Автор: Назарова Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Дубенская СОШ
Населённый пункт: поселок Дубна, Тульская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Правила для работы над ошибками на уроках русского языка 1-4 класс
Раздел: начальное образование
Общие правила
1.
Если пропустил или переставил букву в слове, напиши
слово правильно и подели его на слоги:
машина ма-ши-на
2.
Если допустил ошибку в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу,
чк-чн, нщ, щн, рщ, чт, нч, напиши слово правильно и подбери
ещё 2 слова на это правило:
ночной, речной, ручной (чн)
чашка, чайка, чайник (ча)
3.
Если перенёс слово неверно, напиши все случаи его
переноса:
ма-ленький, малень-кий
зай-ка,
подъ-езд
осен-ний
семья
4.
Большая буква в именах собственных. Напиши слово
правильно и ещё 2 слова на это правило:
город Москва – собственное имя города (город Тула, поселок
Дубна)
5.
Раздельное написание предлогов с именами
существительными, прилагательными и числительными:
с берёзы, с (какой?) берёзы
у Даши, у (кого?) Даши
на десять, на (сколько?) десять
6.
Разделительный Ъ и Ь знак. Разбери слово по составу и
напиши ещё 2 слова на это правило:
подъём, подъезд, съезд ( ъ у,ё,я,и,ю)
бьёт, вьёт, льёт ( ь е,ё,я,и,ю)
7.
Если ошибка в словарном слове, напиши это слово
правильно и составь с ним предложение:
класс Наш класс самый дружный.
адрес Я написал неверно адрес.
«Три правила корня»
8.
Безударные гласные в корне проверяй ударением:
с[а]ва - совы, совушка– сова
9.
Парные согласные в корне слова проверяй с помощью
гласных или сонорных звуков:
б д ж з г в [гласный звук]
п т ш с к ф [л, м, н, р, й]
зу[п] – зубы, зубок - зуб
зу[п]ки – зубной - зубки
10.
Непроизносимые согласные т, д, л, в ставь в сильную
позицию, когда все звуки произносятся и слышатся чётко:
сер?це – сердечко – сердце
опас?ный – опасение - опасный
Правописание суффиксов
Напиши слово правильно, выдели суффикс:
11.
Суффиксы –онок-, -ёнок-, -ок-, -ёк-:
после
ж,ч,ш,щ
пишем –онок-, -ок-
парной мягкой согласной
пишем –ёнок-, -ёк-
зайчонок, стрижонок,
мышонок, жучок
лисёнок, котёнок, ребёнок,
стебелёк
12.
Суффикс –ин-:
горошина, тишина, соломинка
13.
Суффиксы –ек-, -ик-.
Определяем, изменяя форму слова:
-ик-И «не убегает»: дом[и]к – нет домика - домик
-ек-Е «убегает»: замоч[и]к – нет замочка - замочек
14.
Суффиксы –оват-, -еват-:
сероватый, беловатый
15.
Суффикс –ость-:
мудрость, радость, молодость
16.
Суффиксы –ив-, -ев-:
-ив- - под ударением: красивый
-ев- - без ударения: волевой, строевой, боевой
17.
Суффиксы –чив-, -лив-:
доверчивый, болтливый, вежливый
18.
Суффиксы –ец-, -иц-:
-ец- -м.р. – колодец
-иц- - ж.р. - красавица
Суффиксы –ец-, -иц- в существительных среднего рода
зависят от ударения. Если ударение стоит
перед суффиксом, пишется –иц-: - платьице
если после - -ец-: - письмецо
Правописание приставок
19.
В приставках о-, до-, от- (ото-), про-, по-, под- (подо-),
об- (обо-), со- пишется О.
Выдели приставку и подбери ещё 2 примера с такой же
приставкой:
добежал, допрыгал, доскакал
20.
В приставках за-, на-, над-, раз-, рас- пишется А.
Выдели приставку и подбери ещё 2 примера с такой же
приставкой:
насыпать, написать, налить
21.
Приставки без-, раз-, из- пишутся перед звонким
согласным или гласным звуком, приставки бес-, рас-, ис-
пишутся перед глухим согласным:
издать, избил, извёл
испуг, истома, исход
рассвет, рассказ
беззвучный, беззаботный
Буквы О/Ё/Е, И/Ы после шипящих и Ц
23.
Буквы О/Ё/Е после шипящих в суффиксах и окончаниях:
в суффиксах
существительных
-ок-, -онок-, -онк-а
зайчонок, мышонок, жучок, книжонка
-ён-
копч[о]ный – копчение – копчёный
туш[о]ный – тушение - тушёный
в суффиксах
прилагательных
-ов-
моржовый, ежовый,грошовый
в окончаниях
существительных
под ударением О, без ударения Е:
мячом, шалашом
дачей, овощем
в окончаниях
глаголов
пишется Ё
лжёт, течёт, печёт
на конце
(в суффиксах)
наречий
пишется О
горячо, свежо, общо
Выдели часть слова, в которой находится орфограмма, укажи
часть речи, приведи ещё 2 примера на данное правило.
24.
Буквы О/Ё после шипящих в корне слова.
Под ударением пишется Ё, если в родственных словах
или в другой форме того же слова пишется Е:
пч[о]лка – пчелиный, пчельник - пчёлка
Смотри в словаре: шов, крыжовник, шорох, обжора,
жонглёр, мажор, шорты, трущоба, чащоба, шоколад, шоссе.
Выдели корень слова, подбери родственное слово или измени
его форму. Словарное слово напиши несколько раз.
25.
Буквы О/Е, И/Ы после Ц.
- в окончаниях и суффиксах после Ц под ударением
пишется О, без ударения – Е:
купцом, кольцом, берцовый
пальцем, торговцев, ситцевый
- в окончаниях и суффиксах после Ц пишется Ы:
бойцы, улицы, лисицын, сестрицын
Но: –ция (акация, станция, революция)
- в корне после Ц пишется И:
цирк, циновка, цифра, цикорий
Исключения: цыган, цыпочки, цыплёнок, цыц
Имя существительное
26.
Правописание имён существительных с шипящими на
конце.
У имён существительных 3-го склонения на конце пишем Ь:
дочь (имя сущ., 3 скл.)
У имён существительных 2-го склонения и 1-го склонения
в Р.п. мн.ч. Ь не пишется:
Мяч (имя сущ., 2 скл.)
(много) туч (имя сущ., 1 скл., Р.п.)
27.
Правописание падежных окончаний.
1 скл.
2скл.
3 скл.
-ий
-ия
-ие
ж.р.,
м.р.
-а, -я
м.р.,
ср.р.
-
□
, -о,-е
ж.р. + ь
лиса
земля
слон
конь
окно
любовь
степь
санаторий
экскурси
я
мнение
Р.п.
-ы, -и
-а, -я
-и
-я
-и
-я
Д.п.
-е
-е
-и
-ю
-и
-ю
В.п.
-у, -ю
-а, -я,
-□, -о,-
е
- □
- □
-ю
-е
Т.п.
-ой, -
ёй
-ом, -
ём
-у, -ю
-ем
-ей
-ем
П.п.
-е
-е
-и
-и
-и
-и
Определи склонение, падеж и воспользуйся опорным словом
склонения для определения правильного написания:
в школ? – имя сущ. школа – ж.р., 1 скл.; в чём? П.п. –
в школе (в земле)
за лес?м – имя сущ. лес
□
, – м.р., 2 скл.; за чем? Т.п. –
за лесом (за слоном)
28.
Правописание окончаний имён существительных в Т.п.
после шипящих и Ц.
Под ударением пишем О, без ударения – Е:
мяч?м - имя сущ. - чем? - Т.п. мячом
товарищ?м – имя сущ. – чем? – Т.п. – товарищем
Имя прилагательное
29.
Безударные падежные окончания имён прилагательных
проверяй вопросом, который ставь от имени
существительного:
роща (какая?) берёзовая
по лугу (какому?) широкому
Глагол
30.
Правописание окончаний глаголов прошедшего времени:
м.р.
ж.р.
ср.р.
мн.ч.
-
□
-а
-о
-и
солнышко встал? – что сделало? ср.р. – встало
ягода созрел? – что сделала? ж.р.– созрела
31.
После шипящих на конце глаголов (и перед -ся)
пишется Ь:
испечь (глагол, н.ф.)
беречь (глагол, н.ф.)
гуляешь (глагол, 2 л. ед.ч.)
умываешься (глагол, 2 л. ед.ч.)
32.
НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов,
которые без НЕ не употребляются:
(не)читал –глагол- не читал
(не)навидел – глагол, без «не» не употребляется - ненавидел
33.
Правописание глаголов на –ться и –тся.
Задай вопрос к глаголу. Если в вопросе есть Ь (что
делать? что сделать?), пишем его и в –ться:
Петя должен учит?ся – что делать? – учиться
Петя учит?ся – что делает? – учится
34.
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом
–л- пиши ту же гласную, которая пишется в этом
глаголе в начальной форме:
стро?л – что делал? – что делать? – строить – строил
посе?л – что сделал? – что сделать? – посеять – посеял
35.
Чтобы правильно написать безударное личное
окончание глагола, определи его спряжение.
1. Является ли глагол исключением?
(брить, стелить – 1 спряжение,
гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть,
обидеть, терпеть, зависеть, вертеть – 2 спряжение)
Если нет, то
2. Поставь глагол в форму 3 лица множественного числа
(они что делают? что сделают?)
Если окончание ударное, то
глаголы на –ут, -ют – 1 спряжение
на –ат, -ят – 2 спряжение
Если нет, то
3. Поставь глагол в начальную форму (что делать? что сделать?)
Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол 2 спряжения,
если нет – 1 спряжения.
4. У глаголов 1 спряжения пишем Е,
у глаголов 2 спряжения пишем И.
Рассуждай так:
чита?м –что делаем? – глагол-не исключение- они что делают?
– читают- окончание безударное – ставим в начальную форму
– что делать? – читать – оканчивается на –ать – 1 спряжение
– пишем Е – читаем
Форма записи:
чита?м – глагол, 1 спр. – читаем
Наречие
36.
Наречие пиши слитно.
(с)лева – написал где? слева– наречие
37.
На конце наречий после шипящих под ударением
пишется О, без ударения – Е. Исключение: ещё.
Напиши слово правильно и подбери ещё 2 слова на это
правило.
певуч? –как? – наречие - певуче (далече, неуклюже)
горяч?- как? – наречие – горячо (общо, свежо)
38.
На конце наречий
с приставками из- (ис-), до-, с- пишется –а,
с приставками на-, за-, в- пишется -о.
Напиши слово правильно, выдели приставку и суффикс,
укажи часть речи.
направо (наречие)
слева (наречие)
39.
На конце наречий после шипящих пишется Ь.
Исключения: уж, замуж, невтерпёж.
сплошь - наречие – (настежь, наотмашь)