Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
Автор: Кись Елена Андреевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат основного общего образования" д. Харампур Населённый пункт: д. Харампур Пуровский район ЯНАО Наименование материала: статья Тема: Проектно-исследовательская деятельность младших школьников Раздел: начальное образование
«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её
роль в формировании УУД».
Автор: Кись Елена Андреевна, учитель начальных классов
МБОУ «Школа-интернат основного общего образования» д. Харампур
Пуровского района
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между
знаниями и умениями, теорией и практикой. Поэтому включаю школьников в
проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса. Вначале –
доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим
интересом выполняют довольно сложные проекты.
В процессе работы над проектом целесообразно проводить с младшими
школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом
контексте
представляют
интерес
опросы,
интервьюирование
учащимися
отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
В
проектной
деятельности
младших
школьников
выделяют
следующие этапы:
мотивационный
(учитель:
заявляет
общий
замысел,
создает
положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают
собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели
проекта,
формулируются
задачи,
вырабатывается
план
действий,
устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются
способы
совместной
деятельности
сначала
с
максимальной
помощью
учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный
(ученики:
собирают
материал,
работают
с
литературой
и
другими
источниками,
непосредственно
выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам
является информационным источником);
рефлексивно-оценочный
(ученики:
представляют
проекты,
участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов
и
процесса
работы,
осуществляют
устную
или
письменную
самооценку,
учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Анализируя этапы проекта, убеждаемся, что они дают возможность для
формирования
и
развития
таких
блоков
УУД
как регулятивные
и
познавательные .
Учитывая,
что
формами
организации
проектной
деятельности
являются
не
только
индивидуальное,
но
и
групповое,
и
коллективное
исследование,
предоставляется
возможность
формирования
коммуникативных УУД . А, так как в результате проведённых исследований
ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и
переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования
личностных
УУД .
Таким
образом,
организуя
проектную
деятельность
младших
школьников,
можно
формировать все
группы
универсальных
учебных действий .
Учитель
начальных
классов
ведёт
несколько
предметов,
поэтому
и
проекты самые разнообразные и по времени, по теме, количеству участников,
по месту проведения и т.д. ИКТ применяется на различных этапах работы
над проектом, начиная от выбора темы, пошагового выполнения заданий, до
защиты
проекта.
Рассмотрим
некоторые
проекты,
выполненные
моими
учениками.
Применение ИКТ на уроках:
Визуальная информация (разнообразные здания), поиск информации,
создание презентации. Дети делают свои работы, выполняют коллективную
работу,
защищают.
По
такому
же
принципу
выполняли
проекты
по
технологии, ИЗО, истории:, …
Исследовательский проект: «Вредна ли газировка?»
Вышел за рамки урока. Для работы мы выбрали проблему: приносит ли
вред здоровью газированная вода. Дети проводили анкетирование, искали
информацию в литературе, интернете, проводили эксперименты и делали
выводы, дали рекомендации.
Урок окружающего мира и музыки. Проект
«Влияние музыки на жизнь
растений».
Для работы мы выдвинули гипотезу: музыка влияет на рост растений.
Дети
выбрали
одинаковые
растения,
провели
эксперимент
по
изучению
влияния
классической
музыки
и
«тяжёлого
рока»
на
развитие
растений,
сделали выводы по полученным результатам, дали рекомендации.
Урок литературного чтения. Проект «Зимняя сказка».
Дети поставили цели, изучили авторские и народные сказки, создали
свою сказку «В поисках деда Мороза», презентовали работу. По такому же
принципу выполняли проекты: «Ненецкие сказки», «Игры народов мира».
Краткосрочные проекты выполнялись по различным предметам:
- русский язык и литература («Приставка», «Размышления о сказке»);
-
математика
(«Математическая
сказка»,
«Весёлые
задачки»,
«В
мире
геометрических фигур»);
-
окружающий
мир
(«Комнатные
растения»,
«Юный
кулинар»,
«Отчего
листья осенью меняют цвет», «Армия в нашей семье»);
- ИЗО и технология («Синичкин дом», «Красота в умелых руках», «Осенняя
пора – очей очарование», «С праздником весны»).
Такая работа помогает детям быть более уверенными в своих силах,
стараться узнавать больше, приобретать новые знания. Учащиеся нашего
класса активно участвуют в онлайн-олимпиадах и занимают призовые места.
Таким
образом,
проектная
деятельность
помогает
в
интересной
нескучной
форме
формировать
УУД, позволяет сделать учебный процесс
насыщенным познавательной деятельностью, а это способствует улучшению
качества
знаний;
даёт
возможность
каждому
чувствовать
себя
умелой
личностью,
что
в свою очередь повышает
самооценку, мотивацию и
интерес
к
занятиям,
вызывает
привычку
к
систематической
учебной
деятельности, к труду. Развитие универсальных учебных действий не должно
ограничиваться только проектной деятельностью, но она вполне может стать
одним из условий формирования УУД младших школьников.
Литература:
1. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии:
Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006