Напоминание

Игровая зависимость у подростков


Автор: Татьяна Александровна Федосеева
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Челябинский Автотранспортный техникум
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Игровая зависимость у подростков
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Федосеева Т.А.

Г. Челябинск

Игровая зависимость у подростков

Аннотация.

В статье рассматривается одна из самых актуальных

проблем в современном мире. Игры – это неотъемлемая часть жизни многих

подростков. Они стали незаменимым инструментом развлечения, общения и

отдыха, однако, вместе с популяризацией компьютерных и мобильных игр,

появилась и проблема – игровая зависимость. Эта проблема тревожит как

подростков, так и их родителей и общество в целом.

Доказано, что у подростков с компьютерной игровой зависимостью

повышенный уровень агрессивности, тревожности и сниженный фон

настроения, по сравнению с их здоровыми сверстниками. Выявлена

взаимосвязь между компьютерной игровой зависимостью и спецификой

проявления эмоциональных реакций в подростковом возрасте

.

Ключевые слова: Игра, игровая зависимость, агрессивность, подросток,

эмоциональная реакция.

Игровая зависимость – это состояние, при котором человек теряет

контроль над своей игровой активностью и начинает тратить на нее

значительное количество времени. Возникает навязчивая потребность в игре,

от которой человек не может отказаться. Он становится агрессивным и

раздражительным, если его ограничить в игровом времени.

Игровая зависимость является серьезной проблемой, которая может

серьезно повлиять на жизнь подростков и их развитие. Этот вид зависимости

можно

назвать

эмоциональной

"наркоманией",

так

как

он

вызван

техническими средствами и характеризуется желанием уйти от реальности

путем

изменения

своего

эмоционального

и

психического

состояния.

Ответственность за борьбу с этой проблемой лежит на родителях, обществе и

самом подростке.

Подростки, находящиеся в состоянии игровой зависимости, часто

пренебрегают своими учебными обязанностями, социальными связями и

физической активностью. Они проводят часы за компьютером или перед

игровыми консолями, упуская возможности для развития себя в других

сферах жизни. В результате, их успехи в обучении ухудшаются, а социальная

адаптация становится проблематичной.

Одной

из

основных

причин

развития

игровой

зависимости

у

подростков является импульсивное поведение. Подростки могут искать

виртуальную реальность как средство ухода от проблем и стресса в реальной

жизни. Игры становятся для них способом избегания неприятных эмоций и

ответственности.

Другой фактор, способствующий игровой зависимости, – общественное

одобрение игр. В массовой культуре игры часто преподносятся как источник

удовольствия

и

успешной

карьеры.

Подростки

могут

стремиться

к

подражанию героям игр, чувствуя себя в них мощными и влиятельными. Они

могут потерять контакт с реальностью и начать жить в виртуальном мире.

Стремление контролировать игровую зависимость – забота, как для

самих подростков, так и для их родителей. Важно обратить внимание на

первые сигналы проблемы, такие как ухудшение учебных результатов,

изоляция от общества, изменение настроения и поведения. Необходимо

создавать условия для разнообразных занятий за компьютером или вне его,

чтобы помочь подростку вернуть баланс в жизни.

Большую роль в профилактике и лечении игровой зависимости играют

родители. Они должны устанавливать правила и ограничения для игрового

времени,

обеспечивать

разнообразие

активностей

и

эмоциональную

поддержку детям. Важно также поддерживать открытую коммуникацию,

чтобы можно было обсудить проблемы, связанные с зависимостью.

Игры могут быть интересным и полезным развлечением, но только при

умеренном и контролируемом использовании.

Игровая

зависимость

серьезная

проблема,

которая

может

существенно повлиять на жизнь подростков. Ответственность лежит на

родителях, обществе и на самом подростке, чтобы обратить внимание на эту

проблему и принять меры к преодолению игровой зависимости.

Понятие "компьютерная зависимость" возникло в 1990-х годах и

ученые относят этот вид зависимости к эмоциональной «наркомании»,

вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является

одной из разновидностей аддиктивного поведения и характеризуется

желанием

уйти

от

повседневности

путем

изменения

собственного

эмоционального и психического настроения. В такие моменты человек не

только откладывает насущные заботы на задний план, но и замедляется или

полностью прекращается его индивидуальное и личностное развитие [1, с.

33].

Приведем классификацию игровой зависимости:

1. Гэмблинг, или лудомания – это страсть к азартным играм,

постоянное вовлечение и желание вернуться к игровому процессу.

2. Игромания – вид зависимости, более характерный для подростков,

что связано с восприятием виртуальности более реальной, чем настоящей

жизни [5, с. 41].

Среди видов интернет-зависимости выделяются следующие:

1. Патологическая идентификация – это попытка достичь идеального

образа «я» в создаваемом образе. Самой распространенной формой такой

идентификации является представление себя противоположным полом.

2. Хакерство – это создание системы защиты информации, работа с

программным обеспечением, распространение бесплатных программных

продуктов. В подростковой среде хакерство не так распространено из-за

требования высокой профессиональной подготовки, но тем не менее, многих

подростков такой вид деятельности привлекает, что приводит к интернет-

зависимости. Стоит отметить, что характерной для подростков является

практика создания вирусов, которая не требует серьезной подготовки

программиста.

3. Геймерство – самая распространенная форма интернет-зависимости.

Интернет предлагает множество компьютерных игр, которые доступны

пользователям. Привлекательность игр связана с их увлекательностью,

динамичностью и отсутствием необходимости в особых навыках работы с

компьютером [5, с. 43].

Интернет-зависимость проходит несколько стадий:

1. Стадия легкой увлеченности. После нескольких раз игры подростку

начинают нравиться компьютерная графика, звук, имитация реальной жизни

или фантастических сюжетов. Подросток получает удовольствие от игры в

компьютерные игры или проведения времени в интернете, что приносит ему

положительные эмоции. Однако игры пока имеют ситуативный, а не

систематический характер, и устойчивая потребность в игре еще не

сформирована.

2.

Стадия

увлеченности.

На

этой

стадии

подросток

начинает

испытывать систематическую потребность в игре или проведении времени в

интернете для ухода от реальности. Если по каким-то причинам он не может

удовлетворить эту потребность, он предпринимает активные действия для ее

удовлетворения.

3. Стадия зависимости. На этой стадии происходят серьезные

изменения в сфере личности, самооценки и самосознания. Зависимость

проявляется в двух формах: социализированной и индивидуализированной. В

случае социализированной формы зависимости, подросток устанавливает

социальные контакты с игровыми фанатами. Индивидуализированная форма

зависимости – это крайняя форма, при которой нарушаются нормальные

человеческие особенности мировоззрения, и разрушается взаимодействие с

окружающим миром. Подростки, страдающие от индивидуализированной

зависимости, часто и долго играют в одиночку, а потребность в игре

находится

у

них

на

одном

уровне

с

базовыми

физиологическими

потребностями.

4. Стадия привязанности. На этой стадии происходит угасание игровой

активности и сдвиг психологического содержания личности в сторону

нормы. Подросток может снизить свою психологическую привязанность к

компьютерным играм или интернету, но полностью отказаться от нее не

может. Привязанность может сопровождать его на протяжении всей жизни, в

зависимости от скорости угасания этой зависимости. Если формирование

компьютерной зависимости остановится на первой или второй стадии, то

преодолеть зависимость будет легче и быстрее. Однако, если подросток

прошел все три стадии, то преодоление зависимости становится значительно

тяжелее [2, с. 132].

Игровая зависимость проходит несколько стадий, начиная от легкой

увлеченности и заканчивая привязанностью. Каждая стадия имеет свои

особенности, но преодоление зависимости на последних стадиях требует

больших усилий и поддержки.

Подростки более подвержены зависимости по сравнению с детьми

дошкольного и младшего школьного возраста из-за своей самостоятельности

в распределении времени и общении, поэтому важно, чтобы родители,

общество и подросток сам осознавали эту проблему и принимали меры к

преодолению игровой зависимости.

Для выявления компьютерной зависимости среди подростков в ГБПОУ

«ЧАТТ» города Челябинска было проведено исследование среди студентов 1

курса в количестве 31 человека. Тестирование обнаружило, что 64 %

опрошенных много времени посвящают компьютеру, а у 16 % тестируемых

ярко выражены симптомы компьютерной зависимости (рисунок 1).

Ярко выра-

женные симп-

томы

64%

Чрезмерное

увлечение

20%

Норма

16%

Компьютерная зависимость

Рисунок 1 -

Результаты выявления компьютерной зависимости по

методике «Способ скрининговой

диагностики компьютерной зависимости»

(Л. Н. Юрьева,Т. Ю. Больбот).

Подростки

стремятся

использовать

максимальные

возможности

компьютерной техники, так как их интерес к социальным контактам и

расширению информационного пространства соответствует их возрастным

особенностям. Однако, чрезмерное время, проведенное за компьютером,

может привести к нарушению общения с близкими и сверстниками, что

отрицательно

сказывается

на

психическом

и

физическом

состоянии

подростка. Особенно сильное влияние игровой зависимости на социальные

навыки подростка: дружелюбие, открытость, потребность в общении и

сочувствии. При наличии игровой компьютерной зависимости наблюдается

сильная деградация социальных связей личности, что можно назвать

социальной

дезадаптацией.

Это

явление

чаще

всего

проявляется

у

подростков, проводящих много времени за компьютерными играми и в сети

Интернет.

Деградация социальных связей в данном контексте происходит из-за

замещения реальных взаимодействий виртуальными, созданными с помощью

компьютеров. В результате социальной дезадаптации и погружения в

виртуальный мир могут проявиться повышенная агрессивность и различные

формы асоциального поведения. Подростки, страдающие зависимостью от

компьютерных

игр,

обычно

уделяют

меньше

внимания

учебе

и

осуществлению социальных обязанностей. Небрежный внешний вид и явная

отчужденность "геймеров" делают их непривлекательными для окружающих,

что в свою очередь углубляет конфликт между ними и обществом. В

результате длительного времени, проведенного за компьютером в ущерб

общению с близкими и сверстниками, психика ребенка деформируется, и его

физическое состояние ухудшается

[3, c.140].

Таким образом, игровая компьютерная зависимость представляет собой

серьезную проблему, которая может привести к негативным последствиям

для подростков. Для того чтобы предотвратить эти последствия, родители

должны

активно

контролировать

время,

проведенное

ребенком

за

компьютером, и регулировать его доступ к интернету. Организация

семейного досуга и уделение большего внимания учебе также могут помочь

предотвратить развитие игровой зависимости. Грамотное планирование

свободного времени, и личный пример взрослых имеют решающее значение

в борьбе с этой проблемой.

Библиографический список

1.Ахрямкина Т. А. Зависимое поведение: теория и практика. — Самара: СФ

МГПУ, 2019. — 96 с.

2.

Наговицына

Э.Г.

Интернет-зависимость

и

агрессивное

поведение

подростков//Развитие

идей

В.М.Бехтерева

в

современной

медицине,

психологии и педагогике. – 2018. – 147-150.

3. Снежневская Р. Д. Мир подростка. — М.: Педагогика, 2020. — 345 с.

4.Трафимчик Ж. И. Игровая компьютерная зависимость: особенности

влияния на личность // Психология. — 2019. — № 4. — С.36–40.

5.Байрамова М.У. Виды Интернет-зависимости личности в виртуальном

пространстве//Современные научные исследования и разработки. – 2018. –

93-96



В раздел образования