Авторы: Тесленко Кристина Андреевна, Лычагина Мария Александровна
Должность: музыкальный руководитель, методист
Учебное заведение: МБОУ Школа № 57 дошкольные группы
Населённый пункт: г. о. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Практико-ориентированный подход в изучении нетрадиционных и традиционных символов РФ на музыкальных занятиях
Раздел: дошкольное образование
Практико-ориентированный подход в изучении нетрадиционных и
традиционных символов РФ на
музыкальных занятиях
Автор: Тесленко Кристина Андреевна
музыкальный руководитель
МБОУ Школа № 57 г.о. Самара (дошкольные группы)
ФОП ДО главной целью определяет разностороннее развитие ребенка в период
дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-
культурных традиций.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и
длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной
стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В настоящее время гражданско-патриотическое и нравственное воспитание
подрастающего
поколения
стало
одним
из
самых
актуальных
направлений
государственной политики в образовании. Дошкольный возраст является самым
естественным и верным путем для формирования нравственных ценностей. Именно в
этот
период
очень
важна
роль
эмоциональных
переживаний,
закладывается
«фундамент» настоящего патриотизма. Зная и уважая главные символы страны, дети
начинают гордиться своим Отечеством, а значит, становятся настоящими патриотами
своей Родины.
Тема моего выступления «Практико-ориентированный подход в изучении
нетрадиционных и традиционных символов РФ со старшими дошкольниками на
музыкальных занятиях».
Что же такое нетрадиционные и традиционные символы РФ и как я их
использую на своих музыкальных занятиях?
В официальных источниках нет определения нетрадиционных символов России.
Можно сказать, что они сформировались в ходе самой жизни русского народа, в
процессе становления исторических, культурных и социальных событий и традиций.
Эти символы знакомы нам с детства. Это березка, самовар, балалайка, медведь,
валенки, матрешка, гармошка, деревянные ложки, русская народная музыка и
народные промыслы.
Белоствольная березонька
– один из главных неофициальных символов
России, потому что таких берез, таких березовых рощ нет больше нигде в мире. На
музыкальных занятиях дети с удовольствием водят хороводы вокруг березки, поют
русские народные и авторские песни о березке, исполняют тематически танцы в
костюмах березок. Итогом может стать фольклорное развлечение «Люблю березку
русскую!»
Еще одним нетрадиционным символом является ромашка. Ромашку во все века
почитали - собирали в букеты и дарили близким, девушки плели венки и гадали.
Цветки ромашки вышивали на платках, одежде, рисовали на горшках и матрешках.
Ежегодно в нашем детском саду отмечается семейный Праздник «День семьи, любви
и
верности»,
символом
которого
является
ромашка.
И
мы
с
ребятами,
с
удовольствием, используем этот символ в различных видах музыкальной деятельности
(«Танец
с
ромашками»,
пальчиковая
гимнастика
«Ромашка»,
песня
«Самая
счастливая»)
Матрешка самая популярная русская национальная игрушка, которая также
является
неофициальным
символом
России.
Делают
матрешек
из
липы
и
разрисовывают по-разному вручную.
На музыкальных занятиях мы используем
игрушку Матрешку в распевании для развития звуковысотного слуха, поем песни о
Матрешке,
танцуем
танец
«Матрешек».
Этот
музыкальный
материал
можно
использовать во всех досуговых мероприятиях в д-саду.
Наши русские зимы всегда славились своими сильными морозами, но на помощь
человеку приходил следующий символ России, а какой отгадайте.
Не страшны зимой морозы
Ни большим, ни маленьким.
Что нам зимушки угрозы. Мы обуем … (Валенки)
Валенки -тёплый символ России, исконно русская обувь. Валенки были весьма
дорогим удовольствием. Изготовление валенок дело долгое и тяжёлое, поэтому к
валенкам относились с большой аккуратностью, их берегли и передавали следующему
поколению. А семью, в которой все носили валенки, считали богатой. Валенок мы с
ребятами кидаем на Святочной неделе, а на новогоднем утреннике наши дети с
удовольствием танцуют русскую народную пляску «Валенки».
Россия – огромная, могучая страна, поэтому ещё одним ее нетрадиционным
символом является медведь - сильное животное. Этот символ в музыкальной
деятельности с детьми можно использовать просто безгранично: это музыкально-
подвижные игры во всех возрастных категориях («У медведя во бору», «Дети и
медведь», «Жмурки с мишкой» Ф.Флотов, «Медведь и заяц» В.Ребиков и др), музыка
для слушания («Медведь» Е.Тиличеевой, «Медведь» В.Ребикова и др), танцевально-
игровое творчество и музыкально-ритмические движения («Медведи пляшут»
М.Красева, «Танец медведя и медвежат» Г.Галинина и др), музыкально-дидактические
игры («Мама и детки», музыкальные загадки на развитие тембрового слуха «Мишки и
мышки» и др). В музыкально-театрализованной деятельности, сказках, спектаклях
дети с удовольствием играют роль косолапого Мишки.
Самым музыкальным нетрадиционным символом России можно считать
русские-народные музыкальные инструменты:
расписные деревянные ложки,
гармошку, балалайку, трещетку, гусли. Эти народные музыкальные инструменты
знакомят детей с русской народной музыкой; ненавязчиво, часто в веселой игровой
форме
сопровождают рассказы об обычаях и быте русского народа; заряжают
взрослых и детей жизнелюбием и чувством юмора.
Русская народная музыка
оказывает на ребенка большое нравственно-
патриотического воздействие. Она заложена в нас генетически. Дети очень любят
русские народные произведения, эмоционально на них откликаются. Ребята с
огромным удовольствием играют в оркестре на шумовых инструментах. Русская
народная музыка звучит, практически, на каждом музыкальном занятии в пении и
играх, в песенном и танцевально-игровом творчестве, в дидактических играх и
слушании, в танцах и хороводах, в развитии чувства ритма («Со вьюном я хожу»,
«Петушок», «Ладушки», «Пойду ль, выйду ль я», «Светит месяц», «Во поле береза
стояла», «Ходила младешенька», «По малину в сад пойдем», «Кадриль», «Ой, хмель
мой хмелек», «Земелюшка-чернозем», «Как на тоненький ледок», «Блины» и др).
Достойным элементом
неофициальных символов России является русская
классическая музыка
- это достояние России. Ни одна страна мира не может
представить множество таких великих композиторов, как П.И.Чайковский («Детский
альбом»,
«Времена
года»),
М.И.Глинка
(«Детская
полька»),
М.П.Мусоргский
(«Богатырские ворота»), Д.Б.Шостакович ( «Марш»), Н.В.Римский-Корсаков («Сказка
о
царе
Салтане»,
«Садко»),
С.Прокофьев
(симфоническая
сказка
«Петя
и
волк»,«Марш»), Г.Свиридов («Метель»), С.Рахманинов («Полька») и др. Классическая
музыка русских композиторов должна звучать на музыкальных занятиях начиная с
младших групп, а детям старшего дошкольного возраста
важно акцентировать
внимание, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.
Творчество этих композиторов мы с детьми изучаем на музыкальных занятиях,
тематических вечерах («Музыкальная гостиная»), музыкальных викторинах, в
музыкально-театрализованной деятельности («По сказкам Пушкина», «Картинки с
выставки» и др.).
Неофициальные символы России могут широко использоваться не только на
музыкальных занятиях, но и в досуговой деятельности с дошкольниками: «День
России», «Масленица», «День семьи, любви и верности», «Осенины», «Ярмарка»,
«Рождественские колядки», «День Победы», «Новый год», в постановке музыкальных
спектаклей, инсценировании сказок и т.д.
А сейчас я бы хотела более подробно остановиться на традиционных символах
РФ.
Государственные
символы
России
–
установленные
Федеральными
конституционными
законами
особые
отличительные
знаки
России,
олицетворяющие ее национальный суверенитет и самобытность, несущее
определенный
идеологический
смысл.
Таковыми
символами
являются:
Государственный флаг, Герб и Гимн.
Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой подход к разучиванию
Гимна России с детьми старшего дошкольного возраста. И рассказать о эффективных
и современных методах и технологиях разучивания этой сложной, для детей, песни.
Перед тем, как начать разучивать Гимн, я провела предварительную работу в
группах. Предложила детям нарисовать на листе ватмана, всё что они помнят и знают
о символах РФ. Побеседовали о государственной символике нашей страны.
На первом этапе
разучивания мы прослушали Гимн России целиком в
исполнении хора им.А.Александрова и военного оркестра. Есть различное исполнение
Гимна, но я решила прослушать гимн с детьми именно в исполнении военного хора,
чтобы придать главной песне страны большую патриотичность и монументальность.
Слушание Гимна сопровождалось иллюстрацией. После прослушивания музыки детям
задавались наводящие вопросы и была проведена беседа о Гимне, как о главном
символе России.
Ребята, вам знакома эта музыка?
Где вы могли ее слышать?
Какая эта музыка? Какое настроение она у вас вызывает?
Какие слова вам больше всего запомнились и почему?
Что можно делать под эту музыку?...
Молодцы, ребята. Под нее действительно можно маршировать. Но Гимн – это
главная песня страны, это официальный символ России и при исполнении и слушании
Гимна нужно стоять без движения. Давайте прослушаем Гимн еще раз стоя.
Повторное слушание.
На втором занятии я предложила детям и вспомнить как называется главная
песня нашей страны и
послушать Гимн в инструментальном исполнении и
прохлопать ладошками сильные доли. Была проведена работа над ритмом.
Затем я исполнила 1 куплет, попросив детей сопровождать мое пение
ритмичными хлопками. Начали разучивание 1 куплета и разобрали трудные для
дошкольников слова, такие как: «держава» - сильное непобедимое государство,
«могучая» - сильная, «великая» - большая, огромная, «достояние» - чье-то имущество
которое досталось, «предки» - деды, отцы кто жил до нас и т.д.
На третьем занятии
мы закрепили фразовое пение 1 куплета и разучили
припев. Для закрепления понятия о музыкальной фразе я использовала опорные
карточки. Они же помогают детям эффективно запоминать трудный текст.
Затем я предложила спеть детям вместе со мной под фортепиано, где нам
помогали карточки-подсказки.
Следующие занятия я посвятила разным техникам исполнения Гимна: деление
детей на подгруппы, индивидуальное исполнение с флажком-триколор, пение хором а-
capella и под аккомпанемент.
На следующем занятии я проиграла мелодию припева Гимна и дети с легкостью
ее узнали. На мой вопрос «Какие бы музыкальные инструменты помогли исполнить
Гимн торжественно, ярко?» - дети назвали барабан, трубу, тарелки. Чтобы
разучивание гимна было для ребят интересным, я решила разнообразить эту
деятельность игрой на музыкальных инструментах. Для этого я поделила детей на две
группы: Хор и Оркестр. Группа «Оркестр» отбивал сильные доли тарелками, а «Хор»
исполнял Гимн под музыкальное сопровождение.
В дальнейшем, мы с детьми слушали Гимн в разных исполнении: Детского хора,
народного хора, хора а-капелла, в исполнении взрослых артистов и детских
коллективов. Беседовали с детьми, какое исполнение им больше всего нравится. Пели
под фонограмму, сопровождали пение игрой на детских музыкальных инструментах,
выбрали детей-дирижеров, которые руководили оркестром и хором.
В будущем, мы с ребятами планируем выучить слова второго и третьего куплета
для общего развития.
Согласно Стандарта Церемонии поднятия (спуска) государственного флага РФ и
нашего
положения
«Об
использовании
государственных
символов
РФ
в
дошкольных группах МБОУ»
с 1 октября 2023 года в нашем саду каждый
понедельник проходит церемония выноса флага РФ. Дети старшего дошкольного
возраста выходят под торжественный марш в центральный холл, строятся в шеренги,
ответственный ребенок проносит флаг и встаёт в центр между двумя шеренгами.
Ответственного ребенка назначает воспитатель. Дети исполняют Гимн России.
Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в
них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной
гордости.
Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её
обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает
воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и
окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они
унесут из детства.
Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством
– музыкой!