Напоминание

Психологическая характеристика танцевального спорта: требования к личности танцора-спортсмена


Автор: Чекина Екатерина Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Железнодорожного района города Ростова-на-Дону "Дом детского творчества"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: научная статья
Тема: Психологическая характеристика танцевального спорта: требования к личности танцора-спортсмена
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВАЛЬНОГО

СПОРТА: ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ТАНЦОРА-СПОРТСМЕНА

Чекина Е.Д.

Аннотация.

Данная

работа

отражает

психологическую

характеристику

танцевального спорта в части требований к личности танцоров-спортсменов. Указанные

результаты могут быть полезны при выстраивании эффективного учебно-тренировочного

процесса.

Ключевые слова: танцевальный спорт, психологическая характеристика, требования

к личности, танцор-спортсмен.

Введение. В современном мире бальные танцы представляют собой не

только искусство, но и официально признанный самостоятельный вид спорта –

танцевальный.

Спорт

же,

в

свою

очередь,

является

особым

типом

достиженческой активности, исторически выделившимся в форме состязания,

направленным на максимальную реализацию возможностей индивида (его сил,

способностей,

умений)

с

объективизированной

оценкой

достигаемых

результатов

и

реализуемым

в

условиях

четко

регламентированного

соперничества (соревнования). Способность человека выполнить спортивное

достижение определяется не только физическими качествами его тела, но и

внутренними

волевыми

особенностями.

В

связи

с

этим

актуален

вопрос

обозначения психологических требований к личности танцора-спортсмена.

§1.

Свойства

нервной

системы,

способствующие

успеху

в

танцевальном

спорте.

Психическая

активность

выступает

ключевым

психологическим

качеством

личности,

определяющим

потенциальную

способность спортсмена к максимальной мобилизации своих возможностей.

Именно

уровень

активности

способствует

эффективному

освоению

и

преобразованию

внешней

действительности,

что

на

психомоторном

уровне

выражается

в

повышенной

эмоциональной

подготовленности

к

тяжелой

физической работе, но при этом приносящей чувство удовлетворения.

Низкая

психическая

активность

обуславливает

избегание

индивидом

ситуаций,

приносящих

внутренний

дискомфорт.

Учитывая,

что

соревновательная

деятельность

это

всегда

преодолевание

трудностей

и

соперничество, проявление волевых качеств, для личности с низкой активностью

спорт является настоящим вызовом. Скорее всего, таким вызовом, который не

стоит

эмоционального

здоровья

индивида.

Соответственно,

в

танцевальном

спорте

в

более

выигрышное

положение

занимают

личности

с

высокой

активностью, нежели низкой.

Говоря о свойствах нервной системы с учетом их психической активности,

для танцоров-спортсменов наиболее предпочтительны следующие их сочетания:

сильная, подвижная, уравновешенная; тип темперамента – сангвиник:

сильная, подвижная, неуравновешенная; тип темперамента – холерик.

И действительно, в ходе анализа типов темперамента танцоров высокой

квалификации различных специализаций (исследование Тереховой М.А.) было

выявлено, что у большинства опрошенных танцоров-латинистов преобладает

холерический тип темперамента (75%), а большинство опрошенных танцоров-

стандартистов – сангвиники (70%). Латиноамериканским танцам свойственны

высокоэмоциональные, интенсивные и темповые движения, поэтому активные,

энергичные, легковозбудимые спортсмены холерического типа темперамента

будут гармонично смотреться в данном виде программы. Танцоры-сангвиники –

активные,

подвижные

спортсмены,

добьются

высоких

результатов

в

европейской программе, так как характерная для данного типа темперамента

уравновешенность свойственна европейским танцам.

Флегматики

(свойства

нервной

системы:

сильная,

неподвижная,

уравновешенная)

занимают

менее

выигрышное

положение

в

танцевальном

спорте, поскольку склонны к выполнению поставленных задач верно, но с

опозданием. Кроме того, для личности с таким типом темперамента окажется

особенно трудно изменить уже сложившиеся технический или тактический

паттерны. Учитывая сложнокоординационный характер избранного вида спорта,

такие ошибки, можно сказать, фатальны. Сочетание свойств нервной системы

меланхоликов (слабая, подвижная, неуравновешенная) в принципе для спорта

непригодно, в том числе и танцевального.

Сочетания

особенностей

нервной

системы

могут

оказывать

как

положительное, так и отрицательное влияния, тем самым обуславливая ту или

иную

степень

эффективности

как

соревновательной,

так

и

тренировочной

деятельности

танцоров-спортсменов

в

различных

условиях.

Преодоление

негативного эффекта, оказываемого тем или иным свойством темперамента,

может быть достигнуто путем реорганизации деятельности занимающихся, в

ходе которой в процессе обучения и воспитания танцору создаются условия,

способствующие

усилению

положительных

проявлений

темперамента,

таблица 1.

Таблица 1. – Пути психолого-педагогического воздействия в зависимости от

преобладающего свойства темперамента (исследование Ронь И.А.)

Преобладающее

свойство темперамента

Пути психолого-педагогического воздействия

Высокая тревожность

1. Тактичное и внимательное отношение к спортсмену.

2.

Обязательное

обучение

спортсмена

методам

регуляции

эмоциональных состояний.

Дозирование мотивации перед соревнованиями.

Низкая тревожность

1.

Повышенный

контроль

за

посещаемостью

занятий

и

самостоятельной работой танцора.

2.

Стимулирование

интереса

к

выступлениям

на

соревнованиях любого ранка.

Экстравертность

1. Требование систематической работы спортсмена над собой.

2.

Требование

сдерживания

чрезмерной

общительности

в

условиях

соревновательной

деятельности,

а

в

некоторых

случаях и тренировочной.

Интравертность

1. Приобщение к групповому разбору результатов тренировок

и соревнований.

2. Использование коллективных психотехнических игр.

Невротичность

1. Мягкое, чуткое отношение к танцору, особенно в условиях

соревнований.

2. Обязательное обучение способам регуляции эмоциональных

состояний.

3. Дозирование мотивации в соревнованиях.

Эмоциональная

невозбудимость

1.

Включение в тренировку соревновательной мотивации с

целью повышения активности.

Ригидность

1.

Изменение условий проведения тренировки.

2.

Смена вариантов положения на площадке.

3.

Требование от танцора представления композиции перед

выходом на паркет.

Импульсивность

1. Убеждение спортсмена в том, что все замечания педагога

справедливы и обоснованы.

2. Требование проводить разминку по плану.

§2.

Свойства

личности,

способствующие

достижению

успеха

в

танцевальном

спорте.

Успешность

выступлений

танцоров-спортсменов

на

соревнованиях обуславливается различными личностными характеристиками.

Однако

основными

из

них,

определяющими

результат

соревновательной

деятельности, выступают:

соревновательная эмоциональная уравновешенность (устойчивость);

личностная тревожность;

соревновательная мотивация.

Эмоциональная уравновешенность в условиях соревнований позволяет

спортсмену привести свое внутреннее состояние в оптимальное. Последнее

характеризуется готовностью к выполнению спортивного достижения или же к

демонстрации

индивидуального

максимума

достиженческих

способностей.

Развитая эмоциональная уравновешенность сводит вероятность наступления

таких предстартовых состояний, как лихорадка или апатия. Иными словами,

указанное свойство личности отвечает за некое хладнокровие, устойчивость к

стресс-факторам, собранность. Эмоциональная уравновешенность спортсмена

является

ключевым

требованием

к

его

психике

не

только

в

условиях

соревнований, но и в ходе учебно-тренировочного процесса.

Тревожность

спортсмена

также

выступает

ключевым

фактором

при

выборе спортивной деятельности как ведущей или одной из основных. Проблема

заключается

в

том,

что

люди

с

высоким

уровнем

тревожности

склонны

драматизировать

любую

жизненную

ситуацию.

Специфическая

же

направленность спорта, в том числе и танцевального, на наивысший результат, а

значит, и соперничество, будет только усугублять положение. Высокий уровень

тревожности

препятствует

и

способности

индивида

к

психической

саморегуляции, без которой не обойтись любому спортсмену. Ее незаменимость

проявляется как в управлении предстартовыми состояниями на соревнованиях,

так

и

в

стимулировании

восстановительных

процессов

после

физических

нагрузок.

Психическая

саморегуляция

крайне

полезна

и

при

внутренней

настройке на тренировочную деятельность.

Низкий уровень тревожности также не благоприятен для занятий спортом.

Такие люди не склонны к борьбе, необходимому уровню агрессии. Спортсмен с

низким уровнем тревожности окажется слишком расслабленным в решающей

соревновательной ситуации. Лишь золотая середина позволит организму выйти

на требуемый для желаемого результата уровень функционального состояния.

Так,

одно

из

основных

требований

к

личности

танцора-спортсмена

оптимальный уровень тревожности.

Соревновательная мотивация – это стимул, побуждающий индивида к

участию в спортивном состязании. Ее уровень также обязан находиться в зоне

оптимума. Очевидно, если у человека отсутствует мотивация заниматься тем или

иным видом деятельности, он не станет вкладывать в него какие бы то ни было

ресурсы. Завышенный уровень мотивации, как ни странно, тоже неблагоприятно

влияет на ход соревновательной деятельности. Такой стимул окажется причиной

излишней тревожности, а вместе с ней и выхода, как уже было отмечено, из

требуемого функционального состояния организма.

Для танцоров-спортсменов, как и для представителей иных видов спорта,

нередки мотивы, связанные с желанием достичь успеха, проявить высокую меру

ответственности, а также повысить престиж собственный и страны, за которую

он выступает на соревнованиях. Однако бальные танцы – не только спорт, но и

вид искусства. В связи с этим среди мотивов встречаются весьма необычные:

эстетического самовыражения, художественного воплощения демонстрируемых

танцевальных образов.

Стремление к лидерству является необходимым требованием к личности

танцора-спортсмена.

Именно

оно

лежит

в

основе

состязания,

являющегося

предметом соревновательной деятельности. Однако в условиях танцевального

спорта, главное, не забывать о взаимопонимании и гармонии в паре.

Также важна эмоциональная устойчивость к дискомфорту, вызванному

напряженной физической активностью. Данное качество развито у мужчин в

большей мере, чем у женщин. В целом это объясняемо в том числе и большей

генетической приспособленностью к физической нагрузке. Низкая устойчивость

к

физическому

дискомфорту

проявляется

преимущественно

в

ухудшении

настроения, снижении желания работать.

Для спортсменов высокого уровня нехарактерна высокая потребность в

общении. Как показывают исследования, интроверсия обеспечивает лучшую

психическую саморегуляцию, значение которой было отмечено выше. Связано

это с тем, что такие люди воспринимают ситуацию через призму внутренних

ощущений. Экстравертам же, несвойственно глубокое «погружение в себя». Тем

самым

они

видят

окружающие

события

такими,

какими

они

являются

в

действительности. Тем самым попытки регулировать свои восприятия для них

реже

результативны.

Люди

с

высоким

уровнем

потребности

в

общении

нуждаются в постоянном подкреплении своих восприятий через неуправляемое

общение, которое затрачивает немало эмоционального ресурса. В условиях

соревнований это может способствовать выходу из оптимального состояния

боевой

готовности.

Ситуация

осложняется,

если

рядом

оказываются

еще

несколько общительных спортсмена.

Одним из ключевых требований к личности танцора-спортсмена является

устойчивость

его

психики

в

ситуациях

повышенной

ответственности.

Выраженный страх совершить ошибку, не оправдать надежд и ожиданий, в том

числе своих, опозориться и тому подобное становится причиной возникновения

излишней тревожности, которая, в свою очередь, как уже было отмечено выше,

негативно

сказывается

на

эффективности

соревновательной

деятельности

и

принимаемых в ходе нее решений.

§3.

Условия

совместимости

танцевальных

партнеров.

Спортивная

деятельность в бальных танцах реализуется в паре. Ее успешность зависит от

способности

двух

танцоров

к

сотрудничеству.

Причем

последнее

должно

осуществляться непрерывно: не только на соревнованиях, но и на тренировках.

Еще лучше, если партнеры поддерживают дружеские отношения вне танцев. В

совместных действиях важно не искать виноватых во время соревнований.

Необходимо

проявлять

самообладание

и

поддержку.

На

тренировках

не

высказывать

друг

другу

претензии,

кидаясь

оскорблениями,

а

провести

конструктивную беседу, рассказывая о своих чувствах, когда один из партнеров

поступает

«неправильно».

Важно

прийти

к

общему

соглашению,

а

не

замалчивать имеющие разрушительное влияние обиды. Лидерство как чувство

соперничества,

необходимое

для

достижения

желаемого

спортивного

результата, не должно препятствовать отмеченному сотрудничеству партнеров.

В ситуациях, когда оба стремятся руководить, целесообразно четко распределить

ответственность между спортсменами по вопросам, требующим решения в ходе

соревновательной и тренировочной деятельности. При такой организации оба

танцора смогут быть как «ведущим», так и «ведомым», но при различных

обстоятельствах.

Так, необходима совместимость не только в физическом и механическом

профессионализме спортсменов, но и в их психологии. Танцевальный тандем

должен оказаться способен достигнуть доверительных отношений, в основе

которых

будут

лежать

взаимопонимание

и

стремление

к

благоприятному

разрешению неизбежно возникающих противоречий. Такая организация работы

в

паре

будет

способствовать

возникновению

положительной

динамики

спортивного результата.

Выводы.

Таким

образом,

в

статье

была

дана

психологическая

характеристика

танцевального

спорта

в

вопросе

требований

к

личности

танцоров-спортсменов. В частности, были определены и описаны:

свойства нервной системы, способствующие успеху в танцевальном

спорте;

свойства

личности,

способствующие

достижению

в

танцевальном

спорте;

условия совместимости танцевальных партнеров.

Литература

1.

Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное

пособие

для

студентов

высших

педагогических

учебных

заведений

/

Е.Н.

Гогунов, Б.И. Мартьянов. – Москва: Академия, 2000. – 288 с.

2.

Кудинова, И.Б. Ответственность как предпосылка успешности личности

в танцевальном спорте / И.Б. Кудинова, В.С. Кудинов, С.С. Кудинова // Новая

психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к

устойчивому развитию. – 2021. – С. 316-320.

3.

Лысакова, А.Н. Психологические особенности спортивно-танцевальной

деятельности / А.Н. Лысакова, М.С. Новицкая // Вестник университета. – 2014. –

№ 2. – С. 254-257.

4.

Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник /

Л.П. Матвеев. – 4-е издание, исправленное и дополненное. – Санкт-Петербург:

Лань, 2005. – 384 с.

5.

Ронь,

И.Н.

Проблемы

эмоциональной

устойчивости

в

спортивной

деятельности

танцевальных

пар

/

И.Н.

Ронь

//

Психология

и

педагогика:

методика и проблемы практического применения. – 2011. – С. 32-36.

6.

Рубштейн, Н. Психология танцевального спорта или что нужно знать,

чтобы стать первым / Н. Рубштейн. – Москва: Маренго Интернейшнл Принт,

2002. – 157 с.

7.

Серова, Л.К. Психологическая характеристика танцевального спорта /

Л.К. Серова, Л.Г. Чернышева, Е.И. Сидоров // Ученые записки университета им.

П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 1 (167). – С. 393-397.

8.

Сопов,

В.Ф.

Теория

и

методика

психологической

подготовки

в

современном спорте: методическое пособие / В.Ф. Сопов. – Москва, 2010. – 116

с.

9.

Терехова,

М.А.

Сравнительный

анализ

индивидуально-

психологических

особенностей

танцоров

различных

специализаций

/

М.А.

Терехова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2016. – № 3. – С.

308-311.



В раздел образования