Автор: Цих Татьяна Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Школа - интернат основного общего образования" Населённый пункт: д.Харампур Пуровского района Наименование материала: статья Тема: Работа с родителями Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
« Союз трёх сердец»
Цих Татьяна Ивановна учитель начальных классов
2016 год
Когда ребенок становится школьником, его жизнь наполняется новыми
встречами, новыми знаниями, новым опытом. А в жизни родителей
появляются новые виды деятельности, среди которых – посещение
родительских собраний в школе.
Задача учителя состоит в том, чтобы общение с родительским коллективом
было полезным, а взаимодействие эффективным. Только в этом случае эпоха
детства может быть наполнена светом, добром и теплом.
Учителя ждет успех и в воспитании, и в обучении тогда, когда дети знают,
что учитель их любит. Когда и родители уверены, что их ребенок любим
учителем независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован
или нет, словом, любим таким, какой он есть.
Основа моей воспитательной работы в классе – «союз трех сердец»: учитель
– ученик – родители.
Благодаря такому союзу у меня налажен контакт с родителями, так как они
приходят на собрания с удовольствием, делятся самым сокровенным. Для них
я и друг, и советчик, и помощник в семье.
В своей работе я руководствуюсь следующими правилами.
Первое правило: действия и мероприятия, направлены на укрепление и
повышение авторитета родителей.
Нравоучительный, назидательный, категоричный тон в моей работе
нетерпим, так как это может быть источником обид, раздражения,
неловкости. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и
родителей – взаимное уважение. Ценность таких отношений в том, что они
развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности,
требовательности, гражданского долга.
Второе правило: доверие к воспитательным возможностям родителей,
повышение уровня их педагогической культуры и активности в
воспитании.
Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и
начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют
педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием
и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило: педагогический такт, недопустимость неосторожного
вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель – лицо
официальное.
Но по роду своей деятельности учитель должен касаться интимных сторон
жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем
отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье
не чужой. В поисках помощи родители доверяют сокровенное, советуются.
Все знания о семье учитель должен обращать на утверждение добра, помощи
родителям в воспитании.
Четвертое правило: жизнеутверждающий настрой в решении проблем
воспитания, опора на положительные качества ребенка, посильные
стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие
личности.
Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей,
противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление
закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные
результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.
Трудно предусмотреть все возможные варианты проведения классных
родительских собраний. Характер родительского собрания подсказывает сама
жизнь, специфика класса. Тематика и методика проведения собрания
определяются мной и родительским комитетом класса исходя из общей цели
и задач воспитания, стоящих перед классом. Но мы должны помнить, что
родителям младших школьников нужны простые, житейские советы в
доступной и понятной форме. У семьи и школы одни проблемы и заботы –
это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей –
искать совместные пути их решения. Главное, чтобы родители усвоили одно
очень важное правило, продиктованное жизнью: “ воспитание детей в семье –
это обучение их умению обходиться без родителей “.
Большую помощь в общении с родителями оказывает мне созданный сайт
классного руководителя, на котором, кроме размещения различного рода
информации, я могу общаться с родителями учащихся ( это удобно особенно
тем родителям, которые не имеют возможности часто приходить в школу).
В заключение, хочу сказать, что именно такой подход к организации системы
в работе с родителями:
помогает формировать уважение к профессиональной деятельности
педагога
подчеркнёт значительность встреч учителя с родителями
будет стимулировать их интерес к школе и культуру родительского
взаимодействия друг с другом и со школой.
« Счастлив тот, кто счастлив дома», - говорил великий русский писатель Лев
Николаевич Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье
прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными,
гармонично развитыми людьми. Поэтому очень важно интерес школы
превратить в интерес семейный и наполнить его общими делами. А школу
сделать похожей на дом!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Родительское собрание 2 класс "Отметка. Оценка. Как к ней
относиться"
Цели:
Объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших
школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей,
Познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре
учебной работы, с нормами оценок и как к ним относиться.
Оборудование:
памятки для родителей,
листы индивидуальных достижений учащихся.
Повестка дня:
1. Отметка. Как к ней относиться? (лекция)
Тренинг “Первые школьные отметки” (приложение 1)
2. Итоги 1 четверти.
3. Отчет родительского комитета о проделанной работе и план работы на 2
четверть.
С 1 четверти наши дети стали получать оценки. Сегодня мне хочется вместе
с вами поговорить о том, что стоит за отметками учеников. Всегда ли должны
радовать “5” и огорчать “3”? Как нам, взрослым, относиться к отметкам
наших маленьких детей?
Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно,
что учились они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик
получает одни “5”,то к этому нужно относиться как к должному, а не
захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и
способностей.
А вот если ребенок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что
было упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к
его успехам? Я ставлю ему “3”, больше поставить не могу, так как его работа
выполнена хуже, чем у других, детей, а ведь они смотрят в тетради друг у
друга, сравнивают… Так вот, часто, эта скромная “3”- свидетельство
большого трудолюбия и упорства малыша, заслуживает похвалы.
Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их
трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для
прогулки, а она необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом,
дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и
быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к
тому чтобы у ребенка в тетради были одни “5”.
Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за
своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”.
Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у
ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты.
Например, когда после “5” вдруг полученная “4” вызывает слезы! Или когда
ребенок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими
поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока еще едва заметные.
Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им
надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют
переписывать одну и ту же работу по 5-6 раз. Иногда некоторые из родителей,
чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда,
это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу.
Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие, не пугайтесь”3” по письму и,
самое главное не учите ребенка лгать! (пример)
Помните, что, наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но
можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а
иногда упрямым и грубым.
В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий.
Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с
отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка
оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам
самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего
отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об
оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка
оценка станет основной частью школьной жизни.
Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы
спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем,
что нас интересуют прежде всего оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня
узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя
самыми интересными?" дают ребенку понять, что главное в школе – учение и
общение.
Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я
получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому
что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения
окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает
ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши
чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не
получается, но он сам при этом не становится плохим.
Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь
результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания
можно спросить: "Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо?
А что – не очень?".
Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему,
используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то
достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с
ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: "Задачу
ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень
красивые цифры"
Как помочь ребенку?
а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если
его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать
тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше.
Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что
конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответвенные.
б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым
во всём всегда-невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои
способности-например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это
поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.
в) Помнить о том, что отличная оценка-не показатель знаний и не самоцель.
Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во
взрослой жизни.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный
переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:
1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать
изменения в их поведении, изменения их работоспособности.
2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.
Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё
3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке
сложившейся ситуации.
Итоги 1 четверти. Работа с листами достижений.
Оцените достижения своих детей.(приложение 2)
Родительское собрание 2 класс "Первые уроки школьной отметки"
Задачи собрания:
Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка.
Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего
ребенка.
Форма проведения: родительский педагогический тренинг.
Подготовительная работа к педагогическому тренингу:
1. Анкетирование родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей № 1.
Я знаю, что школьная отметка - это ...
Я говорю своему ребенку, что школьная отметка - это ...
Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его ...
Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него ...
Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему ...
Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я ...
Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я ...
Анкета для родителей № 2.
Отметьте те фразы, которые вы чаще всего используете в общении со своим
ребенком, анализируя его учение.
Что ты получил сегодня?
Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.
Я так и знала. И в кого ты такой уродился?
Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
Ты ведь умница, и в следующий раз учительница в этом убедится.
Сколько можно тебе это объяснять!
Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь еще раз сделать самостоятельно?
Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?
Садись и учи еще раз, а я потом проверю!
Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался с трудом.
Давай еще раз заглянем в учебник. Я думаю, нам это поможет.
Вот так и будешь на двойках и тройках ехать!
Вот придет отец! Он тебе покажет за двойку!
Посмотри, как я учился, а ты?
2. Анкетирование учащихся по проблеме собрания.
Анкета для учащихся № 1.
Если я получаю хорошую отметку, то ...
Если я получаю плохую отметку, то …
Мои родители говорят, что я могу учиться ...
Если я получаю« пять», то родители мне ..
Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители говорят ...
Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они ...
Родители хотят, чтобы я был ...
3. Анализ учащимися картины И. Репина «Опять двойка».
План ответа на вопросы по картине.
Понравилась тебе картина или нет?
Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?
Как ему живется в родном доме?
Как, по твоему мнению, относятся к нему родные и близкие люди?
Хотелось бы тебе ему помочь?
Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображенную на картине?
Как, по твоему мнению, закончится эта история?
4. Подготовка памяток для учащихся и родителей по проблеме собрания.
Памятка для родителей №1.
Как относится к отметкам ребенка.
Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в
ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает
врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда
не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше
важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного,
упорного труда.
Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради
вашего душевного спокойствия.
Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради
положительного результата в виде высокой отметки.
Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной
вашему ребенку оценки вслух.
Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в
ситуации.
Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах
собственных детей.
Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над
собой, над своей ленью.
Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее,
как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть
ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре
это станет привычкой.
Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку
хотелось вам подражать.
Памятка для родителей № 2.
Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий.
Посидите со своим ребенком на первых порах выполнении домашних
заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и
уверенными будут его первые школьные шаги, зависит его будущие
школьные успехи.
У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у
него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в
увлекательную игру, напоминайте об уроках спокойно, будьте терпеливы.
Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол,
повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания
школьнику перед началом выполнения уроков.
Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
Объясните ребенку главное правило учебной работы - учебные
принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь
привести в пример свое рабочее место.
Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после
выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему.
Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.
Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам,
что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность.
Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и
испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется
простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если
ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на
выполнение уроков.
Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания
на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание.
Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
Старайтесь, как можно раньше приучить ребенка делать уроки
самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку
или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте,
улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много
лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания с
удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье с кем-то делать
уроки, кому-то помогать взрослеть!
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы собрались поговорить о школьной
отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей
семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора в семье и
мерилом ценностей в воспитании ребенка.
Сегодня мы построим свое собрание так, чтобы больше проиграть те
ситуации, которые связаны со школьной отметкой. Это поможет вам избежать
часто встречающихся ошибок в семейном воспитании, связанных с этой
проблемой.
2. Педагогический тренинг.
Упражнение первое.
Родители, сидя в круге, отвечают на вопрос классного руководителя: «Что
значит для вас школьная отметка вашего ребенка?» Классный руководитель
записывает на доске мнения родителей, которые наиболее часто повторяются;
затем эти мнения обсуждаются совместно.
Упражнение второе.
Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными
оценками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.
Упражнение третье.
Родителям предлагается вспомнить картину «Опять двойка». Попробуем
нарисовать финал данной картины, но с позиции 21 века. Родители работают
в парах.
Упражнение четвертое.
Классный руководитель знакомит родителей с описанием данной картины
учащимися класса (без имен и фамилий). Затем идет обсуждение мнения
учащихся по кругу.
Упражнение пятое.
Родителям предлагается обсудить в группах типичные ситуации, связанные
со школьной отметкой и выработать коллективную стратегию поведения
взрослых в предложенной ситуации. Это поможет родителям в решении
ситуаций подобного типа, которые могут сложиться в их семье:
ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор,
пока они не вернутся с работы;
ребенок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполненное
задание плохой отметкой;
во время выполнения домашнего задания ребенок отвлекается, делает
ошибки, неохотно доводит начатое дело конца;
ребенок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет;
ребенок получает плохую отметку, но говорит родителям, получил отличную
отметку. Это повторяется достаточно часто;
ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.
Упражнение шестое.
Родители знакомятся с анализом анкет учащихся класса.
Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделен на две половины: на
первой половине плаката - положительное мнение учащихся об отношении
родителей к их отметкам.
На второй половине - отрицательное мнение. По каждому отрицательному
мнению они должны высказать свое суждение. Свое суждение они начинают
со слов: Я считаю, что ребенок ...
3. Итог собрания.
В конце собрания родители высказывают свое мнение по содержанию
собрания: что они узнали нового, в чем смогли убедиться, что вызвало их
негативную реакцию. Для этого они заполняют «Отзыв о собрании». Он
может выглядеть так:
Я узнал, что ...
Новым для меня стало то, что ...
Я убедился, что ...
Меня не смогли убедить в том, что ...
Я категорически против того, чтобы ...
Я возмущен тем, что ...
В конце собрания родители получают памятки, подготовленные классным
руководителем по теме собрания.
Родительское собрание 3 класс « Формирование
читательских компетенций младших школьников»
Цель
:
помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства
образования и воспитания школьников, вовлечь родителей в решение
проблемы.
Задачи: Познакомить родителей с результатами развития читательских
умений учащихся 3 класса. Развивать у родителей интерес к формированию у
детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.
Форма проведения: собрание-конкурс-круглый стол (совместно с детьми)
Вопросы для обсуждения:
1.
Значение книги в жизни младшего школьника
2.
Как развивать читательский интерес ребёнка.
3.
Культура чтения школьника. В чем она заключается.
Организация родительского собрания:
1.
Подготовка сценария собрания и презентации
2.
Оформление приглашений для родителей на собрание
3.
Составление памяток для учащихся и родителей
4.
Анкетирование учащихся и родителей и его анализ
План собрания:
1.
Вступительное слово классного руководителя
2.
Анализ статистики, анкет и техники чтения учащихся
3.
Лекция классного руководителя о семейном чтении
4.
Конкурс «Мама, папа, я- читающая семья»
5.
Советы психолога
6.
Копилка родительского опыта
7.
Подведение итогов
8.
Решение родительского собрания
Ход родительского собрания
Если у ребёнка слёзы и капризы
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберётся, что там на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга
24 ноября 2006 г состоялось подписание Национальной программы
поддержки и развития чтения.
Цели программы, рассчитанной на период с 2007по 2020 г:
1.Повышение читательской компетенции
2.Рост читательской активности
В связи с этим хотелось бы вас познакомить с статистическими данными по
России
Вот уже больше десяти лет и педагоги, и родители сетуют на то, что
современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во
всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то самая
читающая в мире), к сожалению, не стала исключением.
Правда, если казалось очевидным, что читать необходимо, то сегодня не
только сами дети, но и взрослые часто задаются вопросом: «А не устарело ли
чтение?» Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век
высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов
получения информации?
На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и
никакие другие информационные технологии его не заменят.
Литературное развитие- это возрастной процесс восприятия искусства слова,
умений анализировать и оценивать прочитанное, а также процесс развития
собственного литературного творчества детей.
Критерии литературного развития:
- начитанность ( круг чтения ребенка)
-сформированность интереса к чтению (семейное чтение и обсуждение)
-уровень читательских навыков работы с текстом и книгой
Как же обстоят дела с чтением ребят на уроках и после них?
( Анкетирование и анализ анкет учеников)
1.
Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?
2.
Что больше всего нравится тебе делать: читать, играть, смотреть
телевизор?
3.
Какие книги ты любишь читать: стихи, сказки, рассказы?
4.
Что нравится тебе получать в подарок: книгу, игры, одежду?
5.
У вас дома много книг?
1.Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми
Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже
возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи.
Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы
красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но
думать грамотно.
2. Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и
воображение Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга
увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях
и подростках.
3.Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально Способность
тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно
развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше
запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее.
Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически.Чтение
развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает
созданный другими образ.
4.Общение с книгой выступает мощным источником развития
интеллекта Сейчас много говорят о том, что традиционная система оценок
успеваемости школьника изживает себя. На смену ей идет другая, основанная
на накоплении опыта, достижений ученика в той или иной области знаний,
которая может быть выражена в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это
будет требовать эрудиции, творческого мышления.
5.Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его
начитанности Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к
чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже
замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения,
забывают его суть прежде, чем начинают выполнять.
В истории нашей страны было немало переломных моментов, но после всех
потрясений общество всегда возвращалось в русло Великой культуры
Великой страны – России. Эта преемственность обеспечивается в первую
очередь именно благодаря литературе. Воспитание начинается с русских
народных сказок, дальше ребенок знакомится с авторскими сказками, затем
наступает черед серьезной литературы. Каждое звено в этой цепи
незаменимо в процессе нравственного воспитания русского человека.
Родители, которые сквозь пальцы смотрят на то, что ребенок отказывается
читать произведения школьной программы, рискуют через несколько лет «не
узнать» свое чадо, и тогда будет уже поздно удивляться, «в кого же он такой?»
Что мешает чтению детей?
1.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
2.
КОМПЬЮТЕР
Как привить интерес и любовь к чтению и книге?
Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения
Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший
способ вызвать отвращение к книге.
Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи
Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у
него родится любовь к чтению?
Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость
чтения Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок.
Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по
прочитанному . Это повышает у ребенка авторитет родителей Берите для первых чтений
только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за
которым интересно следить.
Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его
интересов Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Поощряйте
ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним. Следите за тем, чтобы чтение
было систематическим – каждый день по 15-20 минут
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
1.Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.
Родители очень огорчаются, если их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при
этом не догадываются, что причина этого кроется в них самих.
2.Читайте с ребёнком каждый день.
Добрая традиция – чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Читайте друг
другу по очереди. Читайте ребёнку перед сном.
3.Окружайте ребёнка книгами.
Если ребёнок живёт в окружении книг, они становятся обязательной частью его жизни.
Подпишите ребёнка на детский журнал – он должен привыкнуть, что ежемесячно будет
получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие.
4.Читайте медленно и громко.
Не спешите, добавьте драматичности и выражения Вашему голосу. Задавайте вопросы о
прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребёнок мог спросить вас о непонятных
местах и обдумать прочитанное.
5.Читайте книги снова и снова.
Дети любят перечитывать любимые истории, потому что они знают, что произойдёт с
героями дальше. Вы можете записать своё чтение на магнитофон, чтобы ребёнок мог
прослушать любимую книжку тогда, когда он этого захочет.
6.Не давите на ребёнка.
Ребёнок иногда может не хотеть читать. Не заставляйте его делать это - чтение должно
быть удовольствием, а не обязанностью.
Разрешайте ребёнку самому выбирать книги в магазине или библиотеке.
7.Показывайте свою заинтересованность.
Обязательно слушайте, как ребёнок читает сам, он должен чувствовать интерес старших.
Если ребёнок увлёкся какой-то темой (приключения, книги о животных и т.п.) или
автором, предложите ему нужную литературу.
Игры с книгой
"Озвучивание" - это рассматривание картинок с самыми маленькими и их звуковое
сопровождение. Ребенку очень нравится мычать, как коровка, мяукать, гавкать, шипеть.
Очень важно и самой играть всей душой, чтоб эмоционально вовлекаться в процесс. Тогда
контакт и удовольствие будут полными.
"Игра в прятки" — еще одна интересная форма игровой деятельности, развивающая
внимательность. Ослик потерялся, шел, шел по лесу и заблудился, давай-ка его найдем.
Вы увидите, с каким восторгом обнаружит ваш ребенок этого ослика на самой последней
странице книги. Варианты пряток могут быть самые разнообразные.. Вы можете искать
что-то определенного цвета, размера, формы. Таким образом, расширяя кругозор ребенка,
впоследствии, когда начнете изучать буквы, можно сыграть в прятки с буквой "А" и др.
"Копирование картинки" -. Вы вместе с ребенком изображаете в лицах и с помощью
предметов то, что изображено на картинках. Вы не просто комментируете происходящее, а
как будто все время обращаетесь к тексту книги. Нужно все время провоцировать малыша,
чтоб он заглянул в книгу. На картинке не всегда изображено именно то, что написано в
книге.
"Иллюстрирование книги" — эта игра подойдет детям постарше, которые еще не умеют
читать, но уже умеют рисовать. Прочитайте какой-то эпизод и попросите своего ребенка
нарисовать его.
"Игра в Карлсона" или в Красную шапочку, Серого волка, кота Матроскина и т.д.- это
совместное фантазирование и проигрывание в обыденной жизни придуманных вами
эпизодов из жизни любимых героев. Не забывайте все время „советоваться" с любимой
книжкой. Она должна быть под рукой.
"Сочинение сказки" — игра, которая вам понравится, но потребует определеных
творческих способностей. Сочинять сказки не так-то просто, но чрезвычайно интересно.
Если у вас есть компьютер, вы можете напечатать сказку, снабдить ее иллюстрациями. И
пусть ваше чадо активно участвует в этом процессе. Но лучше создавать книгу вручную.
Каждый день по страничке.
Существует много методик обучению чтению. Но главное, о чем вы должны
помнить, не превращайте чтение в неприятную обязанность, не сравнивайте своего
ребенка с соседским мальчиком, который давно сам читает, ни в коем случае не ругайте,
если что-то не получается. Это только затормозит процесс. Но можно процесс обучения
обыграть, превратить в праздник, в увлекательную игру.
"Дружные ребята" — буквы одушевляются. Они друзья и вместе составляют слово.
Одна буковка словно бежит навстречу другой. И мы произносим, тянем звук "Д", пока он
не достигнет нового звука "А". А вместе они заговорят и скажут нам коротенькое слово
"да".
Можно пробовать соединять разбежавшихся друзей на кухне, в троллейбусе, рисуя
буковки на стекле, сидя на диване. Несколько минут неутомительного занятия. И ребенок
постепенно начинает привыкать связывать буквы в слоги, а потом в слова.
"Найди близнецов" — игра заключается в том, что уже прочитанный слог ребенок ищет
в печатном тексте. Интереснее, когда это любимая книга или просто подвернувшийся по
руку текст газеты, журнала, вывески.Обязательно проговаривайте найденные слоги, чтоб
они ассоциировались не с двумя разными звуками, произнесенными раздельно, а с одним
слогом. Постепенно визуальное привыкание к виду слогов приведет к автоматическому
соединению букв в слоги.
Копилка родительского опыта
( обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и читательских умений
в семье)
В одной семье стало традицией отмечать «День прочитанной книги»
(маленький семейный праздник).
В другой семье, мама в один из дней недели для условно придуманной ею
мышки, наливает в блюдечко молоко. Если дети читали книги, имели успехи
в учебе – мышка выпивала молоко и оставляла на блюдечке подарок.
Следующая игра – переписка с литературным героем. К примеру:
литературный герой не погибнет, если ребенок прочитает книгу и напишет
имя отрицательного персонажа книги в письме к нему. Далее переписка
может быть продолжена. Мама, от лица героя, также письмом, поблагодарит
за спасение.
Если у ребенка потерян интерес к книге, можно предложить написать свой
вариант окончания книги. Другие члены семьи могут написать свои
варианты. Каждый оглашает свою концовку, которую сравнивают с авторской
версией, т. е. книга будет дочитана.
Следующий прием привлечения к чтению – это разгадывание кроссвордов,
викторин по конкретному произведению. Чтобы их разгадать, ребенку
придется прочитать произведение.
Создайте свой «самиздат» на дому. Поощряйте сына, дочку сочинять прозу,
стихи. Пусть раз в месяц трудами ребенка, детей любуются вся семья и гости.
Чтобы привить у детей любовь к словам и буквам, нужно с ними больше
играть в словесные игры: загадывать-разгадывать загадки, ребусы, учить
забавные скороговорки, частушки-прибаутки и т. д.
Организуйте поход в библиотеку. Окунувшись в особенную библиотечную
атмосферу, ребенок захочет быть и далее к ней причастным, ему станет
интересно.