Напоминание

"Беседа как занятие"


Автор: Завадская Альбина Шариповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 83 комбинированного вида Приморского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Беседа как занятие"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Беседа - как занятие »

Воспитатель Завадская А.Ш.

Разговоры и беседы - в сущности два почти

тождественных проявления одного и того же

процесса: речевого

общения людей. Но мы,

выделяя беседы как один из ценнейших приемов

развития речи детей, подразумеваем под ними

организованные, планово-проводимые занятия,

цель

которых

углубить,

уточнить

и

систематизировать

путем

слова

представления и знания детей.

И.И. Тихеева

С какого же возраста можно начинать беседовать с детьми?

Свободная, непринужденная беседа, согретая интересом, осмысленная

ценностью и значительностью ее содержания, является одним из самых

основных факторов развития речи детей. Речевое общение детей как беседа

осуществляется в двух возможных формах: разговор - диалог, т.е. обмен

репликами (ответы на вопросы), и рассказ - монолог, т.е. более или менее

развернутое сообщение к слушателям.

Для устной речи как монологической, так и диалогической, присущи

краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения,

эмоциональная

непосредственность,

интонационная

и

образная

выразительность изложения. И да, начинать беседовать уже вполне возможно

с трех, четырехлетними детьми, если они владеют речью в должной для их

возраста мере.

С такими маленькими детьми беседы должны по возможности

проводиться индивидуально, при наличии того предмета, явления, которым

беседа вызвана. У ребенка этого возраста память проявляется в форме

узнавания. т.е. в форме восприятия. Его мышление носит преимущественно

непосредственный характер. Он разбирается и устанавливает мыслительные

связи между наглядно принимаемыми элементами.

Беседы могут возникать по поводу явления социального, общественного,

этического,

наблюдаемого

детьми

лично

или

выдвинутого

чтением,

рассказом. Одно и то же явление может вызвать несколько тем для бесед.

Беседы ни в коем случае не должна преследовать цели словесного

насаждения в головы детей. Ее цель - систематизировать и закреплять

знания, приобретаемые опытным путем. Непосредственно связанные с

восприятиями детей и живыми впечатлениями.

Мы – воспитатели детского сада направляем свои усилия на то, чтобы речь

детей была содержательной и понятной для окружающих, и само речевое

общение проходило в формах, отвечающих нормам, предъявляемым к

поведению самого ребенка в обществе.

Содержательность речи, это запас интересных наблюдений, впечатлений,

переживаний, мыслей при воспитанной потребности в речевом выражении,

который обогащает детскую речь.

Понятность

речи это как результат ясной мысли, который достигается

умением говорить с достаточной полнотой и последовательностью.

Эти требования осуществляются главным образом на занятиях, но и в тоже

время для развития разговорной (диалогической) речи в купе с занятиями

большое значение имеет речевое общение друг с другом и нами –

воспитателями в повседневной жизни.

Занятия – беседы – развитие речи и методика их проведения отражается в

организованном разговоре воспитателя со всей группой детей. В беседе

воспитатель:

1)

уточняет и упорядочивает опыт детей, т.е. те представления и знания о

жизни

людей

и

природы,

которые

дети

приобрели

во

время

наблюдений

под

руководством

воспитателя

и

в

разнообразной

деятельности в семье и в детском саду;

2)

воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3)

приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не

отвлекаясь от темы беседы;

4)

учит просто и понятно излагать свои мысли;

5)

развивает речевую активность.

Так же руководствуется такими приемами как:

1)

не давать детям уклоняться от главной темы;

2)

неуклонно вести к конечным выводам;

3)

не прерывать детей без безусловной необходимости

(относит

замечания и поправки к концу);

4)

не требовать полных ответов (беседа должна вестись естественно и

непринужденно);

5)

не злоупотреблять вопросами (обходиться без них, если возможно,

достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания);

6)

побуждать детей к вопросам;

7)

привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного

изложения всех детей;

Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое

внимание,

умение

слушать

и

понимать

речь

других,

сдерживать

непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, привычку говорить

достаточно громко, чтобы все слышали.

Содержание бесед могут быть очень разнообразными, они обусловлены

программным материалом по ознакомлению детей с окружающим миром:

бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а

так же деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т.д.)

Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. При очередном

планировании

воспитатель

намечает,

какой

программный

материал

целесообразнее дать детям в беседе. Нужно продумать, как начать беседу,

чтобы быстро собрать внимание детей и проявить у них интерес к

предстоящему занятию.

В некоторых случаях целесообразнее начать беседу с вопроса, который

должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах или событиях,

связанных с содержанием беседы. В ходе беседы вопросы воспитателя,

которые являются основным методическим приемом на этом занятии,

раскрывают содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учит их

правильно

отвечать.

Воспитатель

должен

продумать

содержание

и

формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны.

Своими вопросами воспитатель должен направлять мысль детей на

существенные

характерные

признаки

и

явления.

И

для

уточнения

представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного

им объекта, необходимо использовать наглядный материал: картину,

игрушку, модель.

Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую

активность.

Предмет,

который

используется

на

занятии

в

качестве

наглядного пособия, должен ярко иллюстрировать программный материал

беседы.

В конце занятия полезно закрепить содержание беседы или углубить ее

эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать разными путями, а

именно: воспитатель излагает содержание беседы в кратком заключительном

рассказе, повторяя самое существенное; в конце беседы проводится

дидактическая игра на том же программном материале; детям предлагается

прочитать знакомое стихотворение близкое по содержанию беседы; можно

прочитать художественные рассказ.

Воспитателем так же проводятся небольшие беседы в начале таких занятий,

как рисование, лепка, аппликация, дидактические игры. При подготовке и

проведения таких бесед воспитатель должен соблюдать те же правила.

Беседы в развернутом виде проводятся уже с детьми среднего и старшего

возраста.

«Блажен, кто словом твердо правит и держит мысль на привязи свою», -

сказал Пушкин. Держать мысль на привязи – трудно дающееся искусство,

потому-то и следует прививать его людям с малолетства.



В раздел образования