Автор: Путилина Марина Анатольевна
Должность: преподаватель специальный дисциплин
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И.Носова" Многопрофильный колледж
Населённый пункт: г.Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Роль учебной и производственной практик в процессе профессионального становления студентов
Раздел: среднее профессиональное
1
Путилина Марина Анатольевна
Преподаватель
ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И.Носова» Многопрофилиный колледж
Роль учебной и производственной практик в процессе профессионального
становления студентов
Аннотация: В данной статье раскрывается роль учебной и производственной практик, как
важного этапа в рамках учебного процесса, так как именно он позволяет молодому специалисту
утвердиться, повысить свой профессиональный уровень, научиться налаживать контакт на
производстве, применять полученные в колледже знания, умения, навыки. Все это даст
возможность молодому специалисту быть востребованным и конкурентоспособным на рынке
труда.
Производственная практика для студента часто становится отправной точкой его
профессиональной карьеры. Наиболее распространенная ошибка студентов – это формальное
отношение к процессу прохождении практики, как к еще одному учебному заданию. Чтобы
извлечь из практики максимум пользы, необходимо иметь правильный настрой и понимать, что
это уникальная возможность «прощупать почву», находясь при этом еще под крылом своего
образовательного учреждения.
Какие возможности дает практика студенту:
закрепить теоретические знания;
применить знания и навыки на практике;
сориентироваться в реальном рабочем процессе и увидеть подводные камни выбранной
специальности, которые не видны в теории;
непосредственно контактировать с профессиональным сообществом;
получить навык поиска работы и общения с работодателем;
получить опыта взаимодействия с опытным профессионалом-наставником;
как можно раньше понять, что специальность или даже область выбраны неверно и не
соответствуют вашим требованиям к профессии;
сориентироваться в профессии и определиться с направлением дальнейшего роста;
«прощупать» рынок и понять, что востребовано и чему еще нужно подучиться;
подыскать себе рабочее место, подходящее для старта карьеры;
получить начальный опыт, которого так не хватает молодым специалистам при устройстве
на работу после обучения, и сделать свою первую запись в трудовой книжке;
добиться первых успехов и проявить способности в выбранной специальности перед
будущим работодателем.
Во время практики студент колледжа должен вести дневник, который подписывается
руководителем его практики. По окончании практики ее итоги оцениваются наравне с
экзаменами и дифференцированными зачетами и отмечаются в зачетной книжке. Также работу
студента оценивает руководство практической базы, на которой он трудился, и выдает
характеристику. Направление производственной практики может быть технологическим
(непосредственно
практическая
работа,
приобретение
навыков)
или
преддипломным
(проведение научных исследований на практическом материале, разработка и изготовление
коллекций моделей одежды).
Несмотря на то, что студенты-практиканты – довольно хлопотное дело для организации, в
производственной практике есть неоспоримые плюсы и для компании. Становясь базой
практики и взаимодействуя с профильным образовательным учреждением, организация
получает возможность:
2
присмотреть себе ценные молодые кадры заранее;
«воспитать» молодых специалистов под себя, обучая их в соответствии с необходимыми
именно вашей организации требованиями и спецификой;
скорректировать образовательные программы профильных вузов, взаимодействуя с ними.
Правовая сторона процесса оформления практиканта имеет ряд трудностей, которые,
впрочем, вполне преодолимы.
Учебные заведения среднего профессионального образования готовят специалистов в
области
социального
обеспечения
и
социальной
защиты
населения.
В
настоящее
время
требования к таким специалистам завышены, ведь они работают прежде всего с людьми, с
населением.
В связи с этим огромное значение придается поиску приемов и способов, повышающих
уровень специалистов. К числу таких способов и приемов относится организация полноценной
и эффективной учебной и производственной практик.
Практика становится решающим, ключевым звеном в системе профессионального
обучения. Предусмотренная федеральным государственным образовательным стандартом
практика студентов в настоящее время стала не только составной частью учебного процесса, но
и период, когда студенты могут применить полученные знания, умения, навыки в учреждениях
или в организациях социальной защиты населения.
Практическая деятельность студентов может выполнять адаптационную, обучающую,
воспитывающую
и
развивающую
функции.
Все
перечисленные
функции
знакомят
обучающихся с законодательными основами будущей профессии или специальности, с
различными видами работ, формируют у будущих специалистов толерантность, выдержку,
усердие,
ответственность
за
принятые
решения,
помогают
будущим
специалистам
устанавливать
контакт
с
населением,
учат
ориентироваться
в
системе
социально-
производственных отношений и связей, формируют и развивают у студентов-практикантов в
процессе прохождения практики организаторские способности. Во время прохождения
практики обучающиеся развиваются как личностном, так и в профессиональном плане, учатся
мыслить и действовать как профессионалы, опирающиеся на здравый смысл и знания, умения и
навыки, полученные в колледже[4].
При прохождении учебной и производственной практик студенты обязаны: подчиняться
внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики; выполнять все виды работ,
которые не противоречат должностной инструкции работников по профессии и не угрожают
здоровью практикующихся студентов; выполнять программу и конкретные задания практики и
представить отчет в установленный срок.
Обучающиеся, не прошедшие учебную и производственную
практики или получившие
отрицательную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации.
В соответствии с действующими нормативными документами, форма и вид отчетности
студентов о прохождении практик определяются учебным заведением.
В качестве отчетных материалов о прохождении практики в колледже выступают:
1. Аттестационный лист по производственной практике. Для его заполнения используются
данные наблюдений за деятельностью студента во время практики, результаты выполнения
заданий, а также беседы со студентом;
2. Отчет о прохождении практики, составленный по утвержденной форме, включающий в
себя место и сроки прохождения практики.
В установленный срок студент составляет письменный отчет в форме Microsoft Word,
оформленный в соответствии с методическими указаниями, отражающий степень выполнения
программы, и представляет его в сброшюрованном виде вместе с другими отчетными
документами руководителю практики.
Все оформленные отчетные документы по практике располагаются в следующей
последовательности:
3
1. Титульный лист. Отчет о выполненных заданиях.
2. Задания.
3. Дневник по практике.
4. Характеристика.
5. Приложения.
Отчет по практике должен включать следующие основные структурные элементы и
соответствовать основным требованиям, предъявляемым к содержанию отчета и его
структурным элементам:
Введение:
- цель, место, дата начала и продолжительность практики;
- перечень основных работ и заданий, выполняемых в процессе практики.
Основную часть:
- описание организации работы в процессе практики;
- описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики; в
отчет по каждому из видов заданий должны входить следующие составляющие: тема,
формулировка задания, этапы его выполнения, навыки (приобретенные за время его
выполнения);
- перечень невыполненных заданий и неотработанных запланированных вопросов.
Заключение:
- необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время практики;
- дать предложения по совершенствованию и организации работы предприятия;
-
сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного
вида практики.
Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, заполненными
бланками, рисунками.
Все документы, свидетельствующие о прохождении практики студентом, должны быть
аккуратно оформлены и собраны в отдельную папку.
По итогам защиты практики выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено», о чем
делаются соответствующие записи в зачетной ведомости, аттестационном листе по практике и
зачетной книжке.
При защите практики учитывается объем выполнения программы практики, правильность
оформления
документов,
содержание
отзыва-характеристики;
правильность
ответов
на
заданные руководителем практики вопросы.
Таким образом, учебная и производственная практики – это важный этап в рамках
учебного процесса. Именно он позволяет молодому специалисту утвердиться, повысить свой
профессиональный уровень, научиться налаживать контакт на производстве, применять
полученные
в
колледже
знания,
умения,
навыки.
Успешно
пройдя
учебную
и
производственную практики, студенты должны знать и владеть основными современными
концепциями и моделями социальной работы; общими и частными технологиями, методами
социальной
работы;
основными
принципами
деятельности
социального
работника;
структурами, которые способны оказать помощь в преобразовании ситуации клиента. А все это
поможет молодому специалисту быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.
4
Ссылки на источники:
1.
Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник/В.П. Галаганов. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2021. – 512 с.
2.
Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской
Федерации: учебник/В.П. Галаганов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2022. – 152с.
3.
Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебник
для
нач.
проф.
оразования/
М.Н.
Гуслова.
–
3-е
изд.,
стер.
–
М.:
Издательский
центр
«Академия», 2021. – 256с.
4.
Павлючков Г.А., Решетка С.А., Кучерявенко С.В. Эффективная практика как
ключевой
элемент
профессионального
образования
/Павлючков
Г.А.,
Решетка
С.А.,
Кучерявенко С.В. //Среднее профессиональное образование. – 2020. - №3. – С. 14-16.