Напоминание

Влияние метопредметных связей на процесс обучения на уроках истории


Автор: Кирюшина Ирина Викторовна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ "КФКС" Спарта" Москомспорта
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Влияние метопредметных связей на процесс обучения на уроках истории
Раздел: среднее образование





Назад




Влияние метопредметных связей на процесс обучения на уроках истории.

Современное развитие общества требует формирования личности способной постоянно

пополнять свой запас знаний и умений. На практике мы часто сталкиваемся с неумением

детей самостоятельно ставить цели своего обучения и определять интересы своей

познавательной деятельности. Возникает противоречие между необходимостью

воспитать человека, готового к самостоятельности и самообразованию, и неумением

современных школьников организовывать свою познавательную деятельность.

Именно в этом и заключается главная особенность метапредметного обучения. Которая

позволяет провести параллель не только между практикой и теорией, но и показать

взаимосвязь предаваемого предмета с другими. Если провести экскурсия в историю, то

окажется, что метапредметное обучение было широко распространено в России с 1918

года. Оно отражалось в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось

тогда методом проектов. Метапредметное обучение разделили на ступени, так, на первой

ступени - самой младшей - с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное

представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших

ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также

известно тем, что в прошлом школа, отказалась от традиционных учебников, заменяя их

рассыпными. Подобная методика неоднократно доказывала свою эффективность .

Сразу хочется задать вопрос?

Что же включают в себя метапредметные результаты изучения истории?

Прежде всего, это способность сознательно организовывать и регулировать свою

учебную деятельность, так как именно тогда вырабатывается владение умениями

работать с учебной внешкольной информацией, различными логическими действиями.

Иными словами, происходит формирование у учеников умения принимать

самостоятельное решения в различных жизненных ситуациях.

При построении урока мы обращаем внимание на: мотивацию учащихся в начале урока

(надо ли мне это? Почему я должен это делать? Формы и приемы мотивации самые

разные. Именно примеры помогают ученикам проникнуться в образовательный предмет,

закрепить полученные знания ,проявить интерес. Эти приемы позволяют ребятам

формулировать и аргументировать свое мнение, позицию, участвовать в обсуждении

проблемы.

Следующий этап – актуализация знаний и выход на проблему: Что я уже знаю? Что для

меня ново, непонятно? Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется

воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия»

нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее

познавательное затруднение.

Данный этап не следует превращать в постоянное традиционное повторение ранее

изученного материала в вопросно-ответной форме. Например, можно использовать приём

«Согласен – Не согласен».

При изучении темы «Письменность и знания древних египтян» по истории 5 класс, задаю

вопрос: «Египтяне писали на глиняных табличках? (нет). Письмена у древних египтян

назвали иероглифами? (да)». Данный прием дает возможность быстро включить детей в

мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Это формирует:

умение оценивать ситуацию или факты; умение анализировать информацию; умение

отражать свое мнение. Идет выход на тему урока, планирование результатов учебного

занятия. (Что я должен узнать (понять, освоить)? Для чего я это буду делать? Что хочу

получить в результате

Методы и приемы, которыми я пользуюсь при построении таких уроков.

Работа с понятиями. На уроках истории и обществознания я работаю с понятием

“государство”. Предлагая учащимся разные источники, показываю, что это понятие у

разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат

совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа

Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во

втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое

универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений.

(сравнений по признакам одного и того же, но описываемое в разных источниках). Ребята

осуществляют поиск информаций в разных источниках, учатся анализировать и

сравнивать, а затем давать определение понятиям.

Учащимися очень нравятся уроки-диспуты. Так, например, в 9 классе по истории тема

“Международные отношения” звучала так: “ С какой целью европейские страны

стремились захватить колонии?”. Вместо «Внешняя политика после ВОВ» - «Можно ли

было избежать холодной войны?». Здесь школьники приобретают навыки, которые им

нужны в жизни: учатся строить свое поведение с учетом позиции других людей, т.е.

воспитывают культуру общения в споре, чувство ответственности за окружающих людей.

Дискуссия - спор по существу, в ходе которого учащиеся получают важные ценности. При

подготовке учитель должен четко сформулировать задачу, желательно с пояснениями,

раскрывающими суть проблемы, и вопросами о возможных путях ее решения.

Целесообразно по этому поводу обратиться к мнениям ученых. При подготовке учащихся

знакомят с соответствующей литературой, список которой надо дать заранее.

Работаю на всех этапах урока с памятками.

Памятка "Как работать с дополнительной литературой":

1. Прочитайте ее страницы.

2. Определите свою позицию по дискуссионному вопросу.

3. Сопоставьте свою оценку с авторской.

4. Подумайте, какую позицию и как будете отстаивать.

Во время выступления необходимо раскрывать тему и ее выбор, уточнить условия,

указать на ключевые моменты, создать необходимое настроение. Важен сам момент

спора, умение анализировать свои взгляды. Ведущий дискуссии (учитель) должен

рассуждать с учениками. Внимание! Не надо добиваться однозначной оценки.

Памятка "Как вести дискуссию":

1. Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.

2. Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение.

3. Говори просто и ясно, логично и последовательно

4. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай

того, в чем сам не уверен.

5. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.

6. Не повторяйся и не повторяй слов других.

7. Помни, что лучшие доказательства - точные факты.

8. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не

только сильный оппонент, но и воспитанный человек

Памятка "О порядке действий мысленно":

1. Выслушайте вопросы и определите мысленно проблему.

2. Сформулируйте гипотезу.

3. Дайте предложение, четко ее аргументируя.

4. Выслушав доводы товарищей, имеющих противоположную точку зрения, найдите

сильные и слабые стороны.

5. Возразите их доказательства.

6. Что дала вам дискуссия?

Чтобы замотивировать, нужно создать проблемную ситуацию. Очень эффективно это

можно применять на различных этапах урока. Например: в начале урока по

обществознанию 6 класс по теме «Человек познает мир». Учитель рассказывает всем

хорошо известно имя древнегреческого философа Сократа. К нему однажды пришли

сограждане и сказали: «Жрица из Дельфийского оракула назвала тебя самым мудрым.

Радуйся». На что Сократ ответил: «Меня признали самым мудрым, т.к. я знаю, что я

ничего не знаю, а афиняне и этого не знают». Вопрос к ребятам, как они поняли смысл

рассказа? Можем ли мы познать самих себя? А как вы думаете, чем мы будем заниматься

на уроке? (человек познает мир).

Проблемная ситуация - это задание, содержащее противоречие и не имеющее

однозначного решения. На своих уроках я использую проблемные ситуации:

направленные на сравнение, связанные с личным жизненным опытом учащихся.

Приемом создания проблемной ситуации может быть нестандартная постановка темы

урока: например, в начале урока даю задачу «Фигура – прямоугольный треугольник.

Высота 10, основание – 4. Узнайте его площадь», 5-классники с недоумением начинают

производить расчёты, а я, раскрыв, источник задания (древнеегипетский папирус),

предлагаю сформулировать тему урока «Научные знания в древнем Египте». Приемом

создания проблемной ситуации могут быть исторические загадки: например, «Древние

греки называли Египет «дар Нила», сами египтяне - «Чёрная земля» в чём здесь

противоречие?

Учащимся нравится такой приём как обсуждение различных точек зрения, например: при

изучении темы «Средневековый город» (история 6 класс) выясняем «Где интереснее жить:

в городе или в деревне?». Обсуждаем такие личностно значимые для школьников

проблемы: Всегда ли правы взрослые? Сколько денег нужно человеку? Зачем человек

учится? Зачем человеку семья? (обществознание).

Хорошо зарекомендовал себя такой способ как обсуждение афоризмов, цитат, притч.

(притча про китайскую семью. Тема семья, 5 класс. Выясняем семейные ценности любовь,

терпение и прощение). Дети стали активнее и самостоятельнее, им понравилось думать и

высказывать своё мнение.

Таким образом формируется метапредметное умение осознанно использовать речевые

средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Проблемные ситуации выносим в заголовки исследовательских и творческих работ.

Например, исследовательская работа по истории «Генерал Власов: патриот или

предатель?».

Приём проблемной ситуации может быть использован на уроках по любому предмету.

Вовлекают в самостоятельную работу и активизируют её игровые задания: кроссворды,

ребусы, комиксы.

Как показывает опыт ученики очень любят составлять кроссворды. Различные виды

кроссвордов можно использовать на любом этапе урока. С помощью кроссворда увлекаю

в работу, отрабатываем навыки составления вопросов, терминологию и определения,

закрепляем и повторяем изученный материал, а в итоге развиваются метапредметные

действия: мотивы и интересы познавательной деятельности учащихся, умения определять

способы действий в рамках предложенных условий, умения определять понятия. Такой

вид самостоятельной работы можно использовать на уроках по любому предмету.

Через составление вопросов, кроссвордов, тестов на основе текста учебника реализуется.

Поисковое чтение, которое направлено на нахождение конкретной информации.

Умение структурировать текст, преобразовывать его, используя новые формы

представления информации: таблицы, синквейны, кластеры, составление сложного,

цитатного и тезисного плана развивается посредством изучающего чтения.

Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-

познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы

обеспечить усвоение системы знаний

Например, 8 класс тема урока «Индия и центральная Азия» - использую работу в группах

по схеме. Ребята работают с текстом учебника и дополнительным материалом в группах и

заполняют заданную схему, систематизируя материал. Помните, что знает не тот, кто

пересказывает, а тот, кто использует на практике. Для этого можно использовать прием

«исторические задачи». Все задания развивают умения анализировать, сравнивать,

обобщать, делать выводы, давать оценку и формируют метапредметные результаты.

Для того чтобы заинтересовать детей во внимательном чтении текста параграфа,

использую приём «Исторические загадки». По ходу чтения учащиеся составляют загадку

из 3 исторических фактов, чтобы определить о ком или о чем идет речь.

Нравится учащимся такой приём работы с текстом, как продолжи рассказ по картинке.

При использовании данного приёма ученик моделирует, прогнозирует возможные

исторические последствия какого – либо события, у него формируется умение

смыслообразования.

Например, рассказ «В усадьбе московского дворянина 15 века» «В конце ноября Фёдор

Соколов вернулся с государевой службы. Жена Настасья встречала его со слезами и

жалобами на крестьян …» Продолжите рассказ о дворянине Фёдоре Соколове.

Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему

наводящие вопросы. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды

игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

Составьте для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы

будете причислять дополнительный балл, например. Организовывая групповую работу

или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы. Приучите ребенка

самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему?

Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять.

Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по

заданной тематике. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по

заданному образцу и правилу. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать

выполненную им работу. Научите исправлять ошибки. Рефлексия в конце урока.

Использование данных технологий дают высокие результаты. Я считаю чем чаще мы

будем хвалить учеников, за каждым правильный ответ, то это даст возможность в

дальнейшем замотивировать их, для более углублённого изучения предмета. Ведь

история это прежде всего наше путешествие в прошлое.

Таким образом можно сделать следующий вывод, что метапредметность – это подход к

образованию, при которой ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает

универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать

информацию.



В раздел образования