Напоминание

"Использование ЛЕГО-технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"


Автор: Вострякова Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №332 "Березка "
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ЛЕГО-технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




-

Использование ЛЕГО технологии в коррекционной

»

работе с детьми с нарушением зрения

Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложной

структурой зрительных нарушений. Дошкольники с нарушением зрения

испытывают трудности в определении цвета, формы, величины и

пространственного расположения предметов, в овладении практическими

навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем

теле, рабочей поверхности, в пространстве. Федеральный государственный

образовательный стандарт дошкольного образования предполагает

использование новых педагогических технологий.

Лего-технология прочно вошла в коррекционно – педагогическую работу с

детьми с нарушением зрения. Она помогает улучшить результаты

коррекционного учебно-воспитательного процесса. Использование

конструкторов Лего — это новый тип обучения с чрезвычайно

эффективными социализирующими методами воздействия. Особое значение

оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности

цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук,

восприятия формы и размеров объекта, пространства.

Лего-технология является частью коррекционно-педагогической работы с

детьми с нарушением зрения. Эта деятельность имеет тесную взаимосвязь с

восстановительным лечением зрительной патологии: учитывается состояние

зрения каждого ребенка, этап восстановительного лечения, рекомендации

врача-офтальмолога относительно зрительных нагрузок и видов упражнений,

наиболее эффективных для активизации и стимуляции зрительных функций

глаза. Конечно, берутся во внимание интересы, способности и потребности

детей.

Зрительное восприятие

В работе используются индивидуальные упражнения и игры для развития

зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

o

Развитие цветоразличения: «Найди деталь конструктора нужного цвета

(зеленого, белого и др.)», «Разложи детали конструктора по цветам»,

«Составь объект (постройку) только из деталей красного (синего,

желтого) цвета и др.

o

Улучшение зрительного внимания и памяти: «Найди такой же

кирпичик» (по цвету, размеру), «Угадай, какой детали конструктора не

стало?», «Назови, что изменилось в объекте (постройке)» и т.д.

o

Развитие глазомера: «Определи, какая постройка (объект) выше, ниже»,

«Какая деталь (постройка) от тебя ближе, дальше?», «Выбери самую

длинную (короткую) деталь» и др.

Для развития Зрительно-моторной координации и мелкой моторики

используются следующие задания и дидактические игры:

o

Сортировка деталей конструктора по фактуре и величине.

o

Выкладывание узоров, лабиринтов из деталей конструктора.

o

Составление из легоконструктора отдельных объектов (забор, елочка,

домик и т.п.) и композиций из них.

o

Подбор деталей конструктора по форме, размеру с помощью наложения

и приложения.

o

Знакомство с рабочим полем, видами деталей конструктора; заполнение

деталями конструктора рабочего поля, выкладывание горизонтальных и

вертикальных линий, орнаментов, отдельных предметов и композиций

из деталей конструктора (по образцу и по памяти).

«Лабиринт», «Дорога к дому», когда надо идти посредине дороги, не

выходя за ее пределы.

o

Обведение деталей конструктора, построенных плоских объектов

моделей.

o

Штриховка и раскрашивание контурных рисунков плоских объектов, не

выходя за границы контуров.

o

Соединение расположенных на листе бумаги деталей конструктора в

заданном порядке и т.п.

Ориентировка в пространстве

Посредством конструктора дети учатся выделять и анализировать различные

пространственные признаки и отношения, получать информацию об

окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. Умение

ориентироваться на микроплоскости с помощью осязания: «Расставить на

столе детали конструктора (объекты) там, где я назову», «Расскажи, где стоит

объект» (выделение сторон, углов, середины рабочего поля); «Я назову

деталь конструктора, а ты найди его на листе бумаги» (размещение на

рабочем поле деталей конструктора по образцу и словесному указанию); и

др.

Развитие ориентировки в окружающем пространстве:

o

Определение и сравнение расположения деталей конструктора, построек

в пространстве по отношению друг к другу.

o

Дидактическая игра «Собери башни, расставь и сравни» – ребенок

строит башни по количеству, которое изображено на карточке, при этом

соблюдает цвет кирпичиков. Затем сравнивает

o

Словесное обозначение пространственного расположения построек

относительно друг друга в окружающей обстановке (робот стоит у окна,

конструктор стоит в шкафу на нижней полке и т.д.).

o

Определение сторон (частей) объектов, использование в речи терминов

( верхняя

– нижняя, правая – левая).

Социально-бытовая ориентировка

Коррекционно-педагогическая работа

направлена так же, на решение

проблем

социализации детей с нарушением

зрения,

формированием навыков социально-

адаптивного поведения.

У детей формируются предметные представления:

o

Ребята называют детали конструктора, их качества (форма, цвет,

материал, назначение).

o

Ориентируются в многообразии деталей конструктора одного вида

(детали разного цвета).

o

Группируют детали конструктора по признакам (назначение, строение и

др.) путем сравнения пар и групп предметов разных видов.

o

Соблюдают правила ухода за конструкторами по их хранению и

использованию.

Закрепляются знания о правилах поведения на улице:

Создание с использованием конструктора макета улицы, на которой

расположен детский сад.

o

Различение проезжей части дороги, тротуара.

Знания о людях:

Составление портретов с использованием конструктора : лицо, волосы,

глаза, рот, мимика (понимание мимики, эмоционального состояния

человека).

Для Подготовки к лечению на офтальмологических аппаратах

используются игры на развитие подвижности глаз: игры-лабиринты, где

ребенок прослеживает взглядом за движением предмета, гимнастика для глаз

с использованием индивидуального офтальмотренажера, сделанного из

конструктора. Разборка и сборка деталей с использованием схем.

Таким образом, коррекционная работа с применением ЛЕГО-технологий

делает процесс более результативным. Главное, у детей формируется

устойчивый интерес и желание действовать, манипулировать с ЛЕГО-

конструктором. Имеет место наличие у детей психологически комфортного

состояния, уверенности в своих силах, стремление выполнить задания. Дети

воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них отрицательных

эмоций, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению

инструкций.

Лего-технология оказывает благотворное влияние на все аспекты развития

ребёнка и является одним из средств в коррекционной работе детей с

нарушением зрения. Лего- технология сделала коррекционный процесс более

результативным. Образовательная деятельность с использованием лего-

конструктора не вызывает у детей негативизма, отмечается высокая

мотивация. Работа с Лего приучает детей к внимательности, усидчивости,

точному выполнению инструкций, что в свою очередь помогает лучшему

усвоению коррекционного материала. Лего–технология – это вид

моделирующей творчески–продуктивной деятельности. С его помощью

трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной

созидательной игры.

.



В раздел образования