Автор: Вострякова Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №332 "Березка "
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ЛЕГО-технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование
-
Использование ЛЕГО технологии в коррекционной
»
работе с детьми с нарушением зрения
Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложной
структурой зрительных нарушений. Дошкольники с нарушением зрения
испытывают трудности в определении цвета, формы, величины и
пространственного расположения предметов, в овладении практическими
навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем
теле, рабочей поверхности, в пространстве. Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования предполагает
использование новых педагогических технологий.
Лего-технология прочно вошла в коррекционно – педагогическую работу с
детьми с нарушением зрения. Она помогает улучшить результаты
коррекционного учебно-воспитательного процесса. Использование
конструкторов Лего — это новый тип обучения с чрезвычайно
эффективными социализирующими методами воздействия. Особое значение
оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности
цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук,
восприятия формы и размеров объекта, пространства.
Лего-технология является частью коррекционно-педагогической работы с
детьми с нарушением зрения. Эта деятельность имеет тесную взаимосвязь с
восстановительным лечением зрительной патологии: учитывается состояние
зрения каждого ребенка, этап восстановительного лечения, рекомендации
врача-офтальмолога относительно зрительных нагрузок и видов упражнений,
наиболее эффективных для активизации и стимуляции зрительных функций
глаза. Конечно, берутся во внимание интересы, способности и потребности
детей.
Зрительное восприятие
В работе используются индивидуальные упражнения и игры для развития
зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
o
Развитие цветоразличения: «Найди деталь конструктора нужного цвета
(зеленого, белого и др.)», «Разложи детали конструктора по цветам»,
«Составь объект (постройку) только из деталей красного (синего,
желтого) цвета и др.
o
Улучшение зрительного внимания и памяти: «Найди такой же
кирпичик» (по цвету, размеру), «Угадай, какой детали конструктора не
стало?», «Назови, что изменилось в объекте (постройке)» и т.д.
o
Развитие глазомера: «Определи, какая постройка (объект) выше, ниже»,
«Какая деталь (постройка) от тебя ближе, дальше?», «Выбери самую
длинную (короткую) деталь» и др.
Для развития Зрительно-моторной координации и мелкой моторики
используются следующие задания и дидактические игры:
o
Сортировка деталей конструктора по фактуре и величине.
o
Выкладывание узоров, лабиринтов из деталей конструктора.
o
Составление из легоконструктора отдельных объектов (забор, елочка,
домик и т.п.) и композиций из них.
o
Подбор деталей конструктора по форме, размеру с помощью наложения
и приложения.
o
Знакомство с рабочим полем, видами деталей конструктора; заполнение
деталями конструктора рабочего поля, выкладывание горизонтальных и
вертикальных линий, орнаментов, отдельных предметов и композиций
из деталей конструктора (по образцу и по памяти).
«Лабиринт», «Дорога к дому», когда надо идти посредине дороги, не
выходя за ее пределы.
o
Обведение деталей конструктора, построенных плоских объектов
моделей.
o
Штриховка и раскрашивание контурных рисунков плоских объектов, не
выходя за границы контуров.
o
Соединение расположенных на листе бумаги деталей конструктора в
заданном порядке и т.п.
Ориентировка в пространстве
Посредством конструктора дети учатся выделять и анализировать различные
пространственные признаки и отношения, получать информацию об
окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. Умение
ориентироваться на микроплоскости с помощью осязания: «Расставить на
столе детали конструктора (объекты) там, где я назову», «Расскажи, где стоит
объект» (выделение сторон, углов, середины рабочего поля); «Я назову
деталь конструктора, а ты найди его на листе бумаги» (размещение на
рабочем поле деталей конструктора по образцу и словесному указанию); и
др.
Развитие ориентировки в окружающем пространстве:
o
Определение и сравнение расположения деталей конструктора, построек
в пространстве по отношению друг к другу.
o
Дидактическая игра «Собери башни, расставь и сравни» – ребенок
строит башни по количеству, которое изображено на карточке, при этом
соблюдает цвет кирпичиков. Затем сравнивает
o
Словесное обозначение пространственного расположения построек
относительно друг друга в окружающей обстановке (робот стоит у окна,
конструктор стоит в шкафу на нижней полке и т.д.).
o
Определение сторон (частей) объектов, использование в речи терминов
( верхняя
– нижняя, правая – левая).
Социально-бытовая ориентировка
Коррекционно-педагогическая работа
направлена так же, на решение
проблем
социализации детей с нарушением
зрения,
формированием навыков социально-
адаптивного поведения.
У детей формируются предметные представления:
o
Ребята называют детали конструктора, их качества (форма, цвет,
материал, назначение).
o
Ориентируются в многообразии деталей конструктора одного вида
(детали разного цвета).
o
Группируют детали конструктора по признакам (назначение, строение и
др.) путем сравнения пар и групп предметов разных видов.
o
Соблюдают правила ухода за конструкторами по их хранению и
использованию.
Закрепляются знания о правилах поведения на улице:
Создание с использованием конструктора макета улицы, на которой
расположен детский сад.
o
Различение проезжей части дороги, тротуара.
Знания о людях:
Составление портретов с использованием конструктора : лицо, волосы,
глаза, рот, мимика (понимание мимики, эмоционального состояния
человека).
Для Подготовки к лечению на офтальмологических аппаратах
используются игры на развитие подвижности глаз: игры-лабиринты, где
ребенок прослеживает взглядом за движением предмета, гимнастика для глаз
с использованием индивидуального офтальмотренажера, сделанного из
конструктора. Разборка и сборка деталей с использованием схем.
Таким образом, коррекционная работа с применением ЛЕГО-технологий
делает процесс более результативным. Главное, у детей формируется
устойчивый интерес и желание действовать, манипулировать с ЛЕГО-
конструктором. Имеет место наличие у детей психологически комфортного
состояния, уверенности в своих силах, стремление выполнить задания. Дети
воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них отрицательных
эмоций, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению
инструкций.
Лего-технология оказывает благотворное влияние на все аспекты развития
ребёнка и является одним из средств в коррекционной работе детей с
нарушением зрения. Лего- технология сделала коррекционный процесс более
результативным. Образовательная деятельность с использованием лего-
конструктора не вызывает у детей негативизма, отмечается высокая
мотивация. Работа с Лего приучает детей к внимательности, усидчивости,
точному выполнению инструкций, что в свою очередь помогает лучшему
усвоению коррекционного материала. Лего–технология – это вид
моделирующей творчески–продуктивной деятельности. С его помощью
трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной
созидательной игры.
.