Автор: Зиненко Екатерина Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Владивостокский Судостроительный Колледж
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: МЕЖДИСЦЕПЛЕНАРНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАЦИИ СО СВЕРСТНИКАМИ У ПОДРОСТКОВ С ЗАИКАНИЕМ
Раздел: среднее профессиональное
МЕЖДИСЦЕПЛЕНАРНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАЦИИ
СО СВЕРСТНИКАМИ У ПОДРОСТКОВ С ЗАИКАНИЕМ
Заикание представляет собой одну из наиболее сложных форм речевой
патологии.
Специфической
особенностью
этого
нарушения
является
судорожное состояние мышц речевого аппарата, выражающееся в так
называемых «моментах заикания» в процессе общения.
Особенности устного общения детей, страдающих заиканием, могут
вызывать появление специфических психологических проявлений в период
подросткового возраста. Исследователи, включая Л.И. Белякова, В.П.
Мерзляков, подробно изучали такие аспекты, как фиксация на дефекте и
личностные переживания [4].
Речевая деятельность является основой для формирования социальных
связей человека с окружающим миром. Если речевая функция нарушена у
индивида, это влечет за собой проблемы в общении и отклонения в
коммуникативном поведении, как указывают В. А. Калягин [4] и Т. А.
Болдырева [5]. Многие исследователи подчеркивают, что коммуникативное
поведение зависит от уровня социальных представлений человека, его
ориентированности на освоение различных форм и средств общения (как
речевых, так и неречевых) и определяется формой, объектом и средствами
коммуникации, а также коммуникативной компетентностью человека.
Анализ исследований о заикании у подростков показывает, что
заикание, как одно из наиболее сложных и длительных речевых нарушений,
характеризуется не только расстройствами темпа, ритма и плавности
экспрессивной речи, изменениями в эмоционально-волевой сфере, но,
прежде всего, нарушением ее коммуникативной функции (Н. М. Асатиани, Л.
А. Зайцева, Н. Л. Карпова, Р. Е. Левина, Г. Д. Неткачев, В. И. Селиверстов, Н.
Н. Станишевская и др.). Авторы подчеркивают важность разрушения
«динамических стереотипов», возникающих в ответ на эмоционально
значимые раздражители, а также необходимость установления на каждом
этапе коррекции уровня доступной деятельности, в рамках которой
изменяются
личностные
качества
заикающихся
и
повышается
их
устойчивость к фрустрационным ситуациям. Становится актуальной задача
поиска методов коррекционной работы, направленных не только на
исправление техники речи заикающихся, но и на воспитание у них умений
общаться и взаимодействовать с людьми. Речь идет о реабилитации, в
результате которой происходит коррекция как отдельных черт личности, так
и стереотипов коммуникативного поведения у подростков со сверстниками.
Взгляд на заикание, представленный различными исследователями,
указывает
на
то,
что
это
является
сложным
психофизиологическим
состоянием, сопровождаемым нарушениями ритма и плавности речи в
ситуациях важного общения. Это расстройство входит в категорию
функциональных
логоневрозов,
которые
обладают
коммуникативной
природой и могут быть рассмотрены как нарушение речевой коммуникации.
Подчеркивается, что заикание проявляется не только на уровне
физической артикуляции слов, но и в контексте общения, когда оно
становится значимым. Это может привести к трудностям в эффективной
передаче мыслей и идей, а также восприятии информации собеседниками.
Автор С.Р. Малина отметила, что заикание имеет психологический и
физиологический компоненты. Психологические аспекты могут включать в
себя тревожность, страх перед общением или негативный опыт в прошлом,
который мог спровоцировать данное состояние. Физиологические аспекты
могут влиять на моторику речевых органов, вызывая нарушения в
артикуляции звуков [29].
Заикание, по мнению исследователей, таких как Е.Ю. Рау, О.А. Беглова,
В.П. Мерзлякова, представляет собой одно из наиболее распространенных и
сложных речевых расстройств, объединяющее в себе судорожные и
психофизиологические проявления. В рамках различных теоретических
подходов, большинство авторов выделяют взаимосвязь между речевым
дефектом, мышечным напряжением и эмоциональными аспектами в момент
или перед речевым актом [34].
Классификация заикания включает следующие формы:
1. Неврозоподобная форма, обусловленная генетическими факторами,
представляет собой речевые нарушения, связанные с системными неврозами.
2. Невротическая форма развивается в условиях сильных стрессов и
потрясений.
При
этой
форме
заикания
часто
возникает
логофобия,
проявляющаяся страхом разговаривать.
3.
Тоническая
форма
характеризуется
растягиванием
слов
и
неуместными паузами.
4. Клоническая форма включает в себя повторение одних и тех же
звуков, слогов или слов.
5. Смешанная форма объединяет признаки как тонической, так и
клонической форм.
Степени тяжести заикания включают:
1. Стабильное заикание, при котором человек заикается постоянно.
2.
Нестабильное
заикание,
проявляющееся
при
определенных
обстоятельствах.
3. Циклическое заикание, когда заикание периодически возникает и
отступает.
Заикание
чаще
всего
выявляется
в
возрасте
от
2
до
4
лет,
преимущественно у мальчиков. Подозрение на это состояние может
возникнуть, если ребенок проявляет признаки, такие как растягивание слов,
частые паузы в предложениях, повторение слов или начальных звуков, а
также спазмы речевого аппарата при произнесении звуков. Дополнительные
признаки заикания включают раздражительность, агрессию, нервозность,
замкнутость, а также возможные нарушения сна, аппетита, функций
желудочно-кишечного тракта и энурез [5].
К сожалению, во многих случаях заикание не исчезает самостоятельно.
Если этот дефект не устраняется своевременно, он может стать не только
физиологической проблемой, но и социальной. Любое отклонение от нормы
негативно влияет на формирование личности и взаимодействие с обществом.
Заикающиеся дети часто избегают общественных мест и могут замыкаться в
себе, избегая посещения садов, школ и других общественных мест из страха
стать
объектом
насмешек.
Важно
отметить,
что
логоневроз
обычно
проявляется в дошкольном возрасте, однако, если на этапе детства не
провести коррекционные меры, заикание может сопровождать ребенка и в
подростковом возрасте [28].
Речевая деятельность включает в себя участие различных систем
организма, таких как дыхательная, нервная и другие. В переходном возрасте
эти системы подвергаются изменениям, что может привести к хроническому
течению заикания, даже если оно ранее не проявлялось длительное время.
Запинки и спотыкания в речи могут возникнуть в самых неподходящих
ситуациях,
например,
перед
большой
аудиторией,
на
экзамене,
в
необходимой беседе с незнакомцем и так далее.
Авторы
Ф.С.
Ганиева,
Т.
Н.
Алгериева
отметили,
что
период
подросткового возраста является особенно благоприятным для развития
комплексов. Частые неудачи в речи могут привести к серьезным нарушениям
психического состояния. У подростков наблюдается появление чувства
волнения и страха во время речевой активности, что проявляется усиленным
потоотделением,
чувством
жара
или,
наоборот,
ознобом,
а
также
изменениями в мимике, позе и нервных тиках. Прежде чем высказать что-то,
заикающиеся испытывают определенный страх, ощущение того, что над
ними будут смеяться, что приводит к тому, что многие мысли остаются
недосказанными. В большинстве случаев они предпочитают уединение,
поскольку из-за нарушений коммуникативной деятельности им сложно
адаптироваться в обществе и завести друзей, что, в свою очередь, затрудняет
формирование личной жизни. У этих детей может быть множество талантов,
связанных с творчеством или умственной деятельностью, но из-за чувства
стеснения они не торопятся проявлять и развивать их. Все это приводит к
тому, что со временем такие люди полностью изолируют себя, избегают
выхода из дома без крайней необходимости, прерывают учебу и работу,
иногда даже уходят в себя настолько, что перестают общаться даже с
членами своей семьи [7].
Согласно исследованиям О.А. Бегловой и отзывам самих заикающихся,
эмоциональное напряжение, связанное с оральной речевой деятельностью,
влияет на формирование патологического физического состояния, такого как
напряжение, скованность, тремор, спазмы в дыхательных, голосовых и
артикуляторных системах, а также в других частях тела [3].
С ростом возраста, психическое напряжение, связанное с речевой
деятельностью,
может
прогрессировать
в
навязчивый
страх
речи
(логофобию), что, согласно В. М. Шкловскому, создает патологический
механизм «порочного круга» в общении заикающихся, усложняя их речевую
ситуацию.
Исходя из данных А.И. Прилепы и Е.Ю. Рау, обнаруживается
потребность в коррекционных занятиях, направленных на снятие нервно-
мышечного напряжения в рамках комплексного подхода к лечению заикания
[35].
Авторы Л.А. Троицкая, В.В. Крахалев, О.Л. Бадалян отметили, что
заикание, как правило, имеет хронический характер и проявляется через
физические и психические отклонения, что может привести к серьезным
страданиям, социальной дезадаптации и, в некоторых случаях, существенной
утрате трудоспособности. На данный момент существует множество точек
зрения на причины заикания, и выделяются следующие факторы [48]:
1. Возрастной.
2. Неврологический.
3. Индивидуальные особенности развития речи.
4. Особенности функциональных асимметрий.
5. Психическая травматизация.
6. Генетический.
7. Половой деморфизм.
Кроме того, заикание может быть сопутствующим явлением некоторых
психоневрологических заболеваний, таких как, например, шизофрения.
Независимо от того, какой из этих факторов является основным в
возникновении заикания, можно утверждать, что этот фактор прежде всего
снижает адаптивные характеристики центральной нервной системы ребенка.
Психологические факторы, влияющие на формирование заикания,
связаны с психологическим нарушением, основным проявлением которого
является
поражение
речи,
известное
как
логоневроз.
Логоневроз
соответствует трём критериям психогенных расстройств:
- он инициируется психической травмой;
- содержание этой психической травмы отражается в клинической
картине заболевания;
-
с
течением
времени
после
психической
травмы
психогенное
расстройство постепенно смягчается, так как происходит естественное
восстановление (время является фактором восстановления).
Основным психологическим механизмом, приводящим к заиканию,
является формирование логофобии, что представляет собой навязчивый
страх
перед
произнесением
слов.
Этот
страх
возникает
после
психотравмирующей ситуации и проявляется в напряженном ожидании
невозможности
произнести
определенный
звук,
слово,
фразу
или
предложение. Это ожидание порождает страх перед произнесением речи, что
в свою очередь приводит к парализации механизма произнесения звуков [44].
Многие подростки, сталкивающиеся с заиканием, часто испытывают
сложности в речевой коммуникации, вызванные как психологическими
проблемами, так и особенностями возраста. Из-за этих факторов они могут
чувствовать неудобство и не готовы обращаться за помощью к специалистам.
Однако еще одним аспектом трудности в преодолении этого нарушения
является то, что подростки часто проводят много времени, поглощенные
гаджетами и виртуальным общением через онлайн-игры. В результате
возникает
дефицит
живой
коммуникации.
Это
делает
сложным
взаимодействие родителей с подростками и вовлечение их в новые виды
деятельности, особенно в условиях, когда этот возраст считается наиболее
трудным для решения проблем [40].
Также характерными признаками заикания являются:
1. Тенденция к избеганию общения;
2. Частое нахождение в состоянии беспокойства;
3. Спазмы мышц лица и шеи;
4. Отсутствие волевых качеств характера, таких как выдержка и
самоконтроль,
терпение
и
целеустремлённость,
настойчивость
и
принципиальность, инициативность и решительность, организованность и
последовательность, самостоятельность и самоконтроль;
5. Страх перед публичным выступлением;
6. Внезапные изменения тембра голоса в интонации.
Автор И.А. Алексеев, А.А. Вебер, Я..Ю Гостева рассмотрели заикание
как
нарушение
темпоритмической
организации
речи,
обусловленное
судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Это расстройство
осложняется
психогенными
патологическими
реакциями,
которые
со
временем могут привести к тяжелому психоневрозу, оказывающему влияние
на все сферы жизнедеятельности пациента. Механизм заикания обычно
объясняется поражением центральной нервной системы, несовершенством
нервных процессов, нарушением корково-подкоркового взаимодействия и
другими факторами дезонтогенеза и дисгармоничного развития личности [1].
Основным проявлением заикания является наличие судорог в процессе
речевой деятельности, а также наличие непроизвольных пауз, повторов
отдельных звуков, слогов и даже слов. Заикание представляет собой тяжелую
форму патологии речи, относящуюся к системным неврозам с гипо- и
гиперэргическими вариантами проявления. Оно чаще возникает у детей с
ослабленной нервной системой или задержкой речевого развития, а со
временем
может
сопровождаться
сопутствующими
движениями,
эмболофразиями и фобиями.
Заикание также включает в себя нарушения темпа и ритма речи, где
темп является одним из главных компонентов просодической стороны речи,
влияя на восприятие смысла высказывания. Регулярность ритма, чередование
ударных и безударных слогов, также является важным элементом, оказывая
влияние на темпо-ритмическую организацию речи. У людей, страдающих
заиканием, эти компоненты устной речи нарушены, что усложняет их
общение.
Один из подходов к преодолению этих трудностей заключается в
использовании различных видов деятельности, включая музыкальную.
Музыкальная
деятельность
предоставляет
подросткам
возможность
взаимодействия и общения, будучи яркой и эмоционально насыщенной.
Включение различных форм взаимодействия, таких как музицирование,
совместное пение, музыкальные игры и инсценировки, способствует более
глубокому пониманию друг друга и себя [5].
Автор К.Н. Каржаубаева отмечает, что подростки, сталкивающиеся с
заиканием и логоневрозом, могут самостоятельно усугублять и закреплять
это
патологическое
состояние,
зачастую
под
влиянием
окружающих
сверстников и взрослых. Они постоянно подвергаются указаниям о наличии
речевых неудач, испытывая искажение звуков и трудности в выражении
своих мыслей словесно [22].
Таким образом, с точки зрения медико-психолого-педагогического
подхода, заикание рассматривается как особенный феномен в коммуникации
у
подростков
с
заиканием,
который
связан
с
медицинскими,
психологическими и педагогическими аспектами.
Медико-психологические
аспекты
заикания
обусловлены
психологическими факторами, такими как логофобия - навязчивый страх
перед произнесением слов, а также психотравмирующими ситуациями. Эти
факторы могут привести к нарушению речи, известному как логоневроз.
Педагогическая проблема заключается в том, что многие подростки,
сталкивающиеся с заиканием, испытывают сложности в коммуникации и
могут чувствовать себя неудобно. Они могут не обращаться за помощью к
специалистам из-за своих эмоциональных и психологических проблем, а
также из-за особенностей возраста.
Следовательно, заикание рассматривается как сложный многогранный
проблемный
вопрос,
который
требует
комплексного
подхода
к
его
пониманию и лечению. Это включает в себя медицинские и психологические
методы
лечения,
а
также
педагогическую
поддержку
и
разработку
специализированных программ обучения коммуникации для подростков с
заиканием.
В связи с возникновением судорог в речевом аппарате у заикающихся
подростков
формируются
специфические
черты
личности,
которые
способствуют нарушениям коммуникативного поведения. Эти нарушения,
коммуникативного поведения, могут привести к социальной дезадаптации.
В настоящее время принята концепция, согласно которой заикание
оценивается как коммуникативный характер, который часто приводит
заикающихся к серьезным проблемам в процессе общения. Эти проблемы
могут затронуть различные аспекты, включая эмоциональный (появление
логофобии), когнитивный (искажение понимания и оценки коммуникативной
ситуации и представления о самом себе как субъекте общения) и
поведенческий (избегание определенных ситуаций, сужение круга контактов)
[25].
Актуальной становится задача разработки методов коррекционной
работы,
направленных
не
только
на
исправление
техники
речи
у
заикающихся, но и на развитие у них умения общаться и взаимодействовать с
окружающими. Речь идет о реабилитации, в результате которой происходит
коррекция как отдельных индивидуально-психологических черт личности,
так и стереотипов коммуникативного поведения у подростков с заиканием,
включая работы Л. И. Беляковой, Т. А. Болдыревой, Е. Ю. Рау [6].
Под
коммуникативным
поведением
заикающихся
понимают
совокупность внешних выражений речевых реакций человека, связанных с
передачей или восприятием информации в различных ситуациях социального
взаимодействия.
Ведущими
факторами
этого
поведения
являются
формальные
аспекты
коммуникативного
взаимодействия,
такие
как
интонация, длительность высказываний, частота обращений к партнеру,
легкость включения в разговор, наличие персевераций, плавность, громкость
речи, быстрота реакции ответов, частота пауз-остановок, эмоциональность
речи, а также использование невербальных средств, таких как мимика и
жесты. Кроме того, важными компонентами коммуникативного поведения
являются коммуникативный контроль (способность оценивать другого
участника коммуникации и контролировать собственное эмоциональное
состояние),
коммуникативные
склонности
(умение
легко
и
быстро
устанавливать деловые и товарищеские контакты, расширять сферу общения,
участвовать в общественных мероприятиях, связанных с использованием
речи) и личностные черты, оказывающие влияние на коммуникативное
поведение, такие как самодостаточность, эмоциональная устойчивость,
расслабленность,
смелость,
рассудительность,
сознательность,
дипломатичность,
склонность
к
опасениям,
недисциплинированность,
жесткость, радикализм, доверчивость, отзывчивость и доминантность.
Авторы Л.А. Троицкая, В.В. Крахалев, О.Л. Бадалян отметили, что
эмоции у подростков тесно связаны с их общением. В эмоциональной сфере
подростков выделяются следующие черты: повышенная чувствительность,
большая стойкость эмоциональных переживаний по сравнению с более
младшими школьниками, увеличенная готовность к ощущению страха и
выраженная тревожность. Также наблюдается противоречивость чувств,
возникновение эмоциональных реакций не только на внешнюю оценку, но и
на самооценку, формирующуюся в контексте растущего самосознания. Они
также проявляют сильное чувство принадлежности к группе и предъявляют
высокие требования к дружбе [47].
В период подросткового возраста происходит интеллектуализация
процессов памяти и восприятия. Смысловая память развивается на основе
более осмысленного запоминания материала, и процессы оценки памяти
становятся более осознанными.
Психическое функционирование подвергается изменениям в различных
областях. Сформированы навыки самоконтроля и саморегуляции, внимание
становится
более
селективным
и
зависимым
от
характера
занятий.
Происходит активное развитие и улучшение как письменной, так и устной
речи.
В период подросткового возраста у лиц, страдающих заиканием,
наблюдается усиление общих невротических расстройств и формирование
патологических
реакций
личности,
включая
развитие
депрессивных
состояний. Заикающиеся подростки характеризуются опасениями перед тем,
как
произвести
неудовлетворительное
впечатление
на
слушателей,
выделением своего речевого дефекта, страхом перед невозможностью
четкого выражения своих мыслей. На фоне этого отмечается усиление
замкнутости, развитие чувства неполноценности, депрессивного настроения
и избегание ситуаций, требующих речевых взаимодействий.
Автор Е.Ю. Рау выделяет полюсные черты в поведении заикающихся
подростков, где наблюдается сочетание неуверенности в себе, ощущения
малоценности с завышенной самооценкой, излишней уверенностью и
высокими амбициями, которые могут рассматриваться как компенсация
недостаточного признания своих успехов. На уровне поведения в классе
часто
проявляются
неадекватные
формы:
отчужденность,
избегание
возможных речевых контактов как в учебной, так и внеурочной обстановке
[33].
Особенности коммуникативного поведения заикающихся подростков и
взрослых проявляются в менее развитых, по сравнению с нормально
говорящими, формальных аспектах коммуникативного взаимодействия,
коммуникативного контроля, коммуникативных склонностей, а также в
деструкции
личностных
черт
заикающихся.
Недостаточная
сформированность
формальных
аспектов
проявляется
в
наличии
персевераций, нарушении плавности речи, трудностях включения в разговор,
снижении быстроты реакции на ответы, низкой частоте обращений к
партнеру, краткости высказываний, а также в частом, немотивированном
использовании
невербальных
средств
речи,
таких
как
излишняя
жестикуляция.
Нарушение коммуникативного контроля у заикающихся выражается в
их склонности к обиженности в затруднительных ситуациях, создании
спорных и конфликтных обстоятельств, болезненной чувствительности к
неудачам в общении, а также в неспособности учитывать мнение партнера и
его
эмоциональное
состояние.
Несформированность
коммуникативных
склонностей проявляется в снижении инициативы в общении, трудностях в
установлении контактов с людьми, затруднениях при выступлениях перед
аудиторией и неспособности убеждать и отстаивать свою точку зрения [30].
Наиболее характерными чертами личности заикающихся являются
доминантность, напряженность, раздражительность, отсутствие смелости,
замкнутость, тревожность и конформизм (подчинение чужому мнению и
стремление к социальному одобрению). По сравнению с нормально
говорящими, у заикающихся подростков и взрослых преобладает более
низкий уровень сформированности коммуникативного поведения.
Автор М.И. Буянов указывает на отсутствие у заикающихся подростков
единых характерных особенностей личности. Наблюдения М.И. Буянова
показывают, что у данной группы подростков проявляется широкий спектр
личностных особенностей, варьирующих от типичных для подростков без
речевых нарушений до выраженных психопатологических изменений [8].
Часто
заикание
сопровождается
разнообразными
особенностями
личности, которые проявляются в различной степени выраженности. Среди
наиболее
распространенных
характеристик
можно
выделить
опасения
вызвать негативное впечатление у слушателей, беспокойство по поводу
выявления собственного речевого дефекта, страх неспособности четко
выразить свои мысли, усиление склонности к замкнутости, развитие чувства
неполноценности и депрессивного настроения, а также избегание ситуаций,
требующих участия в речевых взаимодействиях.
В настоящее время отсутствует полный и структурированный перечень
когнитивных особенностей у детей и подростков, страдающих заиканием. В
этом
контексте
предоставляются
различные
данные
из
различных
источников. Например, Л.И. Белякова описывает неврозоподобную форму
заикания, отмечая сходство ее симптоматики с неврозами. Она подчеркивает
повышенную утомляемость и истощаемость у заикающихся детей, их
неустойчивость внимания, которая сочетается с расторможенностью в
поведении, а также замедленным речевым развитием по сравнению с
пищущими
детьми
и
быстро
развивающейся
эмболофразией.
Также
отмечается, что данная форма заикания сопровождается выраженными
психомоторными нарушениями, особенно в динамическом праксисе. У
заикающихся этой группы часто наблюдаются трудности в восприятии и
удержании темпо-ритмических структур, а при хроническом течении
возрастают трудности в адаптации, сопровождающиеся снижением памяти,
внимания и психосоматического тонуса [2].
Заикание
часто
сопровождается
индивидуальными
особенностями
личности, проявляющимися в различной степени выраженности. Среди этих
особенностей
наиболее
распространены
опасения
вызвать
негативное
впечатление у слушателей, беспокойство по поводу выявления своего
речевого дефекта, страх неспособности четко выразить свои мысли, усиление
замкнутости, развитие чувства неполноценности, депрессивного настроения,
а также избегание ситуаций, требующих участия в речевых контактах.
Автор Е.Н. Горшкова отметила, что подростки часто испытывают
трудности из-за заикания в образовательной среде, так как страх перед
произнесением
слов
может
привести
к
избеганию
устных
ответов,
выступлений и общественной активности. Это поведенческое избегание
может также привести к сужению круга общения и снижению успеваемости
ученика. Кроме того, ученик может подвергаться буллингу как со стороны
сверстников,
так
и
со
стороны
педагогов.
Недостаточно
развитое
коммуникативное и речевое поведение заикающихся подростков связано с
различными социокультурными и личностными факторами, вызывающими
тревогу
и
опасения
в
сфере
общения.
Коммуникативное
поведение
подростков, помимо визуального проявления заикания, характеризуется
трудностями в активном участии в разговоре, сниженной активностью в
общении, замедленными ответами, нецеленаправленным использованием
жестикуляции и повышенной чувствительностью [10].
Кроме
того,
у
заикающихся
также
выявляется
наличие
нейропсихологических симптомов легкой степени выраженности, обычно
диффузного
характера,
связанных,
прежде
всего,
с
структурами
префронтальных отделов мозга и теменно-височно-затылочных отделов.
В
итоге
можно
заключить,
что
заикание
представляет
собой
комплексное
расстройство,
при
котором
проявляются
различные
особенности развития как в эмоционально-личностной сфере подростка, так
и в области когнитивных функций. Систематизация этих особенностей может
способствовать более эффективной работе с этим расстройством при
использовании комплексного подхода [9].
Таким
образом,
особенности
развития
речи
и
коммуникации
у
подростков с заиканием представляют собой сложный многоплановый
феномен, который требует комплексного понимания и подхода со стороны
медико-психологов и педагогов. Коммуникативное поведение заикающихся
подростков определяется различными факторами, включая формальные
аспекты коммуникативного взаимодействия, коммуникативный контроль,
коммуникативные склонности и личностные черты.
Формальные
аспекты
коммуникативного
поведения
заикающихся
подростков, такие как интонация, длительность высказываний, частота
обращений к партнеру и другие, могут быть менее развитыми по сравнению с
нормально
говорящими
сверстниками.
Это
проявляется
в
наличии
персевераций,
нарушении
плавности
речи
и
других
аспектах
коммуникативного взаимодействия.
Коммуникативный контроль у заикающихся подростков также может
быть нарушен, что проявляется в их склонности к обиженности, созданию
спорных и конфликтных ситуаций, а также в неспособности учитывать
мнение партнера.
Несформированные коммуникативные склонности могут привести к
снижению инициативы в общении, трудностям в установлении контактов с
людьми и другими трудностям в общении.
Эти особенности развития речи и коммуникации у подростков с
заиканием могут сказываться на их образовательном процессе, приводя к
избеганию устных ответов, выступлений и общественной активности из-за
страха перед произнесением слов.
Следовательно,
понимание
и
систематизация
этих
особенностей
помогают разработать более эффективные методики работы с заиканием у
подростков и использовать комплексный подход в их коррекции и
поддержке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алексеев, И. А., Вебер, А. А., Гостева, Я. Ю. Возможности
компьютерной программы» логоритм» в коррекции заикания посредством
ритмической стимуляции речи. Проблемы современного педагогического об-
разования, 2019, (65-4), 16-18.
2.
Баль, Н. Н., Андровонович, Н. А. Опыт разработки инновацион-
ной технологии преодоления заикания. in интеграция науки и образования в
xxi веке: психология, педагогика, дефектология. 2022. С. 77-77.
3.
Беглова, О. А. Интеграция логопедических и танцевально-двига-
тельных технологий в системе комплексной логопсихокоррекции заикания у
подростков и взрослых. In Логопедия: современный облик и контуры буду-
щего. 2021. С. 59-66.
4.
Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических
механизмов заикания // Заикание: проблемы теории и практики: Коллектив-
ная монография / Под рсд. Беляковой Л.И. - М.: Национальный книжний
центр, 2015. - 184 с.
5.
Большакова, Г. А., Кириллов, Н. А. Методы коррекции заикания.
In Современные проблемы естественных наук и медицины. 2020. С.. 477-481.
6.
Гагаркина, И. Г., Токмакова, Л. Н., Савченко, С. В. Профилактика
и коррекция нарушений речи у детей и адаптация их к школьному обучению.
In Новой школе-здоровые дети. 2022. С. 51-55.
7.
Ганиева, Ф. С. А., Алгериева, Т. Н. Особенности проявления и
коррекции заикания на разных возрастных этапах. In Логопедическое сопро-
вождение лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: современный
облик и контуры будущего.2022. С. 12-21.
8.
Гераськин, А. А., Богданов, М. А., Орлов, И. Ю. Оценка эффек-
тивности совместной работы психолога и логопеда в комплексном подходе
лечения заикания. Медработник дошкольного образовательного учреждения,
2018. (3), С. 69-76.
9.
Голубева Г.Г. К вопросу сохранения здоровья, обучающихся с ре-
чевым дефектом /Г.Г. Голубева // Образование: ресурсы развития. Вестник
ЛОИРО. 2019. № 2. С. 71-73.
10.
Горшкова, Е. Н. Подросток с заиканием в образовательной среде..
Подросток в мегаполисе: продолженное взросление, 2019. с.54-57
11.
Гуляев, Д. П. Логоневроз и его влияние на коммуникативную де-
ятельность подростков.2018. С, 40-45.
12.
Гуляев, Д. П. Влияние логоневроза на коммуникативную деятель-
ность в подростковом возрасте. 2018. С. 15-22.
13.
Гусаров, С.В. Использование современных технических средств
коррекции как интегративной технологии в процессе функциональных рече-
вых тренировок с заикающимися взрослыми / С.В. Гусаров, Е.Ю. Рау// Мир
науки, культуры, образования. 2017.№ 2. С. 18-23.
14.
Гусаров, С. В. Анализ и коррекция заикания у взрослых на основе
применения технических и программных средств. Сборник научных трудов
«Общение в эпоху конвергенции технологий», 2022, 1, С.603-606.
15.
Гусаров С.В. Диагностика и программа психолого-педагогиче-
ского воздействия на речевые и неречевые проявления заикания у взрослых с
применением приложений для смартфонов // Специальное образование. 2017.
№4 (48). С. 72–82.