Напоминание

Уровень развития эмпатии и его взаимосвязь с самоактуализацией, смысложизненными ориентациями и профессиональной мотивацией студентов фармацевтического колледжа


Автор: Анисимова Ирина Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Фармацевтический филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Уровень развития эмпатии и его взаимосвязь с самоактуализацией, смысложизненными ориентациями и профессиональной мотивацией студентов фармацевтического колледжа
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Уровень развития эмпатии и его взаимосвязь с самоактуализацией,

смысложизненными ориентациями и профессиональной мотивацией

студентов фармацевтического колледжа

Преподаватель: И.В. Анисимова

Студентам, будущим фармацевтам, важно знать, что особенностью

аптечного

учреждения,

его

отличием

от

обычной

продажи

товаров

повседневного спроса, является сострадательное внимание к больному. Для

успешного утверждения в профессии начинающему фармацевту важно

проявить себя компетентным специалистом, умеющим правильно общаться с

посетителями.

Работодатели

в

области

фармации

сегодня

кроме

профессиональных знаний ценят в фармацевтах, и психологические качества

личности выделяя эмпатию.

Изучением

эмпатии,

как

профессионально

важного

качества

занимались В.В. Бойко, С.Б. Борисенко, И.М. Юсупов, и другие.

Объектом исследования явилась эмпатия как профессионально важное

качество личности. Предмет исследования – уровень развития эмпатии

студентов

Фармацевтического

колледжа,

его

взаимосвязь

с

самоактуализацией, смысложизненными ориентациями и профессиональной

мотивацией. Целью исследования явилось проведение теоретического и

эмпирического

изучения

уровня

развития

эмпатии,

установление

взаимосвязи с самоактуализацией,

смысложизненными ориентациями и

профессиональной мотивацией студентов Фармацевтического колледжа, а

также разработка программы развития эмпатии как профессионально

важного качества фармацевта.

Для

достижения

цели

данного

исследования

были

применены

следующие

методики

исследования:

«Методика

диагностики

уровня

эмпатических способностей» (В.В. Бойко), «Модифицированный опросник

диагностики самоактуализации личности САМОАЛ» (А.В. Лазукин в

адаптации Н.Ф. Калина), тест «Смысложизненные ориентации» (методика

СЖО Д.А. Леонтьева), тест «Изучение мотивации профессиональной

деятельности» (Замфир К., модификация А. А. Реана), посчитан средний балл

успеваемости студентов.

Общее количество участников исследования составило 100 человек.

Это девушки, студентки первого курса в возрасте от 17 до 20 лет, с которыми

вначале этапа исследования была проведена беседа, разъяснены цели,

методы. Студентки с интересом отнеслись к предложению и согласились на

участие.

Далее

было

проведено

сравнение

уровня

развития

эмпатии,

особенностей самоактуализации, смысложизненных ориентаций студентов,

мотивации их профессиональной деятельности, и сравнивался показатель

среднего балла успеваемости.

Результаты

описательной

статистики

выявили

уровень

развития

эмпатии у студентов исследуемой группы, соответствующий заниженному

показателю у 61 % обучающихся, среднему уровню у 32 % студентов и очень

низкому у 7 %.

Показатели по шкалам самоактуализации личности, смысложизненных

ориентаций, уровня успеваемости выявили наиболее развитые способности у

студентов со средним уровнем развития эмпатии. Это такие составляющие

как установки, способствующие эмпатии, эмоциональный канал эмпатии,

проникающая

способность

в

эмпатию.

Студенты

способны

понять

внутренний мир другого человека, открыты для контактов, умеют создать

атмосферу открытости, задушевности.

Студенты с заниженным уровнем развития эмпатии также способны

к восприятию внутреннего мира других людей, но их взгляд на природу

человека недостаточно позитивен, а это состояние мешает развитию эмпатии.

У студентов с очень низким уровнем развития эмпатии наиболее развит

интуитивный канал эмпатии и взгляд на природу человека. Эти студенты

доброжелательно настроены к окружающим, верят людям, симпатизируют

окружающим, способны предвидеть их поведение.

Корреляционный анализ выявил значимые положительные связи

прямого и обратного характера между устремлением к успешному обучению

и

показателями

процессов

эмпатийного

развития

личности,

смысложизненными ориентациями, самоактуализацией личности и внешней

мотивацией профессиональной деятельности.

Наиболее значимо межкорреляционные связи проявились у студентов

с заниженным уровнем развития эмпатии. Взаимосвязь показателя среднего

балла успеваемости проявилась по всем составляющим смысложизненных

ориентаций, а также с внешними мотивами профессиональной деятельности.

В свою очередь, смысложизненные ориентации студентов взаимосвязаны

с самоактуализацией.

Показатели уровня развития эмпатии проявились не так четко и

взаимосвязаны они с внешней положительной мотивацией в профессии,

потребностью в познании и продуктивностью прожитой части жизни.

У

студентов

со

средним

уровнем

развития

эмпатии

межкорреляционная взаимосвязь показателей самоактуализации личности,

смысложизненных ориентаций, успеваемости проявилась менее значимо.

Показатели уровня развития эмпатии имеют значимую положительную

взаимосвязь со стремлением к установлению доброжелательных, искренних

отношений с людьми.

Студенты с низким уровнем развития эмпатии не умеют проявлять

гибкость в общении, не верят в способность контролировать события своей

жизни, в свободу собственного выбора, но при этом их потребность в

познании окружающего мира имеет значительную связь с их обучением, а

низкий показатель успеваемости характеризует их неуверенность в себе.

Проявившие себя отрицательные обратные межкорреляционные связи

со

шкалами

развития

эмпатии,

во

всех

исследуемых

подгруппах,

характеризуют недостаточный уровень развития у студентов данного

качества.

В целях способствующих развитию уровня эмпатии студентов нами

была разработана программа развития эмпатии, которая включила в себя

задачи: повышение уровня осознания себя как личности, и развитие эмпатии

как профессионально важного качества фармацевта.

Данную программу предполагается реализовать в рамках психолого-

педагогической работы со студентами Фармацевтического филиала ГБПОУ

«Свердловский областной медицинский колледж».



В раздел образования