречий

с приставками из- (ис-), до-, с- пишется –а,

с приставками на-, за-, в- пишется -о.

Напиши слово правильно, выдели приставку и суффикс,

укажи часть речи.

направо (наречие)

слева (наречие)

39.

На конце наречий после шипящих пишется Ь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

сплошь - наречие – (настежь, наотмашь)



В раздел образования