Автор: Личковаха Мария Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "Школа равных возможностей"
Населённый пункт: Химки
Наименование материала: Статья
Тема: Организация коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью
Раздел: начальное образование
Организация коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью
Вопрос работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, становится всё
более
актуальным.
Это
связано
с
увеличением
количества
детей,
получающих диагноз нарушений интеллектуального или физического плана,
и разнообразием патологий. У ребёнка могут наблюдаться отклонения
речевых, слуховых, зрительных, двигательных функций или совмещённые
диагнозы.
Коррекционная работа с детьми с умственной отсталостью обусловлена
спецификой имеющихся нарушений и поставленного диагноза. Основной
задачей педагога становится не просто обучение ребёнка определённым
знаниям и навыкам, но ещё и работа с нарушениями, направленная на
минимизацию негативных последствий. Каждый такой ребёнок, имея
индивидуальный
комплекс
отклонений,
нуждается
в
индивидуальном
подходе.
При наличии умственной отсталости в какой бы то ни было форме у ребёнка
имеется поражение центральной нервной системы, влекущее нарушения
познавательных функций.
Психологи,
работающие
над
вопросом
изучения
интеллектуальных
нарушений,
отмечают
замедленность
восприятия
окружающей
действительности, инертность мышления, что, в свою очередь, вызывает
задержку психического развития. При этом ребёнок позже и хуже
сверстников овладевает речью.
Можно
выделить
общие
характеристики
нарушений,
появляющиеся
вследствие задержки фонематического восприятия:
плохая артикуляция
бедный словарный запас
сложности в усвоении грамматики
односложность фраз
Ребёнок плохо выговаривает звуки и их сочетания, не умеет различать их на
слух и подменяет одни звуки другими. Часто используемые слова не
соответствуют выражаемой мысли, то есть наблюдается непонимание
значения слов, а также несогласованность форм слов в предложениях.
Ребёнку трудно сосредоточиться на поставленной задаче и заучивать именно
ту информацию, которая необходима на данный момент.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми может проводиться
как
в
порядке
индивидуального
сопровождения,
так
и
посредством
включения специальных методик в образовательный процесс или во
внеурочную деятельность.
Для таких детей возможно замедление стандартного темпа обучения,
упрощение форм работы и изучаемого материала, упор на повторяемость
действий для закрепления реакции. Дополнительные занятия могут включать
занятия с логопедом, кружки, секции, танцы.
Работа педагога может состоять из таких направлений, как:
Развитие
устной
речи
при
помощи
обогащения
представлений
об
окружающем мире.
Работа со словарным запасом, расширение словаря активной лексики и
получение знаний о лексической системе.
Занятия по коррекции письменной речи, изучение грамматики, устранение
недостатков.
Стимулирование мотивации к обучению, осознания причинно-следственных
связей образовательного процесса.
Стабилизация
психического
состояния,
эмоционального
фона
и
приобретение навыков самостоятельной работы.
Одним
из
важных
результатов
коррекционной
работы
у
детей
с
отклонениями можно назвать развитие эмпатии. Ребёнок учится осознавать
себя частью социума и таким образом переходит на новую ступень – более
результативных,
продуктивных
отношений
с
окружающими
людьми,
получает навыки сопереживания. Такое взаимодействие может оказать
благотворное влияние на развитие психики детей.
Занятия могут проводиться в небольших группах или в индивидуальной
форме. Предварительно специалист должен изучить имеющуюся о ребёнке
информацию и разработать тактику взаимодействия: определить места
затруднений, уровень сформированности различных умений и навыков,
понять потенциал к овладению новыми знаниями.
Общие
методические
рекомендации
при
работе
с
детьми
с
ограничительными диагнозами подразумевают плотную взаимосвязь разных
сторон познавательного развития в рамках деятельностного подхода,
обязательное учитывание уровня каждого ребёнка, целостный характер
занятий,
преследующих
решение
разноплановых
задач.
Необходима
постановка цели и прорабатывание сопутствующих задач.
Дети с умственной отсталостью нуждаются во внимании и одобрении точно
так же, как и их здоровые сверстники. В этом аспекте будет полезно создание
ситуаций успеха, ведь ничто так не вдохновляет ребёнка, как достижение
цели и получение результата. Поэтому планируемый результат обязательно
должен быть реальным и досягаемым. А упражнения, несмотря на
постепенное усложнение – посильными для каждого ученика.