Напоминание

"Речевая готовность детей к школе"


Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ 2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский р-н, д. Пристань 2-я
Наименование материала: Консультация для педагогов и родителей
Тема: "Речевая готовность детей к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

для родителей и педагогов ДОУ

«Речевая готовность детей к школе»

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает

свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша

понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его

речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим

миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи,

вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый

социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к

усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть

правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2.

Сформированность

фонематических

процессов (умение

слышать

и

различать,

дифференцировать

звуки

родного

языка).

Наличие

у

первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-

грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении

программ общеобразовательной школы.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно

употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять

звуковые

и

смысловые

различия

между

словами;

образовывать

прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться

развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

-строить сложные предложения разных видов;

-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

-находить слова с определенным звуком;

-определять место звука в слове;

-составлять

предложения

из

трех-четырех

слов;

членить

простые

предложения на слова;

-членить слова на слоги (части);

-различать

жанры

художественной литературы:

сказку,

рассказ,

стихотворение и. т. п.

-самостоятельно,

последовательно

передавать

содержание

небольших

литературных текстов;

-драматизировать небольшие произведения;

-уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;

-иметь представления о сезонных явлениях природы;

-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому

среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по

родному

языку

и

чтению) отмечается

большой

процент детей с

фонетическими

дефектами.

Это

одна

из

причин

возникновения

дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только

дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся

хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на

усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не

допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками

звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при

обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы

этих детей полны

разнообразных

специфических,

орфографических

и

синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда

сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не

замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на

усвоение ребёнком школьной программы.

Ни

для

кого

не

секрет,

что

совместная

деятельность родителей и

специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной

работе.

Основная задача родителей в данный период времени- проявлять активное

сотрудничество

с педагогами

и

специалистами

ДОУ,

это

поможет

предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость

в общеобразовательной школе.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к

школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития

детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому

развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна

быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее

способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или

иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти

недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из

детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему

немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают

замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться,

отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя,

отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по

русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно

не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь.

При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе

обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-

вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые

навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким

образом,

благодаря

совместной

работе учителя

логопеда

и

родителей удаётся

своевременно

и

качественно

помочь

учащимся

преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным

материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную

мотивацию

к

учебной

деятельности,

сформировать

у

учащихся

с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Желаю успехов!



В раздел образования