Напоминание

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Авторы: Марданова Зиля Рустемовна, Губайдуллина Азалия Рамилевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №184"
Населённый пункт: Город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: начальное образование





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Марданова Зиля Рустемовна

Губайдуллина Азалия Рамилевна

МБОУ «Гимназия №184 им.М.И.Махмутова» Советского района

г.Казани, учителя начальных классов

Младший

школьный

возраст

всегда

интересовал

представителей

психолого-педагогических наук. Многое здесь объясняется тем, что в данном

возрасте

происходят

кардинальные

изменения

во

всех

сферах

жизнедеятельности человека.

Изменения охватывают не только психологическую составляющую, но и

физиологию, а также социальную сторону жизнедеятельности школьника.

Ученые едины во времени что начало младшего школьного возраста

приходится на семь лет и продолжается до перехода ребенка в среднее звено

обучения школы, одиннадцать лет. В этот период ученик посещает начальное

звено школы (первые – четвертые классы).

Переход к школьному обучению сказывается на режиме дня ученика, нет

тихого часа, который был в детском саду, нет продолжительных игр, занятия

теперь длятся не 15-25 минут, а по 40 (уроки в школе). Ребенок перестраивает

свою волевую сферу, ему приходится соблюдать требуемое поведение во время

уроков (не разговаривать, писать, читать, не отвлекаться, слушать, не вставать с

места и др.).

Не все младшие школьники могут оперативно усвоить все изменения,

которые предписывает школа и педагог. А.П. Романов подчеркивает, что для

детей

данного

возраста

вполне

характерна

быстрая

утомляемость,

рассредоточение внимания, так как вместо свойственной для старшего

дошкольника игровой деятельности приходит новый вид труда – обучение.

Адаптация к школьной жизни у всех детей проходит по-разному.

Отдельного

внимания

заслуживает

область

отношений

ребенка

со

сверстниками. Младший школьник стремится выглядеть в глазах товарищей

такими же как все. Он хочет казаться взрослым, поэтому берет привычки

старшеклассников, пытается походить на них внешним видом и своими

привычками.

Для детей младшего школьника важно знать, как их оценивают

сверстники, в том числе и педагог. Дети могут проявлять печаль в связи с

получением плохой отметки и бурную радость, когда их хвалят и признают

заслуги в коллективе класса.

Ребенок вынужден проявлять познавательную активность, стремление к

знаниям, а это приводит к активному развитию всех его психических

процессов: память, речь, мышление, восприятие, внимание, воображение и др.

Рассмотрим ниже особенности развития психических процессов младших

школьников.

Обучение невозможно без интеллектуальной деятельности детей и

мышления. У младших школьников преобладает наглядно-образное мышление.

Им сложно запоминать и представлять все то, о чем говорит педагог, если нет

опорного наглядного материала:

-рисунки;

-фотографии;

-презентация;

-иллюстрации и др.

Причем чем ярче и богаче наглядность, тем глубже и прочнее усваивается

новая информация. В старших классах начальной школы, педагог готовит

учеников к переходу в среднее звено и здесь наглядно-образному мышлению

приходит понятийное мышление.

Активно в этом возрасте развивается словарь ребенка, увеличивается как

активный, так и пассивный словарный запас. Ребенок строит предложения

более

сложные

по

своей

структуре,

чем

дошкольник.

Он

умеет

аргументировать свою точку зрения, задает вопросы, находит утверждения и

доводы при ответах на уроке, учится пересказывать тексты, рассказы, сказки.

Общается младший школьник не только при помощи построения

диалогов, но и использует все чаще монологическую форму речи. Бурно

развивается память младшего школьника. Память рассматривается В.А.

Васильевым как процесс запоминания, сохранения информации, впоследствии

следует припоминание определенных сведений, которые были восприняты

раннее учеником.

Конечно, легче запоминается тот материал, который вызывает у ребенка

яркие впечатления (эмоциональный рассказ педагога), гораздо труднее идет

процесс механического заучивания текстов (стихотворения), увеличивается

объем оперативной и долговременной памяти школьника. Эмоции младшего

школьника также подлежат регуляции со стороны субъекта, младший

школьник способен не кричать при ошибке и досаде, а выражать свои

переживания словами, предложениями, что не всегда удается адекватно сделать

в дошкольном возрасте.

В этом возрасте также активно идет усвоение новых социальных ролей

учащимся, он школьник, а значит обязан не опаздывать на уроки, слушать и

выполнять требования учителя, вовремя делать домашнюю работу и др.

Начиная с семи лет активно развиваются процессы восприятия и внимания

младшего школьника. Опять же, как и в случае с памятью, быстро развивается

непроизвольное внимание ученика, однако на основе развития волевых норм

идет становление и произвольных умений, навыков школьника.

Например, ребенок рассматривает процесс написания буквы на доске

учителем, может этот процесс и не увлекателен для него в целом, но он

заставляет себя удерживать внимание, так как ему придется затем это задание

выполнить самостоятельно в своей рабочей тетради. Учитель в том числе и

родители должны систематически хвалить младшего школьника за достижения

и успехи в области обучения («ты все написал верно, у тебя все получится»,

«ты старательный, поэтому учитель похвалили на уроке» и др.).

Похвала и признание в коллективе вызывает желание ребенка повторить

данное действие еще лучше, он проявляет творчество, фантазию, инициативу в

работе. Оценка работы ребенка должна быть адекватной, нельзя перехваливать

или недооценивать способности младшего школьника.

Важно показать, что оценка — это показатель выполнения задания, она

не отражает отношения к личности учащегося вообще. В этом возрасте дети

очень активны, открыты ко всему новому, общительны и инициативны, они

готовы участвовать в любой деятельности, которая привлекательна для них.

Это может быть обучение, творческая деятельность, внеурочная работа,

спортивные мероприятия и др. Важно раскрыть склонность младшего

школьника, его интересы, потребности, увлечения, все это помогает в

дальнейшем проявить таланты и одаренность учащегося.

Важно создать в классе благоприятную психологическую обстановку,

чтобы каждый учащийся чувствовал себя свободно и смог раскрыться как

личность. Для того, чтобы ребенок не потерял интереса к процессу познания и

обучения, необходимо оказывать содействие развитию интересов учащегося,

мотивировать

его

к

самостоятельной

научно-познавательной

и

исследовательской деятельности. Важно показать и доказать ребенку, что

процесс получения новых знаний необходим ему по жизни.

Таким образом, делая выводы отметим, что младший школьный возраст

— это важный этап в жизни школьника, так как именно в начальном звене

обучения закладывается тот фундамент, основа всего, что в среднем и старшем

звене будет только увеличиваться и расширяться. Педагог и семья ученика

содействуют мягкой и благоприятной адаптации ребенка к школьной жизни,

всячески поддерживая его во всех начинаниях.

В младшем школьном возрасте идет активное становление и развитие

всех психических процессов (память, речь, восприятие, мышление, воля и др.).

Появляется новый основной вид деятельности школьника – учение, что

существенно отличается от предыдущей ведущей деятельности – игры, которое

было свойственно для ребенка старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1.

Демьянова, А.А. Работа в начальной школе / А.А. Демьянова. –

Ижевск: Палитра, 2018. – 154 с.

2. Ермоленко, М.В. Процесс обучения и воспитания детей младшего

школьного возраста / М.В. Ермоленко. – Пенза: Лирика, 2020. – 187 с.

3. Жаброва, Е.Е. Основы педагогики и психологии образования / Е.Е.

Жаброва. – Пермь: Восход, 2019. – 196 с.

4. Зимина, Е.А. Младший школьный возраст / Е.А. Зимина. – М.:

Авангард, 2020. – 321 с.



В раздел образования