Напоминание

Дворец творчества как среда самореализации детей и подростков с особенностями развития и социализации


Авторы: Надежда Петровна Овсянникова, Елена Леонидовна Пироженко
Должность: заместитель директора мбу до дтдм и старший методист мбу о дтдм
Учебное заведение: МБУ ДТДМ г. Ростова-на-Дону
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Дворец творчества как среда самореализации детей и подростков с особенностями развития и социализации
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Ростова - на- Дону

«Дворец творчества детей и молодежи»

Дворец творчества как среда самореализации детей и

подростков с особенностями развития и социализации.

Н. П. Овсянникова, заместитель директора

МБУ ДО ДТДМ, Е. Л. Пироженко,

старший методист МБУ ДО ДТДМ.

Дворец творчества - один из самых крупных детских центров страны в

Южном федеральном округе. Учреждение с 85 –летней историей…

Образовательная

система

учреждения

это

особая

среда

самореализации и позитивной социализации детей и подростков разных

стартовых

возможностей

(малообеспеченные,

опекаемые,

социально

неблагополучные,

вынужденные

мигрант

и

другие),

испытывающих

объективные трудности жизни.

Полный перечень категорий детей. относящихся к группе «дети,

находящиеся в трудной жизненной ситуации», закреплен в Федеральном

законе № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Реализация

основных

шести

направленностей

во

Дворце

-

это

сохранение приоритета качества, обеспечение государственных гарантий

доступности - равного права обучающихся с особенностями развития и

социализации

на

дополнительное

образование

в

муниципальном

образовательном пространстве.

Приоритет деятельности - проектирование пространства персонального

образования обучающихся с целью самореализации, которое обеспечивается

вариативностью

содержания,

разнообразием

средств,

этапностью

индивидуального развития ребенка и является для взрослеющей личности

смысловым социокультурным стержнем.

В системе учреждения сегодня профилактируется неблагополучие в

детской и подростковой среде, обеспечивается позитивная социализация и

психолого - педагогическая поддержка детей с особыми образовательными

потребностями,

детей

из

малоимущих

семей

и

«группы

риска»,

вынужденных переселенцев (ЛНР и ДНР, Рост обл. – приграничная

территория). Создаются условия для повышения социального статуса в

процессе реализации проектов регионального и федерального уровня. По

данным 2023 -2024 учебного года количество обучающихся, находящихся в

трудной жизненной ситуации, составляет в учреждении более чем полторы

тысячи человек; 40 % из них – обучающиеся Центра патриотического

воспитания

и

подготовки

юнармейцев

Дворца,

который

является

1

пространством формирования гражданско - патриотического сознания и

социальной зрелости воспитанников.

Юнармейцы Дворца вошли в десятку лучших команд России (из 84) по

результатам участия во Всероссийской военно-спортивной игре «Победа».

Медалью Министерства Обороны РФ награждено 366 воспитанников.

За

последние

два

года

выросло

количество

участников

интеллектуальных

конкурсов

федерального

уровня

в

дистанционном

формате и составило 1406

человек.

Главная положительная мотивация

данных конкурсов - участие детей с ограниченными возможностями здоровья

и

их

переосмысление

собственной

позиции

в

природно-социальном

пространстве.

На успешное решение проблемы социальной дезадаптации, помощь

социально незащищенным группам детей в обществе, ориентирована

реализация

социальных

проектов,

обеспечивающих

доступность

образовательной

среды,

формирование

общечеловеческих

норм

взаимоотношений,

независимого

образа

жизни,

повышение

уровня

готовности ребенка к социальной самозащите и новой социальной позиции.

Сегодня

в

учреждении

создана

система

социальных

лифтов,

превращающая открытое образовательно - воспитательное пространство

Дворца в пространство равных возможностей.

Воспитательная система учреждения, как часть общей социальной

технологии работает на будущее путем создания многокомпонентного

образовательно-воспитательного

пространства

и

функционирует

в

контексте взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъектов: дети-

родители - педагоги, целей, задач, форм и способов деятельности,

воспитательных технологий).

Достоинство содержательной части образовательной системы в том, что

здесь

представлена

модель

совместной

деятельности

педагога

и

обучающихся, сформирован алгоритм целевого освоения социокультурных

ценностей,

решаются

задачи

развития

творчества,

инициативы,

самостоятельности,

социальной

ответственности,

соответствующие

стратегии учреждения.

Социальный заказ сегодня определяет выбор воспитательных

стратегий. Масштабность мероприятий, многолетняя волонтерская практика,

реализация социальных проектов и акций -

интегрирующая основа

деятельности

в

муниципальном

образовательном

пространстве.

Приоритетные направления – экология, добровольчество, волонтерство,

медиа

творчество,

спорт,

наставничество,

театральная

деятельность,

художественное творчество, детское движение – отражают суть новой этики

постиндустриального общества - стремление сделать мир лучше и осознавать

собственную ответственность за эти изменения.

Событийность проектной деятельности, позволяет подросткам стать

авторами общественных перемен, почувствовать сопричастность к решению

важных задач национальной повестки. Дворцом организована поддержка на

2

муниципальном

уровне,

флагманского

проекта

“Движения

Первых”

«Большая перемена» - сообщества для тех, кто готов меняться и менять мир.

В числе основных форм поддержки: проведение слетов, конференций,

фестивалей,

методическое

сопровождение

в

осуществлении

уставной

деятельности, действует система обучения лидеров детского движения и

школьного ученического самоуправления, проводятся мастер-классы, учебы,

тренинги по социальному проектированию, летний профильный лагерь

«Академия успеха». Особенность программного обеспечения деятельности

лагерей, существующих в структуре Дворца сегодня, – в их оперативной

социальной ориентации, отражении стратегических задач воспитания.

На реализацию проектов «Старт – школа инклюзивного волонтерства»,

«Академия успеха» получены гранты Фонда президентских грантов и

Российского движения школьников.

Деятельность

детских

и

юношеских

организаций

направлена

на

удовлетворение возрастных потребностей подростков в формировании

собственной уникальной, отличной от мира взрослых, субкультуры, пробах

различных социальных ролей.

В процессе вовлечения обучающихся в

общественную

деятельность

формируются

основные

целевые

преобразования в социальной среде, предупреждается развитие негативных

явлений среди подростков и молодежи.

Главная

воспитательная

ценность

самоуправляемой

детской

организации - наличие внутренней структуры, выработанных в детском

коллективе, законов и принципов деятельности, выборность и сменяемость

лидеров. Освоение в игровой практике норм правового государства

формирует у подростков понимание необходимости быть ответственным за

свои

поступки,

что

является

основой

формирования

социально

ответственной личности.

С 2023 года Дворец является первичным отделением Российского

движения детей и молодежи «Движение первых», штаб квартирой детских и

молодежных организаций в городе.

Эмпирическая база образовательного пространства ДТДМ сегодня

представлена систематизированным комплексом, в состав которого вошли

все образовательные учреждения города, с целью реализации проекта

«Юнармейский марш» (в основе соглашение о сотрудничестве между

Дворцом, Всероссийским военно-патриотическим движением «Юнармия» и

Военно-патриотическим центром «Вымпел»).

В процессе реализации проекта юнармейцы несут Почетный Караул у

Вечного

огня

Славы,

являются

участниками

Юнармейских

стартов,

спартакиады юношей «К защите Родины - готов!», Смотра строя и песни,

военно-спортивных игр и Парада Победы в составе Ростовского военного

гарнизона.

На реализацию пилотных проектов Юнармейского марша - «Школа

маленьких патриотов» и «Южный Форпост» получен Грант Росмолодежи.

Проект

«Молодежный

Военизированный

Чемпионат

«Ратник»,

3

направленный на работу с трудными детьми, получил субсидирование

Правительства Ростовской области в размере 750тыс.

Разработка основных направлений и средств внедрения интеграционных

процессов в муниципальном образовательном пространстве предполагает

организацию

совместной

деятельности,

направленной

на

реализацию

единого,

согласованного

подхода

к

ребенку

как

к

субъекту,

актуализирующему

образовательное

пространство

как

пространство

профессионального выбора.

Важным

координационным

ресурсом

определения

контингента

потенциальных студентов (из числа победителей и призеров) для Вузов

Южного

федерального

округа

является

Конференция

ДАНЮИ,

регионального отделения МАН «Интеллект будущего», (долгосрочный

проект «Дорогами открытий»). Конференция – это этап к участию

обучающихся во Всероссийских конкурсах, чемпионатах и форумах МАН,

внесенных в перечень олимпиад Министерства Просвещения РФ.

В пространстве Академии определены формы поддержки и научного

сопровождения обучающихся, простраиваются индивидуальные маршруты

исследования, структурируются и систематизируются материалы, проводятся

циклы консультаций с учеными и экспертами, предлагаются конкретные

рекомендации по развитию предложенных направлений исследовательской

деятельности в данной образовательной области и т.д.

Социальный

эффект

результатов

реализации

проекта

«Дорогами

открытий» сегодня характеризуется новыми институциональными формами

открытого

образования,

сформированностью

целевого

капитала

выпускников.

В пространстве Дворца системно решается проблема позитивной

социализации детей из социально уязвимых групп, обеспечивается переход

от деятельности в учебной ситуации - к определенной жизненной позиции,

что является основой формирования социальных установок, убеждений и

социально значимых поступков.

На

основе

знаний,

приобретенных

в

процессе

деятельности,

формируются ценностные ориентиры, способствующие проявлению чувства

ответственности, которое мотивирует к созидательной деятельности.

Реализация проектного и программно-целевого подхода к деятельности

позволяет объединить образовательные ресурсы учреждения и создать на

основе сотворчества систему педагогической поддержки.

Сотворчество равноправных партнеров ребенок – педагог - родитель

способствует созданию среды самореализации и успешной социализации, в

которой созидание и рождение нового стали приоритетными принципами

жизнетворчества, действенным средством развития социально – значимых

навыков, обучающихся с особенностями развития (ОВЗ, группа риска,

сироты, беженцы и др.).

Сегодня в учреждении создана общность детей, родителей, педагогов,

представителей

общественных

организаций,

ВУЗов,

тесно

связанных

4

отношением

сотворчества

и

сотрудничества,

что

создает

особую

образовательную смысловую среду, преображает социум, поддерживая

социальные новации, энергию коллективной творческой деятельности,

педагогики творчества.

Степень

удовлетворенности

данной

категории

детей

системой

образовательной деятельности в учреждении (в течение последних трех лет)

75% и выше (с тенденцией к постоянному росту показателя), что

соответствует стабильности результатов высокого уровня.

Резюмируя выше сказанное необходимо отметить, что стратегическая

цель учреждения сегодня направлена на создание ресурсных условий для

самореализации детей и подростков

разных стартовых возможностей,

определение основных ориентиров деятельности в контексте развития

образовательной среды Дворца творчества.

5



В раздел образования