Напоминание

Воспитательный потенциал программы "Футболист"


Автор: Антон Валерьевич Камаев
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДТДМ г. Ростова-на-Дону
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный потенциал программы "Футболист"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитательный потенциал программы «Футболист»

Камаев А. В., педагог дополнительного

образования МБУ ДО ДТДМ города

Ростова-на-Дону, руководитель

детского объединения «ЗВЕЗДА»,

Воспитание в образовательной системе Дворца творчества детей и

молодежи города Ростова-на- Дону - это сегодня социальный заказ общества

на воспитание человека.

Актуальность программы «Футболист», обоснована приобщением детей

6-8 лет к футболу и направлена на перспективное развитие мотивации

обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста к занятиям

данным видом спорта.

Образовательный

процесс

в

контексте

реализации

программы

проектируется

на

общих

дидактических

принципах

(активности,

систематичности,

последовательности,

наглядности,

доступности,

индивидуализации обучения, преемственности) и принципах физического

воспитания, направленных на гармоничное развитие детей, желающих

познакомиться с футболом и попробовать свои силы в этом виде интересном

спорта.

Содержательная часть учебного материала практико - ориентирована,

транслируется посредством активных системных действий в процессе

тренировки и освоения элементов игровой футбольной практики.

Процесс Воспитания обучающихся в образовательной среде детского

объединения «Звезда» направлен на осознание ребенком собственного

личностного

опыта,

который

проявляется

в

форме

переживаний,

смыслотворчества, саморазвития

и

приобретается в пространстве

межличностных командных отношений.

Воспитательный потенциал программы «Футболист» мы рассматриваем

на

основе

анализа

контингента

обучающихся,

опыта

воспитательной

деятельности в системе учреждения и определения актуальных задач

воспитания в соответствии с поставленной целью, которые ориентированы на

воспитание у обучающихся:

- ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- трудолюбия, дисциплинированности, ответственности за результаты

своей деятельности;

- уважительного отношения к соперникам, спортивным правилам и

традициям российского футбола;

- внутренней культуры личности, чувства патриотизма, коллективизма.

Воспитательная деятельность проектируется с учётом возрастных

психофизиологических

особенностей

развития

обучающихся

и

осуществляется (на основе плана работы) как во время занятий, так и за

пределами учебного времени.

В процессе освоения содержания дополнительной общеразвивающей

программы «Футболист» дети приобщаются к футболу, как виду спорта,

развивают свои физические и нравственные качества, укрепляют здоровье,

учатся взаимодействовать в команде и побеждать.

Соревновательный

характер,

высокая

эмоциональность,

самостоятельность

действий

делают

футбол

эффективным

средством

физического воспитания

детей дошкольного и младшего школьного

возраста.

Работа с родителями: проведение родительских собраний, консультаций

совместные

детско-родительские

спортивные

праздники,

досуговые

мероприятия в процессе реализации программы направлены на создание

эффективной среды воспитания, результативность которой (в начале и конце

учебного года) подтверждается данными психологической диагностики.

Достаточный ФУА

Частичный ФУА

Недостаточный ФУА

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

Начало

2023-24

уч.г.

40,0%

26,7%

33,3%

66,7%

33,3%

0,0%

Диаграмма №1. Динамика физиологического уровня

адаптации (далее ФУА) обучающихся д/о "ФК Звезда"

(2023-2024 уч.г.)

По результатам исследования отмечается положительная динамика

физиологического уровня адаптации старших дошкольников и младших

школьников к такому виду спорта как футбол, наблюдается оптимальный

энергетический

баланс,

работоспособность

на

занятиях,

повышается

сопротивляемость к заболеваниям.

К детям

К педагогу

К занятиям

К себе

27%

0%

0%

20%

26,7%

26,7%

33,3%

20,0%

47%

80%

67%

60%

Диаграмма №2. Эмоциональное

отношение обучющихся

(в начале 2023-2024 уч.г.)

положит.

амбивал.

негатив

К детям

К педагогу

К занятиям

К себе

20%

0%

0%

13%

80%

100%

100%

87%

Диаграмма №3. Эмоциональное

отношение обучающихся

(в конце 2023-2024 уч.г.)

положит.

амбивал.

негатив

Выросло количество обучающихся с положительным отношением к себе

(на 26,7%)., к спортивным занятиям, к педагогу, друг к другу (на 33,3%),

преобладает эмоциональный мотив посещения занятий, (занятия интересны)

что

является ведущим фактором, регулирующим активность участников

образовательного

процесса,

успешность

их

спортивной

деятельности

свидетельствует о благоприятном социально-психологическом климате в

детском коллективе.

СПК - качественная составляющая межличностных отношений,

способствующая

продуктивной

воспитательной

деятельности

и

всестороннему развитию личности в группе.

Футбол – фактор гражданского и патриотического воспитания

молодого поколения. Диагностика интересов и субъективных ожиданий

обучающихся продемонстрировала иерархию ценностей юных спортсменов

Д

р

у

з

ь

я

З

д

о

р

о

в

ь

е

М

а

т

е

р

и

а

л

.

П

о

з

н

а

н

и

е

П

р

и

р

о

д

а

Т

р

у

д

Р

а

з

в

и

т

и

е

Р

о

д

и

н

а

С

е

м

ь

я

Т

в

о

р

ч

е

с

т

в

о

0,0%

20,0%

40,0%

60,0%

80,0%

100,0%

80,0%

86,7%

33,3%

53,3%

60,0%

53,3%

46,7%

66,7%

93,3%

46,7%

Ценностные ориентации младших школьников д/о

"ФК

Звезда" (2023-2024 уч.г.)

Важно

отметить,

что,

по

результатам

реализации

программы

«Футболист» у детей младшего школьного возраста такие актуальные

духовные сферы, как семья, друзья, здоровье, Родина выражены на

достаточном уровне. Спортивно-патриотическое воспитание в командном

виде спорта футбол направлено на развитие морально-волевых качеств, силы,

ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности, Игра

требует

подчинения

личных

устремлений

интересам

коллектива,

способствуют

развитию

навыков

эффективной

коммуникации,

взаимопомощи, командообразования, позитивной самооценки и воли к

победе. развивает такие ценные качества, как уважение к партнерам и

соперникам, формирует опыт служения Отечеству.

Воспитательный потенциал содержательной составляющей программы

«Футболист», в том, что здесь представлена направляющая и ориентирующая

модель совместной деятельности педагога и обучающихся, сформирован

алгоритм целевого освоения социокультурных ценностей, решаются задачи,

здоровьесбережения,

инициативы,

самостоятельности,

социальной

ответственности,

и

патриотизма,

созданы

условия

для

привлечения

младших ребят в спортивную деятельность футбольного клуба.



В раздел образования