Напоминание

"Простое оштукатуривание поверхностей стен"


Автор: Архипова Наталья Викторовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Каслинский промышленно-гуманитарный техникум"
Населённый пункт: Касли, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Простое оштукатуривание поверхностей стен"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка урока учебной практики

«Простое оштукатуривание поверхностей стен»

План урока учебной практики по профессии «Штукатур»

Все действия мастера производственного обучения направлены на

овладение обучающимися глубокими знаниями, умениями и навыками,

профессиональная значимость которых необходима для будущей успешной

трудовой деятельности. Правильная организация и проведение урока

производственного

обучения

предоставляет

возможность

активного

включения каждого обучающегося в производственную деятельность, а

также

сотрудничество

обучающихся

друг

с

другом

и

мастером

производственного

обучения.

Задания,

выполняемые

на

уроках

производственного обучения, развивают самостоятельность, трудолюбие и

ответственность

за

выполненную

работу,

бережное

отношение

к

инструментам

и

материалам.

Наиболее

эффективный

урок

производственного обучения тогда, когда он является продолжением урока

теоретического.

Цели урока:

Учебная

– показать свои знания и умения по

выполнению

набрасывания раствора штукатурной лопаткой.

Развивающая – развитие навыков систематизации знаний, умений.

Предвидеть возможные виды брака, применение теоретических знаний на

практике.

Обучающая – формирование умений самостоятельного выполнения

операций

в

комплексе,

планирования

технологического

процесса

по

выполнению набрасывания штукатурного раствора штукатурной лопаткой на

поверхности стен.

Воспитательная

формирование

качеств

личности:

аккуратность, самостоятельность, умение работать в звене, бережное

отношение к материалам и инструменту, ответственное отношение к

правилам

техники

безопасности;

продолжить

формирование

качеств

личности:

ответственность за выполнение производственных заданий;

интерес к профессии;

бережливое отношение к инструментам;

взаимопомощь.

Учебно-производственные

работы:

набрасывание

учебного

глиняного раствора на кирпичную поверхность (закрепление приемов

набрасывания раствора штукатурной лопаткой).

Материально-техническое оснащение урока: штукатурная лопатка,

полутерок,

терка,

емкости

для

штукатурного

раствора

и

воды,

инструкционно-технологическая карта, плакаты.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент:

приветствие

проверка явки учащихся;

проверка готовности обучающихся к уроку, разминка-тест на

настроение.

2. Вводный инструктаж (в виде презентации):

сообщение темы урока;

сообщение учебной цели урока;

проверка знаний ранее изученного материала по вопросам.

новый материал;

закрепление нового материала.

Проверка знаний ранее изученного материала по вопросам.

1. Что такое вяжущее?

Правильный

ответ:

вяжущие

вещества

вещества,

способные

затвердевать в результате физико-химических процессов.

2. Какие бывают растворы по виду вяжущего?

Правильный ответ: Цементные, цементно-известковые, известковые,

известково-гипсовые, гипсовые, известково-глиняные, глиняные.

3. Какие знает виды штукатурки?

Правильный ответ: простая, улучшенная, высококачественная.

4. Какие инструменты относятся к штукатурным?

Правильный ответ: ковш, полутерок, терка, сокол, штукатурная

лопатка.

5. Назовите, где используется простая штукатурка?

Правильный ответ: в подвалах, гаражах, во временных зданиях и

сооружениях, в складских помещениях.

Напоминание ранее изученного материала.

Требования к качеству различных видов штукатурки. Точность

выполнения различной штукатурки должна отвечать требованиям СНиП,

которыми также обусловлена и толщина штукатурки. Толщина штукатурки

должна отвечать следующим данным, мм: простая до 12, на ровных

кирпичных поверхностях толщина штукатурки может быть до 10 мм.

Штукатурка

должна

прочно

сцепляться

с

поверхностью,

не

отслаиваться, без внешних дефектов. Точность выполняемой штукатурки

проверяют

правилом

(рейкой)

длиной

2

метра.

Для

этого

правило

прикладывают

к

поверхности

в

разных

направлениях:

вертикально,

горизонтально, по диагонали. Если отклонения оказываются больше норм, их

устраняют (срезают раствор или дополнительно накладывают).

Глиняные

и

известковые

растворы

должны

иметь

нормальную

жирность. Тощие растворы, у которых в избытке заполнитель (песок),

непрочные,

жирные

растворы,

высыхая,

растрескиваются,

и

для

их

приготовления расходуется много вяжущих веществ.

В первую очередь подготавливают стены. Оштукатуривают сначала

верх стен, затем низ.

Объяснение новой темы:

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОСТОЙ ШТУКАТУРКИ

Оштукатуривание

выполняют

обычным

способом.

Сначала

поверхности очищают, от наплывов раствора, выбирают шов кладки на

глубину до 1см для лучшего сцепления раствора с поверхностью.

В случае нанесения растворонасосами на деревянные поверхности

толщина обрызга должна быть не более 9 мм, на каменные, бетонные и

кирпичные — не более 5 мм.

Штукатурный раствор наносят на поверхность путем набрасывания или

намазывания.

Простая штукатурка состоит из двух слоев — обрызга и грунта. Перед

оштукатуриванием

поверхность

смачивают

водой.

На

смоченную

поверхность наносят слой обрызга и после его отвердения грунт. Обрызг —

первый слой штукатурного намета. Толщина этого слоя при нанесении

вручную — 3-5 мм.

Для обрызга используют жидкий раствор. Раствор слоя обрызга,

затекая во все поры и шероховатости поверхности, крепко сцепляется с ней и

удерживает последующий слой — грунт. Чем правильнее приготовлен и

нанесен раствор обрызга, тем лучше он затечет во все шероховатости, тем

крепче сцепится с поверхностью, и тем прочнее будет держаться штукатурка.

Обрызг не разравнивают, оставляя его шероховатым. Это позволяет

грунту и накрывке прочнее держаться на поверхности.

Грунт — второй слой штукатурного намета. Раствор для грунта

приготовляют несколько гуще, чем для обрызга. Грунт является основным

(по объему) слоем штукатурного намета. Он образует необходимую толщину

штукатурки и выравнивает поверхность. Если толщина штукатурки большая,

то грунт наносят в несколько слоев. Толщина каждого из них не должна

превышать 7 мм при известковых и известково-гипсовых растворах и 5 мм

при цементных растворах. Грунт очень хорошо выравнивают. При нажатии

пальцами на обрызг он не должен крошиться.

Набрасывание раствора лопаткой из ящика. Многие штукатуры

набрасывают на стены раствор лопаткой непосредственно из ящика. При

этом применяют легкий передвижной ящик и лопатку увеличенного размера.

Техника набрасывания раствора та же, что и при набрасывании лопаткой с

сокола. При оштукатуривании раствор грунта чаще намазывают с

сокола. Разравнивают раствор соколом или полутерком. Для большей

точности раствор грунта дополнительно срезают правилом длиной 2м.

НАБРАСЫВАНИЕ РАСТВОРА

При набрасывании лопаткой раствора на поверхность работают не всей

рукой, а только кистью. Делают взмах лопаткой и резко останавливаются –

раствор быстро сбрасывается с лопатки. Взмах должен быть не очень

сильным, так как от резкого толчка раствор разбрызгивается.

В процессе оштукатуривания раствор приходится наносить в разных

положениях: слева направо и справа налево. Это зависит от места, куда

наносят раствор. Самое удобное положение — нанесение раствора слева

направо. Однако такой прием не годится, когда приходится наносить раствор

справа налево, например в угол.

Организация рабочего места.

Работа организуется следующим образом. Если оштукатуриваемая

поверхность расположена ниже уровня ящика, то его устанавливают на

расстоянии 1 м от стены. Ящик для раствора лучше применять передвижной

на колесах. Его ставят вблизи от места работы у стен.

Набрасывание раствора.

Штукатур забирает из ящика лопаткой порцию раствора и набрасывает

на стену. Если раствор набрасывают выше уровня ящика, то его ставят рядом

со стеной. Это позволяет сократить лишние движения, а отлетающий от

стены раствор падает в ящик. Во время работы ящик периодически

передвигают к месту набрасывания раствора.

РАСТВОРЫ

При выполнении работ температура воздуха в помещении должна быть

не ниже 5°С. Воду и раствор при этом подогревают до 10—30°С. Начало

схватывания раствора происходит через 10— 30 мин в зависимости от

температуры воздуха и раствора. Поверхности, оштукатуренные таким

раствором, рекомендуется поливать водой в течение трех суток.

Разравнивание раствора полутерками.

Полутерок приставляют к поверхности с нанесенным раствором,

поднимают верхнее ребро и с нажимом ведут по стене снизу вверх. Там, где

раствора много, он срезается и собирается на полотне полутерка. Там, где его

недостает, снятый излишний раствор намазывается. Местами приходится

наносить раствор дополнительно. Чтобы точнее выправить раствор, иногда

поступают так. Сначала полутерок ведут на стенах в вертикальном

направлении, затем в горизонтальном. Ровность получаемой штукатурки

зависит от того, с каким усилием производится нажим на полутерок или

другой инструмент. Там, где сильнее нажим, тоньше слой раствора, и

наоборот.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕФЕКТОВ.

Нарушение

технических

правил

и

норм

при

производстве

штукатурных работ и приготовлении растворов приводит к появлению в

штукатурке различного рода дефектов: дутиков, трещин, отлупов.

Дутик — это небольшой бугорок, появляющийся на поверхности

штукатурки; легко осыпается, оставляя в центре белое или желтоватое

пятнышко. Дутики образуются оттого, что раствор был приготовлен на

невыдержанной извести, в которой не погасились мелкие частицы. Попав в

штукатурку, они начинают через некоторое время гаситься и увеличиваются

в объеме. Гашение может продолжаться довольно долго, иногда годами.

Чтобы не было дутиков, свежегашенное или маловыдержанное известковое

тесто, применяемое для приготовления раствора, надо процедить через сито с

отверстиями 0,6 мм или 0,5X0,5 мм.

Трещины крупные и мелкие появляются на поверхности

штукатурки оттого, что применяют либо жирные (с большим содержанием

вяжущих веществ), либо плохо перемешанные растворы, в которых

скапливается местами много вяжущих материалов или заполнителей.

Трещины могут появляться и в результате применения отмоложенных

известково-гипсовых растворов либо от быстрого высыхания нанесенной

штукатурки

под

воздействием

сильных

сквозняков

или

высокой

температуры. Трещины образуются также от нанесения за один прием

толстого слоя медленно схватывающегося раствора или потому, что раствор

наносят,

хотя

и

тонкими

слоями,

но

на

еще

не

схватившийся

предшествующий слой раствора.

Рекомендации.

Чтобы избежать появления трещин, необходимо строго дозировать

вяжущие вещества и заполнители при приготовлении раствора и тщательно

его перемешивать. В свежеприготовленный раствор можно добавлять не

более 10% отмоложенного раствора.

Показатели оценок работ учащихся:

1. Организация рабочего места.

2. Соблюдение техники безопасности и трудовой дисциплины.

3. Соблюдение технологического процесса.

4. Качество.

5. Самоконтроль.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ

Научная организация работ и рабочих мест дает возможность

повысить производительность труда. Отработка отдельных приемов

выполнения тех или других операций до минимума снижает

утомляемость, одновременно повышая производительность и улучшая

качество

работ.

Для

этого

необходимо

применять

высокопроизводительные инструменты и рациональные приемы выполнения

различных операций. Большую роль играет качество инструмента и умение

обращаться с ним, правильная хватка инструмента и стойка рабочего при

выполнении операции.

Организация штукатурных работ зависит от многих

факторов: от вида штукатурки, оштукатуриваемых поверхностей,

применяемого раствора, вида отделки, фронта работ, удельного веса

отдельных операций, состава бригады и звеньев, а также квалификации

рабочих.

Большую роль играет комплектация звеньев. Звеньевым должен

быть квалифицированный штукатур, умеющий правильно организовать

рабочие места и работу в целом, расставлять членов звена на выполнение

таких операций, которые они больше всего знают, умеют выполнять быстро

и качественно. Звеньевой должен не только руководить звеном, но и

работать сам, оказывая помощь малоквалифицированным членам звена,

если требуется, то показывать отдельные приемы выполнения.

Количественный

состав

звена

или

бригады

зависит

от

сложности

выполняемых работ.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

При оштукатуривании необходимо строго соблюдать правила техники

безопасности и принимать все меры к снижению травматизма. Растирание

кожи

рук

может

произойти

от

неправильно

изготовленных

ручек

инструмента. Ручки должны быть без острых углов, кромок. Ручки всех

инструментов должны быть прочно закреплены. Это предохраняет руки от

натирания, мозолей и других травм. При намазывании раствора на

поверхности стен или потолков с металлического сокола при упоре бывают

частые срывы конца лопатки со скользкой металлической поверхности

сокола, лопатка может поранить руку, держащую сокол. Чтобы этого не

происходило, упирать инструмент следует не полотном, а ручкой лопатки

или рукой. Работать желательно в рукавицах.

Категорически

запрещается

брать

руками

раствор —

известковый, известково-гипсовый и цементный. Во избежание травм

все

материалы

рекомендуется

насыпать лопаткой или совком.

Необходимо остерегаться попадания известкового раствора или извести в

глаза.

Просмотр небольшого ролика по теме: «Набрасывание учебного

глиняного раствора на кирпичную поверхность».

Закрепление нового материала.

Вопросы:

1. Из скольки слоев состоит простая штукатурка?

Правильный ответ: двух слоев.

2. Какая толщина простой штукатурки?

Правильный ответ: 12мм.

3. Назовите слои простой штукатурки?

Правильный ответ: обрызг, грунт.

4. В каких положениях наносится раствор?

Правильный ответ: слева направо и справа налево.

5. Какого рода дефекта бывают у штукатурки?

Правильный ответ: дутики, трещины, отлупы.

6. Как избежать трещин?

Правильный

ответ:

строго

дозировать

вяжущие

вещества

и

заполнители при приготовлении раствора и тщательно его перемешивать.

Практическая часть

Задание на день:

Опрос по технике безопасности.

Отметка в журнале по технике безопасности;

сообщение обучающимся показателей оценок работы и критериев

оценивания;

Показ технологического процесса;

распределение обучающихся по рабочим местам;

подведение итогов вводного инструктажа.

3.Текущий инструктаж

(самостоятельная работа обучающихся и

целевые обходы мастера производственного обучения с целью проверки).

Целевые обходы мастером рабочих мест обучающихся:

первый обход с целью проверки содержания рабочих мест и

соблюдения техники безопасности и трудовой дисциплины;

второй обход с целью проверки - правильности выполнения

технологического процесса и правильности выполнения трудовых приёмов;

третий обход - проверка правильности ведения самоконтроля;

четвёртый обход – проверка правильности соблюдения условий

в работе, приёмка и оценка работ обучающихся.

4. Заключительный инструктаж:

итоги дня, достижение целей урока;

оценка качества каждого учащегося по показателям;

лучшие сегодняшнего урока (отметить тех, кто из ребят добился

отличного качества работы, вручение сертификатов);

ошибки в работе, слабые работы;

рефлексия.

Проведение урока производственного обучения позволяет решить

познавательную, воспитательную и развивающую задачи. Значительно

повышает активность обучающихся, вызывает интерес к профессии.

Осуществляется

тесная

межпредметная

связь

(«Технология

штукатурных работ», «Основы строительного материаловедения»). Есть

возможность оценить каждого обучающегося. Самостоятельная работа на

уроках

учебной

практики

формирует

навыки

умелого

применения

полученных знаний и умений на производстве.



В раздел образования