Напоминание

ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС


Автор: Царевская Галина Владимировна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ "Водник" г.Находка
Населённый пункт: Приморский край
Наименование материала: ПРОГРАММА
Тема: ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

детей детско-юношеская спортивная школа «Водник» г.Находка

ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС
Программа разработана на основании ФССП по виду спорта «Настольный теннис» приказ Минспорта России от 18.06.2013 № 399 Разработал
:
тренер высшей квалификационной категории по настольному теннису Г.В.Царевская Находка 2014 год

Пояснительная записка
Программа для детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) «Настольный теннис» разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с: 1. Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г., с изменениями от 12.07.2012 г.; 2. Приказом министерства спорта РФ № 399 от 18.06.2013 г., «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта настольный теннис»; 3. Положением об образовательных учреждениях дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства от 07.03.1995 №233 с учетом постановления Правительства РФ от 07.12.2006 №752 «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей»; 4. Методических рекомендаций по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 29.09.2006 г. № 06-1-179, с изменениями от 12.05.2014 г., № ВМ-04-10/2554 5. Приказ Министерства спорта России от 27.12.2003 г., № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»; 6. Приказ Министерства Российской Федерации от 12.09.2013 г., «Об утверждении порядка приёма на обучение по дополнительным предпрофильным программам в области физической культуры и спорта». В основу программы положены нормативные требования по физической и технико- тактической подготовке, современные и методические разработки по настольному теннису отечественных и зарубежных специалистов, применяемые в практике подготовки высококвалифицированных игроков. Программа является основным документом при организации и проведении занятий по настольному теннису в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ). Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям. Актуальность проблемы физического здоровья подрастающего поколения на современном этапе особо остра. Это связано с экологией, наркоманией, токсикоманией, курением и детским алкоголизмом.
Цель программы:
Физическое развитие и укрепление здоровья детей через занятия настольным теннисом. Данная программа позволяет решать задачи по оздоравливанию молодёжи, общему физическому развитию, предупреждению вредных привычек, пропаганду здорового образа жизни.
Задачи программы:
Образовательные: - познакомить с правилами техники безопасности при игре в настольный теннис, спортивным оборудованием и инвентарём; - научить правилам поведения и вероятности получения различных травм при игре; - научить оказывать первую медицинскую помощь при возможных травмах на спортивных занятиях; - научить технике и тактике игры в настольный теннис; - научить критериям самооценки и самоконтроля при игре. - Научить подвижным и спортивным играм.
Развивающие: - развитие физических способностей, формирование умений и навыков игры в настольный теннис; - формирование здорового образа жизни; - укрепление физического и психического здоровья подростков; - формирование навыков преодоления трудностей; - развитие памяти, внимания, ловкости и воли. Воспитательные: - способствовать воспитанию общей и спортивной культуры поведения; - воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении поставленной цели.
Формы и виды занятий
При организации образовательного процесса на отделении настольного тенниса используются следующие формы занятий: лекция, тренировка, беседа, игра, эстафета, соревнования.
Методическая часть учебной программы
Подготовка игрока в настольный теннис от новичка до спортсмена высокого класса представляет собой единую систему, все составные части которой взаимосвязаны и обусловленны достижением главной цели, которая заключается в подготовке теннисистов высокой квалификации. Достижение намеченной цели зависит от оптимального уровня исходных данных: отобранных в группы совершенствования молодых игроков в настольный теннис, уровня профессиональной подготовленности тренеров, наличия материально- технической базы и от высокого качества организации всего педагогического процесса. При системном подходе процесс подготовки рассматривается в многолетнем аспекте с учетом единства тренировки, соревнований и усиливающих их эффект восстановительных воздействий. Основные задачи поэтапной спортивной подготовки:  привлечение максимального количества детей и подростков к систематическим занятиям спортом;  обеспечение всестороннего физического развития и укрепления здоровья;  воспитание волевых, морально стойких качеств граждан страны;  подготовка спортсменов высокой квалификации, резерва в сборные команды России. Программа является основным государственным документом учебно-тренировочной и воспитательной работы в ДЮСШ. Она раскрывает весь комплекс параметров обучения и тренировки в спортивной школе. В программе использованы современные тенденции развития настольного тенниса, передовой опыт обучения и тренировки игроков в настольный теннис. Программа содержит разделы, в которых освещены задачи и материал по видам подготовки (теоретической, физической, технической, тактической, игровой, психологической), средства и формы подготовки, система контрольных нормативов и упражнений. Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса становления спортивного мастерства юных спортсменов.
Режим работы
Подготовка спортсменов в ДЮСШ, является многолетним процессом, рассчитанным на 1012 лет работы, и предусматривает определенные требования к занимающимся настольным теннисом в соответствии с этапом подготовки. Учебные группы в отделении настольного тенниса комплектуются в соответствии с нормативно-правовыми требованиями
(нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ – 2005 г.). Подготовка игроков в настольный теннис делится на несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности: - спортивно-оздоровительный этап проходит в спортивно-оздоровительных группах и может длиться от 1-го года до нескольких лет; - этап предварительной подготовки (до 3-х лет) проводится в группах начальной подготовки; - этап начальной специализации (до 2-х лет) проводится в учебно-тренировочных группах 1-го и 2-го годов обучения. Главный отличием является возраст и подготовленность детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки. При зачислении дети проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности. После каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные программой нормативы. Повышение уровня спортивной подготовки по настольному теннису в соответствии с определенными этапами предусмотрено нормативными требованиями. Требования по спортивной подготовленности, наполняемости групп и количеству часов тренировочной работы в неделю представлены в табл.1 Учитывая что общеобразовательные школы перешли на 12 летнее образование и в начальную школу зачисляются дети с 6 лет, то и зачисление в спортивную школу может также проходить с 6 лет. При этом необходимо учитывать, что тренировочная нагрузка в течение дня и в неделю не должна превышать допустимых норм (табл.1-3). Однако многолетний опят и проведенные научные исследования показали, что достижение зоны первых серьезных успехов (выполнение спортивных разрядов), во многом зависит от возраста начала занятий и стажа занятий данным видом спорта (табл.3). И часто дети, пришедшие из других видов спорта, не только догоняют по уровню подготовленности своих сверстников, но иногда и опережают в росте спортивного мастерства. Таблица 1
Режимы учебно-тренировочной работы и требования по спортивной

подготовленности
Этап подготовки Год обучения Минимальны й возраст для зачисления Минимально е ч и с л о учащихся в группе Максимально е к о л - в о учебных часов в неделю Требования по спортивной подготовке Спортивно- оздоровительный Весь период 6 15 6 Прирост показателей ОФП Начально- подготовительный До года 6 15 6 Выполнение нормативов ОФП, юношеских спортивных разрядов Свыше года 7 14 9 Учебно- тренировочный До года 8 10 12 Выполнение нормативов О ФП, СФП, Т Т П , д о 1 спортивного разряда Свыше года 10-12 8 18
Таблица 2
Выполнение разрядных нормативов в зависимости от возраста начала занятий

настольным теннисом

Возраст,

лет

Разряд

II

I

III

II

I

КМС

МС
7 8 9 10 11 12 14 16 8 9 10 11 12 13 14 16 9 10 11 12 12 13 14 16 10 11 11 12 12 13 14 16 11 11 11 12 12 13 14 16 12 12 12 13 13 14 15 17 13 13 13 14 14 15 16 18 14 14 14 14,5 15 15,5 16 18 Таблица 3 В то же время при переводе младших детей в старшие группы, необходимо придерживаться требований длительности одного занятия, что обусловлено физиологическими требованиями, предъявляемыми к растущему организму, и необходимостью проведения восстановительных мероприятий (табл. 3)
Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической,

технической и спортивной подготовке
Этап Год обучения Минимальный возраст зачисления Минимальное кол-во в группе Максимальное кол-во учебных часов в неделю Продолжительность Кол-во занятий в неделю Кол-во часов в год Спортивно- оздоровительны й Весь период 6 15 6 2 3 312 Начальной подготовки 1-2 6 15 6-9 2 3-5 312-468 Учебно- тренировочный 3-6 8 8 12-18 3 4-6 624-936
Контрольные нормативы и требования приема и перехода

занимающихся на последующие годы обучения
Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ) комплектуется из числа наиболее способных к спорту учащихся. Непременным условием для приема в ДЮСШ является успешная учеба в школе. Учебные группы в отделении настольного тенниса комплектуются с учетом возраста и спортивной подготовленности занимающихся. Комплектование ДЮСШ производится ежегодно в сентябре – октябре. В отделение настольного тенниса ДЮСШ принимаются дети 6-7 лет и старше, допущенные к занятиям врачом. Поступающие в ДЮСШ учащиеся подают заявления о приеме и представляют согласие родителей, медицинскую справку из детской поликлиники.
На
этап спортивно-оздоровительный
зачисляются учащиеся, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники настольного тенниса. Н а
этап

начальной

подготовки
зачисляются учащиеся, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра и согласие родителей. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки. Учебно-тренировочный этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке
Организационно-методические указания
Многолетняя подготовка игроков в настольный теннис строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс, необходимых для осуществления качественного учебно-тренировочного процесса. Для достижения спортивного мастерства необходимо освоение определённых объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок. Развитие разных сторон подготовленности юных спортсменов проходит неравномерно (таблица 1). В одном возрасте преобладает прирост одних, в другом - других качеств. Поэтому очень важно, учитывая сенситивные периоды развития двигательных способностей, сохранить соразмерность развития основных физических качеств. Для этого тренеру необходимо знать возрастные особенности развития юных игроков. Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств Таблица 1. Морфофункциональные показатели, физические качества Возраст, лет 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Рост * * * Мышечная масса * * * * * * Быстрота * * * * Скоростно-силовые качества * * * * * Силовые способности * * Выносливость (аэробные возможности) * * * * Анаэробные возможности * * * * Гибкость * * * * Координационные способности * * * Равновесие * * * * * *
Для успешного совершенствования соревновательной деятельности подготовку юного теннисиста необходимо вести в условиях формирования перспективного спортивно-технического мастерства. Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности теннисиста. Тренировочные нагрузки необходимо подбирать каждому игроку индивидуально с учётом состояния здоровья, уровня работоспособности в соответствии с требованиями данного этапа. Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объём упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности спортсменов. Когда занимающиеся упражняются в совершенствовании технических приёмов, можно значительно повысить физическую нагрузку, увеличивая количество повторений, повышая скорость выполнения приёмов и усложняя перемещения игроков. Овладение тактикой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. При обучении двигательным действиям необходимо сочетать традиционные методы физического упражнения с методами разъяснения и наглядности. Обучение ударным движениям в настольном теннисе начинается с создания представления о нём и о пространственно-временных параметрах движения. В начале обучения следует очень осторожно использовать соревновательный метод, так как в данном случае сознание и мышечная деятельность будут направлены не на способ освоения техники, а на его быстрейшее выполнение. В технической подготовке игроков в настольный теннис следует комплексно использовать как целостное обучение, так и расчленённое. Все эти особенности следует учитывать при планировании средств физической и технической подготовка в многолетнем тренировочном процессе. Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени правильно и точно подавать и принимать подачи, уметь выполнять базовые атакующие и защитные технико-тактические приемы, как на месте, так и в движении, так и в условиях противоборства. Только после того, как юный теннисист овладеет этим комплексом навыков и умений, можно переходить к специализации по стилю игры. Для занятий настольным теннисом необходимо иметь спортивный зал не менее, чем на 6 - 8 столов при минимальных размерах игровой площадки 9 х 5 м 2 . Место проведения занятий должно быть хорошо освещено, свет должен быть равномерным. Пол в спортивном зале, используемом для занятий, должен иметь деревянное покрытие. Стены и задний фон помещения должны быть темного цвета. Для эффективной работы тренеру необходимо учитывать особенности возрастного и полового развития детей, возрастных стимулов и интересов.
Учебный план
На протяжении периода обучения в спортивной школе теннисисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая: · постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию; · планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами; · переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для теннисистов; · увеличение соревновательных упражнений; · постепенное увеличение объема тренировочных нагрузок. Учебный план составлен на 52 недели занятий непосредственно в условиях спортивной школы. В данном плане часы распределены не только по годам и этапам обучения, но и по времени
Приложение № 2 к Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта настольный теннис
Соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапах

спортивной подготовки по виду спорта настольный теннис
Разделы подготовки Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) До года Свыше года До двух лет Свыше двух лет Общая физическая подготовка (%) 26-34 26-34 17-23 17-23 Специальная физическая подготовка (%) 17-23 17-23 17-23 17-23 Техническая подготовка (%) 31-39 31-39 26-34 26-34 Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) 9-11 9-11 17-23 17-23 Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (%) 4-6 4-6 9-11 9-11
Приложение № 3 к Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта настольный теннис
Планируемые показатели соревновательной деятельности

по виду спорта настольный теннис
Виды соревнований Этапы и годы спортивной подготовки Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) До года Свыше года До двух лет Свыше двух лет Контрольные 2 2 1 1 Отборочные - - 2 2 Основные 2 4 3 3 Количество встреч 20 30 36 42
Приложение № 4 к Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта настольный теннис
Влияние физических качеств и телосложения на результативность

по виду спорта настольный теннис
Физические качества и телосложение Уровень влияния Скоростные способности 3 Мышечная сила 2 Вестибулярная устойчивость 3 Выносливость 2 Гибкость 2 Координационные способности 3 Телосложение 1 Условные обозначения: 3 – значительное влияние; 2 – среднее влияние; 1 – незначительное влияние.
Приложение № 5 к Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта настольный теннис
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в

группы на этапе начальной подготовки
Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты) Юноши Девушки Быстрота Бег на 30 м (не более 5,6 с) Бег на 30 м (не более 5,9 с) Координация Прыжки боком через гимнастическую скамейку за 30 с (не менее 15 раз) Прыжки боком через гимнастическую скамейку за 30 с (не менее 15 раз) Прыжки через скакалку за 30 с (не менее 35 раз) Прыжки через скакалку за 30 с (не менее 30 раз) Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 155 см) Прыжок в длину с места (не менее 150 см) Метание мяча для настольного тенниса (не менее 4 м) Метание мяча для настольного тенниса (не менее 3 м)
Приложение № 6 к Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта настольный теннис
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки

для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты) Юноши Девушки Быстрота Бег на 10 м (не более 3,4 с) Бег на 10 м (не более 3,8 с) Бег на 30 м (не более 5,3 с) Бег на 30 м (не более 5,6 с) Координация Прыжки через скакалку за 45 с (не менее 75 раз) Прыжки через скакалку за 45 с (не менее 65 раз) Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 160 см) Прыжок в длину с места (не менее 155 см) Силовая выносливость Подтягивание на перекладине (не менее 7 раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 10 раз) Техническое мастерство Обязательная техническая программа Обязательная техническая программа
Приложение № 9 к Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта настольный теннис
Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки
Этапный норматив Этапы и годы спортивной подготовки Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) до года свыше года До двух лет Свыше двух лет Количество часов в неделю 6 9 12 16 Количество тренировок в неделю 3 5 5 6 Общее количество часов в год 312 468 624 832 Общее количество тренировок в год 156 260 260 312
Приложение № 10 к Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта настольный теннис
Перечень тренировочных сборов
№ п/п Вид тренировочных сборов Предельная продолжительность сборов по этапам спортивной подготовки (количество дней) Оптимальное число участников сбора Этап высшег о спортив ного мастерс тва Этап совершен ствовани я спортивн ого мастерст ва Тренировоч ный этап (этап спортивной специализа ции) Этап начальн ой подгото вки 1. Тренировочные сборы по подготовке к соревнованиям 1.1. Тренировочные сборы по подготовке к международным соревнованиям 21 21 18 - Определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку 1.2. Тренировочные сборы по подготовке к чемпионатам, кубкам, первенствам России 21 18 14 - 1.3. Тренировочные сборы по подготовке к другим всероссийским соревнованиям 18 18 14 -
1.4. Тренировочные сборы по подготовке к официальным соревнованиям субъекта Российской Федерации 14 14 14 - 2. Специальные тренировочные сборы 2.1. Тренировочные сборы по общей или специальной физической подготовке 18 18 14 - Не менее 70% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе 2.2. Восстановительные тренировочные сборы До 14 дней - Участники соревнований 2.3. Тренировочные сборы для комплексного медицинского обследования До 5 дней но не более 2 раз в год - В соответствии с планом комплексного медицинского обследования 2.4. Тренировочные сборы в каникулярный период - - До 21 дня подряд и не более двух сборов в год Не менее 60% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе 2.5. Просмотровые тренировочные сборы для кандидатов на зачисление в образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта - До 60 дней - В соответствии с правилами приема Приложение № 11
к Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта настольный теннис
Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для прохождения спортивной подготовки

Таблица 1
№ п/п Наименование Единица измерения Количество изделий Спортивное оборудование и инвентарь 1 Теннисный стол комплект 4 2 Ракетка для настольного тенниса штук 12 3 Мячи для настольного тенниса штук 300 4 Гантели переменной массы от 1,5 до 10 кг комплект 3 5 Мяч набивной (медицинбол) весом от 1 до 5 кг штук 7 6 Перекладина гимнастическая штук 1 7 Стенка гимнастическая штук 3 8 Скамейка гимнастическая штук 3

Таблица 2
Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование № п/п Наименование Единица измерения Расчетная единица Этапы спортивной подготовки Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства Кол-во срок экспл уатац ии (лет) Кол-во срок экспл уатац ии (лет) Кол- во срок экспл уатац ии (лет) Кол-во срок экспл уатац ии (лет) 1 Ракетка для настольного тенниса штук на занимающегося - - 1 1 2 1 4 1 2 Резиновые накладки для ракетки штук на занимающегося - - 6 1 12 1 20 1


В раздел образования