Напоминание

Практико-ориентированный подход в изучении нетрадиционных и традиционных символов РФ на музыкальных занятиях


Авторы: Тесленко Кристина Андреевна, Лычагина Мария Александровна
Должность: музыкальный руководитель, методист
Учебное заведение: МБОУ Школа № 57 дошкольные группы
Населённый пункт: г. о. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Практико-ориентированный подход в изучении нетрадиционных и традиционных символов РФ на музыкальных занятиях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практико-ориентированный подход в изучении нетрадиционных и

традиционных символов РФ на

музыкальных занятиях

Автор: Тесленко Кристина Андреевна

музыкальный руководитель

МБОУ Школа № 57 г.о. Самара (дошкольные группы)

ФОП ДО главной целью определяет разностороннее развитие ребенка в период

дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе

духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-

культурных традиций.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и

длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной

стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В настоящее время гражданско-патриотическое и нравственное воспитание

подрастающего

поколения

стало

одним

из

самых

актуальных

направлений

государственной политики в образовании. Дошкольный возраст является самым

естественным и верным путем для формирования нравственных ценностей. Именно в

этот

период

очень

важна

роль

эмоциональных

переживаний,

закладывается

«фундамент» настоящего патриотизма. Зная и уважая главные символы страны, дети

начинают гордиться своим Отечеством, а значит, становятся настоящими патриотами

своей Родины.

Тема моего выступления «Практико-ориентированный подход в изучении

нетрадиционных и традиционных символов РФ со старшими дошкольниками на

музыкальных занятиях».

Что же такое нетрадиционные и традиционные символы РФ и как я их

использую на своих музыкальных занятиях?

В официальных источниках нет определения нетрадиционных символов России.

Можно сказать, что они сформировались в ходе самой жизни русского народа, в

процессе становления исторических, культурных и социальных событий и традиций.

Эти символы знакомы нам с детства. Это березка, самовар, балалайка, медведь,

валенки, матрешка, гармошка, деревянные ложки, русская народная музыка и

народные промыслы.

Белоствольная березонька

– один из главных неофициальных символов

России, потому что таких берез, таких березовых рощ нет больше нигде в мире. На

музыкальных занятиях дети с удовольствием водят хороводы вокруг березки, поют

русские народные и авторские песни о березке, исполняют тематически танцы в

костюмах березок. Итогом может стать фольклорное развлечение «Люблю березку

русскую!»

Еще одним нетрадиционным символом является ромашка. Ромашку во все века

почитали - собирали в букеты и дарили близким, девушки плели венки и гадали.

Цветки ромашки вышивали на платках, одежде, рисовали на горшках и матрешках.

Ежегодно в нашем детском саду отмечается семейный Праздник «День семьи, любви

и

верности»,

символом

которого

является

ромашка.

И

мы

с

ребятами,

с

удовольствием, используем этот символ в различных видах музыкальной деятельности

(«Танец

с

ромашками»,

пальчиковая

гимнастика

«Ромашка»,

песня

«Самая

счастливая»)

Матрешка самая популярная русская национальная игрушка, которая также

является

неофициальным

символом

России.

Делают

матрешек

из

липы

и

разрисовывают по-разному вручную.

На музыкальных занятиях мы используем

игрушку Матрешку в распевании для развития звуковысотного слуха, поем песни о

Матрешке,

танцуем

танец

«Матрешек».

Этот

музыкальный

материал

можно

использовать во всех досуговых мероприятиях в д-саду.

Наши русские зимы всегда славились своими сильными морозами, но на помощь

человеку приходил следующий символ России, а какой отгадайте.

Не страшны зимой морозы

Ни большим, ни маленьким.

Что нам зимушки угрозы. Мы обуем … (Валенки)

Валенки -тёплый символ России, исконно русская обувь. Валенки были весьма

дорогим удовольствием. Изготовление валенок дело долгое и тяжёлое, поэтому к

валенкам относились с большой аккуратностью, их берегли и передавали следующему

поколению. А семью, в которой все носили валенки, считали богатой. Валенок мы с

ребятами кидаем на Святочной неделе, а на новогоднем утреннике наши дети с

удовольствием танцуют русскую народную пляску «Валенки».

Россия – огромная, могучая страна, поэтому ещё одним ее нетрадиционным

символом является медведь - сильное животное. Этот символ в музыкальной

деятельности с детьми можно использовать просто безгранично: это музыкально-

подвижные игры во всех возрастных категориях («У медведя во бору», «Дети и

медведь», «Жмурки с мишкой» Ф.Флотов, «Медведь и заяц» В.Ребиков и др), музыка

для слушания («Медведь» Е.Тиличеевой, «Медведь» В.Ребикова и др), танцевально-

игровое творчество и музыкально-ритмические движения («Медведи пляшут»

М.Красева, «Танец медведя и медвежат» Г.Галинина и др), музыкально-дидактические

игры («Мама и детки», музыкальные загадки на развитие тембрового слуха «Мишки и

мышки» и др). В музыкально-театрализованной деятельности, сказках, спектаклях

дети с удовольствием играют роль косолапого Мишки.

Самым музыкальным нетрадиционным символом России можно считать

русские-народные музыкальные инструменты:

расписные деревянные ложки,

гармошку, балалайку, трещетку, гусли. Эти народные музыкальные инструменты

знакомят детей с русской народной музыкой; ненавязчиво, часто в веселой игровой

форме

сопровождают рассказы об обычаях и быте русского народа; заряжают

взрослых и детей жизнелюбием и чувством юмора.

Русская народная музыка

оказывает на ребенка большое нравственно-

патриотического воздействие. Она заложена в нас генетически. Дети очень любят

русские народные произведения, эмоционально на них откликаются. Ребята с

огромным удовольствием играют в оркестре на шумовых инструментах. Русская

народная музыка звучит, практически, на каждом музыкальном занятии в пении и

играх, в песенном и танцевально-игровом творчестве, в дидактических играх и

слушании, в танцах и хороводах, в развитии чувства ритма («Со вьюном я хожу»,

«Петушок», «Ладушки», «Пойду ль, выйду ль я», «Светит месяц», «Во поле береза

стояла», «Ходила младешенька», «По малину в сад пойдем», «Кадриль», «Ой, хмель

мой хмелек», «Земелюшка-чернозем», «Как на тоненький ледок», «Блины» и др).

Достойным элементом

неофициальных символов России является русская

классическая музыка

- это достояние России. Ни одна страна мира не может

представить множество таких великих композиторов, как П.И.Чайковский («Детский

альбом»,

«Времена

года»),

М.И.Глинка

(«Детская

полька»),

М.П.Мусоргский

(«Богатырские ворота»), Д.Б.Шостакович ( «Марш»), Н.В.Римский-Корсаков («Сказка

о

царе

Салтане»,

«Садко»),

С.Прокофьев

(симфоническая

сказка

«Петя

и

волк»,«Марш»), Г.Свиридов («Метель»), С.Рахманинов («Полька») и др. Классическая

музыка русских композиторов должна звучать на музыкальных занятиях начиная с

младших групп, а детям старшего дошкольного возраста

важно акцентировать

внимание, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.

Творчество этих композиторов мы с детьми изучаем на музыкальных занятиях,

тематических вечерах («Музыкальная гостиная»), музыкальных викторинах, в

музыкально-театрализованной деятельности («По сказкам Пушкина», «Картинки с

выставки» и др.).

Неофициальные символы России могут широко использоваться не только на

музыкальных занятиях, но и в досуговой деятельности с дошкольниками: «День

России», «Масленица», «День семьи, любви и верности», «Осенины», «Ярмарка»,

«Рождественские колядки», «День Победы», «Новый год», в постановке музыкальных

спектаклей, инсценировании сказок и т.д.

А сейчас я бы хотела более подробно остановиться на традиционных символах

РФ.

Государственные

символы

России

установленные

Федеральными

конституционными

законами

особые

отличительные

знаки

России,

олицетворяющие ее национальный суверенитет и самобытность, несущее

определенный

идеологический

смысл.

Таковыми

символами

являются:

Государственный флаг, Герб и Гимн.

Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой подход к разучиванию

Гимна России с детьми старшего дошкольного возраста. И рассказать о эффективных

и современных методах и технологиях разучивания этой сложной, для детей, песни.

Перед тем, как начать разучивать Гимн, я провела предварительную работу в

группах. Предложила детям нарисовать на листе ватмана, всё что они помнят и знают

о символах РФ. Побеседовали о государственной символике нашей страны.

На первом этапе

разучивания мы прослушали Гимн России целиком в

исполнении хора им.А.Александрова и военного оркестра. Есть различное исполнение

Гимна, но я решила прослушать гимн с детьми именно в исполнении военного хора,

чтобы придать главной песне страны большую патриотичность и монументальность.

Слушание Гимна сопровождалось иллюстрацией. После прослушивания музыки детям

задавались наводящие вопросы и была проведена беседа о Гимне, как о главном

символе России.

Ребята, вам знакома эта музыка?

Где вы могли ее слышать?

Какая эта музыка? Какое настроение она у вас вызывает?

Какие слова вам больше всего запомнились и почему?

Что можно делать под эту музыку?...

Молодцы, ребята. Под нее действительно можно маршировать. Но Гимн – это

главная песня страны, это официальный символ России и при исполнении и слушании

Гимна нужно стоять без движения. Давайте прослушаем Гимн еще раз стоя.

Повторное слушание.

На втором занятии я предложила детям и вспомнить как называется главная

песня нашей страны и

послушать Гимн в инструментальном исполнении и

прохлопать ладошками сильные доли. Была проведена работа над ритмом.

Затем я исполнила 1 куплет, попросив детей сопровождать мое пение

ритмичными хлопками. Начали разучивание 1 куплета и разобрали трудные для

дошкольников слова, такие как: «держава» - сильное непобедимое государство,

«могучая» - сильная, «великая» - большая, огромная, «достояние» - чье-то имущество

которое досталось, «предки» - деды, отцы кто жил до нас и т.д.

На третьем занятии

мы закрепили фразовое пение 1 куплета и разучили

припев. Для закрепления понятия о музыкальной фразе я использовала опорные

карточки. Они же помогают детям эффективно запоминать трудный текст.

Затем я предложила спеть детям вместе со мной под фортепиано, где нам

помогали карточки-подсказки.

Следующие занятия я посвятила разным техникам исполнения Гимна: деление

детей на подгруппы, индивидуальное исполнение с флажком-триколор, пение хором а-

capella и под аккомпанемент.

На следующем занятии я проиграла мелодию припева Гимна и дети с легкостью

ее узнали. На мой вопрос «Какие бы музыкальные инструменты помогли исполнить

Гимн торжественно, ярко?» - дети назвали барабан, трубу, тарелки. Чтобы

разучивание гимна было для ребят интересным, я решила разнообразить эту

деятельность игрой на музыкальных инструментах. Для этого я поделила детей на две

группы: Хор и Оркестр. Группа «Оркестр» отбивал сильные доли тарелками, а «Хор»

исполнял Гимн под музыкальное сопровождение.

В дальнейшем, мы с детьми слушали Гимн в разных исполнении: Детского хора,

народного хора, хора а-капелла, в исполнении взрослых артистов и детских

коллективов. Беседовали с детьми, какое исполнение им больше всего нравится. Пели

под фонограмму, сопровождали пение игрой на детских музыкальных инструментах,

выбрали детей-дирижеров, которые руководили оркестром и хором.

В будущем, мы с ребятами планируем выучить слова второго и третьего куплета

для общего развития.

Согласно Стандарта Церемонии поднятия (спуска) государственного флага РФ и

нашего

положения

«Об

использовании

государственных

символов

РФ

в

дошкольных группах МБОУ»

с 1 октября 2023 года в нашем саду каждый

понедельник проходит церемония выноса флага РФ. Дети старшего дошкольного

возраста выходят под торжественный марш в центральный холл, строятся в шеренги,

ответственный ребенок проносит флаг и встаёт в центр между двумя шеренгами.

Ответственного ребенка назначает воспитатель. Дети исполняют Гимн России.

Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в

них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной

гордости.

Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её

обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает

воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и

окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они

унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством

– музыкой!



В раздел образования