Автор: Шумилова Ирина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ №24
Населённый пункт: с. Путилово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия на тему "Новогодние подарки для друзей" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Раздел: среднее профессиональное
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №24»
Конспект открытого логопедического занятия
на тему «Новогодние подарки для друзей»
в подготовительной группе компенсирующей
направленности для детей с ТНР
Разработала учитель-логопед Шумилова И.А.
Цель: автоматизация произношения сонорного звука [р] в предложениях .
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закреплять правильную артикуляцию нарушенного звука [р].
-
Совершенствование
навыка
использования
в
экспрессивной
речи
существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных
суффиксов.
- Совершенствование навыка употребления словосочетаний, включающих
количественное числительное.
- Обучение детей употреблению сложноподчиненных предложений с
использованием подчинительных союзов «потому что, так как».
- Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.
-
Формирование
умения
осуществлять
слухо-произносительную
дифференциацию звуков.
Коррекционно- развивающие задачи:
- Развитие слухового восприятия, зрительного внимания, памяти, общей,
тонкой, артикуляционной моторик.
- Развитие речевого дыхания.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитание навыков активности, инициативности, самостоятельности,
навыков сотрудничества.
Оборудование:
ноутбук,
проектор,
презентация,
карточки-картинки,
картинки паровозика, улиток, гномиков.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Создание эмоционально-положительного
фона. Активизация словаря по теме «Новый год». Совершенствование
навыков звукового анализа слов)
Логопед организует приветствие с детьми и приглашает их встать
полукругом.
Логопед. Ребята, кто скажет какое сейчас время года?
Дети. Зима.
Логопед. Правильно, зима. А какие зимние месяцы вы знаете?
Дети. Декабрь, январь, февраль.
Логопед. Молодцы, все правильно. А сейчас сядет на место тот, кто назовет
месяц, который начинается на звук [ф], на звук [д].
Логопед. Продолжаем нашу беседу. Ребята, как называется первый зимний
месяц?
Дети. Декабрь.
Логопед. Скажите, а за что мы любим декабрь?
Дети. В декабре праздник – Новый год.
Логопед. А что же в этом празднике такого хорошего, что его все ждут и
взрослые и дети?
Дети. Потому что в Новый год дарят всем подарки?
Логопед. Кто дарит подарки?
Дети. Дед Мороз и Снегурочка. А ещё друзья.
Логопед. Конечно, ребята, не только Дед Мороз дарит подарки, но еще и
друзья. Ребята, сегодня мне позвонили жители королевства Звукограда. А
что же это за королевство? Кто в нем живет?
Дети. В нем живут звуки и фея Фонетика.
Логопед. А что такое звук?
Дети. Звук – это то, что мы слышим и произносим.
Логопед. Хорошо. Так вот жители Звукограда тоже приготовили подарки для
своих друзей, но вдруг налетел сильный ветер и в подарках все перепуталось.
Ребята, они просят нас помочь привести подарки в порядок, потому что сами
они не успеют справиться. Вы согласны помочь жителям Звукограда?
Дети. Да.
Логопед. Тогда приступаем. Для того что помочь, мы с вами превратимся в
волшебников. Покружились, покружились и в волшебников превратились.
Садитесь на свои места. Для начала нам с вами необходимо сделать зарядку
для язычка, чтобы его размять и правильно произносить все звуки.
2. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляторной моторики)
3.
Игра
«Лишний
предмет»
(Обучение
детей
употреблению
сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов
«потому что, так как») слайд №1
Логопед. Молодцы. Итак, первый подарок жители Звукограда приготовили
для своего друга паровозика. Это была картина, но посмотрите, что с ней
произошло? Посмотрите, сколько лишних предметов появилось на ней.
Чтобы их убрать мы должны назвать лишний предмет и объяснить, почему
мы так считаем. Послушайте, как это буду делать я: «Я считаю, что груша
лишняя, потому что она не растет на ёлке» Все поняли задачу? Тогда
приступаем.
Дети называют лишние предметы по образцу.
Логопед.
Хорошо получилось, картина стала прекрасной. Ребята, а я
предлагаю подарить подарок паровозику от нас. В какую игру любит играть
паровозик?
Дети. Считать части-слоги.
Логопед. Давайте тоже сделаем ему приятное, поиграем с ним. Вспомните,
какие лишние предметы были на картине. Слайд №2
Дети. Зебра, ромашки, помидор, роза, арбуз, журавль, груша, мухомор,
страус.
4. Игра «Расставь по вагончикам» (Совершенствование навыка слогового
анализа слов)
Логопед.
Возьмите карточки и расставьте их по вагончиком. Назовите
предмет с карточки и объясните свой выбор. Для этого используем два
маленьких слова «так как». Послушайте, как я буду это делать: «Груша
поедет во втором вагончике, так как в этом слове два слога, гру-ша». Все
поняли, приступаем. Работаем тихо, не мешаем друг другу.
Дети расставляют карточки по вагончикам и объясняют свой выбор.
Логопед. Ну что же молодцы. И подарок привели в порядок и сами подарили
паровозику игру. Переходим к следующему подарку. Этот подарок для
подружек улиток. Для них жители Звукограда приготовили стихотворения,
но послушайте и подумайте все ли в нем хорошо?
5. Игра « Нелепица» (Развитие слухового восприятия)
_ В декабре метели пели,
Прилетели свиристели.
На рябине ночевали,
Всю ее переклевали,
А за ними – журавли.
Дверь тихонько отвори –
Вон их сколько, посмотри!
Логопед. Что неправильно в стихотворении? И почему?
Дети. Журавли – перелетные птицы. На зиму они улетают.
Логопед. А как вы думаете, кто же прилетел на рябину?
Дети. Снегири!
Логопед. Правильно, снегири.
6. Игра «С какой дорожки слово?» (Совершенствование навыка звукового
анализа слов)
Логопед. Ребята, а в какую игру любят играть улитки?
Дети. Определять место звука в слове.
Логопед. Я предлагаю поиграть с улитками. Возьмите карточки, рассмотрите
их и расставьте по улиткам. Объясните свой выбор.
Дети расставляют карточки и объясняют свой выбор.
7. Физминутка.
«Времена года» (Развитие общей моторики, развитие
правильного речевого дыхания)
Логопед. Ребята, а улитки дарят нам еще одну игру.
8. Игра «Четвертый лишний» (Формирование умения осуществлять слухо-
произносительную дифференциацию звуков) Слайды №3,№4,№5
Логопед. Мы должны найти лишнюю картинку. Молодцы. С этим заданием
мы справились как настоящие волшебники.
9. Игра « Найди цифру»
Логопед. Переходим к следующему подарку. А он для братьев гномиков. Как
их зовут?
Дети. Их зовут Гном большой и Гномик маленький.
Логопед. А какая любимая игра у гномиков?
Дети. По- считайка.
Логопед. Так вот жители Звукограда нарисовали любимые цифры гномиков.
Но ветер разбросал их так, что звуки не могли их найти. Но мы же с вами
волшебники. Посмотрите, у нас тоже есть цифры. Нам осталось только
выбрать любимые цифры гномиков. Давайте, вспомним какие это цифры?
Дети. 1,2,3,4,5.
Логопед.
Мы с вами нашли любимые числа гномиков. Это подарок из
Звукограда. А я предлагаю подарить гномикам игру. Это и будет наш
подарок.
10. Игра «По- считайка» «Большой – маленький» (Совершенствование
навыка использования в экспрессивной речи существительных, образованных
с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Совершенствование
навыка
употребления
словосочетаний,
включающих
количественное
числительное)
Логопед. Правила игры такие. Возьмите по 2 карточки, рассмотрите, что на
них изображено, посчитайте и подарите гномикам. Будем делать это вот так:
«Большому гному я подарю одну грушу, а маленькому гномику я подарю три
розочки». Все понятно.
Логопед. Ну а у нас остался последний подарок. А этот подарок для вас
ребята, под нашей елочкой. Давайте посмотрим. Что это, как вы думаете?
Дети. Это диск с играми.
Логопед. Да это новые игры, которые звуки и фея Фонетика приготовили нам
с вами. На следующем занятие мы обязательно в них поиграем.
Логопед. Ребята, мы разобрали и исправили все подарки. Как вы думаете, мы
молодцы? А сейчас мы с вами превращаемся снова в ребяток. Покружились,
покружились и в ребяток превратились.
12. Итог занятия.
Логопед. Ребята, подведем итог. Кем мы с вами были? Что мы с вами сегодня
делали?
- Что было сложно выполнить?
- Что понравилось больше всего?
- А с каким звуком мы сегодня играли?
- Сейчас вы пойдете в группу. Не забываем правильно произносить звук [р].
Как и где должен быть язычок? Что происходит с горлышком?