Автор: Устинова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 7" имени Николая Викторовича Кордюкова
Населённый пункт: г.Кимовск Тульской области
Наименование материала: статья
Тема: Новые грани наставничества в современной образовательной среде
Раздел: начальное образование
Активные методы обучения в начальной школе
Пробуждение познавательной активности: активные методы обучения
в учебном процессе
Одним из насущных вопросов, стоящих перед современным образованием,
является выработка у учеников устойчивого интереса к учебе, тяги к знаниям
и потребности в их самостоятельном приобретении. Иными словами, задача
состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность в
процессе обучения.
Помимо формирования определенных навыков и знаний, цели школьного
образования включают раскрытие и развитие потенциала каждого ребенка,
создание благоприятной среды для реализации его природных способностей.
Оптимальной средой для достижения этих целей является естественная
игровая атмосфера, свободная от принуждения, где у каждого ученика есть
возможность найти свое место, проявить инициативу, самостоятельность и
раскрыть свои способности и образовательные потребности.
Для создания такой среды на уроках я использую активные методы обучения,
которые позволяют повысить вовлеченность учащихся и сделать процесс
обучения более увлекательным. Ниже приведены примеры некоторых из них:
Методы организации начала урока:
* "Подари подарок другу": Ученики обмениваются небольшими подарками
(например,
маленькими
игрушками,
сладостями
или
записками
с
пожеланиями)
с
одноклассниками,
что
создает
позитивную
и
поддерживающую атмосферу.
Методы актуализации опорных знаний:
* "Магазин" (на уроке русского языка): Учитель создает импровизированный
магазин,
где
ученики
"покупают"
товары,
отвечая
на
вопросы
по
пройденному материалу. За каждый правильный ответ ученики получают
"деньги", которые позже могут обменять на призы.
Методы выявления ожиданий и опасений:
* "Солнышко и туча": Учитель рисует на доске солнце и тучу. Ученики
прикрепляют стикеры с записками, выражающими их позитивные ожидания
(солнце) и опасения (туча) относительно предстоящего урока. Это позволяет
преподавателю адаптировать урок в соответствии с потребностями учащихся.
Методы развития мелкой моторики кистей и пальцев рук:
* "Кулак - ребро - ладонь": Ученики выполняют специальные упражнения
для развития мелкой моторики, что улучшает координацию и концентрацию
внимания.
Методы эмоциональной разрядки и физической разминки:
* "Тряпичная кукла и солдат": Ученики делятся на две команды: "тряпичные
куклы" и "солдаты". "Тряпичные куклы" расслабляются и принимают позы,
копируя движения преподавателя, а "солдаты" жестко фиксируют эти позы.
Затем команды меняются ролями, что способствует эмоциональной разгрузке
и повышению активности.
Методы закрепления изученного материала:
* "Парный выход" (на уроке русского языка): Учитель делит класс на пары.
Один ученик в паре задает другому вопрос по пройденному материалу, а тот
отвечает. Затем они меняются ролями.
Использование активных методов обучения на уроках приносит пользу не
только ученикам, но и учителям. Ниже приведены положительные и
отрицательные стороны таких методов:
Преимущества активных методов обучения:
* Помогают развивать мотивацию к обучению и сосредоточить внимание на
сильных сторонах учащихся.
* Учат учащихся самостоятельно добывать знания и развивают интерес к
предмету.
* Создают динамичную и увлекательную образовательную среду.
* Развивают навыки критического мышления, решения проблем и общения.
* Способствуют формированию у учащихся чувства ответственности и
автономности.
* Делают процесс обучения более интерактивным и приятным как для
учеников, так и для учителей.
Недостатки активных методов обучения:
* Могут требовать дополнительной подготовки и организации со стороны
учителя.
* Могут быть неподходящими для некоторых тем или групп учащихся.
* Могут отнимать больше времени, чем традиционные методы, что может
привести к сокращению содержания учебной программы.
* Могут быть сложными для оценки эффективности.
* Могут быть менее подходящими для классов с большим количеством
учащихся.
В заключение можно сказать, что активные методы обучения играют важную
роль в активизации познавательной деятельности и повышении мотивации
учащихся.
Используя
различные
методы,
учителя
могут
создать
благоприятную среду, в которой ученики с удовольствием учатся, развивают
свои способности и достигают своих образовательных целей.