Автор: Смаровоз Екатерина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС ОВ №2 МО Темрюкский район
Населённый пункт: город Темрюк, Краснодарский край
Наименование материала: Самообразование
Тема: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к природе и культуре родного края
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №2 «МАЯЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
САМООБРАЗОВАНИЕ
Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста через приобщение к природе и культуре родного края»
Воспитатель:
Екатерина Петровна Смаровоз
Темрюк, 2023 – 2024 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Актуальность темы………………………………………………………...3
2.
Цель работы………………………………………………………………...4
3.
Задачи работы………………………………………………………………4
4.
Ожидаемый результат самообразования………………………………....4
5.
Этапы работы……………………………………………………………….4
6.
Способы и формы работы…………………………………………………6
7.
Выход темы…………………………………………………………………8
8.
Ожидаемые результаты………………………………………………..….9
9.
Список используемой литературы……………………………………...10
10. Приложение 1 - КВН «Знаешь ли ты свой город?»……………………11
11. Приложение 2 - Конспект НОД в старшей группе по патриотическому
воспитанию: «Наша Родина - Россия»…………………………………..13
12. Приложение 3 - Картотека дидактических игр воспитанию для детей
старшего дошкольного возраста по патриотическому………………....18
13. Приложение 4 - Анкета для родителей «Патриотическое воспитание
ребенка»……………………………………………………………...……23
14.
Приложение 5 - Деловая игра для педагогов «Нравственно-
патриотическое воспитание дошкольников»…………………………...25
2
Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
через приобщение к природе и культуре родного края»
Актуальность работы.
В
последнее
время
чрезвычайно
актуальной
стала
проблема
патриотического воспитания детей. Самой большой опасностью, которая
подстерегает наше общество сегодня, является разрушение личности
человека. В данный момент материальные ценности, стали все больше
доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о
доброте, милосердии, великодушии, справедливости. В обществе ощущается
«дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной
опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как
одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается
отчуждение
молодежи
от
отечественной
культуры,
общественно-
исторического опыта своего народа.
Процесс
патриотического
воспитания
необходимо
начинать
в
дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-
ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка,
развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в
обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации,
осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека
является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического
воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности,
культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в
памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании
патриотизма.
Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у
подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании
нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою
духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень -
Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает
3
осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому
именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство
достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные
ценности семьи, нации, Родины.
Цель работы: сформировать любовь к Родине через любовь к природе и
культуре родного края.
Задачи работы:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с государственными символами России (герб,
флаг, гимн) и с народными символами (самовар, берёза, ромашка, медведь и
т.п.);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,
их традициям.
Ожидаемый результат самообразования:
1. Повышение уровня самообразования;
2. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников;
3. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
4. Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья
воспитанников.
Этапы работы:
I. Подготовительный этап:
Содержание работы:
1. Составление библиографии по теме самообразования.
4
2. Изучение и анализ методической литературы и современных
подходов в вопросе патриотического воспитания.
3. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим
блокам:
- «Я и моё ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад) .
- «Мой дом, моя улица».
- «Мой родной город».
- «Наша Родина – Россия».
- «Защитники Отечества»
- «История России».
- «Культура русского народа».
- «Великие соотечественники».
4.
Подготовка
практического
материала:
(наглядные
пособия,
настольные
игры,
атрибуты
к
сюжетно-ролевым
играм,
альбомы,
оформление уголка по патриотическому воспитанию).
Форма отчёта:
1. Список библиографии.
2. Оформление папки по самообразованию.
3. Перспективный план работы с детьми в старшей группе.
4. Зона патриотического воспитания.
5. Альбом «Моя семья».
II. Основной этап:
Содержание работы:
1. Внедрение в работу подготовленного материала.
2. Практическое применение наработанных материалов с детьми
старшей группы.
3. Промежуточная диагностика детей по данной теме.
4. Проведение мероприятий с родителями, согласно плана работы.
Форма отчёта:
1.Фото отчеты о проведенных мероприятиях.
2. Консультации для родителей по данной теме;
5
3. Папки - передвижки.
III.Заключительный этап.
Содержание работы:
1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.
2. Самоанализ педагогической деятельности.
3. Обобщение и распространение педагогического опыта.
Форма отчёта:
1. Оформление папки по обобщению опыта.
2. Оформление патриотического уголка.
Способы и формы работы:
Планирование по теме самообразования в старшей группе на 2023-2024
учебный год.
СЕНТЯБРЬ Тема: «Моя семья».
Взаимодействие с
детьми
Деятельность детей
Взаимодействие с
родителями
Взаимодействие с
педагогами
Подбор, изучение и
анализ методической
литературы по теме.
1.Рассказы детей о
членах семьи.
2.Рассмотрение альбома
«Моя семья».
3.Чтение стихотворений
и рассказов о семье.
4.Сюжетно – ролевая
игра «Моя семья».
1.Оформление уголка в
старшей группе «Мы
живём в России».
2.Рисование на тему
«Моя семья».
3.Создание
фотоальбомов «Моя
счастливая семья»
4.Обогащение сюжетно-
ролевых игр «Дом»,
«День рождения»
новыми атрибутами.
1.Папка - передвижка
«Маленькие хитрости
воспитания».
2. Консультация «Детям о
правилах семейного
этикета».
Разучивание
физминуток:
«Кто живёт
у нас в
квартире?»,
«Дружно
маме
помогаем»,
«Семья»,
«Семейная
зарядка».
ОКТЯБРЬ Тема: «Мой любимый детский сад».
Взаимодействие с
детьми
Деятельность детей
Взаимодействие с
родителями
Взаимодействие с
педагогами
1.Беседа о важности
труда всех людей,
работающих в детском
саду.
2. Чтение
стихотворений о
детском саде.
3. Экскурсия по
детскому саду и
знакомство с трудом
сотрудников.
1. Выставка детских
рисунков на тему «Мой
любимый детский сад».
1.Участие в акции
«Покормите птиц зимой» -
изготовление кормушек.
Создание герба
детского сада.
6
НОЯБРЬ Тема: «Моя малая Родина».
Взаимодействие с
детьми
Деятельность детей
Взаимодействие с
родителями
Взаимодействие с
педагогами
1.Чтение стихотворения
М. Матусовского «С
чего начинается
Родина? ».
2.Рассматривание
иллюстраций с
изображением природы
различных уголков
нашей Родины.
1.Создание фотоальбома
«Мой родной город».
2.Подборка
дидактических игр
«Мой город».
Подборка фото о
достопримечательностях
Краснодарского края
Просмотр фильма:
«Моя малая Родина»
ДЕКАБРЬ Тема: «Мой город, в котором я живу»
Взаимодействие с
детьми
Деятельность детей
Взаимодействие с
родителями
Взаимодействие с
педагогами
1.Рассматривание
фотографий с
изображением
достопримечательности
города Темрюк.
2. Знакомство с
историей названия
города Темрюка, с
флагом, гербом нашего
города.
1.Сюжетно – ролевая
игра «Почта» (на знание
адреса дома и детского
сада).
2. Аппликация «Флаг
России»
1. Фото выставки с семьей
в достопримечательных
местах своего города.
Оформление
информационного
стенда: «Новости
нашего городка»
ЯНВАРЬ Тема: «Русская народная культура».
Взаимодействие с
детьми
Деятельность детей
Взаимодействие с
родителями
Взаимодействие с
педагогами
1.«Русский народный
костюм» (познакомить
детей с старинными
одеждами).
2. «Рождественские
колядки» - развлечение.
3. «Масленица» -
развлечение для детей.
1.Альбомы:
«Дымковская игрушка»;
«Русская матрешка».
2.Подбор и оформление
практического материала
по теме «Народное
творчество» -
стихотворения, загадки,
дидактические игры.
Посещение выставки
народного творчества в
художественной школе.
Участие в выставке
декоративно-
прикладного
творчества.
ФЕВРАЛЬ Тема: «Защитники Отечества»
Взаимодействие с
детьми
Деятельность детей
Взаимодействие с
родителями
Взаимодействие с
педагогами
1.НОД «Главные
праздники России».
2.Подготовка и
проведение праздника
«День защитника
Отечества».
1.Спортивный праздник,
посвящённый Дню
защитника Отечества.
2.Изготовление
поздравительных
открыток ко Дню
Защитника Отечества.
1.Участие родителей в
фотовыставке «Мой папа
самый лучший»
2.Консультация для
родителей «Как вырастить
защитника»
Прохождение онлайн-
викторины: «Военные
профессии»
7
МАРТ Тема: «Очень я люблю маму милую мою».
Взаимодействие с
детьми
Деятельность детей
Взаимодействие с
родителями
Взаимодействие с
педагогами
1.Беседа о мамах.
Составление рассказов
на тему «За что я люблю
свою маму. Как я
помогаю ей».
2.Продуктивная
деятельность «Цветок
для мамы» - открытка
1.Фотовыставка в
группе «Я и моя мама»
2.Создание
фотоальбомов «Нежная
любимая мамочка моя».
3.Обогащение с/ролевых
игр «Дом», «Дочки –
матери», «День
рождение» новыми
атрибутами
Участие мам в
развлечении: «8 Марта»
Праздник для
воспитателей: «8
Марта»
АПРЕЛЬ Тема: «Наши космонавты»
Взаимодействие с
детьми
Деятельность детей
Взаимодействие с
родителями
Взаимодействие с
педагогами
1.Рассказ воспитателя о
космонавтах (с
просмотром
видеофильма).
2. Конструирование
космического корабля.
1.Викторина «Что вы
знаете о космосе».
2.Выставка работ
детского творчества
«Космос глазами детей».
1.Книга загадок и
рисунков «Космос»-
совместное творчество
детей и родителей
Создание игры-
викторины: «День
космонавтики»
МАЙ Тема: «Этот День Победы».
Взаимодействие с
детьми
Практические работы с
детьми
Взаимодействие с
родителями
Взаимодействие с
педагогами
1.Беседа про 9 мая.
2.Рассматривание
иллюстраций войне.
1.Изготовление
праздничных открыток.
2. Создание фонотеки
«Детские
патриотические песни»
1. Анкета для родителей
«Что значит быть
патриотами?»
2. Консультация для
родителей «Воспитаем
детей патриотами»
Выступление на
педсовете с отчетом
проделанной работе,
презентация.
Выход темы:
1.
Проведение
консультации
по теме самообразования.
Выступление
на
семинаре
детского сада.
2023г.
2.
Проект:
«Патриотическое
воспитание
детей
дошкольного возраста».
Выступление
на
педагогическом совете детского
сада.
2023г.
3.
Пополнение
картотеки
по
теме самообразования.
Картотека в старшей группе.
2023-2024гг.
постоянно
4.
Оформление
сборника
Сборник
консультаций
для
2023-2024гг.
8
консультаций для родителей
по теме самообразования.
родителей.
декабрь,
январь,
февраль, март
5.
Отчёт о проделанной работе
по теме самообразования.
Выступление
на
педагогическом совете детского
сада.
2024г.
Ожидаемые результаты:
- Повышение ценностного отношения воспитанников к проблемам
патриотического развития;
- Совершенствование действующей системы работы детского сада по
патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
- Использованию эффективных форм патриотического воспитания;
- Обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
-
Повышение
интереса
к
изучению
материалов
о
Великой
Отечественной войне, о Героях Советского Союза;
- Осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости
за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- Привлечение родителей и воспитателей к участию в работе по
патриотическому воспитанию дошкольников.
9
Список используемых источников
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью. -М.:ЦГЛ, 2021
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М :ЦГЛ,
2021.
3. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и
страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива», 2021.
4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному
развитию дошкольников.-М.:ВАКО, 2022.
5. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и
учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В.,
Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2022.
6. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое
пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ
Сфера, 2020.
7. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание
нравственно
–
патриотических
чувств.
Практическое
пособие
для
воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. –
Воронеж: ТЦ «Учитель», 2021.
8. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование,
педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии
мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2022.
9. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-
образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –
М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2021.
10.
ОТ
РОЖДЕНИЯ
ДО
ШКОЛЫ.
Примерная
основная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,
2020.
10
Приложение 1
КВН «Знаешь ли ты свой город?»
Цель: уточнить и закрепить знания детей об историческом прошлом
Темрюка, его географическом расположении, природных богатствах;
профессиях
людей
живущих
в
городе;
о
памятниках
и
достопримечательностях; о национальностях, проживающих в Темрюке,
культурном наследии, городских традициях; вызвать гордость за свой
город, уважение к людям труда; желание сделать его еще красивее;
воспитывать любовь к своей «малой Родине»; развивать коллективизм,
чувство товарищества и солидарность; логическое мышление, речь и
умение ориентироваться в обстановке.
Материалы к мероприятию: видеофильм о городе Темрюке; шапочки
для членов команд «Знатоки» и «Умники»; макеты жилых домов,
общественных
зданий,
памятников;
карточки
с
символами
для
обозначения
названий
улиц;
изображение
людей
разных
национальностей.
Зал украшен шарами, флагом и гербом Темрюка, плакатами, звучит
запись музыки из телепередачи «КВН».
Воспитатель: Сегодня у нас необычный день - мы проводим КВН
«Знаешь ли ты свой город?». Смотрите, сколько гостей, болельщиков у
нас! Поприветствуем их. Сейчас мы посмотрим видеофильм, будьте
внимательны.
Просмотр кадров видеофильма.
О каком городе это фильм? (ответы детей).
Да, о нашем родном, любимом г. Темрюк.
Соревноваться будут две команды: «Знатоки» - команда справа и
«Умники» - команда слева. Поприветствуем их!
Оценивать ответы, знания команд будет жюри.
Слово жюри (представления, условия игры - побеждает команда которая
наберет большее количество флажков).
11
Игроки надевают шапочки и садятся за заранее приготовленные столы.
1 конкурс «Разминка» (ответы на вопросы и выполнить задания).
Расскажите о географическом положении города.
Что вы знаете о прошлом города?
На берегу какой реки расположен наш город?
Обозначьте символами улицы города (воспитатель называет улицу,
дети отмечают символами на карте-схеме).
2 конкурс «Темрюк - город воинской доблести»
Чем знаменит, богат наш город?
Какое море находится рядом с городом?.
Какие крупные месторождения вы знаете?
Расскажите, какой музей находится на горе Миска?
Люди еще каких профессий живут в городе?
3 конкурс «Темрюк культурный»
Куда можно пойти в свободное время?
Отметьте на карте-схеме звездочками культурные центры.
Как проехать от нашего детского сада до парка культуры и отдыха?
(показать маршрут на карте схеме).
Назовите памятники города.
4 конкурс «Темрюк город многонациональный»
Почему наш город называют многонациональным?
Люди каких национальностей живут у нас?
На какой улице проходят праздники?
Какие городские традиции знаете, расскажите.
5 конкурс «Конкурс капитанов»
О чем рассказал бы ты гостям города?
Темрюк какой? (набор эпитетов).
Подведение итогов, вручение медалей. Под мелодию вальса команды
покидают зал.
12
Приложение 2
Конспект НОД в старшей группе по патриотическому воспитанию:
«Наша Родина - Россия»
Цель: формировать представление о России как государстве.
Задачи:
1.Образовательная:
Обобщить и систематизировать Знания о России как государстве, в
котором мы живём.
Познакомить с символикой России (герб, флаг, гимн)
2.Развивающая:
Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас, закреплять
умение выразительно читать стихи.
Развивать память, мышление.
3.Воспитательная:
Воспитывать патриотические чувства к своей Родине, любовь, гордость,
уважение к родной стране.
Формировать уважительное отношение к государственным символам.
Оборудование: ноутбук, аудиозапись песни «Широка страна моя
родная» (музыка И. О. Дунаевского), карта России физическая, флаг России,
герб России, аудиозапись гимна России.
Ход НОД
1. Вводная часть.
Дети под песню о Родине «Широка страна моя родная» (музыка И. О.
Дунаевского) проходят в группу и становятся в круг.
Воспитатель:
Распростёрлись в дымке синей
Величавые края,
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя!
13
Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня поговорим? (о Родине.
России)
Наша страна называется …(Россия).
Как называемся мы, люди, живущие в России? (Россияне)
1-ый ребёнок:
Старый двор, берёзки молодые,
Хоровод кудрявых тополей,
Это всё страна моя Россия,
Милый образ Родины моей.
2-ой ребёнок:
Васильки, как глазки голубые,
Смотрят, улыбаясь, вдоль тропы,
И пшеницы косы золотые
Заплетают осенью в снопы.
3-ий ребёнок:
А зимой сверкает и искрится
Снег, как подвенечная фата.
И ни с чем на свете не сравнится
Белоствольных рощиц красота.
Какими прекрасными словами выразили любовь к Родине поэты в своих
стихах.
2. Основная часть.
Ребята посмотрите на карту России.
- Что на ней обозначено зелёным цветом? Голубым, коричневым?
Жёлтым, белым? (леса, реки, горы, пустыни, ледники).
Посмотрите, какая огромная наша страна. Россия большая, красивая,
необъятная.
Ребёнок читает стихотворение.
За ясные зори, умытые росами.
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем.
14
Тебя по-славянски назвали – Россия!
Мы – граждане России, россияне, любим и гордимся своей страной.
Самый главный город нашей страны называется Москва, это столица России.
Россия – это государство. Как все государства в мире, Россия имеет свои
государственные символы - герб, флаг, гимн. Отдавая почести этим
символам, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине.
Показ флага России.
Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства.
Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Символ
государственной и национальной независимости. Ребята, а вы хотели бы
узнать, как появился флаг?
В давние, в давние времена, жизнь наших предков была очень
неспокойна. Часто приходилось жителям городов и деревень объединяться и
защищаться от врагов. В случае опасности воин брал палку. На конец
привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал её.
Далеко был виден этот знак, со всех сторон к воину стягивался народ. Палку
с пучком травы так и назвали – стяг. Собиралось под стягом войско и
отправлялось защищать свою землю. Нужно было быть очень внимательным,
чтобы отличить свой стяг от чужого. Потом придумали вместо пучка
привязывать ткань, кусок материи развевался на ветру и его лучше было
видно. Так появился флаг.
Сколько цветов имеет флаг России? (Флаг имеет три цвета: белый,
синий, красный).
А что обозначает на флаге полоска белого цвета?
Белая полоска напоминает о белоствольных берёзах, о русской зиме с
бескрайними снежными просторами. О летних облачках, о белых ромашках
на бескрайних полях. Белый цвет говорит о том, что наша страна
миролюбивая и ни на кого не нападает.
А синяя полоса на что похожа? (На синее небо, синие реки и моря).
Обозначает синяя полоса на флаге верность. Народ любит свою страну,
защищает её и предан ей.
15
На что похож красный цвет на флаге? (рассвет и закат)
Красный цвет на Руси всегда считался самым красивым. Это цвет тепла
и радости. Цвет силы, цвет крови людей, защищавших Родину.
Государственный флаг развивается на зданиях нашей страны. Его
вывешивают в день государственных праздников. Его можно увидеть на
парадах. Он развевается на мачтах российских кораблей. На самолётах и
космических кораблях рисуют изображение трёхцветного флага.
Есть у России ещё один важный государственный символ – герб. Герб –
отличительный знак, эмблема государства. На гербе России изображён
двуглавый орёл. В правой лапе у орла – скипетр, в левой – держава. (Показ).
Это символы власти. Крылья орла похожи на солнечные лучи. На груди орла
изображён воин с серебряным копьём. Это Святой Георгий Победоносец.
Всадник скачет на коне. За его плечами развевается синий плащ. Он победил
дракона. Герб символизирует красоту, справедливость, победу добра над
злом. Герб изображён на документах, на печатях, на денежных знаках, на
почтовых марках, открытках, на правительственных наградах.
Физминутка «Герб России»
Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил, (поднять руки в стороны)
Держит скипетр, державу, (поочерёдно сжать в кулак правую и левую
руку)
Он Россию сохранил. (нарисовать руками круг)
На груди орла – щит красный, (приложить руки к груди)
Дорог всем тебе и мне. (наклон головы вправо-влево)
Скачет юноша прекрасный (шаг на месте)
На серебряном коне.
Развевается плащ синий, (плавные покачивания рук вправо-влево)
И копьё в руке блестит. (сжать руки в кулак)
Побеждает всадник сильный, (поставить руки на пояс)
Злой дракон у ног лежит. (показать руками0
Подтверждает герб старинный (шаг на месте)
16
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны. (поднять руки вверх)
Есть у каждой страны и особенная, главная торжественная песня – гимн.
Гимн страны – это тоже государственный символ. Он исполняется в
особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и
величественный. Когда звучит гимн, все присутствующие встают. Нельзя
разговаривать, военные отдают честь. Таким образом граждане проявляют
уважение к гимну, к своей стране.
А когда звучит гимн? (Гимн звучит в торжественных случаях. Во время
соревнований в честь победителей)
Прослушивание гимна.
Когда мы слушаем гимн в наших сердцах появляется гордость за свою
Родину.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём.
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Слово Родина знает каждый. Родина – это место, где мы родились, где
мы живём с нашими родителями, со своими друзьями.
3.Заключительная часть.
Дети, запомните, люди должны быть добрыми, жить в мире и дружбе.
Любите свою Родину, берегите кустик, дерево, травку. Защищайте и
сохраняйте её богатства. Посмотрите друг на друга и скажите: «Если дружба
велика – будет Родина крепка!»
Рефлексия.
-Что нового узнали?
- О чем (о ком) еще вы хотели бы узнать?
17
Приложение 3
Картотека дидактических игр воспитанию для детей старшего
дошкольного возраста по патриотическому
Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»
Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист;
развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры: Дети выбирают фотографии или картинки с изображением
военной техники, атрибутики (танк, военный самолёт, флаг, пистолет,
лошадь, фляжка, бинокль, пушка и т.д.). Выбранные картинки должны
соответствовать военной профессии артиллерист. Ребёнок аргументирует
свой выбор (для чего нужен этот предмет артиллеристу).
Дидактическая игра «Кем я буду в Армии служить?»
Задачи: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать
воображение; воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Ход игры: Перед детьми располагают картинки или фотографии с
изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых
военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную
профессию. Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.
Дидактическая игра «Кто защищает наши границы»
Задачи: Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном,
морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать
патриотов своей страны.
Ход игры: На карте России воспитатель показывает границы нашей
страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по
суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже
нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком
виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ.
Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли,
18
катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная
техника.
Дидактическая игра «Составь карту»
Задачи: Закреплять знания детей о карте России; развивать зрительную
память; воспитывать гордость за нашу Родину.
Ход игры: Для проведения игры требуется предварительная работа по
ознакомлению дошкольников с картами России, области, города и т.д.
Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6-8 частей (в
зависимости от возраста детей). Предлагается составить из частей целую
карту страны. Усложнение: собрать карту на время.
Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»
Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист,
военный
лётчик,
артиллерист,
пограничник
и
др.);
развивать
наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
Ход игры: Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из
военных
профессий.
Дети
должны
определить
по
характерным
особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится
ведущим.
Дидактическая игра «Соберём картинку»
Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать
мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры: Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного
самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной
машины. Предложить собрать из частей целое изображение. Варианты игры:
дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из
частей на время, на скорость.
Дидактическая игра «Как прадеды мир отстояли»
Задачи: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный
транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство
гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.
19
Ход игры: Ребёнок выбирает картинку с изображением военной
профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный
транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом
«встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк,
транспорт – военный катер, граница – морская акватория.
Дидактическая игра «Символы нашей страны».
Цель – развить логическое мышление, память дошкольника.
Необходимо разделить герб города, страны или флаг на несколько
деталей. При этом ребенку даются и лишние элементы.
Дети должны собрать необходимую композицию. Проводить эту
процедуру можно также в виде соревнования нескольких команд. Та
команда, которая правильно соберет символику, должна еще и объяснить
элементы, изображенные на ней, а также историю их возникновения.
Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности».
Цель – закрепить в дошкольниках знания родного города и страны,
полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое
воспитание.
В игре необходимы учебные материалы – карточки с изображениями
памятников, монументов, дворцов, а также других памятных и известных
мест, как в своем родном городе, так и других городов нашей страны.
Воспитатель показывает фото детям, а они, в свою очередь, называют
их. Желательно, чтобы ранее была проведена ознакомительная беседа по
каждой карточке, в процессе которой воспитатель объяснил бы детям, чем
знаменито то или иное место, изображенное на карточке. Тогда в процессе
игры, когда ребенок будет называть памятник, он может вспомнить, в честь
кого он был установлен и в каком городе. Если дошкольник не помнит,
другие дети ему могут помочь.
Итог – дошкольники не только развивают свою память, но и
приобретают первичные навыки патриотизма.
20
Игра «Назови пословицу»
Дети становятся в круг. Передавая друг другу флаг, они вспоминают
пословицы о солдатах и Родине.
Варианты пословиц:
Герой за Родину горой.
Смелый боец в бою молодец.
Смелого пуля боится, смелого штык не берёт.
Родина — мать. Умей за неё постоять!
Смело иди в бой, Родина за тобой. Своя земля и в кулачке родная.
Игра «Раненые бойцы»
В игре принимают участие девочки, одетые в костюмы медсестер. Для
этого можно использовать детские костюмы по профессиям. Играют по двое.
Напротив девочек сидят мальчики – «раненые бойцы».
По сигналу девочки должны на корточках добежать до мальчиков,
перебинтовать руку и ногу и доставить раненого бойца в санчасть. Мальчик
идет опираясь на девочку.
Игра «Доставь снаряды»
Дети делятся на две команды. Каждый участник берет из корзины по
одному набивному мешку.
Дети получают задание — доставить мешки в корзины, расположенные
в другом конце помещения. Для этого «бойцам» предстоит обежать кегли,
перепрыгнуть через круги, пролезть под дугами.
Игра «Попади в цель»
Это продолжение игры ДОСТАВЬ СНАРЯДЫ. Дети по очереди
добегают таким же путем до корзины, вынимают оттуда один снаряд и
стараются попасть им в обруч. Бегут обратно и передают эстафету.
Игра «Переправа»
Дети делятся на две команды. Первый участник становится ногами в
один обруч, второй держит перед собой. По сигналу он бросает второй обруч
перед собой, перепрыгивает в него, повторяет то же самое с освободившимся
обручем.
21
Нужно таким образом добраться до стойки, обогнуть ее и вернуться к
команде.
Игра «Конструктор»
Каждой команде вручается лист размером А2 с начерченной схемой
военной техники, состоящей из геометрических фигур (контуры каждой
фигуры обозначены), и конверт с цветными деталями для схемы.
Количество деталей во всех схемах одинаково.
Для конкурса выбраны следующие модели военной техники: танк,
линкор, самолет.
Командам необходимо выложить на схеме цветное изображение.
Игра «Угадай и назови»
Для этого задания потребуется подготовительная работа в детском саду.
Воспитатель должен найти фотографии городов, принимавших участие в
ВОВ: Ленинград, Москва, Сталинград, Смоленск. Подборка фотографий
составляется из современных видов и видов городов во время войны.
22
Приложение 4
Анкета для родителей №1
«Патриотическое воспитание ребенка»
Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию),
поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.
1) Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2) Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3) Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель
патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4) Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за
патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5) Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с
символикой государства, традициями, памятными датами?
6) Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема
ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные
традиции?
Спасибо за сотрудничество!
23
Анкета для родителей №2
«Патриотическое воспитание ребенка»
Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию),
поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.
1) Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического
воспитания?
1. Да. 2. Нет.
2)
Что
для
вас
означает
выражение
«быть
патриотом»?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста
нравственно-патриотических чувств?
1. Да. 2. Нет.
4) Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
1. В школе. 2. В семье. 3. В детском саду.
5) Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
1. Да. 2. Нет. 3. Иногда.
6) Рассказываете ли вы своему ребенку о Темрюке, его истории,
достопримечательностях, знаменитых людях?
1. Да. 2. Нет. 3. Иногда.
7) В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
8) Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к
родному городу?
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
9) Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Благодарим Вас!
24
Приложение 5
Деловая игра для педагогов «Нравственно- патриотическое воспитание
дошкольников»
Цель: расширить
уровень
знаний педагогов
по
нравственно-
патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Задачи:
• повысить профессиональную компетентность педагогов по организации
работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
•
углубить
теоретические
знания педагогов
по
вопросу
нравственно-
патриотического воспитания дошкольников;
• вызвать интерес педагогов к данной теме;
• способствовать приобретению опыта коллективной работы.
Ход игры:
Ведущий:
Сегодня мы с вами проведём деловую игру по нравственно-патриотическому
воспитанию, в процессе которой выявим уровень наших с вами знаний
по нравственно – патриотическому воспитанию.
И по традиции мы должны разделиться на две команды.
Давайте выберем жюри и придумаем названия для наших команд?
На ринге встречаются две команды:
1 команда «---»; 2 команда «---».
Игра состоит из нескольких раундов.
Ваша задача: давать правильные ответы и выполнять задания, а также
соблюдать педагогический такт.
Команда, победившая в каждом раунде, получает по 1 баллу.
Итак, начинаем нашу игру!
1 раунд
«Блиц-опрос» (звоню в колокольчик
)
Правила игры: участникам задаются в быстром темпе вопросы; необходимо
ответить на большее количество вопросов. (оценка: 1 балл за правильный
ответ)
25
1. Земля, где ты родился? (Родина).
2. Древнее название России? (Русь).
3. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного
государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого
государства? (Гражданин).
4. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).
6.
Преданность
и
любовь
к
своему
отечеству,
к
своему
народу? (Патриотизм).
7. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется
государственным суверенитетом? (Страна).
9. Особый политический институт, который обеспечивает социальную
защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
10. Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители).
11. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру
полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
12. Официальная эмблема государства? (Герб).
14. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее
хозяйство? (семья)
16.
Короткий
рассказ,
чаще
всего
стихотворный,
иносказательного
содержания с выводом – моралью (Басня)
17. Устное народное творчество, «народная мудрость» (Фольклор)
18. Где находится смерть Кащея? (дерево-сундук-заяц-утка-яйцо-игла)
19. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки,
озера, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукава)
21. Из каких полос сверху вниз состоит современный государственный
флаг (белый, синий, красный)
22. Как выглядит Знамя Победы? (Это красное знамя)
2 раунд
«Ребусная чехарда»
Ведущий: Внимание!
26
Каждой команде даны конверты, в которых находятся карточки с ребусами.
В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой
игры. Ваша задача расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
Ответы: герб, гимн, Россия, честь, Родина, война, победа, память
3 раунд
«Так какой он, наш город Темрюк?»
Ведущий:
Наш
город
неповторим
своим
историческим
прошлым,
архитектурой. Задача педагогов рассказать ребёнку, что его родной город
славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими
людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города хранит в себе
память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы,
исторического прошлого.
Ведущий: Придумайте слова-признаки (прилагательные) о нашем городе на
каждую букву, которые есть в названии «Темрюк».
Т – талантливый
Е – единый
М – мудрый
Р – радушный
Ю – ювелирный
К – красивый
4 раунд
«Узнай родной наш край» (Слайды 1-11)
Участникам предлагается узнать памятные и исторические места нашего края
(района).
Участникам показывают иллюстрации, на которых изображен Темрюкский
район (презентация).
5 раунд
«Бой пословиц»
(листочки
с
продолжениям
пословиц.
Расставить
соответствующие
номера)
Ведущий: С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек,
пословиц, поговорок… Произведения устного народного творчества не
только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют
развитию личности в духе патриотизма.
27
Восстановите пословицы: (СЛАЙД №12)
Тот герой, кто ………………………… ( за родину горой.)
Родная сторона — мать, ………………(а чужая — мачеха).
Родной куст и ………………………….(зайцу дорог).
Нет в мире краше …………………...(Родины нашей).
Человек без Родины, что……………( соловей без песни).
Мир освещается солнцем, ………… (а человек знанием).
Родина – мать, ………………………(умей за неё постоять).
6 раунд
«
Скажи иначе пословицу»
Ведущий: Найдите русский аналог иностранным пословицам.
Та команда, которая отгадает первой звонит в колокольчик
1
«Когда
леди
выходит
из
автомобиля,
автомобиль
идёт
быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
2.
«Голова
–
венец
тела,
а
глаза
–
лучшие
алмазы
в
том
венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
3. Полученный уксус лучше обещанной халвы (персидская) - Лучше синица в
руках, чем журавль в небе.
4. Спешащий таракан в суп попадет (удмуртская). - Поспешишь – людей
насмешишь.
5. «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
6. «Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
7. Человек – не остров (англ.) – Один в поле не воин.
8. Как отец, так сын (англ.) – Яблочко от яблоньки недалеко падает.
7 раунд
«Чёрный ящик»
(Черные конверты и 30секунд времени)
Ведущий: Каждой команде даётся чёрный ящик. Ваша задача: по описанию
определить изображение какого предмета находится в чёрном ящике.
Внимание! Вопрос!
1 команда: В чёрном ящике находится символ русского быта, который долго
служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В
деревнях
он
передавался
из
поколения
в
поколение.
С
развитием
28
промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На
ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это… (Самовар).
2 команда: Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи,
печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не
отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет
встречается не только в сказках, но и в мифологии, и в христианской легенде.
Итак, это… (Яблоко)
Ведущий: Вот и подошла наша деловая игра к концу. Родить патриота
нельзя, его можно только воспитать.
И как сказал Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – всемирно известный
воспитатель, педагог, прозаик и драматург.
«Правильное воспитание –
это
наша
счастливая
старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина
перед другими людьми, перед всей страной»
Ведь действительно всё в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то
новое,
познавать
неизвестное. Воспитание
нравственно-
патриотических чувств у детей тоже в наших руках!
Спасибо за внимание!
29