Автор: Кудина Жанна Леонидовна
Должность: учитель химии, заместитель директора
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 90 г.Донецка"
Населённый пункт: город Донецк, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии в условиях введения обновленных Государственных образовательных стандартов
Раздел: полное образование
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии
в условиях введения обновленных государственных образовательных стандартов
«Не для школы, а для жизни мы учимся»
Сенека
Научить ребенка – это создать ему условия для
полного овладения своими собственными способностями
У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идет по нему
всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор быть учителем. Это выбор, сделанный,
возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может не я выбрала эту
профессию, а она, долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?». Уже на первом году
работы понимаю, что «важнейшим явлением в школе, самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика является сам учитель» (Адольф Дистервег). Именно
педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений в
сфере образования.
Введение обновленных Государственных образовательных стандартов ставит перед
педагогом новые задачи. Одним из новых подходов к обучению, отличающемуся от
сложившихся
школьных
традиций,
и
который
может
обеспечить
реализацию
Государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего
образования, является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
1.
Вовлечение обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность;
2.
Формирование
готовности
личности
к
саморазвитию
и
непрерывному
образованию;
3.
Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Понятие системно-деятельностный подход введено в 1985 г. Такой подход является
объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков
отечественной
педагогической
науки
(таких,
как
Б.Г. Ананьев,
Б.Ф. Ломов)
и
деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский,
Л.В. Занков, А.Ф. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Н. Ананьев и многие др.
исследователи). В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными
действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена
в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и
личность и вне деятельности нет личности.
Системно-деятельностный подход – это такая организация учебного процесса, в
котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени
самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами
деятельностного
подхода
являются
постепенный
уход
от
информационного
репродуктивного знания к знанию действия. В условиях реализации системно-деятельного
подхода существенно меняется позиция как учителя, так и обучающегося. Учитель
выступает в качестве инициатора действий обучающихся, помогая им самостоятельно
получать новые знания и достигать намеченных результатов.
Уроки строятся таким
образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска
ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать
выводы. При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо
более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную сумму необходимой
информации.
При организации учебного процесса, с точки зрения системно-деятельностного
подхода, главное место отводится активной, разносторонней, в максимальной степени
самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Процесс обучения – это обучение деятельности. Обучать деятельности – значит
делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель
и находить пути и средства ее достижения, а также формировать у обучающегося умения
контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Задача учителя не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и
показать детям, а в создании условий для формирования у обучаемых опыта
самостоятельного
решения
познавательных,
коммуникативных,
организационных,
нравственных и других проблем. Согласно теории развивающего обучения, не всякая
деятельность ученика на уроке - учебная. Учебной считается деятельность, связанная с
решением учебных задач.
От нас, как от учителей, требуется умение подбора соответствующих учебных
задач. Основная функция учебных задач – формирование и развитие приемов обучения,
учебной деятельности и мотивация обучающихся на сам процесс обучения, на процесс
познания. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы обучающийся смог
решить ее, совершив для себя открытие. Поскольку у каждого из учеников свой
познавательный опыт, то предъявляемые в учебном процессе задания должны быть
разноуровневыми.
На первый план выступают учебные задачи, решая которые обучающиеся
усваивают общие способы умственной деятельности, знакомятся с «метапредметностью»
знания. Отличительная особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на
универсальные способы (приемы) учебной деятельности. Текст задачи содержит указание
на способ учебной деятельности, например:
классифицируйте и укажите основание для классификации;
сравните;
обобщите объекты;
продолжите ряд, фразу;
дополните ряд, определение;
определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;
установите соответствие между процессами, явлениями;
установите последовательность этапов, процессов, явлений и др.
На уроках систематически предлагаются задания, меняющиеся по принципу
усложнения и комбинирования тренируемых операций, организуются лабораторные и
практические работы с элементами исследовательской деятельности. Решение учебных
задач сопровождается продуктивной личностной деятельностью и включает в себя:
анализ условий задачи;
соотнесение имеющихся знаний с данными задачами;
поиск нового материала, получение новых знаний;
выбор пути решения;
рефлексия.
2
Эти задачи могут быть использованы на разных этапах урока. Они могут быть
индивидуальными, групповыми, общими.
Принципы деятельностного подхода эффективно реализуются через:
личностно-ориентированное обучение;
развивающее обучение;
технологию
проектного
обучения,
которая
позволяет
ученику
самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для
решения возникающих проблем;
исследовательский метод, позволяющий обучающимся выдвигать гипотезу,
выбирать путь и отбирать материалы. Ученик становится активным исследователем –
активизируется его продуктивное мышление, формируется творческий подход к
обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и
практических работ по химии, когда ребенку в ходе работы необходимо выдвинуть
предположения о химической активности веществ в растворе, о возможных результатах
химических процессов, грамотно и логично представить результаты выполнения
лабораторных опытов или домашних экспериментов;
информационные компьютерные технологии, которые близки и понятны
современным детям.
Процесс
изучения
химии
становится
более
интересным,
электронные
образовательные ресурсы по химии обеспечивают научность и наглядность при
проведении уроков, что делает их яркими и убедительным. Компьютерные презентации
позволяют акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах информации и
создавать наглядные эффектные образы.
С помощью информационно – коммуникационных технологий обучающиеся могут
принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по
сети Интернет, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Обучающиеся могут
получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков,
необходимо
организовать
эти
поиски,
управлять,
развивать
их
познавательную
деятельность. Ориентация на организацию самостоятельной познавательной деятельности
обучающихся является необходимым условием успешности обучения химии всех
учеников. В результате освоения содержания образования по химии ребята получают
возможность расширить круг учебных умений, навыков и способов деятельности.
Создание значимой для подопечного проблемной ситуации – одна из важнейших
характеристик
деятельностного
подхода,
позволяющая
закрепить
положительное
отношение к деятельности по ее решению.
В арсенале учителя есть много различных приемов и методов, позволяющих
реализовать системно-деятельностный подход на уроках химии. На своих уроках я
использую:
Задания на классификацию, на сравнение
Задания на установление химических закономерностей
Задания на составление характеристик отдельных элементов, процессов,
свойств по заданному плану
Задания на установление причинно-следственных связей
Задания на доказательство или опровержение утверждения
3
Задания на оценочную деятельность
Задания на прогнозирование
Прием «Высказывания ученых»
Прием «Верные и неверные утверждения».
Прием «Химическая гирлянда»
Прием «Перепутанные логические цепочки».
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Терминологические диктанты
Метод проблемного изложения
Химический эксперимент
Ученический эксперимент
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей
практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому
достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе
системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для
формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую
систему знаний и систему ценностей, что обеспечивает выполнение социального заказа,
отраженного в положениях Закона "Об образовании" ДНР.
Реализуя
системно-деятельностный
подход,
мы
обучаем
школьников
организации собственной учебной деятельности: способом поиска информации и ее
переработки, формируем прочные знания, способствуем личностному развитию. Поэтому
всегда останутся актуальными слова великого Каменского: «Учащемуся положено
работать, учителю – руководить этой работой».
4