Напоминание

Активные методы обучения


Автор: Устинова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 7" имени Николая Викторовича Кордюкова
Населённый пункт: г.Кимовск Тульской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Активные методы обучения
Раздел: начальное образование





Назад




Активные методы обучения в начальной школе

Пробуждение познавательной активности: активные методы обучения

в учебном процессе

Одним из насущных вопросов, стоящих перед современным образованием,

является выработка у учеников устойчивого интереса к учебе, тяги к знаниям

и потребности в их самостоятельном приобретении. Иными словами, задача

состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность в

процессе обучения.

Помимо формирования определенных навыков и знаний, цели школьного

образования включают раскрытие и развитие потенциала каждого ребенка,

создание благоприятной среды для реализации его природных способностей.

Оптимальной средой для достижения этих целей является естественная

игровая атмосфера, свободная от принуждения, где у каждого ученика есть

возможность найти свое место, проявить инициативу, самостоятельность и

раскрыть свои способности и образовательные потребности.

Для создания такой среды на уроках я использую активные методы обучения,

которые позволяют повысить вовлеченность учащихся и сделать процесс

обучения более увлекательным. Ниже приведены примеры некоторых из них:

Методы организации начала урока:

* "Подари подарок другу": Ученики обмениваются небольшими подарками

(например,

маленькими

игрушками,

сладостями

или

записками

с

пожеланиями)

с

одноклассниками,

что

создает

позитивную

и

поддерживающую атмосферу.

Методы актуализации опорных знаний:

* "Магазин" (на уроке русского языка): Учитель создает импровизированный

магазин,

где

ученики

"покупают"

товары,

отвечая

на

вопросы

по

пройденному материалу. За каждый правильный ответ ученики получают

"деньги", которые позже могут обменять на призы.

Методы выявления ожиданий и опасений:

* "Солнышко и туча": Учитель рисует на доске солнце и тучу. Ученики

прикрепляют стикеры с записками, выражающими их позитивные ожидания

(солнце) и опасения (туча) относительно предстоящего урока. Это позволяет

преподавателю адаптировать урок в соответствии с потребностями учащихся.

Методы развития мелкой моторики кистей и пальцев рук:

* "Кулак - ребро - ладонь": Ученики выполняют специальные упражнения

для развития мелкой моторики, что улучшает координацию и концентрацию

внимания.

Методы эмоциональной разрядки и физической разминки:

* "Тряпичная кукла и солдат": Ученики делятся на две команды: "тряпичные

куклы" и "солдаты". "Тряпичные куклы" расслабляются и принимают позы,

копируя движения преподавателя, а "солдаты" жестко фиксируют эти позы.

Затем команды меняются ролями, что способствует эмоциональной разгрузке

и повышению активности.

Методы закрепления изученного материала:

* "Парный выход" (на уроке русского языка): Учитель делит класс на пары.

Один ученик в паре задает другому вопрос по пройденному материалу, а тот

отвечает. Затем они меняются ролями.

Использование активных методов обучения на уроках приносит пользу не

только ученикам, но и учителям. Ниже приведены положительные и

отрицательные стороны таких методов:

Преимущества активных методов обучения:

* Помогают развивать мотивацию к обучению и сосредоточить внимание на

сильных сторонах учащихся.

* Учат учащихся самостоятельно добывать знания и развивают интерес к

предмету.

* Создают динамичную и увлекательную образовательную среду.

* Развивают навыки критического мышления, решения проблем и общения.

* Способствуют формированию у учащихся чувства ответственности и

автономности.

* Делают процесс обучения более интерактивным и приятным как для

учеников, так и для учителей.

Недостатки активных методов обучения:

* Могут требовать дополнительной подготовки и организации со стороны

учителя.

* Могут быть неподходящими для некоторых тем или групп учащихся.

* Могут отнимать больше времени, чем традиционные методы, что может

привести к сокращению содержания учебной программы.

* Могут быть сложными для оценки эффективности.

* Могут быть менее подходящими для классов с большим количеством

учащихся.

В заключение можно сказать, что активные методы обучения играют важную

роль в активизации познавательной деятельности и повышении мотивации

учащихся.

Используя

различные

методы,

учителя

могут

создать

благоприятную среду, в которой ученики с удовольствием учатся, развивают

свои способности и достигают своих образовательных целей.



В раздел образования