Автор: Хохлова Марина Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №249"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Мастер-класс с родителями
Тема: "Нейроигры. Играем в саду и дома"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс с родителями
«Нейроигры. Играем в саду и дома»
Цель:
педагогическое
просвещение родителей в
развитии
ребенка
с
применением нейроигр.
Задачи:
- познакомить с новым направлением в педагогике и психологии –
нейрологии, рассказать о его значении в развитии ребенка;
- познакомить с понятием «нейроигры»;
- показать доступность использования нейроигр в повседневной жизни
ребенка дома;
- научить создавать нейроигры из подручных средств и применять их.
План мастер – класса:
1. Сообщение о роли нейроигр в развитии детей.
2. Поиграй с детьми (играем в нейроигры с родителями)
3. «Нейроигры своими руками» - изготовление игр.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», ФГОС
ДО
одной
из
основных
задач,
стоящих
перед
детским
садом,
является
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В
ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный
подход,
учитывать
социальный
статус,
микроклимат
семьи,
степень
заинтересованности родителей
деятельностью ДОУ,
повышением
культуры
педагогической грамотности семьи.
Поиск
новых
форм
работы
с родителями остается
всегда
актуальным.
Содержание
просветительской
работы
с родителями может
быть
самым
разнообразным – от консультаций до дистанционных форм общения с родителями.
Для решения приоритетных задач по установлению партнерских отношений с
семьей каждого воспитанника, объединению усилий для развития и воспитания
детей,
созданию
атмосферы
взаимопонимания,
активизации
и
обогащения
воспитательных умений родителей успешно применяется одна из форм работы
с родителями мастер – класс.
Ход мастер класса
Известно, игра –
одно
из
средств
воспитания
детей
дошкольного
возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, получает удовольствие
взаимодействуя друг с другом, старается победить, соревнуется. Игровые
технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок,
развивают коммуникацию. Игра – это естественное состояние и потребность
любого ребенка. В современном мире существует великое множество разных игр –
настольно-печатные,
дидактические
игры,
развивающие
игры,
словесные,
подвижные игры.
Давайте вспомним с вами как вы проводили время в детстве, во что играли:
поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком, бегал по лужам? Кто прыгал на
скакалке, в резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом. А наши
дворовые игры с соблюдением правил: это прятки,12 палочек, казаки-разбойники и
многое другое…
А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих
детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современные детки ведут
малоподвижный образ жизни, чаще сидят возле гаджетов. Да сейчас время
цифровых технологий, и от этого никуда не деться, наши маленькие дети больше
нас разбираются в технике и это здорово. Но общество идет к тому, что в светлом
будущем дети будут психически, физически, соматически ослаблены. Но наша с
Вами цель – укрепить не только физическое, но и психическое здоровье наших
ребят, уже сегодня. Впереди нас ждут увлекательные летние каникулы, а чтобы
провести их с пользой для здоровья и не только представляем вашему вниманию
одно из направлений работы нашего детского сада – «Нейроигры. Играем в саду и
дома».
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда
формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В тоже время - это
период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от
окружающих взрослых – родителей, педагогов.
Нейроигры – специальные игровые комплексы, способствующие развитию
психических процессов. Игры задействуют мозг ребенка, развивают концентрацию
внимания, память, речь, работоспособность, мышления, мелкую моторику, умение
ориентироваться в пространстве, активизирует речь.
Направлены на развитие отстающих в формировании психических и моторных
функций ребенка, напрямую влияющих на развитие познавательных навыков и
преодоление трудностей обучения. Может с успешностью применяться при работе
с детьми ОВЗ и общеобразовательных группах дошкольного учреждения.
Нейропсихологи (Семако
Н.
Я.,
Судовская
Н.
В.,
Праведникова
И.
И.) рекомендуют применять нейроигры с 3-х лет. Кому предназначены такие игры?
Ответ прост – всем. Такие игры полезны и взрослым, и детям, ведь они проходят в
игровой форме, имеют эмоциональную привлекательность, многофункциональны,
сочетаются с двигательной активностью, формируют партнерское взаимодействие
между ребенком и взрослым.
В работе логопеда нейропсихологический подход предполагает коррекцию
нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.
Систему упражнений с нейрокоррекционным воздействием я использую во
время
логопедических
занятий
на
всех
этапах,
от
момента
выполнения
подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного
звука на материале чистоговорок и стихотворений.
Если обратиться к строению головного мозга мы видим, что правое
полушарие мозга человека отвечает за творческое мышление. Эти люди более
чувствительны, а также склонны полагаться на свою интуицию в принятии
решений.
Левое полушарие отвечает за логическое мышление. Ведущая его роль
означает наличия у человека более сильных аналитических способностей, а также
лингвистических наклонностей.
А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?
Для этого я предлагаю вам пройти 4 легких теста, для которых вам
понадобиться только ваша память, чтобы запомнить последовательность букв.
Для начала предлагают вам сцепить (сплетем) руки в замок, посмотреть
большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой
руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П;
Давайте представим себя, что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой
глаз вы закрыли? И соответственно, если при закрытом левом глазе запоминаем
букву Л, если при закрытом правом глазе, то букву П;
Теперь предлагаю вам сложить руки на груди, так называемой позе
«Наполеона». Какая же рука оказалась сверху? Запоминаем!
И предлагаю Вам поаплодировать друг другу. Вы молодцы. Но какая, же рука
была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.
И, что же в итоги у нас получилось? Если больше букв П, то у вас преобладает
правое полушарие, если Л, то левое.
Что
касается
детей,
чтобы
наши
дети
были
здоровыми,
вовремя
развивающимися личностями и все успевали в будующем в школе, мы призваны с
вами развивать оба полушария ребенка. Предлагаю вам поиграть сегодня вместе с
нами в нейроигры, которые вы легко сможете организовать дома, на летнем
отдыхе, специальной подготовки они не потребуют, а все, что нужно – это ваше
желание, время и ваш творческий подход.
Игры с мячом
Мозжечковая
стимуляция
-
система
упражнений,
направленная
на
совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в
процессе формирования речи и поведения ребенка.
2 человека садятся напротив друг друга, у каждого в левой руке по мячику и
по команде они передают друг другу мяч в свободную руку. Далее игра
усложняется тем, что мяч сначала передается себе в свободную руку, а затем
напарнику. Далее мяч передается по диагонали.
-Задача состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма.
-Каждое движение выполняется четко.
-Рука без мячика никуда не поднимается, это мячик к ней прибегает.
2 игра : «Веселый стол»
Развиваем
зрительно-моторную
координацию,
межполушарное
взаимодействие, внимание, согласованность движений.
На столе выкладываются в ряд различные геометрические фигуры, где каждая
фигура обозначает какое-то движение (например, круг - прикосновение кулаком,
прямоугольник - ребро ладони, квадрат – раскрытая ладонь вниз и т. д.)
Основная задача выполнить правильное движение
Игры с карандашами
- Держа карандаш вертикально, шагаем указательным и большим пальцем по
всей высоте карандаша, обеими руками, начиная снизу.
- Четыре карандаша лежат крестиком, ребенку предлагается перекладывать
карандаши, одновременно двумя руками, применяя перекрестные движения.
- Удерживать карандаш в горизонтальном положении на вытянутом пальце,
остальные пальцы сжаты в кулак.
- Перекидывать карандаш из руки в руку, руки располагаются параллельно
друг друга, горизонтально.
- Карандаш лежит на тыльной стороне ладони, подбросить его и поймать этой
же рукой. Сначала упражнение повторяется одной рукой, потом второй, затем
двумя руками одновременно.
- Карандаш стоит на столе вертикально, острым кончиком вниз, не дать
карандашу упасть, ловя его то левой, то правой рукой.
- Перекручиваем карандаш между большим и указательным пальцами, затем
между
большим
и
средним,
указательным,
мизинцем.
Сначала
ребенку
предлагается попробовать выполнить это упражнение одной ведущей рукой, потом
другой, потом обеими руками одновременно. После усвоения ребенком этого
упражнения обеими руками, предложить ребенку правой рукой крутить карандаш в
последовательности:
большой+указательный,
большой+средний,
большой+безымянный, большой+мизиннец, а левой в другом направлении:
большой+мизинец,
большой+
безымянный,
большой+средний,
большой+
указательный.
- Перекручивание карандаша начиная с указательного пальца, докрутив его до
мизинца и в обратной последовательности. Сначала упражнение выполняется
одной рукой, затем другой, затем одновременно обеими, затем разными руками в
разной последовательности пальцев.
- Для упражнения понадобится 5 карандашей. Ребенку предлагается брать по
одному карандашу одновременно 2мя руками, начиная с мизинцев, потом
безымянными, потом средними, указательными и последний карандаш ребенок
берт большими пальцами.
- Взрослый берет в руки 2 карандаша. Имитирует карандашами ходьбу на
месте, прыжки на одной ноге, на двух, скрестные шаги, прыжки, ходьбу на месте, с
продвижением вперед и т.д. Дети повторяют это в движениях.
- Ребенку предлагаются различные шаблоны для одновременного рисования
2мя руками. (раскрашивание кленового листа, зачеркивание кружочков и т.д.)
Игры с прищепками.
- Для игры понадобятся прищепки и баночки (стаканчики) 4 основных цветов.
Сначала ребенку предлагается прицепить несколько прищепок сначала на один
рукав, затем на второй. Следующее задание, ребенку нужно одновременно двумя
руками снимать прищепки – правой рукой с левого рукава, левой рукой с правого
рукава и раскладывать прищепки по цветам, в соответствии с цветом баночки.
Игры со стаканчиками и воздушными шарами.
- Для этой игры понадобится 2 пластиковых или картонных стакана и пробки
от пластиковых бутылок. Стаканы переворачиваем, снаружи на донышко кладем
пробки, подбросив их вверх, одновременно нужно развернуть стакан и поймать
пробку в него. Сначала ребенок тренируется выполнять упражнение ведущей
рукой, затем второй, потом одновременно обеими руками.
- Для игры понадобится не менее 5 стаканчиков и воздушный шарик. Стаканы
расставлены на столе. Ребенку предлагается надувать воздушный шар, опущенный
в стакан до тех пор, пока шарик не заполнит пространство стакана и его
невозможно будет переставить на другое место. Таким образом нужно собрать все
стаканы в одну стопку.
- Понадобятся стаканчики, шарики и дудочки с раскручивающимся языком.
Стаканы выставляются на столе донцем вверх, на каждое донышко кладется по
шарику. Ребенку предлагается подуть в трубочку и сбить со стаканчика шарик.
Можно устроить соревнования между 2мя игроками.
- На столе очерчивается граница, предложить ребенку сдуть стакан при
помощи
коктейльной
трубочки
за
обозначенную
границу,
если
устроить
соревнование между 2мя игроками или более, то будет вдвойне интереснее.
- Понадобится 2 игрока и надутый воздушный шар, игрокам предлагается
пронести воздушный шарик из точки А в точку Б между спинами, животами,
лбами, затылками, плечами, коленками.
Спасибо большое, что согласились поиграть в эти игры с нами, они очень
полезны и для нас взрослых.
А сейчас я предлагаю создать одну нейроигру своими руками.
Нейроигра на развитие координации, внимания «Веселый ладошки»
Материал: лист бумаги А4, фломастеры, детали конструктора, геометрические
фигуры.
Структура: вам необходимо обвести обе руки на листе бумаги, затем
приклеить
на
правую/левую
руку
геометрические
фигуры
так,
чтоб
последовательность фигур на обеих руках не повторялась (например красный
треугольник на безымянном пальце правой руки и на большом пальце левой, а
синий квадрат на мизинце левой и среднем пальце правой и т.д.).
Как играть: предложите ребенку рассмотреть карточку, назвать фигуры.
Взрослый выкладывает перед ребенком сначала одну деталь какого-нибудь цвета,
ребенок находит цвет на карточке и кладет туда соответствующие пальчики. Затем
задача усложняется. Взрослый выкладывает деталь для правой и левой руки
одноцветные, потом разных цветов, по 2 детали для каждой руки. Таким же
образом можно играть с карточками с геометрическими фигурами. Проявите
фантазию!
В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом для вас
была работа, лучшим днем был день – «сегодня», самым большим даром-любовь, а
самым большим богатством здоровье!
Спасибо за внимание!