Автор: Завадская Альбина Шариповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 83 комбинированного вида Приморского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Беседа как занятие"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Беседа - как занятие »
Воспитатель Завадская А.Ш.
Разговоры и беседы - в сущности два почти
тождественных проявления одного и того же
процесса: речевого
общения людей. Но мы,
выделяя беседы как один из ценнейших приемов
развития речи детей, подразумеваем под ними
организованные, планово-проводимые занятия,
цель
которых
–
углубить,
уточнить
и
систематизировать
путем
слова
представления и знания детей.
И.И. Тихеева
С какого же возраста можно начинать беседовать с детьми?
Свободная, непринужденная беседа, согретая интересом, осмысленная
ценностью и значительностью ее содержания, является одним из самых
основных факторов развития речи детей. Речевое общение детей как беседа
осуществляется в двух возможных формах: разговор - диалог, т.е. обмен
репликами (ответы на вопросы), и рассказ - монолог, т.е. более или менее
развернутое сообщение к слушателям.
Для устной речи как монологической, так и диалогической, присущи
краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения,
эмоциональная
непосредственность,
интонационная
и
образная
выразительность изложения. И да, начинать беседовать уже вполне возможно
с трех, четырехлетними детьми, если они владеют речью в должной для их
возраста мере.
С такими маленькими детьми беседы должны по возможности
проводиться индивидуально, при наличии того предмета, явления, которым
беседа вызвана. У ребенка этого возраста память проявляется в форме
узнавания. т.е. в форме восприятия. Его мышление носит преимущественно
непосредственный характер. Он разбирается и устанавливает мыслительные
связи между наглядно принимаемыми элементами.
Беседы могут возникать по поводу явления социального, общественного,
этического,
наблюдаемого
детьми
лично
или
выдвинутого
чтением,
рассказом. Одно и то же явление может вызвать несколько тем для бесед.
Беседы ни в коем случае не должна преследовать цели словесного
насаждения в головы детей. Ее цель - систематизировать и закреплять
знания, приобретаемые опытным путем. Непосредственно связанные с
восприятиями детей и живыми впечатлениями.
Мы – воспитатели детского сада направляем свои усилия на то, чтобы речь
детей была содержательной и понятной для окружающих, и само речевое
общение проходило в формах, отвечающих нормам, предъявляемым к
поведению самого ребенка в обществе.
Содержательность речи, это запас интересных наблюдений, впечатлений,
переживаний, мыслей при воспитанной потребности в речевом выражении,
который обогащает детскую речь.
Понятность
речи это как результат ясной мысли, который достигается
умением говорить с достаточной полнотой и последовательностью.
Эти требования осуществляются главным образом на занятиях, но и в тоже
время для развития разговорной (диалогической) речи в купе с занятиями
большое значение имеет речевое общение друг с другом и нами –
воспитателями в повседневной жизни.
Занятия – беседы – развитие речи и методика их проведения отражается в
организованном разговоре воспитателя со всей группой детей. В беседе
воспитатель:
1)
уточняет и упорядочивает опыт детей, т.е. те представления и знания о
жизни
людей
и
природы,
которые
дети
приобрели
во
время
наблюдений
под
руководством
воспитателя
и
в
разнообразной
деятельности в семье и в детском саду;
2)
воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
3)
приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не
отвлекаясь от темы беседы;
4)
учит просто и понятно излагать свои мысли;
5)
развивает речевую активность.
Так же руководствуется такими приемами как:
1)
не давать детям уклоняться от главной темы;
2)
неуклонно вести к конечным выводам;
3)
не прерывать детей без безусловной необходимости
(относит
замечания и поправки к концу);
4)
не требовать полных ответов (беседа должна вестись естественно и
непринужденно);
5)
не злоупотреблять вопросами (обходиться без них, если возможно,
достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания);
6)
побуждать детей к вопросам;
7)
привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного
изложения всех детей;
Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое
внимание,
умение
слушать
и
понимать
речь
других,
сдерживать
непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, привычку говорить
достаточно громко, чтобы все слышали.
Содержание бесед могут быть очень разнообразными, они обусловлены
программным материалом по ознакомлению детей с окружающим миром:
бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а
так же деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т.д.)
Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. При очередном
планировании
воспитатель
намечает,
какой
программный
материал
целесообразнее дать детям в беседе. Нужно продумать, как начать беседу,
чтобы быстро собрать внимание детей и проявить у них интерес к
предстоящему занятию.
В некоторых случаях целесообразнее начать беседу с вопроса, который
должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах или событиях,
связанных с содержанием беседы. В ходе беседы вопросы воспитателя,
которые являются основным методическим приемом на этом занятии,
раскрывают содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учит их
правильно
отвечать.
Воспитатель
должен
продумать
содержание
и
формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны.
Своими вопросами воспитатель должен направлять мысль детей на
существенные
характерные
признаки
и
явления.
И
для
уточнения
представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного
им объекта, необходимо использовать наглядный материал: картину,
игрушку, модель.
Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую
активность.
Предмет,
который
используется
на
занятии
в
качестве
наглядного пособия, должен ярко иллюстрировать программный материал
беседы.
В конце занятия полезно закрепить содержание беседы или углубить ее
эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать разными путями, а
именно: воспитатель излагает содержание беседы в кратком заключительном
рассказе, повторяя самое существенное; в конце беседы проводится
дидактическая игра на том же программном материале; детям предлагается
прочитать знакомое стихотворение близкое по содержанию беседы; можно
прочитать художественные рассказ.
Воспитателем так же проводятся небольшие беседы в начале таких занятий,
как рисование, лепка, аппликация, дидактические игры. При подготовке и
проведения таких бесед воспитатель должен соблюдать те же правила.
Беседы в развернутом виде проводятся уже с детьми среднего и старшего
возраста.
«Блажен, кто словом твердо правит и держит мысль на привязи свою», -
сказал Пушкин. Держать мысль на привязи – трудно дающееся искусство,
потому-то и следует прививать его людям с малолетства.