Автор: Старцева Антонина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №41"
Населённый пункт: Свердловская область, город Алапаевск
Наименование материала: статья
Тема: ВНЕДРЕНИЕ НЕЙРОПОДХОДА В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО
Раздел: дошкольное образование
«ВНЕДРЕНИЕ НЕЙРОПОДХОДА В ПРАКТИКУ РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»
Аннотация: Статья подчеркивает важность применения нейроподхода
в работе воспитателей детских садов. Систематическое применение этого
метода эффективно развивает психические процессы у воспитанников к
выпуску из ДОУ.
Ключевые слова: нейроподход, нейроигры, нейроупражнения.
В
последнее
время
данные
статистики
говорят
о
возрастании
количества детей, имеющих различные нарушения развития. Это связано с
факторами, на которые мы не можем повлиять. К сожалению, родителями
часто не замечаются эти нарушения сразу, поэтому важна роль воспитателей
и
специалистов,
которые
могут
оказать
помощь
детям
и
провести
консультации по просвещению родительского сообщества. Однако, развитие
ребенка зависит не только от действий воспитателей. Комплексная работа, в
которой принимают участие родители, педагоги, дети, играет ключевую роль
в решении этой глобальной проблемы. Таким образом, мы говорим о том, что
вопрос о внедрении нейроподхода в работу педагогов детских садов более
чем актуален.
Для начала необходимо понять, что из себя представляет нейроподход.
Это методы и технологии, в совокупности помогающие скорректировать
нарушенные психические процессы и эмоционально-волевую сферу ребёнка
посредством движения. Для этого используются специальные нейроигры и
нейроупражнения. Они полезны не только детям, имеющим определённые
нарушения, но и совершенно здоровым ребятам, так как представляют собой
игру, в которой происходит развитие детей, взаимодействующих друг с
другом и прилагающих максимум усилий для достижения результата с
учетом совершенных ошибок и опыта. Важно то, что эти методы являются
здоровьесберегающими, поскольку развивают все психические процессы,
способствуют созданию новых нейронных связей и улучшению работы
головного мозга.
Стоит отметить, что нейроигры и нейроупражнения связаны с
развитием межполушарных связей. Одновременная работа обеими руками
является одним из примеров такого взаимодействия: она активизирует оба
полушария мозга и способствует формированию нескольких навыков, к
примеру, согласованные движения рук и глаз, рук и ног итд. Наиболее
известны кинезиологические упражнения, как «Змейка», «Ухо - нос»,
«Перекрестные
шаги»
и
другие.
Они
активизируют
межполушарное
взаимодействие
и
помогают
психическим
процессам
гармонично
развиваться.
Применять перечисленные игры можно как на занятиях, так и в режиме
дня. Так, практикой отмечено, что утренняя зарядка и гимнастика после
полуденного сна, включающая нейроигры, улучшают физические навыки.
Это
включает
в
себя
способность
выполнять
симметричные
и
асимметричные движения, поддерживать равновесие, а также способствует
увеличению подвижности плечевого пояса, ловкости рук и силы кистей.
Воспитанники тренируются сидеть прямо и чувствовать себя комфортно,
развивается их ловкость. Кроме того, нейроигры помогают решить проблемы
с гиперактивностью или медлительностью, концентрацией внимания на
важных моментах, нетерпеливостью, раздражительностью, возбудимостью,
необоснованной
агрессией,
быстрой
утомляемостью
и
частыми
отвлечениями.
В результате применения нейроподхода в работе педагогов ДОУ, по
прошествии времени можно отметить их положительное влияние на развитие
воспитанников: улучшается мыслительная деятельность, память и речь детей,
синхронизируется
работа
полушарий
мозга,
повышается
стрессоустойчивость,
ускоряется
формирование
пространственных
представлений у детей и пр. Именно поэтому их применение в дошкольной
практике имеет огромное значение для полноценного развития детей –
главного целевого ориентира в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО.
Список использованных источников
1.
Духмина
Е.
В.
Особенности
диагностики
при
сложных
нарушениях
развития.
Нейродефектологический
подход
[Электронный
ресурс].
2.
Малюкова
Н.
Г.
Нейропсихологическое
обследование
психических функций ребенка: основные ошибки специалиста и как их
избежать.