Автор: Вольнова Татьяна Сергеевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр эстетического воспитания детей"
Населённый пункт: Удмуртская Республика, г. Ижевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Квест-игра "В мире профессий"
Раздел: дополнительное образование
Квест «В мире профессий»
Целевая аудитория: учащиеся 2 - 6 классов
Форма мероприятия: квест-игра.
Время мероприятия: 1 час
Цель: создание позитивной мотивации учащихся к осознанному выбору будущей профессии
через познавательную игру.
Задачи мероприятия:
способствовать профессиональному самоопределению участников;
создать условия для обогащения представлений обучающихся о профессиях;
способствовать выявлению познавательных, творческих способностей детей;
развивать коммуникативные и личностные компетенции через командную форму работы,
создание мотивирующей среды;
способствовать развитию навыков бережного отношения к природе.
Оборудование:
маршрутный лист, оборудование для станций, итоговая картинка, разделённая на пазлы,
дипломы (сертификаты), призы
Краткое описание игры.
Подготовительный этап.
Вступительное слово ведущих. Класс делится на команды по 5-6 человек. В каждой команде
выбирается капитан, ему выдаётся маршрутный лист. Для каждой команды маршрут начинается
с разных станций, чтобы избежать «пробок».
Основной этап.
Следуя маршрутному листу, команды проходят все станции по указанному маршруту. На каждой
станции присутствует 1 мастер игры (учащийся старших классов или педагог), который проводит
с каждой командой своё определённое задание. Задание состоит из двух частей:
1.
Теория – знакомство с профессией. (Мастер игры рассказывает о профессии не называя её)
2.
Практика – задание, логически связанное с профессией.
За работу на этапе команды получают кусочек пазла. В маршрутный лист ставится отметка
(печать) о выполнении задания.
Участники одной команды могут помогать друг другу, общаться между собой, анализировать
предложенную ситуацию.
Время на этапе – 10 мин
Команда может получить штраф (снятие балла) за пользование интернетом, подсказку
руководителя.
Заключительный этап.
По окончании игры, придя на финиш, команды собирают картинку из пазлов. Собрав картинку,
команде нужно вспомнить с какими профессиями они познакомились и написать названия
профессий на картинке.
Сценарий мероприятия
Ведущий 1 Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на игре «В мире
профессий».
Ведущий 2 Выбор профессии в жизни каждого человека – это, в известной мере, выбор
судьбы. Сегодня перед вами есть огромный выбор профессий (их более 40 тысяч), и далеко не о
всех профессиях мы знаем. А очень важно найти свою профессию, чтоб работа приносила
удовольствие.
А в качестве разминки давайте посмотрим, как хорошо вы разбираетесь в широкоизвестных
профессиях. А задание такое. Мы будем называть профессию, а ваша задача назвать синоним
этой профессии. Например: шофер – водитель.
Игра «Подбери синонимы»
1.
педагог-...(учитель, преподаватель);
2.
врач - ... (лекарь, доктор);
3.
повар - ... (кулинар);
4.
голкипер - ... (вратарь);
5.
парикмахер - ... (цирюльник);
6.
фокусник - ...(иллюзионист, факир);
7.
стюардесса-...(бортпроводница);
8.
экскурсовод - ... (гид);
9.
арбитр - ... (судья);
10.
вокалист - ... (певец);
11.
охотник - ... (зверолов, птицелов);
Всё правильно! Молодцы!
Ведущий 1 Сегодня мы хотим через игру познакомить вас с профессиями, связанными с
природой.
Наша игра будет проходить в форме квеста. Для начала давайте разделимся на команды (деление
на команды по 5-6 человек). Итак, вы разделились на команды по 5 – 6 человек и посетите 6
станций. На каждой станции вы познакомитесь с профессиями, связанными с природой, узнаете
что-то новое об этих профессиях, а также сможете попробовать свои силы в заданиях, связанных
с профессиями.
Ведущий 2 Выбирете командира вашей команды (ребята выбирают). А сейчас я приглашаю
подойти ко мне командиров от каждой команды.
(Командиры выходят).
Мы выдаём вам
маршрутные листы, по которым вы будете проходить станции. Обратите внимание, что у каждой
команды своя очерёдность прохождения маршрута. Первая станция отмечена флажком.
Ведущий 1 На каждой станции, за успешное выполнение задания, команда будет получать
кусочек пазла. Не потеряйте его, они вам пригодятся в конце игры.
Ведущий 2 Команды, внимание! Правила игры:
1.Передвигаться от станции к станции можно, только взявшись за руки всей командой.
2.Активными должны быть все.
3. Не перепутайте порядок вашего движения!
4. На выполнение всех заданий на каждой станции у вас 10 минут.
Ведущий 1 Мы всем вам желаем весело и интересно и с пользой пройти все станции. Удачи!
Методические материалы для работы на станциях
1 станция «Флорист-дизайнер»
2 станция «Малаколог»
3станция «Эколог»
4станция «Лесник»
5 станция «Орнитолог»
6 станция «Геолог»
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
КОМАНДА_____________________________________
Номер станции
Отметка о выполнении
1
2
3
4
5
6
«Флорист-дизайнер»
Описание профессии: Флорист – дизайнер - это специалист по составлению художественных
композиций из цветов и растений, букетов, оформлению и декорированию интерьера живыми и
искусственными цветами, комнатными растениями. Помимо живых цветковых растений,
флорист использует для создания композиций засушенные растения (цветки, ветки, листья, мох и
другой природный материал).
Флористы-дизайнеры занимаются оформлением залов для торжественных событий, выставочных
залов, ресторанов, создают уникальные цветочные композиции и предметы интерьера из
растительных материалов. Профессия флорист - одна из самых востребованных на рынке. Но,
кроме того, это одна из самых интересных и по-настоящему творческих профессий, которая
практически не знает пределов совершенства.
Местом работы флориста зачастую является цветочный салон, студия цветов или цветочная
мастерская.
Задание: Команде выдаётся картинка с силуэтом человека. Задача: из подручных природных
материалов сделать наряд.
«Малаколог»
Описание профессии: Малаколог – это специалист в области малакологии.
Малакология – раздел зоологии, объектом изучения которого являются моллюски. Моллюски –
это мягкотелые животные. Ярким примером моллюска является обычная улитка. К моллюскам
относятся кальмары, осьминоги, улитки, устрицы, гребешки, слизни. Большинство моллюсков
являются обитателями океанов и рек.
Готовят малакологов в институтах, где есть кафедры зоологии, ихтиологии.
Задание: перед командой на столе выложены ракушки и отдельно описание ракушек. Задача – по
описанию определить название ракушек. (Мы используем ракушки, которые есть у нас в
наличии).
Описание ракушек
Приморский гребешок - Гребешки (Pectinidae), семейство морских двустворчатых моллюсков.
Раковина округлая, ребристая, иногда с шипами. Нижняя створка выпуклая, верхняя -- плоская
или слегка вогнутая. Широко распространены почти во всех морях и океанах.
Венозная рапана - это хищный брюхоногий моллюск, широко распространён в Чёрном море.
Рапан имеет типичное для представителей данной группы морских обитателей строение. У него
имеется мягкое тело и ракушка, которая его защищает. Ракушка довольно короткая, в форме
сферы, имеет небольшой завиток. Цвет ракушки может быть очень разнообразным: от бежевого,
светло-коричневого, до темного, бордового, или практически черного. На ее тыльной
поверхности есть выступающие ребра. На спиральных ребрах имеются полоски, или темные
вкрапления. Изнутри раковина чаще всего ярко-оранжевого, практически апельсинового цвета.
Ангария дельфинус - морской брюхоногий моллюск. Размер раковины 40—80 мм. Раковина
среднего размера, высоко-дисководная, толстостенная. Завиток плоский, его последний оборот
крупный, с угловатым плечом. Наружная поверхность раковины не ровная и покрыта
многочисленными спиральными рёбрами и бугорками. Вдоль плечевого выступа идёт ряд
крупных бугорков либо рожковидных выростов. Один ряд более мелких бугорков треугольной
формы проходит несколько ниже середины последнего оборота раковины. Основание раковины
моллюска округлой формы, с крупным пупком. Устье раковины округло-квадратное, с ярким
перламутром. Внутренняя губа обрамлена лилового цвета складкой. Окраска раковины
варьируется от розоватой и зеленоватой до вишнёво-коричневой, с чёрными пятнами.
Каёмчатый стромбус - Стромбусы – это растительноядные брюхоногие моллюски. Стромбусы
чрезвычайно активные и подвижные улитки, перемещающиеся по дну скачками. Ракушка у
стромбусов роговая, удлиненной формы, заострена на конце и зазубрена с одного края.
Виноградная улитка - наземный брюхоногий моллюск. Крупнейшая улитка Европы.
Диаметр раковины взрослой особи в среднем составляет 3—5,5 см; объём её достаточен для того,
чтобы полностью вместить всё туловище. Цвет раковины варьирует от жёлто-коричневого до
коричнево-белого. Насыщенность окраски зависит от места обитания и связана с
интенсивностью освещения
и фоном окружающей среды, то есть помогает маскировке.
Раковина ребристая. Благодаря этому увеличивается площадь поверхности, что позволяет
накапливать большее количество влаги. Рёбра также придают раковине большую прочность и,
помимо этого, благодаря им раковина меньше весит.
Конус ливидус - семейство хищных брюхоногих моллюсков. Своих жертв, в роли которых
обычно выступают многощетинковые черви и моллюски (реже — ракообразные и рыбы), конусы
парализуют с помощью яда. Укус некоторых представителей рода Conus смертельно опасен для
человека. В то же время яд других видов используют в фармакологии для изготовления
сильнодействующих обезболивающих препаратов. Раковина длиной 43—166 мм. Раковина
крупная, овально-конической формы, толстостенная, вздутая, асимметричная. Поверхность
раковины гладкая. Общая окраска беловатая либо бежевая, с тонкой «вязью» и расплывчатыми
пятнами коричневого цвета — узором, напоминающим географическую карту. Вершина
раковины невысокая, с невыразительной короной. Раковина, как и у прочих рыбоядных видов,
имеет расширенное устье.
Тектус окошечный - это род морских улиток, морских брюхоногих моллюсков. Маленькая
морская ракушка трохуса с фактурной решетчато-бугорчатой поверхностью. Цвет раковины
светлый с болотно-зелеными вкраплениями. Форма раковины коническая.
Турбо морморатус - является крупным видом морских брюхоногих моллюсков. Эти крупные
улитки обитают на тропических рифах в Индийском океане. Они ведут ночной образ жизни и
питаются водорослями. Раковина вырастает до 18 см. Его цветовая гамма - зеленый, мраморный
с белым и насыщенным коричневым цветом. 6-7 завитков сплющены или вогнуты вверху. Она
несет тупые бугорки, ее большое круглое отверстие имеет золотистый, жемчужный блеск.
Сердцевидка -
Толстостенная раковина сильно выпуклая, имеет сердцевидную форму.
Достигают в длину до 10 см, имеют ребра, у некоторых видов имеются шипы. Являются
объектом промысла. Из спрессованных ракушек сердцевидок, которые накапливались на дне
моря в течение значительного времени, образовался ракушечник, который используется как
строительный материал.
Туррителла теребра - Небольшие или средних размеров моллюски, для которых характерна
удлиненная вытянутая форма раковины с большим количеством оборотов. По форме раковина у
большинства видов семейства напоминает буравчик, яркая окраска встречается редко.
Распространены повсеместно, преимущественно в тропических и субтропических морях.
«Эколог»
Описание профессии: Эколог – это новый для России вид занятости. Имеет устойчивый спрос
среди работодателей. Сегодня экологи входят в состав многих промышленных предприятий. Их
задача — контролировать технологию производства, чтобы избежать вредных выбросов в
атмосферу, водоёмы, леса и т.д.
У описываемой профессии есть преимущества и недостатки. Из плюсов можно выделить
следующие моменты:
положительное влияние на окружающую среду;
востребованность;
можно устроиться без опыта;
хорошая зарплата;
возможность трудоустройства за рубежом.
Минусы:
иногда приходится работать в экстремальных условиях;
опасность для здоровья при работе с химическими веществами.
Задание: перед командой на столе лежат разнообразные предметы. Задача – расставить предметы
по порядку (по степени их разложения в природе)
«Лесничий»
Описание профессии: Лесничий – это специалист по защите и использованию леса.
Лесничий возглавляет и обеспечивает охрану лесов от пожаров и охрану от нарушений, проводит
разъяснительные мероприятия по охране лесов среди местных жителей.
Лесничий отвечает за то, чтобы рубка деревьев не вредила лесу, чтобы вырубленные или
выгоревшие места вовремя засаживались новыми деревьями, чтобы не было завалов старых
поваленных стволов и т.д. Он организует подготовку семян и саженцев, определяет время и
место посадки.
Также лесничие ведут прокладку просек, которые делят лес на кварталы, на случай пожара
проводят окапывание лесов по краю (преграда для низового огня) и регулярно проверяют
состояние просек и вскопанных участков.
Чтобы лес оставался здоровым, лесничий отслеживает признаки болезней, появление насекомых-
вредителей. Если нужно, планирует санитарную вырубку деревьев.
Лесник – профессия для людей, которые любят природу и заботятся о ней.
Лесничий должен обладать такими качествами, как:
выносливость и трудолюбие;
принципиальность и честность;
готовность к физическим нагрузкам и работе при помощи ручного инвентаря;
умение ориентироваться на местности;
хорошая зрительная память.
Задание: Отгадать загадки на лесную тематику.
Загадки про лес и его обитателей
1.
И летом весело, И осенью сытно, И зимой тепло. (Лес)
2.
Я живу в глухой избушке,
Знаю каждую опушку,
Каждый холмик и нору,
Ведь работаю в бору.
(Лесник)
3.
Он живет на кружевах,
Он на мух наводит страх,
И хотя не осьминог,
Но имеет восемь ног.
(Паук)
4.
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
(Муравьи)
5.
Всю ночь летает —
Мышей добывает,
А станет светло —
Летит спать в дупло.
(Сова)
6.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(дерево)
7.
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Жёлудь)
8.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
9.
Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки. (Мышь)
10.
На большой цветной ковер Села эскадрилья — То раскроет, то закроет Расписные крылья.
(Бабочки)
«Орнитолог»
Описание профессии: Орнитолог – это биолог, который специализируется на изучении птиц.
Эта профессия обычно предполагает исследование диких видов и почти не имеет отношения к
сельскому хозяйству, за исключением случаев, когда фермеры занимаются разведением
неодомашненных птиц, например, страусов. Специальность сравнительно молодая и редкая.
Одновременно с этим – чрезвычайно важная. На планете обитает почти 10 тысяч видов птиц,
многие из них до сих пор не изучены, некоторые – почти вымерли. Именно старания
орнитологов позволяют глубже погружаться в мир пернатых и спасать от полного исчезновения
редчайшие популяции.
Ключевые преимущества профессии орнитолог:
Максимальная близость с природой в ходе экспедиций;
Респектабельная, статусная специальность;
Реальный шанс стать спасителем десятков видов исчезающих птиц;
Недостатки профессии орнитолог:
Сравнительно невысокие заработные платы;
Сложная, преимущественно «кабинетная» работа;
Часто тяжелые походные условия в ходе экспедиций;
Задание: Включить запись с голосами птиц. Отгадать птиц по пению.
«Геолог»
Описание профессии: Геологи занимаются изучением недр нашей планеты, чтобы обнаружить в
них наличие различных полезных ископаемых.
Геолог — профессия трудная. Она требует не только знаний, но и крепкого здоровья, хорошей
физической подготовки. Ведь геологи живут в палатках, носят с собой инструменты, тяжелые
рюкзаки с провизией и вещами. Пешком они проходят сотни километров там, где не проедет
никакой транспорт — в тайге, горах, тундре. Геологи нередко спускаются в глубокие пещеры,
специальными молотками отбивают от стен куски породы и внимательно изучают ее. Геолог
должен уметь работать с картой и пользоваться компасом. Геологи отправляются на изыскания
не поодиночке, а небольшими партиями. В экспедициях они помогают друг другу.
Плюсы профессии «геолог»:
Довольно нестандартная работа, которая приносит удовольствие от процесса.
Путешествия по всему миру.
Довольно высокая заработная плата.
Возможность самореализации и развития своего потенциала.
Минусы представленной профессии:
К сожалению, данная профессия требует от её обладателя полной отдачи, поэтому временные
рамки здесь не ограничены.
Иногда геологам приходится трудиться сутки напролет, совсем не оставляя времени на отдых.
Условия работы не всегда комфортны.
Часто геологу приходится заполнять множество отчетов, а это очень скучно и долго.
Задание: перед командой на столе выложены минералы и отдельно их описание. Задача – по
описанию найти нужный минерал. (Мы используем минералы, которые есть у нас в наличии)
Станция «Финишная»
После прохождения всех станций, команда приходит на финиш и собирает картинку из пазлов.
Собрав картинку, команде нужно вспомнить с какими профессиями они познакомились и
написать названия профессий на картинке.
Финал.
Всем выдаются памятные сувениры (желательно из природных материалов).