Напоминание

Организация коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью


Автор: Личковаха Мария Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "Школа равных возможностей"
Населённый пункт: Химки
Наименование материала: Статья
Тема: Организация коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью
Раздел: начальное образование





Назад




Организация коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью

Вопрос работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, становится всё

более

актуальным.

Это

связано

с

увеличением

количества

детей,

получающих диагноз нарушений интеллектуального или физического плана,

и разнообразием патологий. У ребёнка могут наблюдаться отклонения

речевых, слуховых, зрительных, двигательных функций или совмещённые

диагнозы.

Коррекционная работа с детьми с умственной отсталостью обусловлена

спецификой имеющихся нарушений и поставленного диагноза. Основной

задачей педагога становится не просто обучение ребёнка определённым

знаниям и навыкам, но ещё и работа с нарушениями, направленная на

минимизацию негативных последствий. Каждый такой ребёнок, имея

индивидуальный

комплекс

отклонений,

нуждается

в

индивидуальном

подходе.

При наличии умственной отсталости в какой бы то ни было форме у ребёнка

имеется поражение центральной нервной системы, влекущее нарушения

познавательных функций.

Психологи,

работающие

над

вопросом

изучения

интеллектуальных

нарушений,

отмечают

замедленность

восприятия

окружающей

действительности, инертность мышления, что, в свою очередь, вызывает

задержку психического развития. При этом ребёнок позже и хуже

сверстников овладевает речью.

Можно

выделить

общие

характеристики

нарушений,

появляющиеся

вследствие задержки фонематического восприятия:

плохая артикуляция

бедный словарный запас

сложности в усвоении грамматики

односложность фраз

Ребёнок плохо выговаривает звуки и их сочетания, не умеет различать их на

слух и подменяет одни звуки другими. Часто используемые слова не

соответствуют выражаемой мысли, то есть наблюдается непонимание

значения слов, а также несогласованность форм слов в предложениях.

Ребёнку трудно сосредоточиться на поставленной задаче и заучивать именно

ту информацию, которая необходима на данный момент.

Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми может проводиться

как

в

порядке

индивидуального

сопровождения,

так

и

посредством

включения специальных методик в образовательный процесс или во

внеурочную деятельность.

Для таких детей возможно замедление стандартного темпа обучения,

упрощение форм работы и изучаемого материала, упор на повторяемость

действий для закрепления реакции. Дополнительные занятия могут включать

занятия с логопедом, кружки, секции, танцы.

Работа педагога может состоять из таких направлений, как:

Развитие

устной

речи

при

помощи

обогащения

представлений

об

окружающем мире.

Работа со словарным запасом, расширение словаря активной лексики и

получение знаний о лексической системе.

Занятия по коррекции письменной речи, изучение грамматики, устранение

недостатков.

Стимулирование мотивации к обучению, осознания причинно-следственных

связей образовательного процесса.

Стабилизация

психического

состояния,

эмоционального

фона

и

приобретение навыков самостоятельной работы.

Одним

из

важных

результатов

коррекционной

работы

у

детей

с

отклонениями можно назвать развитие эмпатии. Ребёнок учится осознавать

себя частью социума и таким образом переходит на новую ступень – более

результативных,

продуктивных

отношений

с

окружающими

людьми,

получает навыки сопереживания. Такое взаимодействие может оказать

благотворное влияние на развитие психики детей.

Занятия могут проводиться в небольших группах или в индивидуальной

форме. Предварительно специалист должен изучить имеющуюся о ребёнке

информацию и разработать тактику взаимодействия: определить места

затруднений, уровень сформированности различных умений и навыков,

понять потенциал к овладению новыми знаниями.

Общие

методические

рекомендации

при

работе

с

детьми

с

ограничительными диагнозами подразумевают плотную взаимосвязь разных

сторон познавательного развития в рамках деятельностного подхода,

обязательное учитывание уровня каждого ребёнка, целостный характер

занятий,

преследующих

решение

разноплановых

задач.

Необходима

постановка цели и прорабатывание сопутствующих задач.

Дети с умственной отсталостью нуждаются во внимании и одобрении точно

так же, как и их здоровые сверстники. В этом аспекте будет полезно создание

ситуаций успеха, ведь ничто так не вдохновляет ребёнка, как достижение

цели и получение результата. Поэтому планируемый результат обязательно

должен быть реальным и досягаемым. А упражнения, несмотря на

постепенное усложнение – посильными для каждого ученика.



В раздел образования