Напоминание

Роль учебной и производственной практик в процессе профессионального становления студентов


Автор: Путилина Марина Анатольевна
Должность: преподаватель специальный дисциплин
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И.Носова" Многопрофильный колледж
Населённый пункт: г.Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Роль учебной и производственной практик в процессе профессионального становления студентов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Путилина Марина Анатольевна

Преподаватель

ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И.Носова» Многопрофилиный колледж

Роль учебной и производственной практик в процессе профессионального

становления студентов

Аннотация: В данной статье раскрывается роль учебной и производственной практик, как

важного этапа в рамках учебного процесса, так как именно он позволяет молодому специалисту

утвердиться, повысить свой профессиональный уровень, научиться налаживать контакт на

производстве, применять полученные в колледже знания, умения, навыки. Все это даст

возможность молодому специалисту быть востребованным и конкурентоспособным на рынке

труда.

Производственная практика для студента часто становится отправной точкой его

профессиональной карьеры. Наиболее распространенная ошибка студентов – это формальное

отношение к процессу прохождении практики, как к еще одному учебному заданию. Чтобы

извлечь из практики максимум пользы, необходимо иметь правильный настрой и понимать, что

это уникальная возможность «прощупать почву», находясь при этом еще под крылом своего

образовательного учреждения.

Какие возможности дает практика студенту:

закрепить теоретические знания;

применить знания и навыки на практике;

сориентироваться в реальном рабочем процессе и увидеть подводные камни выбранной

специальности, которые не видны в теории;

непосредственно контактировать с профессиональным сообществом;

получить навык поиска работы и общения с работодателем;

получить опыта взаимодействия с опытным профессионалом-наставником;

как можно раньше понять, что специальность или даже область выбраны неверно и не

соответствуют вашим требованиям к профессии;

сориентироваться в профессии и определиться с направлением дальнейшего роста;

«прощупать» рынок и понять, что востребовано и чему еще нужно подучиться;

подыскать себе рабочее место, подходящее для старта карьеры;

получить начальный опыт, которого так не хватает молодым специалистам при устройстве

на работу после обучения, и сделать свою первую запись в трудовой книжке;

добиться первых успехов и проявить способности в выбранной специальности перед

будущим работодателем.

Во время практики студент колледжа должен вести дневник, который подписывается

руководителем его практики. По окончании практики ее итоги оцениваются наравне с

экзаменами и дифференцированными зачетами и отмечаются в зачетной книжке. Также работу

студента оценивает руководство практической базы, на которой он трудился, и выдает

характеристику. Направление производственной практики может быть технологическим

(непосредственно

практическая

работа,

приобретение

навыков)

или

преддипломным

(проведение научных исследований на практическом материале, разработка и изготовление

коллекций моделей одежды).

Несмотря на то, что студенты-практиканты – довольно хлопотное дело для организации, в

производственной практике есть неоспоримые плюсы и для компании. Становясь базой

практики и взаимодействуя с профильным образовательным учреждением, организация

получает возможность:

2

присмотреть себе ценные молодые кадры заранее;

«воспитать» молодых специалистов под себя, обучая их в соответствии с необходимыми

именно вашей организации требованиями и спецификой;

скорректировать образовательные программы профильных вузов, взаимодействуя с ними.

Правовая сторона процесса оформления практиканта имеет ряд трудностей, которые,

впрочем, вполне преодолимы.

Учебные заведения среднего профессионального образования готовят специалистов в

области

социального

обеспечения

и

социальной

защиты

населения.

В

настоящее

время

требования к таким специалистам завышены, ведь они работают прежде всего с людьми, с

населением.

В связи с этим огромное значение придается поиску приемов и способов, повышающих

уровень специалистов. К числу таких способов и приемов относится организация полноценной

и эффективной учебной и производственной практик.

Практика становится решающим, ключевым звеном в системе профессионального

обучения. Предусмотренная федеральным государственным образовательным стандартом

практика студентов в настоящее время стала не только составной частью учебного процесса, но

и период, когда студенты могут применить полученные знания, умения, навыки в учреждениях

или в организациях социальной защиты населения.

Практическая деятельность студентов может выполнять адаптационную, обучающую,

воспитывающую

и

развивающую

функции.

Все

перечисленные

функции

знакомят

обучающихся с законодательными основами будущей профессии или специальности, с

различными видами работ, формируют у будущих специалистов толерантность, выдержку,

усердие,

ответственность

за

принятые

решения,

помогают

будущим

специалистам

устанавливать

контакт

с

населением,

учат

ориентироваться

в

системе

социально-

производственных отношений и связей, формируют и развивают у студентов-практикантов в

процессе прохождения практики организаторские способности. Во время прохождения

практики обучающиеся развиваются как личностном, так и в профессиональном плане, учатся

мыслить и действовать как профессионалы, опирающиеся на здравый смысл и знания, умения и

навыки, полученные в колледже[4].

При прохождении учебной и производственной практик студенты обязаны: подчиняться

внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики; выполнять все виды работ,

которые не противоречат должностной инструкции работников по профессии и не угрожают

здоровью практикующихся студентов; выполнять программу и конкретные задания практики и

представить отчет в установленный срок.

Обучающиеся, не прошедшие учебную и производственную

практики или получившие

отрицательную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации.

В соответствии с действующими нормативными документами, форма и вид отчетности

студентов о прохождении практик определяются учебным заведением.

В качестве отчетных материалов о прохождении практики в колледже выступают:

1. Аттестационный лист по производственной практике. Для его заполнения используются

данные наблюдений за деятельностью студента во время практики, результаты выполнения

заданий, а также беседы со студентом;

2. Отчет о прохождении практики, составленный по утвержденной форме, включающий в

себя место и сроки прохождения практики.

В установленный срок студент составляет письменный отчет в форме Microsoft Word,

оформленный в соответствии с методическими указаниями, отражающий степень выполнения

программы, и представляет его в сброшюрованном виде вместе с другими отчетными

документами руководителю практики.

Все оформленные отчетные документы по практике располагаются в следующей

последовательности:

3

1. Титульный лист. Отчет о выполненных заданиях.

2. Задания.

3. Дневник по практике.

4. Характеристика.

5. Приложения.

Отчет по практике должен включать следующие основные структурные элементы и

соответствовать основным требованиям, предъявляемым к содержанию отчета и его

структурным элементам:

Введение:

- цель, место, дата начала и продолжительность практики;

- перечень основных работ и заданий, выполняемых в процессе практики.

Основную часть:

- описание организации работы в процессе практики;

- описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики; в

отчет по каждому из видов заданий должны входить следующие составляющие: тема,

формулировка задания, этапы его выполнения, навыки (приобретенные за время его

выполнения);

- перечень невыполненных заданий и неотработанных запланированных вопросов.

Заключение:

- необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время практики;

- дать предложения по совершенствованию и организации работы предприятия;

-

сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного

вида практики.

Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, заполненными

бланками, рисунками.

Все документы, свидетельствующие о прохождении практики студентом, должны быть

аккуратно оформлены и собраны в отдельную папку.

По итогам защиты практики выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено», о чем

делаются соответствующие записи в зачетной ведомости, аттестационном листе по практике и

зачетной книжке.

При защите практики учитывается объем выполнения программы практики, правильность

оформления

документов,

содержание

отзыва-характеристики;

правильность

ответов

на

заданные руководителем практики вопросы.

Таким образом, учебная и производственная практики – это важный этап в рамках

учебного процесса. Именно он позволяет молодому специалисту утвердиться, повысить свой

профессиональный уровень, научиться налаживать контакт на производстве, применять

полученные

в

колледже

знания,

умения,

навыки.

Успешно

пройдя

учебную

и

производственную практики, студенты должны знать и владеть основными современными

концепциями и моделями социальной работы; общими и частными технологиями, методами

социальной

работы;

основными

принципами

деятельности

социального

работника;

структурами, которые способны оказать помощь в преобразовании ситуации клиента. А все это

поможет молодому специалисту быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.

4

Ссылки на источники:

1.

Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник/В.П. Галаганов. – 2-е изд.,

перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2021. – 512 с.

2.

Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской

Федерации: учебник/В.П. Галаганов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2022. – 152с.

3.

Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебник

для

нач.

проф.

оразования/

М.Н.

Гуслова.

3-е

изд.,

стер.

М.:

Издательский

центр

«Академия», 2021. – 256с.

4.

Павлючков Г.А., Решетка С.А., Кучерявенко С.В. Эффективная практика как

ключевой

элемент

профессионального

образования

/Павлючков

Г.А.,

Решетка

С.А.,

Кучерявенко С.В. //Среднее профессиональное образование. – 2020. - №3. – С. 14-16.



В раздел образования