Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ 2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский р-н, д. Пристань 2-я
Наименование материала: Консультация для педагогов и родителей
Тема: "Речевая готовность детей к школе"
Раздел: дошкольное образование
Консультация
для родителей и педагогов ДОУ
«Речевая готовность детей к школе»
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает
свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша
понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его
речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим
миром расширяется.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи,
вниманию, памяти.
Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый
социальный статус: дошкольник становится школьником.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к
усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть
правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2.
Сформированность
фонематических
процессов (умение
слышать
и
различать,
дифференцировать
звуки
родного
языка).
Наличие
у
первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-
грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении
программ общеобразовательной школы.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно
употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять
звуковые
и
смысловые
различия
между
словами;
образовывать
прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться
развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Также к началу обучения в школе дети должны уметь:
-строить сложные предложения разных видов;
-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;
-находить слова с определенным звуком;
-определять место звука в слове;
-составлять
предложения
из
трех-четырех
слов;
членить
простые
предложения на слова;
-членить слова на слоги (части);
-различать
жанры
художественной литературы:
сказку,
рассказ,
стихотворение и. т. п.
-самостоятельно,
последовательно
передавать
содержание
небольших
литературных текстов;
-драматизировать небольшие произведения;
-уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;
-иметь представления о сезонных явлениях природы;
-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому
среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по
родному
языку
и
чтению) отмечается
большой
процент детей с
фонетическими
дефектами.
Это
одна
из
причин
возникновения
дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только
дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся
хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на
усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не
допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками
звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при
обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы
этих детей полны
разнообразных
специфических,
орфографических
и
синтаксических ошибок.
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда
сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не
замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на
усвоение ребёнком школьной программы.
Ни
для
кого
не
секрет,
что
совместная
деятельность родителей и
специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной
работе.
Основная задача родителей в данный период времени- проявлять активное
сотрудничество
с педагогами
и
специалистами
ДОУ,
это
поможет
предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость
в общеобразовательной школе.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к
школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития
детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому
развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна
быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее
способствовать накоплению словарного запаса детей.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или
иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти
недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из
детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему
немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают
замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться,
отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя,
отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по
русскому языку.
В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно
не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь.
При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе
обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-
вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые
навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Таким
образом,
благодаря
совместной
работе учителя
логопеда
и
родителей удаётся
своевременно
и
качественно
помочь
учащимся
преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным
материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную
мотивацию
к
учебной
деятельности,
сформировать
у
учащихся
с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
Желаю успехов!