Автор: Антон Валерьевич Камаев
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДТДМ г. Ростова-на-Дону
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный потенциал программы "Футболист"
Раздел: дополнительное образование
Воспитательный потенциал программы «Футболист»
Камаев А. В., педагог дополнительного
образования МБУ ДО ДТДМ города
Ростова-на-Дону, руководитель
детского объединения «ЗВЕЗДА»,
Воспитание в образовательной системе Дворца творчества детей и
молодежи города Ростова-на- Дону - это сегодня социальный заказ общества
на воспитание человека.
Актуальность программы «Футболист», обоснована приобщением детей
6-8 лет к футболу и направлена на перспективное развитие мотивации
обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста к занятиям
данным видом спорта.
Образовательный
процесс
в
контексте
реализации
программы
проектируется
на
общих
дидактических
принципах
(активности,
систематичности,
последовательности,
наглядности,
доступности,
индивидуализации обучения, преемственности) и принципах физического
воспитания, направленных на гармоничное развитие детей, желающих
познакомиться с футболом и попробовать свои силы в этом виде интересном
спорта.
Содержательная часть учебного материала практико - ориентирована,
транслируется посредством активных системных действий в процессе
тренировки и освоения элементов игровой футбольной практики.
Процесс Воспитания обучающихся в образовательной среде детского
объединения «Звезда» направлен на осознание ребенком собственного
личностного
опыта,
который
проявляется
в
форме
переживаний,
смыслотворчества, саморазвития
и
приобретается в пространстве
межличностных командных отношений.
Воспитательный потенциал программы «Футболист» мы рассматриваем
на
основе
анализа
контингента
обучающихся,
опыта
воспитательной
деятельности в системе учреждения и определения актуальных задач
воспитания в соответствии с поставленной целью, которые ориентированы на
воспитание у обучающихся:
- ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- трудолюбия, дисциплинированности, ответственности за результаты
своей деятельности;
- уважительного отношения к соперникам, спортивным правилам и
традициям российского футбола;
- внутренней культуры личности, чувства патриотизма, коллективизма.
Воспитательная деятельность проектируется с учётом возрастных
психофизиологических
особенностей
развития
обучающихся
и
осуществляется (на основе плана работы) как во время занятий, так и за
пределами учебного времени.
В процессе освоения содержания дополнительной общеразвивающей
программы «Футболист» дети приобщаются к футболу, как виду спорта,
развивают свои физические и нравственные качества, укрепляют здоровье,
учатся взаимодействовать в команде и побеждать.
Соревновательный
характер,
высокая
эмоциональность,
самостоятельность
действий
делают
футбол
эффективным
средством
физического воспитания
детей дошкольного и младшего школьного
возраста.
Работа с родителями: проведение родительских собраний, консультаций
совместные
детско-родительские
спортивные
праздники,
досуговые
мероприятия в процессе реализации программы направлены на создание
эффективной среды воспитания, результативность которой (в начале и конце
учебного года) подтверждается данными психологической диагностики.
Достаточный ФУА
Частичный ФУА
Недостаточный ФУА
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
Начало
2023-24
уч.г.
40,0%
26,7%
33,3%
66,7%
33,3%
0,0%
Диаграмма №1. Динамика физиологического уровня
адаптации (далее ФУА) обучающихся д/о "ФК Звезда"
(2023-2024 уч.г.)
По результатам исследования отмечается положительная динамика
физиологического уровня адаптации старших дошкольников и младших
школьников к такому виду спорта как футбол, наблюдается оптимальный
энергетический
баланс,
работоспособность
на
занятиях,
повышается
сопротивляемость к заболеваниям.
К детям
К педагогу
К занятиям
К себе
27%
0%
0%
20%
26,7%
26,7%
33,3%
20,0%
47%
80%
67%
60%
Диаграмма №2. Эмоциональное
отношение обучющихся
(в начале 2023-2024 уч.г.)
положит.
амбивал.
негатив
К детям
К педагогу
К занятиям
К себе
20%
0%
0%
13%
80%
100%
100%
87%
Диаграмма №3. Эмоциональное
отношение обучающихся
(в конце 2023-2024 уч.г.)
положит.
амбивал.
негатив
Выросло количество обучающихся с положительным отношением к себе
(на 26,7%)., к спортивным занятиям, к педагогу, друг к другу (на 33,3%),
преобладает эмоциональный мотив посещения занятий, (занятия интересны)
что
является ведущим фактором, регулирующим активность участников
образовательного
процесса,
успешность
их
спортивной
деятельности
свидетельствует о благоприятном социально-психологическом климате в
детском коллективе.
СПК - качественная составляющая межличностных отношений,
способствующая
продуктивной
воспитательной
деятельности
и
всестороннему развитию личности в группе.
Футбол – фактор гражданского и патриотического воспитания
молодого поколения. Диагностика интересов и субъективных ожиданий
обучающихся продемонстрировала иерархию ценностей юных спортсменов
Д
р
у
з
ь
я
З
д
о
р
о
в
ь
е
М
а
т
е
р
и
а
л
.
П
о
з
н
а
н
и
е
П
р
и
р
о
д
а
Т
р
у
д
Р
а
з
в
и
т
и
е
Р
о
д
и
н
а
С
е
м
ь
я
Т
в
о
р
ч
е
с
т
в
о
0,0%
20,0%
40,0%
60,0%
80,0%
100,0%
80,0%
86,7%
33,3%
53,3%
60,0%
53,3%
46,7%
66,7%
93,3%
46,7%
Ценностные ориентации младших школьников д/о
"ФК
Звезда" (2023-2024 уч.г.)
Важно
отметить,
что,
по
результатам
реализации
программы
«Футболист» у детей младшего школьного возраста такие актуальные
духовные сферы, как семья, друзья, здоровье, Родина выражены на
достаточном уровне. Спортивно-патриотическое воспитание в командном
виде спорта футбол направлено на развитие морально-волевых качеств, силы,
ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности, Игра
требует
подчинения
личных
устремлений
интересам
коллектива,
способствуют
развитию
навыков
эффективной
коммуникации,
взаимопомощи, командообразования, позитивной самооценки и воли к
победе. развивает такие ценные качества, как уважение к партнерам и
соперникам, формирует опыт служения Отечеству.
Воспитательный потенциал содержательной составляющей программы
«Футболист», в том, что здесь представлена направляющая и ориентирующая
модель совместной деятельности педагога и обучающихся, сформирован
алгоритм целевого освоения социокультурных ценностей, решаются задачи,
здоровьесбережения,
инициативы,
самостоятельности,
социальной
ответственности,
и
патриотизма,
созданы
условия
для
привлечения
младших ребят в спортивную деятельность футбольного клуба.