Автор: Колодяжная Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: Выборг
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Учимся сочинять
Раздел: среднее образование
Приложение 2.15 к образовательной программе
основного общего образования
МБОУ « Гимназия №11»
(Утверждено приказом № 222 от 31.08.2017 г.)
Рабочая программа
предметного модуля по русскому языку
«Учись сочинять»»
5 класс
базовый уровень
на 2017-2018 учебный год
Разработана:
Методическим объединением
учителей русского языка и литературы
Выборг
2017 год
Пояснительная записка
В обучении и общем разитии детей основной образовательной программой основного
общего образования предмету «Русский язык» отводится важная роль: совершенствование
речевой деятельности; понимание определяющей роли языка в развитии
интеллектуальных и творческих способностей личности; обогащение активного и
потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи
грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств; овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными
нормами литературного языка( орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными); стремление к речевому самосовершенствованию.
Рабочая программа предметного модуля «Учись сочинять» составлена на основе
авторского курса В.Кротова «Учись сочинять», направленного на развитие выразительных
возможностей письменной речи учащихся, на понимание, что такое литературное
творчество. Рекомендуется для учеников 5-х классов.
Курс рассчитан на 17 часов.
Обучение сочинительству-важный аспект работы по развитию речи. Разнообразные
творческие работы и задания способствуют развитию воображения, мышления,
пробуждают у учащихся наблюдательность, учат видеть красоту, многообразие и
богатство родного языка.
Цель преметного модуля «Учись сочинять»: создание условий для совершенствования у
детей письменной речи, знакомство с жанрами литературы, сочинение учащимися своих
литературных произведений. Выпуск книги со своими работами по всем правилам
печатного издания.
Задачи модуля:
1.Познакомить учащихся с литературными жанрами;
2.Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к слову;
3.Обогащасть словарный запас детей;
4.Дать возможность детям найти литературный жанр, в котором им удастся проявить свои
литературные способности.
Планируемые результаты
Ученик научится:
1.Различать литературные жанры;
2.Понимать и применять некоторые особенности сочинительства в этих жанрах.
Ученик получит возможность научиться:
1.Овладеть секретами сочинительства;
2.Редактировать и совершенствовать написанное.
Содержание курса
Тема
Содержание
1.Краски писателя
Что такое сочинительство, почему важна письменная
речь;какими красками пользуется писатель , чтобы
«нарисовать» картину словами
2.Что такое афоризм?
Понятие афоризма как самого короткого литературного
жанра; как сочинить свой афоризм-определение
3.Сочинительский ДОМ
ДОМ-действие, образ, мысль- составляющие любого
литературного произведения; умение находить ДОМ в
прочитанных произведениях
4.Сочиним-ка сказку
Отличие сказки от других произведений; «волшебные
палочки» писателя; сочинение собственной сказки
5.Игры в жанры
Словесно-литературные игры для обогащения словарного
запаса; знакомство с некоторыми литературными
жанрами( прозаическими и поэтическими)
6.Верлибр:свободный стих
Понятие верлибра; стихотворные размеры; сочинение
своих верлибров
7.Сочиним-ка рассказик
Особенности рассказа; сочинение своего рассказа по
вопросам
8.Малые стихотворные жанры
Знакомство с малыми стихотворными жанрами на
примере произведений известных поэтов; двустишия,
четверостишия, пятистишия, лимерик; что такое рифма;
сочинение своих двустиший
9.Свободное русскоязычное
трёхстишие
Знакомство с японскими хокку; примеры русских
трёхстиший; сочинение своих произведений
10.Эссе
Что такое эссе; правила написания эссе; сочинение своих
произведений
11.Сочинительство и чтение
Как улучшать написанное самим-редактировать; почему
для пишущего человека важно читать как можно больше;
правила для начинающего писателя
12.Защита модуля
Представить созданные книги с текстами собственного
сочинения
Тематическое планирование
Тема
Количество часов
1.Краски писателя
1
2.Что такое афоризм?
1
3.Сочинительский ДОМ
2
4.Сочиним сказку
2
5.Игры в жанры
2
6.Верлибр: свободный стих
1
7.Сочиним рассказ
2
8.Малые стихотворные жанры
1
9.Свободное русскоязычное трёхстишие
1
10.Эссе
1
11.Сочинительство и чтение
2
12. Защита модуля
1