Напоминание

"Стратегии решения олимпиадных заданий по английскому языку"


Автор: Папкова Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №16"
Населённый пункт: г. Мытищи, Московская область.
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 13-15 лет.
Тема: "Стратегии решения олимпиадных заданий по английскому языку"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 16»

городского округа Мытищи

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

для детей

«Стратегии решения олимпиадных заданий по английскому

языку»

языковой направленности

(базовый уровень).

Возраст детей: 13-15 лет (7,8,9 классы)

Срок реализации: 3 года

Составитель: педагог по английскому языку,

высшей квалификационной категории

Папкова Т.Е.

г. о. Мытищи, 2022

РЕКОМЕНДОВАНО

на педагогическом совете

«______» ____________2022 г.

протокол № _____________

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «Гимназия

№16»

____________ И. Ю. Лобанова

«____» ________2022 г.

2

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Стратегии решения

олимпиадных заданий по английскому языку» реализует языковую

направленность и является частью предметного блока «Школьное научное

сообщество»

Данная

Программа

основывается

на

положениях

основных

законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской

области:

1.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями).

2.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-

р).

3.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на

период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25

мая 2015 г. № 996-р).

4.

Порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам

(утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).

5.

Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций

дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного

государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

6.

Общие требования к определению нормативных затрат на

оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования,

науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии

на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального)

задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения

3

работ)

государственным

(муниципальным)

учреждением

(утверждены

приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).

7.

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые

программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики

в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ

от 18.11.2015 № 09-3242).

Актуальность программы.

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия

по ней, позволят обучающимся повысить уровень общей и коммуникативной

культуры, успешно продолжить общее речевое развитие, расширить кругозор

и удовлетворить индивидуальные потребности в интеллектуальном и

духовно-нравственном развитии. Программа способствует формированию

представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя, как носителя

культуры и духовных ценностей своего народа, национальной идентичности,

гражданственности, норм морали и речевого поведения.

Новизной

программы является

организация

учебно-воспитательного

процесса

в

условиях

разновозрастной

группы,

дифференцированное

распределение материала по уровням освоения внутри программы, который

фиксируется в предполагаемых результатах усвоения и дифференцирование

требований с учетом возрастных особенностей всех обучающихся.

Цель программы:

- создание условий для формирования коммуникативной компетенции

учащихся и их подготовки к участию в олимпиадах и конкурсах по

английскому языку;

- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных возможностей

обучающихся

;

4

- подготовка к межкультурному общению, формирование ценностно-

ориентационных представлений о мире.

Задачи программы:

Предметные:

познакомить учащихся с форматом заданий всех этапов олимпиады и

стратегиями их успешного решения;

совершенствовать

умения

учащихся

в

четырех

видах

речевой

деятельности, а именно:

в области говорения – обучать аргументированно выражать свое

мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения по данной

ситуации, в области письма – научить правильно оформлять и

логически излагать свои мысли в письменном виде в форме эссе

или письма за ограниченное количество времени, в области

аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные

тексты с пониманием общей идеи и с детальным пониманием, в

области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные

тексты по различной тематике с пониманием общей идеи и с

детальным пониманием;

развивать умения пользоваться собственным иноязычным речевым

репертуаром для восполнения пробелов во владении иностранным

языком; умения осуществлять перифраз, пользоваться языковой и

контекстуальной догадкой.

Метапредметные:

развивать

критического

и

креативного

мышления

на

основе

расширения

вариативности

заданий

повышенной

сложности,

взаимодействия в парной и групповой работе;

развивать гибкость, способность ориентироваться в различных типах и

форматах олимпиадных заданий;

5

расширить эрудицию обучающихся, их лингвистический и общий

кругозор.

Личностные:

воспитывать самостоятельность, ответственность и инициативность в

выборе и принятии решений;

формировать потребность в самообразовании;

способствовать социализации учащихся, формированию открытости к

истории и культуре, речи и традициям других стран;

научить

анализировать

и

объективно

оценивать

результаты

собственной учебной деятельности

Адресат программы.

В

данной

программе

принимают

участие

дети

13-15

лет

без

предварительного отбора, имеющие уровень владения языком А2 в 7 классе,

А2+ в 8 классе и В1 в 9 классе по шкале Европейской системы уровней

владения иностранным языком; проявляющих особый интерес к изучению

английского языка и мотивированные на

участие в олимпиадах и

предметных конкурсах по английскому языку.

Формы обучения и виды занятий.

Форма

обучения

очная.

Основными

формами

учебно-

воспитательного

процесса

являются:

групповые

практические

и

теоретические занятия; работа по индивидуальным планам; тестирование;

практикумы

,

оценка и взаимооценка, анализ работ, участие в языковых

конкурсах и олимпиадах.

Объём и срок освоения программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения, 34 учебных недели в год (68

часов в год), за курс 102 недели и 204 часа. Каждый год разделён на 2

модуля:

1 модуль – январь-май

2 модуль – сентябрь-декабрь.

6

Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу.

Время и место проведения учебных занятий регулируются расписанием

занятий детского объединения.

Планируемые результаты

По окончании обучения по программе «Стратегии решения олимпиадных

заданий по английскому языку» обучающиеся 7, 8, 9 классов

должны знать:

стратегии планирования своего речевого и неречевого поведения;

формат олимпиадных заданий;

способы контроля и оценки результатов своей деятельности;

способы расширения своего языкового репертуара;

особенности образа жизни, быта и культуры, народов стран изучаемого

языка,

должны уметь:

7 класс

работать с информацией: поиск и выделение, обобщение и фиксация;

осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку в процессе

коммуникации на иностранном языке;

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;

умение рассказывать о себе и своей семье, друзьях, своих интересах,

сообщать краткие сведения о своей стране, городе, странах изучаемого

языка,

писать письма, поздравления с использованием формул речевого

этикета изучаемого языка,

распознавать и употреблять формы речевого этикета, принятых в

странах изучаемого языка,

составлять план и тезисы устного или письменного сообщения,

уметь

употреблять

фоновую

лексику

стран

изучаемого

языка,

распространённых образцов фольклора,

7

представлять себе особенности образа жизни, быта и культуры,

народов стран изучаемого языка,

овладеть способами выражения эмоций и чувств на иностранном

языке,

развивать чувство прекрасного в процессе обсуждения тенденций в

музыке, литературе и живописи на иностранном языке.

8 класс

аргументировать собственное высказывание, приводить примеры,

сопоставлять и анализировать, выражая личностное отношение;

самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение

выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

ситуацией;

осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной

коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими

и синтаксическими нормами языка;

решать проблемы творческого и поискового характера;

уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию

(познавательная инициативность);

проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности

другого;

догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по

используемым собеседником жестам и мимике;

использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците

языковых средств.

8

работать с информацией: сокращение, расширение, создание второго

текста по аналогии, заполнение таблиц;

работать с разными источниками на иностранном языке: справочными

материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой.

9 класс

пользоваться логическими действиями сравнения, анализа,

синтеза, обобщения, классификации по различным признакам,

установления аналогий и причинно-следственных связей,

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,

дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью

компьютерных средств;

выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в

соответствии с задачами и условиями межкультурной

коммуникации;

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном

обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической

формами речи в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами АЯ;

владеть основами самоконтроля;

воспринимать на слух и понимать

значимую/нужную/запрашиваемую информацию в аутентичных

текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и

некоторое количество неизученных языковых явлений;

использовать контекстуальную или языковую догадку при

восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;

выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью

интонации;

читать тексты с детальным пониманием прочитанного.

9

Материально-техническое обеспечение.

Основной учебной базой для проведения занятий является учебный кабинет

МБОУ «Гимназия №16», где имеются в наличии мультимедийный проектор,

компьютер, Интернет, телевизор, учебная и справочная литература

в

книжном и цифровом форматах.

Кадровое обеспечение: педагог по английскому языку высшей

категории,

образование высшее педагогическое, специальность «Учитель

средней школы по английскому и немецкому языку».

Информационное обеспечение: видео, фото, интернет-источники,

учебная и справочная литература, художественная и публицистическая

литература с аутентичными материалами.

Учебный план

п/п

Разделы и темы.

Количество учебных часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Контроль

1 модуль. 7 класс.

1.

Аудирование.

Ознакомление с форматом

олимпиады. Стратегии

подготовки к разделу

«Listening» Входной

контроль.

10

4

5

1

Входной, тест

2.

Чтение.

Стратегии

подготовки

к

разделу

«Reading»

Работа

с

тестовыми

заданиями

на

понимание основного

содержания,

структурно-

смысловых

связей,

на

полное

понимание

прочитанного.

16

6

9

1

Текущий, тест

3.

Лексика,

грамматика.

Стратегии

подготовки

к

разделу

«Use

of

English» Работа

с

тестовыми

заданиями

по

грамматике.

Работа

с

тестовыми

10

3

6

1

Текущий, тест

10

заданиями

по

словообразованию.

4.

Письмо.

Стратегии

подготовки

к

разделу

«Writing», письмо личного

характера,

открытка,

рассказ.

Критерии

оценивания заданий.

8

1

5

2

Промежуточный,

симуляция

олимпиады

(письменная

часть).

5.

Диалогическая

речь.

Стратегии

подготовки

к

разделу

«Speaking»,

речевые клише. Диалог с

целью

обмена

информацией.

8

2

5

1

Текущий,

составление

диалога.

6.

Монологическая

речь.

Тематика монологического

высказывания.

Мини-

практикумы.

16

3

9

4

Итоговый,

симуляция

олимпиады

(устная часть).

Итоговый,

симуляция

всей

олимпиады

в

режиме реального

времени.

Итого:

68

19

39

10

2 модуль. 8 класс.

1.

Аудирование. Введение в

курс. Особенности

понимания диалогов.

Стратегии слушания

интервью. Выполнение

заданий школьного этапа

ВСОШ.

10

4

5

1

Входной, тест

2.

Чтение.

Стратегии

просмотрового чтения,

чтения текста с

пропусками, деление

текста на смысловые части.

Стратегии

комбинированного чтения

и аудирования.

Выполнение заданий

муниципального этапа

ВСОШ

16

6

8

2

Текущий, тест

3.

Лексика. Многозначность

слов. Синонимы.

Антонимы. Фразовые

12

5

6

1

Промежуточный,

симуляция

олимпиады.

11

глаголы. Типовые задания

Подмосковной олимпиады

школьников.

4.

Грамматика.

Множественное число имён

существительных (правила

и исключения)

Употребление артикля.

Степени сравнения

прилагательных. Формы

неправильных глаголов и

их употребление. Задания

по исправлению ошибок

14

4

8

2

Текущий, тест

5.

Диалогическая речь.

Диалог: сходства и

различия. Диалог: Role

Play. Диалог:

моделирование ситуации.

Комбинированный диалог.

Участие в полилоге.

8

3

4

1

Текущий, беседа-

полилог.

6.

Письмо. Стратегии

написания e-mail. Речевые

клише письменной речи

Правила написания эссе

Ознакомление с заданиями

регионального этапа

ВСОШ.

8

2

4

2

Итоговый,

симуляция

всей

олимпиады

в

режиме реального

времени.

Итого:

68

24

35

9

3 модуль. 9 класс.

1.

Аудирование. Стратегии

выполнения. Задания с

выбором ответа. Задания на

сопоставление. Типовые

задания олимпиады ВСОШ.

10

2

7

1

Входной, тест.

2.

Чтение. Стратегии

понимания текста. Идея

текста. Детальное чтение.

Типовые задания

Подмосковной олимпиады

и ВСОШ.

12

2

8

1

Текущий, тест.

3.

Лексика.

Словообразование:

суффиксы.

Словообразование:

префиксы. Роль клише и

вводных фраз в английском

языке. Типовые задания

ВСОШ.

10

3

6

2

Промежуточный,

симуляция

олимпиады

4.

Грамматика. Видо-

временные формы глагола.

Страдательный залог.

10

3

6

1

Текущий, тест.

12

Местоимения. Причастия I

и II. Построение

вопросительных

предложений. Косвенный

вопрос. Типовые задания

ВСОШ.

5.

Письмо. Стратегии

написания отзыва, обзора,

рецензии. Официальный

стиль. Вводные слова и

связующие фразы.

Критерии оценивания

заданий.Типовые задания

ВСОШ.

12

2

8

2

Текущий,

написание отзыва

о фильме/книге.

6.

Устная речь. Вводные

слова и связующие фразы

для построения

монологического

высказывания.

Тематическое

монологическое

высказывание.

Монологическое

высказывание – мое

мнение. Стратегии

построения диалогического

высказывания.. Диалог –

обсуждение. Типовые

задания устной части

олимпиады. Итоговый тест

в формате олимпиады

14

4

8

2

Итоговый,

симуляция

всей

олимпиады

в

режиме реального

времени

Итого:

68

16

43

9

ИТОГО ЗА КУРС:

204

59

117

28

Содержание учебного плана.

7 КЛАСС.

Раздел 1.Аудирование. (10 ч)

Теория: Ознакомление с форматом олимпиады. Стратегии подготовки к

разделу «Listening».

Практика: Дотекстовый этап аудирования. Этап прослушивания текста.

Послетекстовый этап аудирования. Выполнение заданий на соответствие и

заданий с альтернативным выбором.

13

Контроль: входной, тест.

Раздел 2. Чтение. (16 ч)

Теория:

Стратегии работы с тестовыми заданиями на понимание основного

содержания, структурно-смысловых связей, на полное понимание

прочитанного.

Практика: Дотекстовый этап чтения. Текстовый этап чтения.

Послетекстовый этап чтения. Выполнение заданий множественного выбора,

альтернативного выбора, на соответствие, упорядочение, клоуз-процедура.

Контроль: текущий, тест.

Раздел 3.

Лексика, грамматика. (10ч)

Теория: Стратегии работы с тестовыми заданиями по грамматике. Работа с

тестовыми заданиями по словообразованию.

Практика: Выполнение заданий множественного выбора, перекрестного

выбора, перифраз, подбор дефиниций, словообразование.

Контроль: текущий, тест.

Раздел 4. Письмо. (8 ч)

Теория: Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо личного

характера, открытка.

Критерии оценивания заданий.

Практика:

Написание личного письма, открытки, рассказа.

Контроль: промежуточный, симуляция олимпиады (письменная часть).

Раздел 5. Диалогическая речь. (8 ч)

Теория: Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише, типы

диалогов.

14

Практика: составление диалога этикетного характера, диалога-расспроса,

диалог-побуждения к действию, диалога – обмена мнениями.

Контроль: текущий, составление диалога.

Раздел 6. Монологическая речь. (16ч )

Теория: Тематика монологического высказывания. Стратегии построения

монологического высказывания.

Практика: описание иллюстрациии. Высказвание на заданную тему.

Краткое сообщение на заданную тему. Передача содержания прочитанного

(услышанного) текста. Характеристика героям прочитанного (услышанного)

текста. Выражение своего отношения к предмету речи.

Контроль: итоговый, симуляция олимпиады (устная часть), симуляция всей

олимпиады в режиме реального времени.

8 КЛАСС.

Раздел 1.Аудирование. (10 ч)

Теория: Введение в курс. Особенности понимания диалогов. Стратегии

слушания интервью. Выполнение заданий школьного этапа ВСОШ.

Практика: Аудирование с извлечением информации. Аудирование с целью

применения фраз-клише для собственного диалогического высказывания.

Выполнение заданий школьного этапа ВСОШ

Контроль: входной, тест.

Раздел 2. Чтение. (16 ч)

Теория:

Стратегии просмотровое чтение, чтения текста с пропусками,

деление текста на смысловые части. Стратегии комбинированного чтения и

аудирования.

15

Практика: Поисковое, ознакомительное чтение. Монолог на основе

прочитанного. Чтение с восстановлением пропущенной информации,

соотнесение текста с иллюстрациями. Выполнение заданий муниципального

этапа ВСОШ.

Контроль: текущий, тест.

Раздел 3.

Лексика. (12 ч)

Теория: Многозначность слов. Синонимы. Антонимы. Фразовые глаголы.

Практика:

Распознавание

и

использование

интернациональных

слов.

Понятие о синонимах, антонимах и лексической сочетаемости. Выполнение

типовых заданий Подмосковной олимпиады школьников.

Контроль: текущий, тест.

Раздел 4. Грамматика. (14 ч)

Теория: Множественное число имён существительных (правила и

исключения) Употребление артикля. Степени сравнения прилагательных.

Формы неправильных глаголов и их употребление. Задания по исправлению

ошибок

Практика: Монолог-описание с использованием прилагательных,

использование нераспространённых и распространенных предложений,

распознавание правильных и неправильных глаголов, образование степеней

сравнения прилагательных по правилу и исключения; употребление

предлогов места, направления, времени. Задания по исправлению ошибок

Контроль: промежуточный, симуляция олимпиады (письменная часть).

Раздел 5. Диалогическая речь. (8 ч)

Теория: Диалог: сходства и различия. Диалог: Role Play. Диалог:

моделирование ситуации. Комбинированный диалог. Стратегии участия в

полилоге.

16

Практика: Составление диалога –расспроса, диалога-обмена мнениями,

диалога-беседы этикетного характера по телефону, микродиалога с опорой на

образец.

Контроль: текущий, составление диалога.

Раздел 6.

Письмо. (8 ч)

Теория: Стратегии написания e-mail. Речевые клише письменной речи

Правила написания эссе Ознакомление с заданиями регионального этапа

ВСОШ.

Практика: Выписки из текста, написание e-mail, сообщения и личные

записки, написание небольших сочинений (письменных высказываний с

элементами описания, повествования, рассуждения). Выполнение заданий

регионального этапа ВСОШ.

Контроль: итоговый, симуляция олимпиады (устная часть), симуляция всей

олимпиады в режиме реального времени.

9 КЛАСС.

Раздел 1.Аудирование. (10 ч)

Теория: Стратегии выполнения. Задания с выбором ответа. Задания на

сопоставление. Типовые задания олимпиады ВСОШ

Практика: Аудирование с извлечением информации. Аудирование -

соотнесение графического образа слова со звуковым. Аудирование -проверка

правильности. Аудирование с опорой на печатный текст.

Контроль: входной, тест.

Раздел 2. Чтение. (12 ч)

17

Теория: Стратегии понимания текста. Идея текста. Детальное чтение.

Типовые задания Подмосковной олимпиады и ВСОШ

Практика: Чтение, оценка полученной информации. Выражение

собственного мнения на основе прочитанного. Оценивание аутентичного

текста, аргументация выбора

Контроль: текущий, тест.

Раздел 3. Лексика. (10 ч)

Теория: Словообразование: суффиксы. Словообразование: префиксы. Роль

клише и вводных фраз в английском языке. Типовые задания ВСОШ.

Практика: Различать основные способы словообразования (аффиксация),

словосложение, конверсия. Оценочная лексика, реплики-клише речевого

этикета.

Контроль: текущий, тест.

Раздел 4. Грамматика. (10 ч)

Теория: Видо- временные формы глагола. Страдательный залог.

Местоимения. Причастия I и II. Построение вопросительных предложений.

Косвенный вопрос. Типовые задания ВСОШ.

Практика: Формулирование грамматического правила и представление его в

виде схемы

употребление глаголов в видовременных формах страдательного залога,

согласование времён в рамках сложного предложения

Контроль: промежуточный, симуляция олимпиады (письменная часть).

Раздел 5.Письмо. (12 ч)

18

Теория: Стратегии написания отзыва, обзора, рецензии, эссе. Официальный

стиль. Вводные слова и связующие фразы. Критерии оценивания заданий.

Типовые задания ВСОШ.

Практика: написание личного отзыва, обзора, рецензии, эссе

расспрашивание адресата о его жизни, делах

сообщение информации о себе

выражение благодарности, извинения, совета, просьбы, жалоб

Контроль: текущий, написание эссе.

Раздел 6. Устная речь. (14 ч)

Теория: Вводные слова и связующие фразы для построения

монологического высказывания. Тематическое монологическое

высказывание. Монологическое высказывание – мое мнение. Стратегии

построения диалогического высказывания. Диалог – обсуждение. Типовые

задания устной части олимпиады.

Практика: Монолог с опорой на вопросы. Сообщения – рассуждения.

Диалог-расспрос с использованием вербальных средств для запроса. Ведение

полилога. Высказывание о фактах и событиях с опорой или без на

прослушанный или прочитанный текст

Контроль: итоговый, симуляция олимпиады (устная часть), симуляция всей

олимпиады в режиме реального времени.

Методическое обеспечение программы

В основе программы лежат следующие методические принципы:

интеграция основных речевых умений и навыков; последовательное развитие

19

основных речевых умений и навыков; применение полученных умений и

навыков на практике в ходе выполнения олимпиадных заданий;

коммуникативная направленность заданий; материалы программы

соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки

учащихся.

Данный курс предполагает, что учитель хорошо знаком с форматом

олимпиады, требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки.

Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания

учащихся, предоставлять им возможность самим проанализировать качество

выполнения заданий. Необходимо также уделять внимание определенным

олимпиадным стратегиям, позволяющим учащимся решать поставленную

перед ними задачу в случае возникновения трудности.

Программа может быть расширена за счет привлечения дополнительного

материала для проведения тренингов или сокращена за счет уменьшения

времени на объяснение лексико-грамматического материала при хорошей

подготовке учащихся. Возможно предложить учащимся дополнительные

тренировочные задания для самостоятельной работы дома, при условии, что

это для них не будет большой перегрузкой.

Методы обучения: словесный, наглядный практический; частично-

поисковый, проблемный; игровой.

Методы

воспитания:

убеждение,

поощрение,

упражнение,

стимулирование, мотивация.

Формы организации образовательного процесса: занятия групповые.

Формы

организации

учебного

занятия:

лекция,

практическое

занятие, тренинг, тест, беседа, симуляция, олимпиада.

Педагогические технологии:

- технология коллективного взаимообучения (авт. И.П. Волков; И.П.

Иванов) позволяет научить детей способам планирования, подготовки,

осуществления и проведения коллективного творческого дела; сформировать

навыки совместной творческой деятельности.

20

-

технология

дифференцированного

обучения,

(авт.

И.С.

Якиманская) позволяет выбрать формы, средства и методы, способствующие

максимальному развитию индивидуальных познавательных способностей

детей. Технология позволяет создать условия для адаптации ребенка в

коллективе и обучения с учетом личностных возможностей в ситуации

успеха.

-

технология проблемного обучения, (авт.

Джона Дьюи ), схема

проблемного обучения, представляется как последовательность процедур,

включающих:

постановку

преподавателем

учебно-проблемной

задачи,

создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и

разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают

обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных

способов для решения конкретных систем задач.

- технология игровой деятельности, (авт. П.И. Пидкасистый, Д.Б.

Эльконин) позволяют активизировать

творческую и познавательную

деятельность

обучающихся,

расширить

их

кругозор,

воспитать

самостоятельность и коммуникативность.

- коммуникативная технология обучения, главное в технологии –

речевая направленность обучения через общение. Особенностью этого

подхода является то, что ученик предстает на какое-то время автором точки

зрения по обсуждаемому вопросу.

Примерами реализации такого подхода в системе дополнительного

образования детей могут быть занятия, в содержание которых заложено

противоречие, неоднозначность взгляда, неоднозначность решения. Но

педагог заранее должен спроектировать способы вовлечения учащихся в

общий разговор, продумать контраргументы для тезиса и антитезиса, знать

желаемый

результат

обсуждения.

Очевидно, что усвоение способов учебных действий происходит не в

процессе слушания педагога, а в процессе собственной свободной активной

21

деятельности.

- здоровьесберегающая технология, в дополнительном образовании

используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:

- санитарно-гигиенические;

- психолого-педагогические;

- физкультурно-оздоровительные.

Критерии санитарно-гигиенические – это не только личная гигиена, но

и обстановка и гигиенические условия в кабинете.

К психолого-педагогическим критериям, прежде всего, относится

психологический климат на занятии.

Физкультурно-оздоровительные критерии – организация занятия с

учетом

моментов

оздоровления,

от

которых

во

многом

зависят

функциональное

состояние

обучающихся

в

процессе

деятельности,

возможность

длительно

поддерживать

умственную

и

физическую

работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное

наступление утомления.

Оценивание знаний, умений и навыков.

В ходе работы по данной программе осуществляется контроль:

Текущий – позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения

тренировочных заданий)

Промежуточный - после каждого блока

Итоговый – дающий возможность оценить степень усвоения пройденного

материала

Основная задача контроля — объективное определение уровня владения

обучаемыми иноязычным материалом на каждом этапе становления их

навыков и умений, при этом объектом контроля в устной речи является как

языковая форма сообщения, так и его содержание.

Контроль проводится в форме выполнения заданий олимпиадного уровня.

По итогам прохождения курса учащиеся должны:

Овладеть навыками выполнения олимпиадных заданий

22

Listening

Нужно проявить способность понимать аудиозаписи на английском языке

Необходимо уметь:

- понимать тексты повседневного и профессионального стиля речи;

- выбирать главные факты, опуская второстепенные;

- выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую

догадку, контекст.

Reading

Нужно продемонстрировать способность читать и понимать тексты по

современной проблематике. Необходимо уметь понимать суть текста и

справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами,

отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной,

понимать позицию автора текста

Use of English

Нужно продемонстрировать соответствующий уровень владения

лексическим материалом и умение оперировать им в условиях

множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в

рамках программы средней школы и умение практически использовать его не

только на уровне отдельного предложения, но и в более широком контексте

Writing

Нужно продемонстрировать умение писать простые связные тексты на

известные или социально значимые темы, излагать и обосновывать свое

мнение, умение обращаться с грамматическими структурами, использовать

необходимый словарный запас, писать без ошибок и с правильной

пунктуацией, правильно употреблять формулы речевого этикета

23

Speaking

Нужно продемонстрировать способность общаться на английском языке с

другим участником олимпиады.

В рамках монолога необходимо уметь:

- составить связное сообщение на известные или интересующие участника

темы;

- изложить и обосновать свое мнение;

В рамках диалога необходимо уметь:

- начинать, вести и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения,

при необходимости переспрашивая, уточняя

- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое

мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием или

отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-

грамматический материал

- рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на

будущее, сообщать краткие сведения о своей стране, городе и т.д.

Формы контроля.

Контроль и оценка знаний предполагают степень достижений учащихся

в решении поставленных целей и задач обучения.

Цель оценки заключается:

в формировании у школьника уважительного отношения к себе;

в

поддержании

уверенности

его

в

своих

силах

(возможностях,

способностях);

в создании у школьников и учителя мотивации для достижения целей

обучения.

Контроль за уровнем усвоения материала носит систематический

характер и осуществляется в конце каждой темы. Он проводится при помощи

письменных тестов и устного опроса, носящего фронтальный, групповой и

индивидуальный

характер.

Тестовая

форма

контроля

с

заданиями

24

множественного

выбора

позволяет

за

короткий

промежуток

времени

проверить усвоение значительного объема фактического материала, а также

служит

своеобразной

подготовкой

к

устным

ответам.

Использование

электронных

учебных

пособий

значительно

облегчает

отслеживание

индивидуальной траектории учащегося.

1. Ответы на вопросы по изученной

теме: устно или письменно.

каждое занятие

2.

Тестирование

по

материалу,

изученному в курсе.

в конце каждой темы

3. Творческая работа по одной из

пройденных тем

в конце курса

Итоговый контроль.

Итоговый контроль можно провести в форме творческой (проектной)

работы. При оценке работы школьников по проектам необходимо учитывать

их опыт в выполнении этого вида творческой работы. Результаты проекта

могут быть представлены в форме реферата, курсовых работ, докладов. При

оценке качества работы по проекту оцениваются как представленные в

письменном виде материалы (результаты работы по проекту), так и устная или

мультимедийная презентация проекта в аудитории.

Список литературы для педагога.

1.

Всероссийская олимпиада. Английский язык. Вып.7. Задания

школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов

с ответами и комментариями. Под общей редакцией Ю.Б. Курасовской

и Т.А. Симонян.- М.: Университетская книга, 2016.

25

2.

Гулов А. П. Учебное пособие. Олимпиады по английскому языку для 7-

8 классов. Olympiad builder. QR-код для аудио. Английский язык. –М:

Издательство «Титул»,2021

3.

Гулов А.П. Учебное пособие. Олимпиады по английскому языку для 8-

11 классов. Книга 3 (75 заданий). Olympiad builder. Use of English.

Английский язык.

–М: Издательство «Титул»,2021

4.

Гулов А. П. Olympway. Интегральный сборник олимпиадных заданий

по английскому языку. Лексика, грамматика, страноведение.

–М:

Издательство «Титул»,2021

5.

Курасовская Ю.Б., Усманова А.И.,Городецкая Л.А. «Английский язык

Всероссийские олимпиады» Москва «Просвещение», 2018

6.

Сигал Т.К. «Готовимся к олимпиадам по английскому языку. 8-11

классы» Москва: Айрис-пресс, 2016

7.

Хасан Шакира «Английский язык. Типовые задания для подготовки к

олимпиадам. 7-11 классы» - Ростов-на-Дону: ООО «Феникс», 2017

8.

Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles, Мария Вербицкая. Macmillan

Exam Skills for Russia/ Грамматика и лексика. Уровень A2

9.

Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles, Мария Вербицкая. Macmillan

Exam Skills for Russia/ Грамматика и лексика. Уровень В1.

Список литературы для обучающихся.

1.

Гулов А. П. Учебное пособие. Олимпиады по английскому языку для 7-

8 классов. Olympiad builder. QR-код для аудио. Английский язык. –М:

Издательство «Титул»,2021

2.

Гулов А.П. Учебное пособие. Олимпиады по английскому языку для 8-

11 классов. Книга 3 (75 заданий). Olympiad builder. Use of English.

Английский язык.

–М: Издательство «Титул»,2021

3.

Хасан Шакира «Английский язык. Типовые задания для подготовки к

олимпиадам. 7-11 классы» - Ростов-на-Дону: ООО «Феникс», 2017

26

4.

Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles, Мария Вербицкая. Macmillan

Exam Skills for Russia/ Грамматика и лексика. Уровень A2

5.

Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles, Мария Вербицкая. Macmillan

Exam Skills for Russia/ Грамматика и лексика. Уровень В1

Приложение 1

Календарно-тематический план - график на 2023 год

Дополнительная общеразвивающая программа «Стратегии решения олимпиадных

заданий по английскому языку»

(базовый уровень)

Год обучения: первый

Расписание: среда 16.30-17.30, четверг 16.30-17.30

I – модуль. 7 класс.

зан

яти

я

Месяц

дата

пров

еден

ия

Форма

занятий

Кол

иче

ство

часо

в

Тема занятия

Мест

о

пров

еден

ия

Формы

контроля

1-2

январь

Групповая,

индивидуа

льная

2

Ознакомление с форматом

олимпиады

каби

нет

ин.

язык

а

Входной

3-4

январь

Групповая,

парная.

2

Стратегии

подготовки

к

разделу «Listening»

5-6

январь

Фронтальн

ая

2

Работа

с

тестовыми

заданиями на понимание

основного содержания

7-8

феврал

ь

Групповая

2

Работа

с

тестовыми

заданиями на извлечение

запрашиваемой

информации

9-

10

феврал

ь

Групповая

2

Работа

с

тестовыми

заданиями

на

полное

понимание прослушанного

11-

12

феврал

ь

Фронтальн

ая

2

Выполнение

теста

по

аудированию

13-

1

4

март

Фронтальн

ая

2

Стратегии

подготовки

к

разделу «Reading»

15-

16

март

Групповая,

индивидуа

льная

2

Работа

с

тестовыми

заданиями на понимание

основного содержания

17-

18

март

Групповая,

индивидуа

2

Работа

с

тестовыми

заданиями на понимание

27

льная

структурно-смысловых

связей

19-

20

март

Групповая,

индивидуа

льная

2

Работа

с

тестовыми

заданиями

на

полное

понимание прочитанного

21-

22

апрель

Индивидуа

льная

2

Выполнение

теста

по

чтению

23-

2

4

апрель

Фронтальн

ая.

Игровая

2

Стратегии

подготовки

к

разделу «Use of English»

25-

26

апрель

Фронтальн

ая.

Игровая

2

Работа

с

временами

английского языка.

Текущий

27-

28

апрель

Групповая,

индивидуа

льная

2

Работа

с

модальными

глаголами

Работа

с

заданиями

на

множественный выбор

29-

30

май

Групповая,

парная

2

Степени

сравнения

прилагательных и наречий

Работа

с

заданиями

перекрестного выбора

31-

32

май

Групповая,

парная

2

Порядковые числительные

Работа

с

заданиями

на

подбор дефиниций

33-

3

4

май

Групповая,

индивидуа

льная

2

Работа

с

тестовыми

заданиями по грамматике

35-

36

сентяб

рь

Групповая,

индивидуа

льная

2

Работа

с

тестовыми

заданиями

по

словообразованию

Текущий

37-

38

сентяб

рь

Групповая,

индивидуа

льная

2

Устойчивые

словосочетания, фразовые

глаголы,

идиоматические

выражения

39-

40

сентяб

рь

Групповая,

индивидуа

льная

2

Способы

управления

в

предложении

(предлоги),

способы

сочинения

и

подчинения (союзы)

4

1-

42

сентяб

рь

Групповая,

индивидуа

льная

2

Работа

с

тестовыми

заданиями по лексической

сочетаемости единиц

43-

44

октябр

ь

Индивидуа

льная

2

Выполнение

лексико-

грамматического теста

Промежу

точный

45-

4

6

октябр

ь

Фронтальн

ая.

Игровая

2

Стратегии

подготовки

к

разделу «Writing», письмо

личного характера

28

4

7-

4

8

октябр

ь

Фронтальн

ая.

Игровая

2

Мини-практикум

по

написанию

письма

личного характера

49-

50

октябр

ь

Фронтальн

ая.

Игровая

2

Написание

сочинения-

выражения

собственного

мнения

51-

52

ноябрь

Фронтальн

ая.

Игровая

2

Практикум

по

выполнению

заданий

письменной части

53-

5

4

ноябрь

Фронтальн

ая.

Игровая

2

Стратегии

подготовки

к

разделу

«Speaking»,

речевые клише

Текущий

55-

5

6

ноябрь

Фронтальн

ая.

Игровая

2

Диалог с целью обмена

информацией

57-

58

ноябрь

Индивидуа

льная,

групповая.

Игровая

2

Тематика монологического

высказывания

61-

62

декабр

ь

Индивидуа

льная,

групповая.

Игровая

2

Мини-практикум

по

выполнению

заданий

устной части

63-

6

4

декабр

ь

Индивидуа

льная,

групповая.

Игровая

2

Мини-практикум

по

выполнению

заданий

устной части

65-

66

декабр

ь

Фронтальн

ая,

групповая,

Игровая

2

Выполнение

заданий

письменной части.

Итоговый

67-

68

декабр

ь

Фронтальн

ая,

Индивидуа

льная.

Игровая

2

Выполнение

заданий

устной части.

Итоговый



В раздел образования