Автор: Архипова Наталья Викторовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Каслинский промышленно-гуманитарный техникум"
Населённый пункт: Касли, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности производственного обучения детей с ограниченными возможностями по профессии штукатур"
Раздел: среднее профессиональное
Особенности производственного обучения детей с ограниченными
возможностями по профессии «штукатур».
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями
растет. Дети - инвалиды – это те, кто в силу состояния своего здоровья не в
состоянии усваивать необходимые знания наравне с другими детьми. Такие
дети – подростки нуждаются в особых условиях для учебы, жизни и
воспитания. Работа с детьми с ограниченными возможностями связана не
только с тем, что такие группы учащихся очень неоднородны, ведь в них
входят самые разные дети с ограниченными возможностями.
Для
меня
студенты
стали
главными
действующими
лицами
образовательного процесса.
Я сосредоточилась на индивидуальном характере и стиле обучения
каждого ученика. Метод подхода должен быть разным.
Самое важное для меня - это поощрение подготовленного подростка.
Если
ученику
трудно
выполнить
задание,
поощрение
поможет
ему
преодолеть эти трудности и подтолкнет его к самостоятельному поиску в
дальнейшем.
Для меня также важен диалог со студентами, и это помогает мне
выразить свои мысли и позиции, стараясь проявить уважение.
Когда я знакомлюсь с учеником поближе, я слежу (путем наблюдения)
за навыками и умениями сформированной работы, определяю направление
внимания, памяти, композицию движений рук, пространство и время. Это
позволяет мне в дальнейшем наметить задачи по исправлению присущих
ученику
недостатков,
чтобы
избежать
ошибок
при
формировании
необходимого объема знаний и рабочих навыков.
Чтобы расположить к себе ученика и эмоционально сблизиться с ним, я
использую различные игры и упражнения на уроках учебной практики. Это
поможет выявить сильные стороны ребенка, реализовать его творческие
способности:
«Решай на ощупь». С закрытыми глазами ученик должен
определить инструменты для оштукатуривания, назвать их и определить
сферу применения.
«Лишние вещи - обычное дело». Из предложенных инструментов
следует исключить лишние, а остальные назвать общими для применения.
«Назовите технику выполнения». В эту игру играют в парах.
Один ученик подходит к рабочему месту, берет инструмент и наносит
раствор на поверхность. Другие учащиеся должны правильно указать способ
нанесения раствора. Затем они меняются местами.
Я
считаю,
что
для
контроля
навыков
нужно
использовать
многоуровневые тесты, которые стимулируют учащихся к самоконтролю.
Интересно проводить самопроверку такого теста в парах, когда учащиеся
проверяют
друг
друга,
указывают
на
ошибки
и
делают
для
себя
определенные выводы.
Игровые технологии помогают повысить мотивацию к обучению,
активизировать познавательную деятельность и сплотить коллектив.
Особенно успешными получаются командные соревнования. Группа
делится на 2 команды, и соревнования проходят на основе изученных
материалов.
Также на занятиях используются наглядные пособия (таблицы, схемы,
плакаты с техническими процессами) и демонстрируются технические карты.
И еще один важный аспект моей работы – демонстрация видеопроекта,
необходимый уровень подготовки.
Таким
образом,
образование
является
основой
для
подготовки
учащихся с ограниченными возможностями к трудовой деятельности, к
самостоятельной жизни и в целом к дальнейшей полноценной жизни в
обществе.