Напоминание

" Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания"


Автор: Кощеева Антонина Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Вятский многопрофильный лицей
Населённый пункт: г.Вятские Поляны Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: " Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания"
Раздел: полное образование





Назад




Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания

1.Введение:

Основой духовного единства государства во все времена

был и

остается патриотизм

В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к

духовности,

тема

патриотического

воспитания

заново

приобретает

актуальность. Одной из основных задач современной государственной

политики

является

воспитание

чувств

патриотизма,

который

должен

пониматься как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей,

присущих всем сферам жизни общества государства.

Основными

целями

исторического

образования,

заложенными

в

Федеральных

государственных

образовательных

стандартах

нового

поколения,

являются:

"воспитание

патриотизма,

гражданственности,

социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей

Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям

современного общества".

.

Понятие патриотизма включает в себя:

заботу об интересах Родины;

осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства,

свободы и независимости (защита Отечества);

проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

уважительное отношение к языку своего народа;

гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего

народа, его обычаям и традициям;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее,

выраженное

в

стремлении

посвящать

свой

труд,

способности

укреплению могущества и расцвету Родины;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

2.Основная часть

Существенной стороной развития патриотического и гражданского

сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о

героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его

безграничной вере в силу и могущество Родины. Практически на каждом

уроке при изучении тем по истории нашей страны и обществознанию я

стараюсь реализовать выполнение задач по патриотическому воспитанию

обучающихся.

Я

попробую

показать

основные

направления

патриотического

воспитания при изучении истории, те формы и приемы, которые использую

в своей работе. Это:

1. опережающие задания, которые выполняют учащиеся при подготовке к

занятиям.

2. работа с историческим источником на уроке.

3. составление мини- проектов учащимися .

4. просмотр видеофильмов, кинофильмов.

5. использование презентаций на уроке.

6. решение проблемных заданий на уроке.

7. написание мини - эссе

8 написание рефератов, докладов, сообщений .

9. нетрадиционные уроки: урок-игра, урок-суд, урок- диспут, урок –

конференция и т.д.

1.

Опережающие задания. Они призваны вовлечь обучающихся в

процесс познания исторических явлений и фактов, развивать кругозор. По

объёму

это

небольшое

сообщение

о

историческом

деятеле,

важном

историческом факте. Например, сообщение о исторической личности , о

герое времени, о сражении. Цель подготовки опережающего задания,

показать значимость факта, роль личности в истории России .Студенты с

интересом выполняют задания, занимаются поиском информации. Эту форму

я применяю при изучении войн (Северная война 1700-1721 г.. русско-

турецкие войны, Отечественная война 1812года, Крымская война 1853-1856

г., Кавказская война 1817-1864 г.,

Русско-японская война 1905-1907г.,

Первая мировая война и т.д.)

2. Работа с историческим источником – важный элемент урока. Я

подбираю источники так, чтобы они носили эмоциональный характер,

позволяли продемонстрировать дух эпохи, проиллюстрировать героический

поступок. Это воспоминания современников, литературные произведения

того времени, фотографии, репродукции картин отображающих событие.

Исторические источники я беру в справочниках: « История России XIX век»

авт. Л.М. Ляшенко – .: Дрофа, 2002 г., « История России XX век» 11 класс,

Дидактические материалы. -М.: Дрофа, 2000 г. « История России ХХ век»

Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы – М.:

Дрофа, 1999г., компьютерный диск « История России в документах ООО

2

«Мир знаний», компьютерный диск Большая энциклопедия Кирилла и

Мефодия.

3.Проектная деятельность является активной формой обучения. Она

требует основательной работы по теме: определение целей и задач,

постановки проблемы и пути её решения. На уроке ученики выполняют

мини - проекты, используя текст учебника, дополнительную информацию,

исторические источники. Помощниками в работе над проектами являются

компьютерные технологии. Трудности в применении этого метода в том, что

он требует хорошей теоретической и компьютерной подготовки. Уровень

подготовки студентов разный не все могут успешно справиться с проектом,

поэтому я разбиваю студентов на группы, где сильный студент оказывает

помощь более слабым.

Ученики составляли мини- проекты по теме «Вклад жителей города в

победу в Великой Отечественной войне» работали 3 группы :

4.

Особое

эмоциональное

воздействие

оказывают

на

студентов

видеофильмы и кинофильмы. фильмов. На уроке используются фрагменты

фильмов( Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Чапаев, Валерий

Чкалов, сериал Ю. Озерова « Освобождение», «Предстояние» и т.д.) После

просмотра фрагментов фильма провожу обсуждение.

5.

Использование презентаций на уроке. Презентация ярко, образно

раскрыть события и явления. В неё входят практически все средства

наглядности:

репродукции

картин.

Портреты

героев,

схемы

битв,

исторические источники, кроссворды. Я сама составляю презентации или

перерабатываю уже готовые из Интернета, или прошу обучающихся

подготовить презентацию.

6.

Проблемные

задания

учащиеся

выполняют

на

большинстве

уроков. Это ответы на проблемные вопросы или решение проблемных задач.

Для подбора заданий я использую задачники, дидактические материалы,

составляю карточки- задания.

7.

Написание

мини-эссе

довольно

таки

трудное

задание

для

студентов. Для выполнения задания необходимы умения работы с эссе по

обществознанию и литературе. К, сожалению, с таким заданием справляются

немногие

студенты.

Трудности

в

том,

что

студенты

не

могут

аргументировано доказывать свою точку зрения, отвечают односложно.

8.

Написание реферата, доклада, сообщения одна из приемлемых

форм

для

учащихся.

Они

выполняют

такие

задания

успешно.

В

современных условиях это можно сделать, используя ресурсы Интернета,

компьютерные технологии. Недостатки этой работы я вижу в том, что ребята

берут уже готовые рефераты из Интернета, не перерабатывая материал.

3

Часто по содержанию он довольно сомнительный. Я заставляю исправлять

ошибки,

дорабатывать

реферат.

Защита

реферата

происходит

на

семинарских занятиях «Становление древнерусского государства» « Великие

русские полководцы XVIII-XIX

В.» «Династия Романовых», «Победы и

гордость России в веке XIX», «Русские первопроходцы и мореплаватели

XVII-XIX в.в.», «Революционное движение в России», «Великая

Отечественная война 1941-1945г.г.»

9. Нетрадиционные уроки – наиболее активная форма обучения. В своей

работе я провожу уроки - суды, уроки- игры, уроки –соревнования. На них

студенты знакомятся с различными точками зрения на явление, определяют

мнение, подбирают аргументы в защиту или опровержение.

.Краеведческая работа.

История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому

привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и

оправдано. Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и

конкретный,

способствует

более

глубокому

пониманию

общих

закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на

уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала.

4



В раздел образования