Напоминание

"Нейроигры. Играем в саду и дома"


Автор: Хохлова Марина Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №249"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Мастер-класс с родителями
Тема: "Нейроигры. Играем в саду и дома"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс с родителями

«Нейроигры. Играем в саду и дома»

Цель:

педагогическое

просвещение родителей в

развитии

ребенка

с

применением нейроигр.

Задачи:

- познакомить с новым направлением в педагогике и психологии –

нейрологии, рассказать о его значении в развитии ребенка;

- познакомить с понятием «нейроигры»;

- показать доступность использования нейроигр в повседневной жизни

ребенка дома;

- научить создавать нейроигры из подручных средств и применять их.

План мастер – класса:

1. Сообщение о роли нейроигр в развитии детей.

2. Поиграй с детьми (играем в нейроигры с родителями)

3. «Нейроигры своими руками» - изготовление игр.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», ФГОС

ДО

одной

из

основных

задач,

стоящих

перед

детским

садом,

является

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В

ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный

подход,

учитывать

социальный

статус,

микроклимат

семьи,

степень

заинтересованности родителей

деятельностью ДОУ,

повышением

культуры

педагогической грамотности семьи.

Поиск

новых

форм

работы

с родителями остается

всегда

актуальным.

Содержание

просветительской

работы

с родителями может

быть

самым

разнообразным – от консультаций до дистанционных форм общения с родителями.

Для решения приоритетных задач по установлению партнерских отношений с

семьей каждого воспитанника, объединению усилий для развития и воспитания

детей,

созданию

атмосферы

взаимопонимания,

активизации

и

обогащения

воспитательных умений родителей успешно применяется одна из форм работы

с родителями мастер – класс.

Ход мастер класса

Известно, игра –

одно

из

средств

воспитания

детей

дошкольного

возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, получает удовольствие

взаимодействуя друг с другом, старается победить, соревнуется. Игровые

технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок,

развивают коммуникацию. Игра – это естественное состояние и потребность

любого ребенка. В современном мире существует великое множество разных игр –

настольно-печатные,

дидактические

игры,

развивающие

игры,

словесные,

подвижные игры.

Давайте вспомним с вами как вы проводили время в детстве, во что играли:

поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком, бегал по лужам? Кто прыгал на

скакалке, в резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом. А наши

дворовые игры с соблюдением правил: это прятки,12 палочек, казаки-разбойники и

многое другое…

А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих

детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современные детки ведут

малоподвижный образ жизни, чаще сидят возле гаджетов. Да сейчас время

цифровых технологий, и от этого никуда не деться, наши маленькие дети больше

нас разбираются в технике и это здорово. Но общество идет к тому, что в светлом

будущем дети будут психически, физически, соматически ослаблены. Но наша с

Вами цель – укрепить не только физическое, но и психическое здоровье наших

ребят, уже сегодня. Впереди нас ждут увлекательные летние каникулы, а чтобы

провести их с пользой для здоровья и не только представляем вашему вниманию

одно из направлений работы нашего детского сада – «Нейроигры. Играем в саду и

дома».

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда

формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В тоже время - это

период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от

окружающих взрослых – родителей, педагогов.

Нейроигры – специальные игровые комплексы, способствующие развитию

психических процессов. Игры задействуют мозг ребенка, развивают концентрацию

внимания, память, речь, работоспособность, мышления, мелкую моторику, умение

ориентироваться в пространстве, активизирует речь.

Направлены на развитие отстающих в формировании психических и моторных

функций ребенка, напрямую влияющих на развитие познавательных навыков и

преодоление трудностей обучения. Может с успешностью применяться при работе

с детьми ОВЗ и общеобразовательных группах дошкольного учреждения.

Нейропсихологи (Семако

Н.

Я.,

Судовская

Н.

В.,

Праведникова

И.

И.) рекомендуют применять нейроигры с 3-х лет. Кому предназначены такие игры?

Ответ прост – всем. Такие игры полезны и взрослым, и детям, ведь они проходят в

игровой форме, имеют эмоциональную привлекательность, многофункциональны,

сочетаются с двигательной активностью, формируют партнерское взаимодействие

между ребенком и взрослым.

В работе логопеда нейропсихологический подход предполагает коррекцию

нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.

Систему упражнений с нейрокоррекционным воздействием я использую во

время

логопедических

занятий

на

всех

этапах,

от

момента

выполнения

подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного

звука на материале чистоговорок и стихотворений.

Если обратиться к строению головного мозга мы видим, что правое

полушарие мозга человека отвечает за творческое мышление. Эти люди более

чувствительны, а также склонны полагаться на свою интуицию в принятии

решений.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление. Ведущая его роль

означает наличия у человека более сильных аналитических способностей, а также

лингвистических наклонностей.

А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?

Для этого я предлагаю вам пройти 4 легких теста, для которых вам

понадобиться только ваша память, чтобы запомнить последовательность букв.

Для начала предлагают вам сцепить (сплетем) руки в замок, посмотреть

большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой

руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П;

Давайте представим себя, что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой

глаз вы закрыли? И соответственно, если при закрытом левом глазе запоминаем

букву Л, если при закрытом правом глазе, то букву П;

Теперь предлагаю вам сложить руки на груди, так называемой позе

«Наполеона». Какая же рука оказалась сверху? Запоминаем!

И предлагаю Вам поаплодировать друг другу. Вы молодцы. Но какая, же рука

была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.

И, что же в итоги у нас получилось? Если больше букв П, то у вас преобладает

правое полушарие, если Л, то левое.

Что

касается

детей,

чтобы

наши

дети

были

здоровыми,

вовремя

развивающимися личностями и все успевали в будующем в школе, мы призваны с

вами развивать оба полушария ребенка. Предлагаю вам поиграть сегодня вместе с

нами в нейроигры, которые вы легко сможете организовать дома, на летнем

отдыхе, специальной подготовки они не потребуют, а все, что нужно – это ваше

желание, время и ваш творческий подход.

Игры с мячом

Мозжечковая

стимуляция

-

система

упражнений,

направленная

на

совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в

процессе формирования речи и поведения ребенка.

2 человека садятся напротив друг друга, у каждого в левой руке по мячику и

по команде они передают друг другу мяч в свободную руку. Далее игра

усложняется тем, что мяч сначала передается себе в свободную руку, а затем

напарнику. Далее мяч передается по диагонали.

-Задача состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма.

-Каждое движение выполняется четко.

-Рука без мячика никуда не поднимается, это мячик к ней прибегает.

2 игра : «Веселый стол»

Развиваем

зрительно-моторную

координацию,

межполушарное

взаимодействие, внимание, согласованность движений.

На столе выкладываются в ряд различные геометрические фигуры, где каждая

фигура обозначает какое-то движение (например, круг - прикосновение кулаком,

прямоугольник - ребро ладони, квадрат – раскрытая ладонь вниз и т. д.)

Основная задача выполнить правильное движение

Игры с карандашами

- Держа карандаш вертикально, шагаем указательным и большим пальцем по

всей высоте карандаша, обеими руками, начиная снизу.

- Четыре карандаша лежат крестиком, ребенку предлагается перекладывать

карандаши, одновременно двумя руками, применяя перекрестные движения.

- Удерживать карандаш в горизонтальном положении на вытянутом пальце,

остальные пальцы сжаты в кулак.

- Перекидывать карандаш из руки в руку, руки располагаются параллельно

друг друга, горизонтально.

- Карандаш лежит на тыльной стороне ладони, подбросить его и поймать этой

же рукой. Сначала упражнение повторяется одной рукой, потом второй, затем

двумя руками одновременно.

- Карандаш стоит на столе вертикально, острым кончиком вниз, не дать

карандашу упасть, ловя его то левой, то правой рукой.

- Перекручиваем карандаш между большим и указательным пальцами, затем

между

большим

и

средним,

указательным,

мизинцем.

Сначала

ребенку

предлагается попробовать выполнить это упражнение одной ведущей рукой, потом

другой, потом обеими руками одновременно. После усвоения ребенком этого

упражнения обеими руками, предложить ребенку правой рукой крутить карандаш в

последовательности:

большой+указательный,

большой+средний,

большой+безымянный, большой+мизиннец, а левой в другом направлении:

большой+мизинец,

большой+

безымянный,

большой+средний,

большой+

указательный.

- Перекручивание карандаша начиная с указательного пальца, докрутив его до

мизинца и в обратной последовательности. Сначала упражнение выполняется

одной рукой, затем другой, затем одновременно обеими, затем разными руками в

разной последовательности пальцев.

- Для упражнения понадобится 5 карандашей. Ребенку предлагается брать по

одному карандашу одновременно 2мя руками, начиная с мизинцев, потом

безымянными, потом средними, указательными и последний карандаш ребенок

берт большими пальцами.

- Взрослый берет в руки 2 карандаша. Имитирует карандашами ходьбу на

месте, прыжки на одной ноге, на двух, скрестные шаги, прыжки, ходьбу на месте, с

продвижением вперед и т.д. Дети повторяют это в движениях.

- Ребенку предлагаются различные шаблоны для одновременного рисования

2мя руками. (раскрашивание кленового листа, зачеркивание кружочков и т.д.)

Игры с прищепками.

- Для игры понадобятся прищепки и баночки (стаканчики) 4 основных цветов.

Сначала ребенку предлагается прицепить несколько прищепок сначала на один

рукав, затем на второй. Следующее задание, ребенку нужно одновременно двумя

руками снимать прищепки – правой рукой с левого рукава, левой рукой с правого

рукава и раскладывать прищепки по цветам, в соответствии с цветом баночки.

Игры со стаканчиками и воздушными шарами.

- Для этой игры понадобится 2 пластиковых или картонных стакана и пробки

от пластиковых бутылок. Стаканы переворачиваем, снаружи на донышко кладем

пробки, подбросив их вверх, одновременно нужно развернуть стакан и поймать

пробку в него. Сначала ребенок тренируется выполнять упражнение ведущей

рукой, затем второй, потом одновременно обеими руками.

- Для игры понадобится не менее 5 стаканчиков и воздушный шарик. Стаканы

расставлены на столе. Ребенку предлагается надувать воздушный шар, опущенный

в стакан до тех пор, пока шарик не заполнит пространство стакана и его

невозможно будет переставить на другое место. Таким образом нужно собрать все

стаканы в одну стопку.

- Понадобятся стаканчики, шарики и дудочки с раскручивающимся языком.

Стаканы выставляются на столе донцем вверх, на каждое донышко кладется по

шарику. Ребенку предлагается подуть в трубочку и сбить со стаканчика шарик.

Можно устроить соревнования между 2мя игроками.

- На столе очерчивается граница, предложить ребенку сдуть стакан при

помощи

коктейльной

трубочки

за

обозначенную

границу,

если

устроить

соревнование между 2мя игроками или более, то будет вдвойне интереснее.

- Понадобится 2 игрока и надутый воздушный шар, игрокам предлагается

пронести воздушный шарик из точки А в точку Б между спинами, животами,

лбами, затылками, плечами, коленками.

Спасибо большое, что согласились поиграть в эти игры с нами, они очень

полезны и для нас взрослых.

А сейчас я предлагаю создать одну нейроигру своими руками.

Нейроигра на развитие координации, внимания «Веселый ладошки»

Материал: лист бумаги А4, фломастеры, детали конструктора, геометрические

фигуры.

Структура: вам необходимо обвести обе руки на листе бумаги, затем

приклеить

на

правую/левую

руку

геометрические

фигуры

так,

чтоб

последовательность фигур на обеих руках не повторялась (например красный

треугольник на безымянном пальце правой руки и на большом пальце левой, а

синий квадрат на мизинце левой и среднем пальце правой и т.д.).

Как играть: предложите ребенку рассмотреть карточку, назвать фигуры.

Взрослый выкладывает перед ребенком сначала одну деталь какого-нибудь цвета,

ребенок находит цвет на карточке и кладет туда соответствующие пальчики. Затем

задача усложняется. Взрослый выкладывает деталь для правой и левой руки

одноцветные, потом разных цветов, по 2 детали для каждой руки. Таким же

образом можно играть с карточками с геометрическими фигурами. Проявите

фантазию!

В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом для вас

была работа, лучшим днем был день – «сегодня», самым большим даром-любовь, а

самым большим богатством здоровье!

Спасибо за внимание!



В раздел образования