Автор: Гуляева Елена Ивановна
Должность: преподаватель физики и основ проектной деятельности
Учебное заведение: Высшая школа рыболовства и морских технологий федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова"
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность В СПО из опыта работы
Раздел: среднее профессиональное
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПО (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Мир, в котором мы живем, претерпевает постоянные
изменения. Сегодня
обучающемуся недостаточно иметь определённые знания по предмету. Процесс бучение
должен быть направлен
на выработку самостоятельных исследовательских умений
(постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ
полученных
результатов),
способствовать
развитию
творческих
способностей
и
логического мышления, объединять знания, полученные в ходе учебного процесса, и
приобщать к конкретным жизненно важным или профессиональным проблемам.
Деятельность профессионального учреждения в рамках реализации ФГОС СПО
направлена на формирование общих и профессиональных компетенций
Дисциплина «Основы проектной деятельности» является благоприятным полем для
решения задач, которые ставит перед нами современный мир и позволяет заложить основы
для формирования ОК и ПК.
В рамках данной дисциплины
учащиеся индивидуально или группами под
руководством педагога пишут проектные работы.
Сегодня я хочу поделиться опытом работы по написанию проектов в СПО.
Проектной деятельностью с обучающимися, я занимаюсь третий год. Под моим
руководством проектные работы пишут курсанты двух группа. Это группы специальностей
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок и 26.02.06 Эксплуатация
судового электрооборудования и средств автоматики. Для данных направлений подготовки
один из профильных предметов это физика, преподавателем которого я и являюсь.
Таким образом, часть тем проектных работ у нас связана с физикой, астрономией, и
часть с уклоном на профессиональную деятельность. Остановимся более подробно на
работах
с уклоном на проф. деятельность на примере специальности 26.02.05
Эксплуатация судовых энергетических установок.
Ребятам данной специальности необходимо понимать, что собой представляет
судовая энергетическая установка, что в нее входит, какие двигатели установлены на судах
и их характеристики. А также не плохо когда курсанты уже до практики понимают, какие
судоходные компании у нас есть, какие суда принадлежат данным компаниям и где найти
необходимую информацию о компании или о судне. То, что мы движемся в правильном,
направлении связывая часть проектных работ с проф. направленностью, подтверждает мой
опыт работы классного руководства. В прошлом году я была куратором группы 4 курса
данной специальности и видела, с какими проблемами сталкиваются курсанты при
написании отчетов по практике, курсовых и дипломных работ.
Проектная работа подразумевает получение различных продуктов.
Одним из самых распространенных продуктов в моей практике является буклет.
Например,
курсантами
разработаны
буклеты
«ДВС
судов
компании
ООО
«ЭКО
ШИППИНГ»»
и компании «Северный проект»»
Для разработки буклетов ребята
самостоятельно изучают информацию на сайтах компаний, консультируются с отделом
практики, таким образом получают знания которые им пригодятся в будущем.
Те, у кого есть возможность побывать на судне,
разрабатывают буклеты по
конкретным судам. Описывая энергетическую установку, ее элементы, оформляя работу с
реальными фотографиями, сделанными на судне.
Данные буклеты можно использовать и отделом практики на организационных
собраниях по практике. Так при изучении спец дисциплин.
Помимо этого курсанты изготавливают макеты и модели, которые можно
использовать как демонстрационный материал на занятиях по физике. Изготавливая
модели, он тем самым углубляют свои знания по определенной теме.
Курсанты специальности электромеханики в ходе проектной работы занимались
ремонтом электрофорной машины. Для этого они познакомились с ее устройством,
выдвинули гипотезы поломок, в результате восстановили ее.
Еще один вид продукта это электронные упражнения. Современное поколение
плохо воспринимает информацию в печатном виде. Современные it-технологии дают
широкие возможности использовать учебные платформы, конструкторы и видеоуроки.
Дисциплина проектная деятельность позволяет получить продукт с использованием этих
платформ.
Создает электронные упражнения, ссылки на которые даем ребятам при подготовке
к самостоятельным по каким-либо темам или неурочным мероприятиям. Темы также
подбираются исходя их направления подготовки. Например, в этот год курсанты
обучающиеся
на
электромехаников
создают
упражнения
по
параллельному
и
последовательному соединению конденсаторов и проводников, тем самым углубляя свои
знания
которые
им
понадобятся
в
следующем
году
при
изучении
дисциплины
«Электротехника».
Таким образом, на данном этапе преподавания данной дисциплины обучающиеся
получают определенные знания, учатся искать информацию, обобщать ее, структурировать,
создавать, что-то новое, развивается креативное мышление, у них закладываются знания и
умения, которые будут им необходимы в процессе обучения и профессиональной
деятельности.
Гуляева Елена Ивановна
Преподаватель дисциплин:
физика и основы проектной деятельности