Автор: Архипова Наталья Викторовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Каслинский промышленно-гуманитарный техникум"
Населённый пункт: Касли, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных методик преподавания в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: среднее профессиональное
Использование современных методик преподавания в практике
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Активные методы обучения основаны на принципе равенства между
преподавателями
и
учащимися.
Другими
словами,
и
учащиеся,
и
преподаватели вовлечены в процесс одинаково: наставник не только
использует слово в процессе обучения, но и сам студент выступает в качестве
координатора действий посредством игры. Он должен создать условия для
того, чтобы учащиеся захотели проявить инициативу.
Признаки активного обучения:
1.
Проблематика. Учащиеся осознают, что попали в сложную
ситуацию, ищут выход из нее. Для этого нужно приобрести новые знания и
навыки, потому что ранее приобретенных будет недостаточно. Это входит в
обязанности
преподавателя,
который
оказывает
помощь
и
помогает
учащимся развивать новые навыки.
2.Индивидуальный подход. Учебная программа составлена с учетом
индивидуальных склонностей учащихся и их способностей. Такие занятия
помогут раскрыть имеющиеся таланты и реализовать их в полной мере.
3.Развитие
мотивации.
Развитию
мотивации
способствует
организация учебно-познавательной деятельности. Она возникает на основе
коллективного взаимодействия участников и индивидуальной работы.
4.Самостоятельная работа.
Учащиеся сами приобретают навыки
взаимодействия с незнакомой информацией и занимаются ее обработкой.
5.Взаимообучение. В процессе коллективной деятельности возникают
дискуссии, в ходе которых учащиеся развивают навыки взаимодействия друг
с другом и отстаивания собственного мнения.
6.Изучение
различных
явлений.
Учащиеся
развивают
навыки,
необходимые для самообразования. Он учится анализировать, получать
дополнительную информацию, обобщать и обрабатывать ее, творчески
подходить к получению новых знаний, используя исследовательские методы.
Внедрение
интерактивных
методов
обучения
обусловлено
многими
факторами.
Эти техники направлены на то, чтобы найти оптимальное решение для
выхода из конкретной ситуации, развить навыки самостоятельного поиска
необходимой информации и ее анализа.
Обучать командной работе: терпению, уважению к другим мнениям,
толерантности. Научите их формулировать собственную точку зрения,
опираясь на достоверные факты.
Виды активных методов, общие характеристики и классификации
раскрывают содержание основных методов обучения.
Эвристическая беседа. Проводится в игровой форме в следующем
порядке. Преподаватели задают вопросы, которые способствуют развитию
цепной мыслительной деятельности учащихся. Мы можем начать с
обобщенных фактов.
Демонстрация отрывков из фильма, объяснение явлений и т.д. Кроме
того, в нем содержатся проблемные темы для последующего обсуждения.
Качество и характер беседы зависят от уровня постановки вопроса и степени
эрудиции участников.
Преподаватель поощряет логическое осмысление ситуации, помогает
сформулировать тезисы, вопросы и выводы. В тоже время студент должен
самостоятельно делать выводы и формулировать точки зрения. Это дает ему
дополнительную мотивацию для активного участия в процессе.
Проблемная
лекция.
Основное
внимание
уделяется
вопросам,
которые лектор поднимает для обсуждения. Он постепенно раскрывает их
аспекты
и
побуждает
слушателя
задуматься
над
ними.
Слушатели
вовлекаются в мыслительный процесс. Они проявляют интерес к материалу,
повышают уровень концентрации и чувствительности.
Учебные дискуссии. Преподаватель предлагает два разных взгляда на
конкретную проблему/явление и выносит их на обсуждение.
- студент должен выбрать один из предложенных вариантов и
объяснить, почему он актуален. Преподаватель задает дополнительные
четкие вопросы, чтобы студент глубже вник в тему, научился отстаивать
свою позицию и опровергать противоположное мнение. Студенты делают
выводы и обосновывают свои суждения.
Метод кейсов. Такая интерактивная модель обучения формирует
профессиональные
навыки
студентов.
Студентам
необходимо
решать
типичные отраслевые задачи по своей специальности. Они разрабатываются
в соответствии с ответственностью будущей работы студента. Особенностью
метода кейс - стадии являются проблемы, которые включаются в задачи,
требующие решения, а также вопросы, требующие ответов. Выполнение
сложных
ситуационных
заданий
способствует
развитию
следующих
способностей:
студент
приобретает
профессиональные
навыки
и
самостоятельно выполняет функции, которые помогут ему в будущей работе.
Студенты вникают в суть междисциплинарных связей и осознают их
важность в своей специальности.
Исследовательская лабораторная работа.
Этот тип технологии
развивает способность делать выводы об изучаемых явлениях, их свойствах и
функциях,
их
взаимосвязи
и
взаимозависимости.
После
работы
в
лаборатории проводится эвристическая беседа, в ходе которой студент
должен поделиться собственными выводами о проделанной работе.
Деловые
игры.
Метод
включает
в
себя
учебные
задания,
представленные в игровой форме. Например, участникам необходимо
разобраться с конкретным кейсом. Преимущество деловых игр в том, что
они способствуют вовлечению в процесс всех студентов: они создают
напряжение, имитируя конфликтные ситуации, что помогает включиться в
процесс и повышает интерес к игре. Участники демонстрируют свою
эрудицию и применяют полученные навыки на практике,
Они развивают решительность, уверенность все умение работать в
команде. Такие деловые игры эффективны, если помогают решать задачи,
стоящие перед отраслью образования.
Мозговой штурм. Стимулируйте творческую активность участников.
Они предлагают все возможные варианты решения предложенной проблемы
— даже те, которые не укладываются в рамки здравого смысла. После
обсуждения из всех предложенных решений будет выбрано наиболее
удачное.
Мозговой штурм состоит из 3 этапов:
1. Постановка проблемы. Отбираются участники, и определяется
ведущий игры. В зависимости от деталей задания каждый играет свою роль.
2. Генерируйте идеи. От того, как пройдет игра, зависит результат всей
игры. Правила текущего этапа: сравнивайте количество идей, чем больше,
тем лучше; отсутствие критики и запрет на оценку идей, высказанных
участниками, иначе это собьет настроение с игры. Любое поощрение, даже за
отличную идею. Объедините несколько идей в одну.
3. Окончательный выбор гипотез и их оценка. На заключительном
этапе подводятся итоги, и получается окончательный результат. Здесь нужна
оценка. Результаты суммируются благодаря различным методам анализа и
оценки. Тег видео. Этот метод предполагает использование источников
записи и трансляции информации на экран. Это могут быть видеокамеры,
компьютеры с отражениями от дисплея и т.д.
Видеометоды
не только фиксируют информацию, но и помогают
передавать
знания
и
в
дальнейшем
расширять,
контролировать
и
систематизировать их.
Видеотренинг - это вид обучения, записанный на видео. На практике
сочетаются
следующие
методы
использования:
видео
обзор,
т.е.
демонстрация готового материала. Запись видео отзыва используется в
процессе выполнения задания, а затем отображается и анализируется. У
активных методов обучения есть свои плюсы и минусы. Вот список проблем,
с которыми на самом деле сталкиваются учителя:
- нежелание учащихся участвовать в процессе интерактивных игр.
- у некоторых учащихся такой метод портит настроение, поскольку
рассматривает необычные и деструктивные методы обучения на протяжении
всего учебного процесса.
-
мнение
одного
человека
из
участников
может
существенно
преобладать над точкой зрения, высказанной другими студентами.
- некоторые студенты воспринимают такие игры как развлечение и
становятся на сторону пассивных наблюдателей.
Только преподаватели, обладающие специальными навыками, могут
создать
нужную
атмосферу
и
грамотно
распределить
роли
между
участниками. Обязательным требованием к преподавателю является знание
всех тонкостей интерактивной техники и умение сосредоточить внимание
студента на сути. Следует помнить, что активные методы обучения должны
способствовать приобретению новых знаний и развитию новых навыков.