Напоминание

Реализация воспитательного потенциала в начальной школе при обучении детей с ОВЗ


Автор: Киптилая Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №11" г. Калуги
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: Статья
Тема: Реализация воспитательного потенциала в начальной школе при обучении детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Реализация воспитательного потенциала в начальной школе при

обучении детей с ОВЗ

Киптилая Елена Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №11», г.Калуги

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – особая

группа детей, которая требует индивидуальный подход к обучению,

подбор специальных методов и способов подачи учебного материала, в

зависимости от заболевания и степени его проявления.

Обучение «особенных» детей требует особой подготовки к урокам с

учетом их индивидуальных особенностей.

Тем

не

менее

реализация

Программы

воспитания

является

обязательной частью основных образовательных программ. Программа

воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения

обучающихся

в

социальный

мир

и

налаживания

ответственных

взаимоотношений с окружающими их людьми.

В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень

начального общего образования) целевым приоритетом является создание

благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых

знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они

живут.

К наиболее важным из них относятся следующие:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом

(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших

членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу,

помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как

в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до

конца;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село,

свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в

классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по

возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в

морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

- проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать

спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить

знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ

жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;

стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь

прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать

нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной

национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного

положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть

в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и

проявлять

инициативу,

отстаивать

свое

мнение

и

действовать

самостоятельно, без помощи старших.

Рассмотрим более подробно, на каких уроках и с помощью каких

заданий происходит формирование основных социально-значимых знаний

у детей в начальной школе.

Эстетическое воспитание - одна из важнейших и необходимых

сторон воспитания, поскольку обращено к душе человека, его чувствам,

эмоциям.

Чувства

выступают

как

важнейшая

сфера

личностного

проявления человека. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется

и к добру.

Эстетическое начало пронизывает все стороны жизни учащихся,

играет огромную роль в процессе их обучения. В основном формирование

эстетического вкуса формируется на таких уроках, как литературное

чтение, технология, музыка, изобразительное искусство.

На

уроках

литературного

чтения

дети

знакомятся

с

художественными произведениями. Ученики делают анализ прочитанного

произведения, характеризуют поступки героев, переживают за них,

восхищаются или осуждают их. Тем самым книга – пробуждает у

обучающихся

воображение,

познавательный

интерес,

развивает

ум,

вызывает чувства сочувствия, сопереживания или критики.

Уроки музыки оказывают благоприятное влияние на поступки,

действия учащихся, на формирование мироощущения и мировоззрения

человека. Как писал

A. Герцен

«Музыка одна может перенести трепет

одной души в другую». Через музыку можно вызвать определенные

чувства у ребенка.

На уроках изобразительного искусства выполнить эту задачу

помогает

наглядность.

Правильно

подобранное

наглядное

пособие

позволяет проникнуться к красоте живописи и вызвать определенный

набор чувств.

Изображая на листе бумаги определенный рисунок и

раскрашивая его также формируется эстетический вкус обучающихся.

Таким образом, эстетическое воспитание школьников непростая, но

очень важна задача, которую ставит перед учителями ФГОС.

Ещё

одной

из

главных

задач

воспитания,

которое

ставит

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) перед

учителями

это

формирование

духовно-нравственного

развития

учащихся.

В духовно-нравственном воспитании особенно остро нуждается

нынешнее подрастающее поколение. Педагогический смысл работы по

духовно-нравственному становлению личности младшего школьника

состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков

поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность

принятия решения и нравственный выбор.

В образовательном процессе воспитание духовно-нравственной

личности происходит через выполнения заданий: на математике –

составление пословиц о родном крае, семье, используя математические

выражения; решение задач о родном крае; на русском языке - составление

текста-поздравления к праздникам; составление текста по картинам и т.д.

Большая роль отводится классным часам на данную тематику, например,

«Доброта живёт в каждом из нас», « Что такое нравственность?», «Что

такое хорошо и что такое плохо» и т.д.

Воспитание духовно-нравственной личности происходит не только в

образовательном учреждении, но и в семье. Поэтому и с родителями

проводятся ряд мероприятий, которые оказывают им помощь в воспитании

своего ребенка. К таким формам относятся: родительские собрания на тему

«Духовно-нравственное воспитание в семье», «Роль семьи в воспитании

нравственных качеств ребёнка»; круглые столы; тренинги.

Общими усилиями образовательного учреждения и семьи можно

добиться формирование полноценной духовно-нравственной личности.

Цель экологического воспитания — ответственное и бережное

отношение к окружающей среде.

Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и

навыков, необходимые для охраны окружающей природной среды.

Формирование ответственного отношения к природе рассматривает, как

результат

экологического

воспитания.

Особо

остро

экологическое

воспитание прослеживается на уроках окружающего мира. Такие темы, как

«Защита животных», «Красная Книга», «Берегите воду!», наблюдения за

природой на экскурсии, подбор примет, пословиц о временах года, загадки

и др. способны побудить учащихся к бережному отношению ко всему, что

нас окружает.

Для младших школьников и особенно для младших школьников с

ограниченными возможностями здоровья особое место на каждом уроке

отводится

здоровьесберегающему

воспитанию.

Сохранить

то,

что

имеется и не потерять, а в лучшем случае и приумножить – остро стоит

перед учителем начальных классов. К здоровьесберегающим технологиям

на уроках относятся динамические паузы (2-3 за урок) в зависимости от

особенностей

заболевания,

физкультминутки,

чередование

видов

деятельности

(тетрадь-компьютер-учебник).

Таким

образом,

цель

здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить

школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,

сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому

образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод,

что на уроках учителя не только обучают, но и воспитывают личность во

всех направлениях. Каждый отдельный урок вносит определенную

частичку в воспитание младшего школьника.



В раздел образования