Автор: Папкова Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №16"
Населённый пункт: г. Мытищи, Московская область.
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 13-15 лет.
Тема: "Стратегии решения олимпиадных заданий по английскому языку"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 16»
городского округа Мытищи
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
для детей
«Стратегии решения олимпиадных заданий по английскому
языку»
языковой направленности
(базовый уровень).
Возраст детей: 13-15 лет (7,8,9 классы)
Срок реализации: 3 года
Составитель: педагог по английскому языку,
высшей квалификационной категории
Папкова Т.Е.
г. о. Мытищи, 2022
РЕКОМЕНДОВАНО
на педагогическом совете
«______» ____________2022 г.
протокол № _____________
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ «Гимназия
№16»
____________ И. Ю. Лобанова
«____» ________2022 г.
2
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Стратегии решения
олимпиадных заданий по английскому языку» реализует языковую
направленность и является частью предметного блока «Школьное научное
сообщество»
Данная
Программа
основывается
на
положениях
основных
законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской
области:
1.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями).
2.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-
р).
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25
мая 2015 г. № 996-р).
4.
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам
(утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
5.
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
6.
Общие требования к определению нормативных затрат на
оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования,
науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии
на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального)
задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения
3
работ)
государственным
(муниципальным)
учреждением
(утверждены
приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).
7.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики
в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ
от 18.11.2015 № 09-3242).
Актуальность программы.
Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия
по ней, позволят обучающимся повысить уровень общей и коммуникативной
культуры, успешно продолжить общее речевое развитие, расширить кругозор
и удовлетворить индивидуальные потребности в интеллектуальном и
духовно-нравственном развитии. Программа способствует формированию
представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя, как носителя
культуры и духовных ценностей своего народа, национальной идентичности,
гражданственности, норм морали и речевого поведения.
Новизной
программы является
организация
учебно-воспитательного
процесса
в
условиях
разновозрастной
группы,
дифференцированное
распределение материала по уровням освоения внутри программы, который
фиксируется в предполагаемых результатах усвоения и дифференцирование
требований с учетом возрастных особенностей всех обучающихся.
Цель программы:
- создание условий для формирования коммуникативной компетенции
учащихся и их подготовки к участию в олимпиадах и конкурсах по
английскому языку;
- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных возможностей
обучающихся
;
4
- подготовка к межкультурному общению, формирование ценностно-
ориентационных представлений о мире.
Задачи программы:
Предметные:
познакомить учащихся с форматом заданий всех этапов олимпиады и
стратегиями их успешного решения;
совершенствовать
умения
учащихся
в
четырех
видах
речевой
деятельности, а именно:
в области говорения – обучать аргументированно выражать свое
мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения по данной
ситуации, в области письма – научить правильно оформлять и
логически излагать свои мысли в письменном виде в форме эссе
или письма за ограниченное количество времени, в области
аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные
тексты с пониманием общей идеи и с детальным пониманием, в
области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные
тексты по различной тематике с пониманием общей идеи и с
детальным пониманием;
развивать умения пользоваться собственным иноязычным речевым
репертуаром для восполнения пробелов во владении иностранным
языком; умения осуществлять перифраз, пользоваться языковой и
контекстуальной догадкой.
Метапредметные:
развивать
критического
и
креативного
мышления
на
основе
расширения
вариативности
заданий
повышенной
сложности,
взаимодействия в парной и групповой работе;
развивать гибкость, способность ориентироваться в различных типах и
форматах олимпиадных заданий;
5
расширить эрудицию обучающихся, их лингвистический и общий
кругозор.
Личностные:
воспитывать самостоятельность, ответственность и инициативность в
выборе и принятии решений;
формировать потребность в самообразовании;
способствовать социализации учащихся, формированию открытости к
истории и культуре, речи и традициям других стран;
научить
анализировать
и
объективно
оценивать
результаты
собственной учебной деятельности
Адресат программы.
В
данной
программе
принимают
участие
дети
13-15
лет
без
предварительного отбора, имеющие уровень владения языком А2 в 7 классе,
А2+ в 8 классе и В1 в 9 классе по шкале Европейской системы уровней
владения иностранным языком; проявляющих особый интерес к изучению
английского языка и мотивированные на
участие в олимпиадах и
предметных конкурсах по английскому языку.
Формы обучения и виды занятий.
Форма
обучения
–
очная.
Основными
формами
учебно-
воспитательного
процесса
являются:
групповые
практические
и
теоретические занятия; работа по индивидуальным планам; тестирование;
практикумы
,
оценка и взаимооценка, анализ работ, участие в языковых
конкурсах и олимпиадах.
Объём и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 3 года обучения, 34 учебных недели в год (68
часов в год), за курс 102 недели и 204 часа. Каждый год разделён на 2
модуля:
1 модуль – январь-май
2 модуль – сентябрь-декабрь.
6
Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу.
Время и место проведения учебных занятий регулируются расписанием
занятий детского объединения.
Планируемые результаты
По окончании обучения по программе «Стратегии решения олимпиадных
заданий по английскому языку» обучающиеся 7, 8, 9 классов
должны знать:
стратегии планирования своего речевого и неречевого поведения;
формат олимпиадных заданий;
способы контроля и оценки результатов своей деятельности;
способы расширения своего языкового репертуара;
особенности образа жизни, быта и культуры, народов стран изучаемого
языка,
должны уметь:
7 класс
работать с информацией: поиск и выделение, обобщение и фиксация;
осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку в процессе
коммуникации на иностранном языке;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
умение рассказывать о себе и своей семье, друзьях, своих интересах,
сообщать краткие сведения о своей стране, городе, странах изучаемого
языка,
писать письма, поздравления с использованием формул речевого
этикета изучаемого языка,
распознавать и употреблять формы речевого этикета, принятых в
странах изучаемого языка,
составлять план и тезисы устного или письменного сообщения,
уметь
употреблять
фоновую
лексику
стран
изучаемого
языка,
распространённых образцов фольклора,
7
представлять себе особенности образа жизни, быта и культуры,
народов стран изучаемого языка,
овладеть способами выражения эмоций и чувств на иностранном
языке,
развивать чувство прекрасного в процессе обсуждения тенденций в
музыке, литературе и живописи на иностранном языке.
8 класс
аргументировать собственное высказывание, приводить примеры,
сопоставлять и анализировать, выражая личностное отношение;
самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами языка;
решать проблемы творческого и поискового характера;
уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию
(познавательная инициативность);
проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности
другого;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по
используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците
языковых средств.
8
работать с информацией: сокращение, расширение, создание второго
текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными
материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой.
9 класс
пользоваться логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по различным признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью
компьютерных средств;
выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в
соответствии с задачами и условиями межкультурной
коммуникации;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном
обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами АЯ;
владеть основами самоконтроля;
воспринимать на слух и понимать
значимую/нужную/запрашиваемую информацию в аутентичных
текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и
некоторое количество неизученных языковых явлений;
использовать контекстуальную или языковую догадку при
восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью
интонации;
читать тексты с детальным пониманием прочитанного.
9
Материально-техническое обеспечение.
Основной учебной базой для проведения занятий является учебный кабинет
МБОУ «Гимназия №16», где имеются в наличии мультимедийный проектор,
компьютер, Интернет, телевизор, учебная и справочная литература
в
книжном и цифровом форматах.
Кадровое обеспечение: педагог по английскому языку высшей
категории,
образование высшее педагогическое, специальность «Учитель
средней школы по английскому и немецкому языку».
Информационное обеспечение: видео, фото, интернет-источники,
учебная и справочная литература, художественная и публицистическая
литература с аутентичными материалами.
Учебный план
№
п/п
Разделы и темы.
Количество учебных часов
Формы контроля
Всего
Теория
Практика
Контроль
1 модуль. 7 класс.
1.
Аудирование.
Ознакомление с форматом
олимпиады. Стратегии
подготовки к разделу
«Listening» Входной
контроль.
10
4
5
1
Входной, тест
2.
Чтение.
Стратегии
подготовки
к
разделу
«Reading»
Работа
с
тестовыми
заданиями
на
понимание основного
содержания,
структурно-
смысловых
связей,
на
полное
понимание
прочитанного.
16
6
9
1
Текущий, тест
3.
Лексика,
грамматика.
Стратегии
подготовки
к
разделу
«Use
of
English» Работа
с
тестовыми
заданиями
по
грамматике.
Работа
с
тестовыми
10
3
6
1
Текущий, тест
10
заданиями
по
словообразованию.
4.
Письмо.
Стратегии
подготовки
к
разделу
«Writing», письмо личного
характера,
открытка,
рассказ.
Критерии
оценивания заданий.
8
1
5
2
Промежуточный,
симуляция
олимпиады
(письменная
часть).
5.
Диалогическая
речь.
Стратегии
подготовки
к
разделу
«Speaking»,
речевые клише. Диалог с
целью
обмена
информацией.
8
2
5
1
Текущий,
составление
диалога.
6.
Монологическая
речь.
Тематика монологического
высказывания.
Мини-
практикумы.
16
3
9
4
Итоговый,
симуляция
олимпиады
(устная часть).
Итоговый,
симуляция
всей
олимпиады
в
режиме реального
времени.
Итого:
68
19
39
10
2 модуль. 8 класс.
1.
Аудирование. Введение в
курс. Особенности
понимания диалогов.
Стратегии слушания
интервью. Выполнение
заданий школьного этапа
ВСОШ.
10
4
5
1
Входной, тест
2.
Чтение.
Стратегии
просмотрового чтения,
чтения текста с
пропусками, деление
текста на смысловые части.
Стратегии
комбинированного чтения
и аудирования.
Выполнение заданий
муниципального этапа
ВСОШ
16
6
8
2
Текущий, тест
3.
Лексика. Многозначность
слов. Синонимы.
Антонимы. Фразовые
12
5
6
1
Промежуточный,
симуляция
олимпиады.
11
глаголы. Типовые задания
Подмосковной олимпиады
школьников.
4.
Грамматика.
Множественное число имён
существительных (правила
и исключения)
Употребление артикля.
Степени сравнения
прилагательных. Формы
неправильных глаголов и
их употребление. Задания
по исправлению ошибок
14
4
8
2
Текущий, тест
5.
Диалогическая речь.
Диалог: сходства и
различия. Диалог: Role
Play. Диалог:
моделирование ситуации.
Комбинированный диалог.
Участие в полилоге.
8
3
4
1
Текущий, беседа-
полилог.
6.
Письмо. Стратегии
написания e-mail. Речевые
клише письменной речи
Правила написания эссе
Ознакомление с заданиями
регионального этапа
ВСОШ.
8
2
4
2
Итоговый,
симуляция
всей
олимпиады
в
режиме реального
времени.
Итого:
68
24
35
9
3 модуль. 9 класс.
1.
Аудирование. Стратегии
выполнения. Задания с
выбором ответа. Задания на
сопоставление. Типовые
задания олимпиады ВСОШ.
10
2
7
1
Входной, тест.
2.
Чтение. Стратегии
понимания текста. Идея
текста. Детальное чтение.
Типовые задания
Подмосковной олимпиады
и ВСОШ.
12
2
8
1
Текущий, тест.
3.
Лексика.
Словообразование:
суффиксы.
Словообразование:
префиксы. Роль клише и
вводных фраз в английском
языке. Типовые задания
ВСОШ.
10
3
6
2
Промежуточный,
симуляция
олимпиады
4.
Грамматика. Видо-
временные формы глагола.
Страдательный залог.
10
3
6
1
Текущий, тест.
12
Местоимения. Причастия I
и II. Построение
вопросительных
предложений. Косвенный
вопрос. Типовые задания
ВСОШ.
5.
Письмо. Стратегии
написания отзыва, обзора,
рецензии. Официальный
стиль. Вводные слова и
связующие фразы.
Критерии оценивания
заданий.Типовые задания
ВСОШ.
12
2
8
2
Текущий,
написание отзыва
о фильме/книге.
6.
Устная речь. Вводные
слова и связующие фразы
для построения
монологического
высказывания.
Тематическое
монологическое
высказывание.
Монологическое
высказывание – мое
мнение. Стратегии
построения диалогического
высказывания.. Диалог –
обсуждение. Типовые
задания устной части
олимпиады. Итоговый тест
в формате олимпиады
14
4
8
2
Итоговый,
симуляция
всей
олимпиады
в
режиме реального
времени
Итого:
68
16
43
9
ИТОГО ЗА КУРС:
204
59
117
28
Содержание учебного плана.
7 КЛАСС.
Раздел 1.Аудирование. (10 ч)
Теория: Ознакомление с форматом олимпиады. Стратегии подготовки к
разделу «Listening».
Практика: Дотекстовый этап аудирования. Этап прослушивания текста.
Послетекстовый этап аудирования. Выполнение заданий на соответствие и
заданий с альтернативным выбором.
13
Контроль: входной, тест.
Раздел 2. Чтение. (16 ч)
Теория:
Стратегии работы с тестовыми заданиями на понимание основного
содержания, структурно-смысловых связей, на полное понимание
прочитанного.
Практика: Дотекстовый этап чтения. Текстовый этап чтения.
Послетекстовый этап чтения. Выполнение заданий множественного выбора,
альтернативного выбора, на соответствие, упорядочение, клоуз-процедура.
Контроль: текущий, тест.
Раздел 3.
Лексика, грамматика. (10ч)
Теория: Стратегии работы с тестовыми заданиями по грамматике. Работа с
тестовыми заданиями по словообразованию.
Практика: Выполнение заданий множественного выбора, перекрестного
выбора, перифраз, подбор дефиниций, словообразование.
Контроль: текущий, тест.
Раздел 4. Письмо. (8 ч)
Теория: Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо личного
характера, открытка.
Критерии оценивания заданий.
Практика:
Написание личного письма, открытки, рассказа.
Контроль: промежуточный, симуляция олимпиады (письменная часть).
Раздел 5. Диалогическая речь. (8 ч)
Теория: Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише, типы
диалогов.
14
Практика: составление диалога этикетного характера, диалога-расспроса,
диалог-побуждения к действию, диалога – обмена мнениями.
Контроль: текущий, составление диалога.
Раздел 6. Монологическая речь. (16ч )
Теория: Тематика монологического высказывания. Стратегии построения
монологического высказывания.
Практика: описание иллюстрациии. Высказвание на заданную тему.
Краткое сообщение на заданную тему. Передача содержания прочитанного
(услышанного) текста. Характеристика героям прочитанного (услышанного)
текста. Выражение своего отношения к предмету речи.
Контроль: итоговый, симуляция олимпиады (устная часть), симуляция всей
олимпиады в режиме реального времени.
8 КЛАСС.
Раздел 1.Аудирование. (10 ч)
Теория: Введение в курс. Особенности понимания диалогов. Стратегии
слушания интервью. Выполнение заданий школьного этапа ВСОШ.
Практика: Аудирование с извлечением информации. Аудирование с целью
применения фраз-клише для собственного диалогического высказывания.
Выполнение заданий школьного этапа ВСОШ
Контроль: входной, тест.
Раздел 2. Чтение. (16 ч)
Теория:
Стратегии просмотровое чтение, чтения текста с пропусками,
деление текста на смысловые части. Стратегии комбинированного чтения и
аудирования.
15
Практика: Поисковое, ознакомительное чтение. Монолог на основе
прочитанного. Чтение с восстановлением пропущенной информации,
соотнесение текста с иллюстрациями. Выполнение заданий муниципального
этапа ВСОШ.
Контроль: текущий, тест.
Раздел 3.
Лексика. (12 ч)
Теория: Многозначность слов. Синонимы. Антонимы. Фразовые глаголы.
Практика:
Распознавание
и
использование
интернациональных
слов.
Понятие о синонимах, антонимах и лексической сочетаемости. Выполнение
типовых заданий Подмосковной олимпиады школьников.
Контроль: текущий, тест.
Раздел 4. Грамматика. (14 ч)
Теория: Множественное число имён существительных (правила и
исключения) Употребление артикля. Степени сравнения прилагательных.
Формы неправильных глаголов и их употребление. Задания по исправлению
ошибок
Практика: Монолог-описание с использованием прилагательных,
использование нераспространённых и распространенных предложений,
распознавание правильных и неправильных глаголов, образование степеней
сравнения прилагательных по правилу и исключения; употребление
предлогов места, направления, времени. Задания по исправлению ошибок
Контроль: промежуточный, симуляция олимпиады (письменная часть).
Раздел 5. Диалогическая речь. (8 ч)
Теория: Диалог: сходства и различия. Диалог: Role Play. Диалог:
моделирование ситуации. Комбинированный диалог. Стратегии участия в
полилоге.
16
Практика: Составление диалога –расспроса, диалога-обмена мнениями,
диалога-беседы этикетного характера по телефону, микродиалога с опорой на
образец.
Контроль: текущий, составление диалога.
Раздел 6.
Письмо. (8 ч)
Теория: Стратегии написания e-mail. Речевые клише письменной речи
Правила написания эссе Ознакомление с заданиями регионального этапа
ВСОШ.
Практика: Выписки из текста, написание e-mail, сообщения и личные
записки, написание небольших сочинений (письменных высказываний с
элементами описания, повествования, рассуждения). Выполнение заданий
регионального этапа ВСОШ.
Контроль: итоговый, симуляция олимпиады (устная часть), симуляция всей
олимпиады в режиме реального времени.
9 КЛАСС.
Раздел 1.Аудирование. (10 ч)
Теория: Стратегии выполнения. Задания с выбором ответа. Задания на
сопоставление. Типовые задания олимпиады ВСОШ
Практика: Аудирование с извлечением информации. Аудирование -
соотнесение графического образа слова со звуковым. Аудирование -проверка
правильности. Аудирование с опорой на печатный текст.
Контроль: входной, тест.
Раздел 2. Чтение. (12 ч)
17
Теория: Стратегии понимания текста. Идея текста. Детальное чтение.
Типовые задания Подмосковной олимпиады и ВСОШ
Практика: Чтение, оценка полученной информации. Выражение
собственного мнения на основе прочитанного. Оценивание аутентичного
текста, аргументация выбора
Контроль: текущий, тест.
Раздел 3. Лексика. (10 ч)
Теория: Словообразование: суффиксы. Словообразование: префиксы. Роль
клише и вводных фраз в английском языке. Типовые задания ВСОШ.
Практика: Различать основные способы словообразования (аффиксация),
словосложение, конверсия. Оценочная лексика, реплики-клише речевого
этикета.
Контроль: текущий, тест.
Раздел 4. Грамматика. (10 ч)
Теория: Видо- временные формы глагола. Страдательный залог.
Местоимения. Причастия I и II. Построение вопросительных предложений.
Косвенный вопрос. Типовые задания ВСОШ.
Практика: Формулирование грамматического правила и представление его в
виде схемы
употребление глаголов в видовременных формах страдательного залога,
согласование времён в рамках сложного предложения
Контроль: промежуточный, симуляция олимпиады (письменная часть).
Раздел 5.Письмо. (12 ч)
18
Теория: Стратегии написания отзыва, обзора, рецензии, эссе. Официальный
стиль. Вводные слова и связующие фразы. Критерии оценивания заданий.
Типовые задания ВСОШ.
Практика: написание личного отзыва, обзора, рецензии, эссе
расспрашивание адресата о его жизни, делах
сообщение информации о себе
выражение благодарности, извинения, совета, просьбы, жалоб
Контроль: текущий, написание эссе.
Раздел 6. Устная речь. (14 ч)
Теория: Вводные слова и связующие фразы для построения
монологического высказывания. Тематическое монологическое
высказывание. Монологическое высказывание – мое мнение. Стратегии
построения диалогического высказывания. Диалог – обсуждение. Типовые
задания устной части олимпиады.
Практика: Монолог с опорой на вопросы. Сообщения – рассуждения.
Диалог-расспрос с использованием вербальных средств для запроса. Ведение
полилога. Высказывание о фактах и событиях с опорой или без на
прослушанный или прочитанный текст
Контроль: итоговый, симуляция олимпиады (устная часть), симуляция всей
олимпиады в режиме реального времени.
Методическое обеспечение программы
В основе программы лежат следующие методические принципы:
интеграция основных речевых умений и навыков; последовательное развитие
19
основных речевых умений и навыков; применение полученных умений и
навыков на практике в ходе выполнения олимпиадных заданий;
коммуникативная направленность заданий; материалы программы
соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки
учащихся.
Данный курс предполагает, что учитель хорошо знаком с форматом
олимпиады, требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки.
Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания
учащихся, предоставлять им возможность самим проанализировать качество
выполнения заданий. Необходимо также уделять внимание определенным
олимпиадным стратегиям, позволяющим учащимся решать поставленную
перед ними задачу в случае возникновения трудности.
Программа может быть расширена за счет привлечения дополнительного
материала для проведения тренингов или сокращена за счет уменьшения
времени на объяснение лексико-грамматического материала при хорошей
подготовке учащихся. Возможно предложить учащимся дополнительные
тренировочные задания для самостоятельной работы дома, при условии, что
это для них не будет большой перегрузкой.
Методы обучения: словесный, наглядный практический; частично-
поисковый, проблемный; игровой.
Методы
воспитания:
убеждение,
поощрение,
упражнение,
стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: занятия групповые.
Формы
организации
учебного
занятия:
лекция,
практическое
занятие, тренинг, тест, беседа, симуляция, олимпиада.
Педагогические технологии:
- технология коллективного взаимообучения (авт. И.П. Волков; И.П.
Иванов) позволяет научить детей способам планирования, подготовки,
осуществления и проведения коллективного творческого дела; сформировать
навыки совместной творческой деятельности.
20
-
технология
дифференцированного
обучения,
(авт.
И.С.
Якиманская) позволяет выбрать формы, средства и методы, способствующие
максимальному развитию индивидуальных познавательных способностей
детей. Технология позволяет создать условия для адаптации ребенка в
коллективе и обучения с учетом личностных возможностей в ситуации
успеха.
-
технология проблемного обучения, (авт.
Джона Дьюи ), схема
проблемного обучения, представляется как последовательность процедур,
включающих:
постановку
преподавателем
учебно-проблемной
задачи,
создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и
разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают
обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных
способов для решения конкретных систем задач.
- технология игровой деятельности, (авт. П.И. Пидкасистый, Д.Б.
Эльконин) позволяют активизировать
творческую и познавательную
деятельность
обучающихся,
расширить
их
кругозор,
воспитать
самостоятельность и коммуникативность.
- коммуникативная технология обучения, главное в технологии –
речевая направленность обучения через общение. Особенностью этого
подхода является то, что ученик предстает на какое-то время автором точки
зрения по обсуждаемому вопросу.
Примерами реализации такого подхода в системе дополнительного
образования детей могут быть занятия, в содержание которых заложено
противоречие, неоднозначность взгляда, неоднозначность решения. Но
педагог заранее должен спроектировать способы вовлечения учащихся в
общий разговор, продумать контраргументы для тезиса и антитезиса, знать
желаемый
результат
обсуждения.
Очевидно, что усвоение способов учебных действий происходит не в
процессе слушания педагога, а в процессе собственной свободной активной
21
деятельности.
- здоровьесберегающая технология, в дополнительном образовании
используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:
- санитарно-гигиенические;
- психолого-педагогические;
- физкультурно-оздоровительные.
Критерии санитарно-гигиенические – это не только личная гигиена, но
и обстановка и гигиенические условия в кабинете.
К психолого-педагогическим критериям, прежде всего, относится
психологический климат на занятии.
Физкультурно-оздоровительные критерии – организация занятия с
учетом
моментов
оздоровления,
от
которых
во
многом
зависят
функциональное
состояние
обучающихся
в
процессе
деятельности,
возможность
длительно
поддерживать
умственную
и
физическую
работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное
наступление утомления.
Оценивание знаний, умений и навыков.
В ходе работы по данной программе осуществляется контроль:
Текущий – позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения
тренировочных заданий)
Промежуточный - после каждого блока
Итоговый – дающий возможность оценить степень усвоения пройденного
материала
Основная задача контроля — объективное определение уровня владения
обучаемыми иноязычным материалом на каждом этапе становления их
навыков и умений, при этом объектом контроля в устной речи является как
языковая форма сообщения, так и его содержание.
Контроль проводится в форме выполнения заданий олимпиадного уровня.
По итогам прохождения курса учащиеся должны:
Овладеть навыками выполнения олимпиадных заданий
22
Listening
Нужно проявить способность понимать аудиозаписи на английском языке
Необходимо уметь:
- понимать тексты повседневного и профессионального стиля речи;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
- выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую
догадку, контекст.
Reading
Нужно продемонстрировать способность читать и понимать тексты по
современной проблематике. Необходимо уметь понимать суть текста и
справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами,
отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной,
понимать позицию автора текста
Use of English
Нужно продемонстрировать соответствующий уровень владения
лексическим материалом и умение оперировать им в условиях
множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в
рамках программы средней школы и умение практически использовать его не
только на уровне отдельного предложения, но и в более широком контексте
Writing
Нужно продемонстрировать умение писать простые связные тексты на
известные или социально значимые темы, излагать и обосновывать свое
мнение, умение обращаться с грамматическими структурами, использовать
необходимый словарный запас, писать без ошибок и с правильной
пунктуацией, правильно употреблять формулы речевого этикета
23
Speaking
Нужно продемонстрировать способность общаться на английском языке с
другим участником олимпиады.
В рамках монолога необходимо уметь:
- составить связное сообщение на известные или интересующие участника
темы;
- изложить и обосновать свое мнение;
В рамках диалога необходимо уметь:
- начинать, вести и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения,
при необходимости переспрашивая, уточняя
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое
мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием или
отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-
грамматический материал
- рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на
будущее, сообщать краткие сведения о своей стране, городе и т.д.
Формы контроля.
Контроль и оценка знаний предполагают степень достижений учащихся
в решении поставленных целей и задач обучения.
Цель оценки заключается:
в формировании у школьника уважительного отношения к себе;
в
поддержании
уверенности
его
в
своих
силах
(возможностях,
способностях);
в создании у школьников и учителя мотивации для достижения целей
обучения.
Контроль за уровнем усвоения материала носит систематический
характер и осуществляется в конце каждой темы. Он проводится при помощи
письменных тестов и устного опроса, носящего фронтальный, групповой и
индивидуальный
характер.
Тестовая
форма
контроля
с
заданиями
24
множественного
выбора
позволяет
за
короткий
промежуток
времени
проверить усвоение значительного объема фактического материала, а также
служит
своеобразной
подготовкой
к
устным
ответам.
Использование
электронных
учебных
пособий
значительно
облегчает
отслеживание
индивидуальной траектории учащегося.
1. Ответы на вопросы по изученной
теме: устно или письменно.
каждое занятие
2.
Тестирование
по
материалу,
изученному в курсе.
в конце каждой темы
3. Творческая работа по одной из
пройденных тем
в конце курса
Итоговый контроль.
Итоговый контроль можно провести в форме творческой (проектной)
работы. При оценке работы школьников по проектам необходимо учитывать
их опыт в выполнении этого вида творческой работы. Результаты проекта
могут быть представлены в форме реферата, курсовых работ, докладов. При
оценке качества работы по проекту оцениваются как представленные в
письменном виде материалы (результаты работы по проекту), так и устная или
мультимедийная презентация проекта в аудитории.
Список литературы для педагога.
1.
Всероссийская олимпиада. Английский язык. Вып.7. Задания
школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов
с ответами и комментариями. Под общей редакцией Ю.Б. Курасовской
и Т.А. Симонян.- М.: Университетская книга, 2016.
25
2.
Гулов А. П. Учебное пособие. Олимпиады по английскому языку для 7-
8 классов. Olympiad builder. QR-код для аудио. Английский язык. –М:
Издательство «Титул»,2021
3.
Гулов А.П. Учебное пособие. Олимпиады по английскому языку для 8-
11 классов. Книга 3 (75 заданий). Olympiad builder. Use of English.
Английский язык.
–М: Издательство «Титул»,2021
4.
Гулов А. П. Olympway. Интегральный сборник олимпиадных заданий
по английскому языку. Лексика, грамматика, страноведение.
–М:
Издательство «Титул»,2021
5.
Курасовская Ю.Б., Усманова А.И.,Городецкая Л.А. «Английский язык
Всероссийские олимпиады» Москва «Просвещение», 2018
6.
Сигал Т.К. «Готовимся к олимпиадам по английскому языку. 8-11
классы» Москва: Айрис-пресс, 2016
7.
Хасан Шакира «Английский язык. Типовые задания для подготовки к
олимпиадам. 7-11 классы» - Ростов-на-Дону: ООО «Феникс», 2017
8.
Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles, Мария Вербицкая. Macmillan
Exam Skills for Russia/ Грамматика и лексика. Уровень A2
9.
Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles, Мария Вербицкая. Macmillan
Exam Skills for Russia/ Грамматика и лексика. Уровень В1.
Список литературы для обучающихся.
1.
Гулов А. П. Учебное пособие. Олимпиады по английскому языку для 7-
8 классов. Olympiad builder. QR-код для аудио. Английский язык. –М:
Издательство «Титул»,2021
2.
Гулов А.П. Учебное пособие. Олимпиады по английскому языку для 8-
11 классов. Книга 3 (75 заданий). Olympiad builder. Use of English.
Английский язык.
–М: Издательство «Титул»,2021
3.
Хасан Шакира «Английский язык. Типовые задания для подготовки к
олимпиадам. 7-11 классы» - Ростов-на-Дону: ООО «Феникс», 2017
26
4.
Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles, Мария Вербицкая. Macmillan
Exam Skills for Russia/ Грамматика и лексика. Уровень A2
5.
Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles, Мария Вербицкая. Macmillan
Exam Skills for Russia/ Грамматика и лексика. Уровень В1
Приложение 1
Календарно-тематический план - график на 2023 год
Дополнительная общеразвивающая программа «Стратегии решения олимпиадных
заданий по английскому языку»
(базовый уровень)
Год обучения: первый
Расписание: среда 16.30-17.30, четверг 16.30-17.30
I – модуль. 7 класс.
№
зан
яти
я
Месяц
дата
пров
еден
ия
Форма
занятий
Кол
иче
ство
часо
в
Тема занятия
Мест
о
пров
еден
ия
Формы
контроля
1-2
январь
Групповая,
индивидуа
льная
2
Ознакомление с форматом
олимпиады
каби
нет
ин.
язык
а
Входной
3-4
январь
Групповая,
парная.
2
Стратегии
подготовки
к
разделу «Listening»
5-6
январь
Фронтальн
ая
2
Работа
с
тестовыми
заданиями на понимание
основного содержания
7-8
феврал
ь
Групповая
2
Работа
с
тестовыми
заданиями на извлечение
запрашиваемой
информации
9-
10
феврал
ь
Групповая
2
Работа
с
тестовыми
заданиями
на
полное
понимание прослушанного
11-
12
феврал
ь
Фронтальн
ая
2
Выполнение
теста
по
аудированию
13-
1
4
март
Фронтальн
ая
2
Стратегии
подготовки
к
разделу «Reading»
15-
16
март
Групповая,
индивидуа
льная
2
Работа
с
тестовыми
заданиями на понимание
основного содержания
17-
18
март
Групповая,
индивидуа
2
Работа
с
тестовыми
заданиями на понимание
27
льная
структурно-смысловых
связей
19-
20
март
Групповая,
индивидуа
льная
2
Работа
с
тестовыми
заданиями
на
полное
понимание прочитанного
21-
22
апрель
Индивидуа
льная
2
Выполнение
теста
по
чтению
23-
2
4
апрель
Фронтальн
ая.
Игровая
2
Стратегии
подготовки
к
разделу «Use of English»
25-
26
апрель
Фронтальн
ая.
Игровая
2
Работа
с
временами
английского языка.
Текущий
27-
28
апрель
Групповая,
индивидуа
льная
2
Работа
с
модальными
глаголами
Работа
с
заданиями
на
множественный выбор
29-
30
май
Групповая,
парная
2
Степени
сравнения
прилагательных и наречий
Работа
с
заданиями
перекрестного выбора
31-
32
май
Групповая,
парная
2
Порядковые числительные
Работа
с
заданиями
на
подбор дефиниций
33-
3
4
май
Групповая,
индивидуа
льная
2
Работа
с
тестовыми
заданиями по грамматике
35-
36
сентяб
рь
Групповая,
индивидуа
льная
2
Работа
с
тестовыми
заданиями
по
словообразованию
Текущий
37-
38
сентяб
рь
Групповая,
индивидуа
льная
2
Устойчивые
словосочетания, фразовые
глаголы,
идиоматические
выражения
39-
40
сентяб
рь
Групповая,
индивидуа
льная
2
Способы
управления
в
предложении
(предлоги),
способы
сочинения
и
подчинения (союзы)
4
1-
42
сентяб
рь
Групповая,
индивидуа
льная
2
Работа
с
тестовыми
заданиями по лексической
сочетаемости единиц
43-
44
октябр
ь
Индивидуа
льная
2
Выполнение
лексико-
грамматического теста
Промежу
точный
45-
4
6
октябр
ь
Фронтальн
ая.
Игровая
2
Стратегии
подготовки
к
разделу «Writing», письмо
личного характера
28
4
7-
4
8
октябр
ь
Фронтальн
ая.
Игровая
2
Мини-практикум
по
написанию
письма
личного характера
49-
50
октябр
ь
Фронтальн
ая.
Игровая
2
Написание
сочинения-
выражения
собственного
мнения
51-
52
ноябрь
Фронтальн
ая.
Игровая
2
Практикум
по
выполнению
заданий
письменной части
53-
5
4
ноябрь
Фронтальн
ая.
Игровая
2
Стратегии
подготовки
к
разделу
«Speaking»,
речевые клише
Текущий
55-
5
6
ноябрь
Фронтальн
ая.
Игровая
2
Диалог с целью обмена
информацией
57-
58
ноябрь
Индивидуа
льная,
групповая.
Игровая
2
Тематика монологического
высказывания
61-
62
декабр
ь
Индивидуа
льная,
групповая.
Игровая
2
Мини-практикум
по
выполнению
заданий
устной части
63-
6
4
декабр
ь
Индивидуа
льная,
групповая.
Игровая
2
Мини-практикум
по
выполнению
заданий
устной части
65-
66
декабр
ь
Фронтальн
ая,
групповая,
Игровая
2
Выполнение
заданий
письменной части.
Итоговый
67-
68
декабр
ь
Фронтальн
ая,
Индивидуа
льная.
Игровая
2
Выполнение
заданий
устной части.
Итоговый