Автор: Шаряфетдинова Алсу Амировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №947
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия по рисованию, лепке.нетрадиционная техника рисования
Тема: "Сказочный витраж" Профессия художник
Раздел: дошкольное образование
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РИСОВАНИЮ, ЛЕПКЕ
ТЕМА: «СКАЗОЧНЫЙ ВИТРАЖ»
(Профессия художник)
(нетрадиционная техника рисования)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:
ШАРЯФЕТДИНОВА А.А
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 947»
(ГБОУ Школа № 947)
Структурное подразделение №6
Цель: Формирование представлений о творческой профессии художника. Познакомить с одним из
видов декоративного искусства – витражами, формирование у детей интереса выполнения
витражей. Показать красоту и необычность картин на стекле.
Задачи
Познакомить детей со спецификой профессии художника. Дать представление о ее разнообразии,
творческом
характере.
Закрепить
названия
предметов
и
изобразительных
материалов,
используемых
художниками.
Побуждать
детей
использовать
разнообразные
средства
выразительности в процессе создания рисунка. Уточнить представления детей о видах и жанрах
изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет);
Формировать положительное, эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.
Развивать творческие способности детей, художественный вкус.
Вызвать интерес к искусству.
Коррекция мелкой моторики пальцев руки.
Развивать умение правильно организовать рабочую поверхность.
Уметь доводить начатое дело до конца.
Воспитывать у детей уважение к труду художника.
Раздаточный материал : Листы бумаги, простые карандаши, пластилин, гуашь.
Оборудование: Замок, окна для замка, иллюстрации витражей.
Материал
по
предварительной
работе:
Демонстрационный:
иллюстрации
известных
художников И. И. Левитан “Золотая осень”; Ф.П.Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”;
И.И.Шишкин “Перед грозой”; И.Е.Репин “Автопортрет”. Иллюстрации с изображением разных
профессий людей искусства. Иллюстрации витражей.
Предварительная работа: экскурсия в выставочный зал или в картинную галерею. Беседа о
жанрах изобразительного искусства, рассматривание иллюстраций известных художников,
рассматривание альбома “Труд людей», рассматривание иллюстраций с изображением витражей.
Словарная работа: набросок, пейзаж, портрет, натюрморт, реставратор, витраж.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое
развитие».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день, к нам на занятие
пришло много гостей, давайте их поприветствуем. ( Дети здороваются).
1.Организация детей (введение в тему):
Мы веселые ребята, мы ребята дошколята,
Никого не обижаем, как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим. (Взялись за руки)
Пусть всем будет хорошо – повернись, повернись
И друг другу улыбнись. (Улыбаются друг другу).
Читает первый ребёнок:
Назову сейчас профессий
Не четыре и не десять,
А почти что три десятка!
Ну-ка, слушайте, ребятки!
Сценарист, судья, стилист,
Часовщик, технолог,
Финансист, шахтёр, таксист,
Проводник, геолог,
Переводчик, иллюстратор,
Штурман, архитектор,
Композитор, дегустатор,
Лётчик, врач, корректор,
Имиджмейкер, каскадёр,
Журналист, издатель,
Полицейский, режиссёр,
Машинист, спасатель.
Стало интересно вам?
Всех профессий - океан!
Выберите - что по силам вам.
Читает второй ребёнок:
Я взял альбом и карандаш,
И подошёл к столу.
Я нарисую домик наш,
И маме покажу.
Потом я нарисую мост,
Поляну, пруд и лес,
И мой рисунок очень прост
Картина без чудес.
Рисунок маме показал,
Сказала — "Молодец".
— Красиво всё нарисовал —
Мой похвалил отец.
Опять возьму я карандаш,
Не буду я играть.
Я маленький художник ваш,
Я буду рисовать…
Читает третий ребёнок:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …
(Художник)
2. Теоретическая часть:
Воспитатель. - Правильно, ребята, это загадка про художника, молодцы!
- Кто же такой художник?
Ответы детей.
Правильно, художник – человек, который занимается изобразительным
искусством,
создаёт
картины,
художественные
произведения.
Изобразительное искусство появилось в давние времена, ещё древние люди
украшали стены своих пещер росписями с изображением животных, людей.
Чтобы написать картину художнику нужно собрать материал, представить
себе картину, сделать множество набросков.
Художником может стать
только тот, кто хорошо рисует, потому, что рисунок – это основа любого
изображения.
Профессия художника имеет много разновидностей. Мы уже знаем кто
такой живописец, портретист, реставратор, художник-мультипликатор и т.д.?
Художники изображали в своих картинах окружающий их мир, всю его
многообразную природу, животных, предметы, человека и его жизнь. Отсюда
возникло деление картин по жанрам.
Воспитатель. Я хочу вам загадать загадки, а вы их отгадайте.
«Отгадай загадку» + ИГРА «СОБЕРИ КАРТИНКУ»
Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ
.
Если видишь на картине чашку, кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это – НАТЮРМОРТ.
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном, или, вроде, верхолаз,
Летчик или балерина, или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется – ПОРТРЕТ
.
+ ИГРА «СОБЕРИ КАРТИНКУ»
Воспитатель.- Ребята, а где хранят свои работы художники?
Правильно, некоторые произведения художников хранятся в музеях и
картинных галереях.
Загадки «Чем пользуется художник»
- Ребята, а теперь послушайте загадки и если вы угадаете, мы узнаем, какими
инструментами пользуется юные художники.
Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
По бумажному листу
Или тканному холсту
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я? (Кисть)
Вот тебе помощник деревянный.
Должен быть он острым постоянно.
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует… (Карандаш)
Чтобы ноты разложить,
У музыкантов есть пюпитры, (подставка для нот)
А чтобы краски разводить,
Художникам нужны… (Палитры)
Я люблю держать бумагу
и не сделаю я шагу.
Вам работать помогаю
Что рисуете не знаю.
Кто я - вот простой ответ
Ваш надежный друг (Мольберт)
Дети находят отгадку на столике.
Воспитатель:
- Молодцы!
Чтение стихотворения ребёнком:
Для работы взял ХУДОЖНИК
Кисти, краски и мольберт.
Нарисует даже дождик –
Или, хочешь, твой портрет?
Воспитатель: А сейчас садимся за столы.
Дети, мы ещё поговорим сегодня о художнике-дизайнере, который создаёт
витражи, витражист. Что такое витраж?
Витраж – это особенная картина или узор из цветного стекла, которые
разделены между собой своеобразной перегородкой, контуром. Витражами
украшают окна, стеклянные двери, перегородки, купола в церквях и храмах,
мебель, люстры. (показ иллюстраций )
Свет, проходя через цветные стекла, окрашиваются в их цвета и создает
особую атмосферу в помещении, все вокруг становится волшебным,
радостным.
Чтение стихотворения ребёнком:
Переплетение цветное,
Оконный стрельчатый пейзаж,
Святые, ангелы, герои,
И называется — витраж.
Зеленый, красный, желтый, синий,
Он лихо буйствует,
Пока в перекрещенье строгих линий
Не застывает на века.
Воспитатель- Ребята как вы думаете, какими качествами должен обладать
художник, чтобы нарисовать картину?
- Правильно, художник должен быть аккуратным, усидчивым, терпеливым,
наблюдательным, творческим.
Физкультминутка
-Ребята, чтобы художниками быть, надо чтобы мы были здоровыми и наши
руки никогда не уставали, в этом нам поможет математическая физминутка
“Юные волшебники”.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Будем дружно рисовать,
И картины создавать.
А теперь художниками-витражистами становитесь, ребята, вы сами.
Работа с красками и другими художественными материалами начинается с
организации рабочего места.
- Приготовим рабочее место настоящего художника.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель оказывает в случае необходимости практическую помощь детям
в применении технических навыков.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже их очень люблю и сейчас
расскажу вам одну волшебную сказку.
Чтение детям сказки:
В некотором царстве в разноцветном государстве жили-были король,
королева и принцесса.(Показ иллюстраций). Все жители этого государства
жили дружно, никогда не грустили и не скучали, любили петь и танцевать и
всегда были веселыми. Они часто во дворце устраивали праздники, на
которые приглашали всех придворных и жителей.
Но в этом государстве жила-была злая колдунья, которой не нравилось
разноцветное государство, так как её никогда не приглашали во дворец на
праздники.
И вот однажды, когда король и королева уехали, и принцесса осталась
одна, колдунья заколдовала дворец со всеми его жителями. Во дворце стало
все серо-черным, а принцесса и жители погрузились в сон.
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите, чтобы сказка на этом закончилась?
( Ответы детей)
- Замок можно расколдовать и заклятие исчезнет, если лучи солнца пробегут
через цветные витражи замка, и тогда все опять станет разноцветным как
раньше.
Что такое витраж мы с вами знаем.
- Ребята, а вы поможете расколдовать замок, принцессу и всех его жителей?
(Ответы детей). Для этого мы сделаем витражные окна. .
3.Практическая часть:
На столах у вас лежат окна с заранее выложенными перегородками-
узорами, сделанными из пластилина. Потом мы раскрасим «стеклышки»
яркими красками. Перед началом работы приготовим ваши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе (пальчики сжимаем в кулак и разжимаем)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (подушечки всех пальцев одной руки
Маленькие пальчики. дотрагиваются до пальцев другой руки)
Раз, два, три, четыре, пять – (поочередно соединяем одноименные
Начинай считать опять. пальцы: большой с большим,
указательный
Раз, два, три, четыре, пять – с указательным и т.д.)
Мы закончили считать. (встряхнули руки).
Во время практической части воспитатель наблюдает за работой детей и по
мере необходимости помогает.
Воспитатель: - Молодцы! Окна для дворца готовы. Какие красивые окна с
разноцветными витражами получились. (Вешаем окна на замок). Вот мы и
расколдовали замок, принцессу и его жителей.
Я довольна вашей работой на занятии, вы хорошо потрудились и большое
спасибо, что помогли расколдовать сказочный замок.
4. Итог занятия:
С какой профессией мы с вами сегодня познакомились. (Художник).
Разновидностей у неё очень много. Но более плотно мы ознакомились с
профессией витражиста, требующей определённых умений и навыков.
В конце занятия проводится также и выставка детских витражей.
Список литературы:
1. Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.
2. В. С. Горичева»Сказку сделаем из глины, снега, теста, пластилина» Яр-ль.
1998.
3. Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность
дошкольников» М. ,1997.
4. Н. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П. ,1999. п-
ма «Детство».
5. Н. А. Курочкина «Знакомим с пейзажем»С-П. 2000 программа «Детство»
6. И. Лыкова «Цветная мозаика» М. ,2000.
7. М. В. Трофимова «И учеба, и игра, и изобразительное искусство»
Я-ль, 1997
8. Рей Гибсон «Веселые игры» М. ,1995.
9. Э. Тэйлор «Приключение в мире живописи» М. ,
10. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,
Москва, 2008г.
11. Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду.//Дошкольная
педагогика. 2009.
12. Интернет-ресурс.