Автор: Татьяна Александровна Федосеева
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Челябинский Автотранспортный техникум
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Игровая зависимость у подростков
Раздел: среднее профессиональное
Федосеева Т.А.
Г. Челябинск
Игровая зависимость у подростков
Аннотация.
В статье рассматривается одна из самых актуальных
проблем в современном мире. Игры – это неотъемлемая часть жизни многих
подростков. Они стали незаменимым инструментом развлечения, общения и
отдыха, однако, вместе с популяризацией компьютерных и мобильных игр,
появилась и проблема – игровая зависимость. Эта проблема тревожит как
подростков, так и их родителей и общество в целом.
Доказано, что у подростков с компьютерной игровой зависимостью
повышенный уровень агрессивности, тревожности и сниженный фон
настроения, по сравнению с их здоровыми сверстниками. Выявлена
взаимосвязь между компьютерной игровой зависимостью и спецификой
проявления эмоциональных реакций в подростковом возрасте
.
Ключевые слова: Игра, игровая зависимость, агрессивность, подросток,
эмоциональная реакция.
Игровая зависимость – это состояние, при котором человек теряет
контроль над своей игровой активностью и начинает тратить на нее
значительное количество времени. Возникает навязчивая потребность в игре,
от которой человек не может отказаться. Он становится агрессивным и
раздражительным, если его ограничить в игровом времени.
Игровая зависимость является серьезной проблемой, которая может
серьезно повлиять на жизнь подростков и их развитие. Этот вид зависимости
можно
назвать
эмоциональной
"наркоманией",
так
как
он
вызван
техническими средствами и характеризуется желанием уйти от реальности
путем
изменения
своего
эмоционального
и
психического
состояния.
Ответственность за борьбу с этой проблемой лежит на родителях, обществе и
самом подростке.
Подростки, находящиеся в состоянии игровой зависимости, часто
пренебрегают своими учебными обязанностями, социальными связями и
физической активностью. Они проводят часы за компьютером или перед
игровыми консолями, упуская возможности для развития себя в других
сферах жизни. В результате, их успехи в обучении ухудшаются, а социальная
адаптация становится проблематичной.
Одной
из
основных
причин
развития
игровой
зависимости
у
подростков является импульсивное поведение. Подростки могут искать
виртуальную реальность как средство ухода от проблем и стресса в реальной
жизни. Игры становятся для них способом избегания неприятных эмоций и
ответственности.
Другой фактор, способствующий игровой зависимости, – общественное
одобрение игр. В массовой культуре игры часто преподносятся как источник
удовольствия
и
успешной
карьеры.
Подростки
могут
стремиться
к
подражанию героям игр, чувствуя себя в них мощными и влиятельными. Они
могут потерять контакт с реальностью и начать жить в виртуальном мире.
Стремление контролировать игровую зависимость – забота, как для
самих подростков, так и для их родителей. Важно обратить внимание на
первые сигналы проблемы, такие как ухудшение учебных результатов,
изоляция от общества, изменение настроения и поведения. Необходимо
создавать условия для разнообразных занятий за компьютером или вне его,
чтобы помочь подростку вернуть баланс в жизни.
Большую роль в профилактике и лечении игровой зависимости играют
родители. Они должны устанавливать правила и ограничения для игрового
времени,
обеспечивать
разнообразие
активностей
и
эмоциональную
поддержку детям. Важно также поддерживать открытую коммуникацию,
чтобы можно было обсудить проблемы, связанные с зависимостью.
Игры могут быть интересным и полезным развлечением, но только при
умеренном и контролируемом использовании.
Игровая
зависимость
–
серьезная
проблема,
которая
может
существенно повлиять на жизнь подростков. Ответственность лежит на
родителях, обществе и на самом подростке, чтобы обратить внимание на эту
проблему и принять меры к преодолению игровой зависимости.
Понятие "компьютерная зависимость" возникло в 1990-х годах и
ученые относят этот вид зависимости к эмоциональной «наркомании»,
вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является
одной из разновидностей аддиктивного поведения и характеризуется
желанием
уйти
от
повседневности
путем
изменения
собственного
эмоционального и психического настроения. В такие моменты человек не
только откладывает насущные заботы на задний план, но и замедляется или
полностью прекращается его индивидуальное и личностное развитие [1, с.
33].
Приведем классификацию игровой зависимости:
1. Гэмблинг, или лудомания – это страсть к азартным играм,
постоянное вовлечение и желание вернуться к игровому процессу.
2. Игромания – вид зависимости, более характерный для подростков,
что связано с восприятием виртуальности более реальной, чем настоящей
жизни [5, с. 41].
Среди видов интернет-зависимости выделяются следующие:
1. Патологическая идентификация – это попытка достичь идеального
образа «я» в создаваемом образе. Самой распространенной формой такой
идентификации является представление себя противоположным полом.
2. Хакерство – это создание системы защиты информации, работа с
программным обеспечением, распространение бесплатных программных
продуктов. В подростковой среде хакерство не так распространено из-за
требования высокой профессиональной подготовки, но тем не менее, многих
подростков такой вид деятельности привлекает, что приводит к интернет-
зависимости. Стоит отметить, что характерной для подростков является
практика создания вирусов, которая не требует серьезной подготовки
программиста.
3. Геймерство – самая распространенная форма интернет-зависимости.
Интернет предлагает множество компьютерных игр, которые доступны
пользователям. Привлекательность игр связана с их увлекательностью,
динамичностью и отсутствием необходимости в особых навыках работы с
компьютером [5, с. 43].
Интернет-зависимость проходит несколько стадий:
1. Стадия легкой увлеченности. После нескольких раз игры подростку
начинают нравиться компьютерная графика, звук, имитация реальной жизни
или фантастических сюжетов. Подросток получает удовольствие от игры в
компьютерные игры или проведения времени в интернете, что приносит ему
положительные эмоции. Однако игры пока имеют ситуативный, а не
систематический характер, и устойчивая потребность в игре еще не
сформирована.
2.
Стадия
увлеченности.
На
этой
стадии
подросток
начинает
испытывать систематическую потребность в игре или проведении времени в
интернете для ухода от реальности. Если по каким-то причинам он не может
удовлетворить эту потребность, он предпринимает активные действия для ее
удовлетворения.
3. Стадия зависимости. На этой стадии происходят серьезные
изменения в сфере личности, самооценки и самосознания. Зависимость
проявляется в двух формах: социализированной и индивидуализированной. В
случае социализированной формы зависимости, подросток устанавливает
социальные контакты с игровыми фанатами. Индивидуализированная форма
зависимости – это крайняя форма, при которой нарушаются нормальные
человеческие особенности мировоззрения, и разрушается взаимодействие с
окружающим миром. Подростки, страдающие от индивидуализированной
зависимости, часто и долго играют в одиночку, а потребность в игре
находится
у
них
на
одном
уровне
с
базовыми
физиологическими
потребностями.
4. Стадия привязанности. На этой стадии происходит угасание игровой
активности и сдвиг психологического содержания личности в сторону
нормы. Подросток может снизить свою психологическую привязанность к
компьютерным играм или интернету, но полностью отказаться от нее не
может. Привязанность может сопровождать его на протяжении всей жизни, в
зависимости от скорости угасания этой зависимости. Если формирование
компьютерной зависимости остановится на первой или второй стадии, то
преодолеть зависимость будет легче и быстрее. Однако, если подросток
прошел все три стадии, то преодоление зависимости становится значительно
тяжелее [2, с. 132].
Игровая зависимость проходит несколько стадий, начиная от легкой
увлеченности и заканчивая привязанностью. Каждая стадия имеет свои
особенности, но преодоление зависимости на последних стадиях требует
больших усилий и поддержки.
Подростки более подвержены зависимости по сравнению с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста из-за своей самостоятельности
в распределении времени и общении, поэтому важно, чтобы родители,
общество и подросток сам осознавали эту проблему и принимали меры к
преодолению игровой зависимости.
Для выявления компьютерной зависимости среди подростков в ГБПОУ
«ЧАТТ» города Челябинска было проведено исследование среди студентов 1
курса в количестве 31 человека. Тестирование обнаружило, что 64 %
опрошенных много времени посвящают компьютеру, а у 16 % тестируемых
ярко выражены симптомы компьютерной зависимости (рисунок 1).
Ярко выра-
женные симп-
томы
64%
Чрезмерное
увлечение
20%
Норма
16%
Компьютерная зависимость
Рисунок 1 -
Результаты выявления компьютерной зависимости по
методике «Способ скрининговой
диагностики компьютерной зависимости»
(Л. Н. Юрьева,Т. Ю. Больбот).
Подростки
стремятся
использовать
максимальные
возможности
компьютерной техники, так как их интерес к социальным контактам и
расширению информационного пространства соответствует их возрастным
особенностям. Однако, чрезмерное время, проведенное за компьютером,
может привести к нарушению общения с близкими и сверстниками, что
отрицательно
сказывается
на
психическом
и
физическом
состоянии
подростка. Особенно сильное влияние игровой зависимости на социальные
навыки подростка: дружелюбие, открытость, потребность в общении и
сочувствии. При наличии игровой компьютерной зависимости наблюдается
сильная деградация социальных связей личности, что можно назвать
социальной
дезадаптацией.
Это
явление
чаще
всего
проявляется
у
подростков, проводящих много времени за компьютерными играми и в сети
Интернет.
Деградация социальных связей в данном контексте происходит из-за
замещения реальных взаимодействий виртуальными, созданными с помощью
компьютеров. В результате социальной дезадаптации и погружения в
виртуальный мир могут проявиться повышенная агрессивность и различные
формы асоциального поведения. Подростки, страдающие зависимостью от
компьютерных
игр,
обычно
уделяют
меньше
внимания
учебе
и
осуществлению социальных обязанностей. Небрежный внешний вид и явная
отчужденность "геймеров" делают их непривлекательными для окружающих,
что в свою очередь углубляет конфликт между ними и обществом. В
результате длительного времени, проведенного за компьютером в ущерб
общению с близкими и сверстниками, психика ребенка деформируется, и его
физическое состояние ухудшается
[3, c.140].
Таким образом, игровая компьютерная зависимость представляет собой
серьезную проблему, которая может привести к негативным последствиям
для подростков. Для того чтобы предотвратить эти последствия, родители
должны
активно
контролировать
время,
проведенное
ребенком
за
компьютером, и регулировать его доступ к интернету. Организация
семейного досуга и уделение большего внимания учебе также могут помочь
предотвратить развитие игровой зависимости. Грамотное планирование
свободного времени, и личный пример взрослых имеют решающее значение
в борьбе с этой проблемой.
Библиографический список
1.Ахрямкина Т. А. Зависимое поведение: теория и практика. — Самара: СФ
МГПУ, 2019. — 96 с.
2.
Наговицына
Э.Г.
Интернет-зависимость
и
агрессивное
поведение
подростков//Развитие
идей
В.М.Бехтерева
в
современной
медицине,
психологии и педагогике. – 2018. – 147-150.
3. Снежневская Р. Д. Мир подростка. — М.: Педагогика, 2020. — 345 с.
4.Трафимчик Ж. И. Игровая компьютерная зависимость: особенности
влияния на личность // Психология. — 2019. — № 4. — С.36–40.
5.Байрамова М.У. Виды Интернет-зависимости личности в виртуальном
пространстве//Современные научные исследования и разработки. – 2018. –
93-96