Автор: Шакирова Надежда Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №235" Населённый пункт: г. Саратов Наименование материала: конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности Тема: "Приключения Фиксиков" Раздел: дошкольное образование
Цель: . закрепить с детьми полученные знания, доставить детям радость и
удовольствие от игр развивающей направленности.
Задачи:
обогащать и активизировать словарь по теме;
Формировать умение на основе опытов анализировать и делать
самостоятельно выводы;
развивать связную речь, воображение;
поддерживать стремление к познанию через игровую
экспериментальную деятельность;
способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности,
желанию приходить на помощь другим;
воспитывать чувство сотрудничества.
Материалы и оборудование:
Музыкальное сопровождение – песня «Кто такие Фиксики», песня «Веселый
музыкант»
слова
Т.Волгиной,
муз.
А.Филиппенко,
музыкальные
загадки:
«Скрипка», «Бубен», «Балалайка», «Барабан»; атрибуты для экспериментов:
кусок пенопласта, кусок мягкой резины (ластик), зубочистки, небольшие
листы бумаги, таз с водой, трубочки для коктейля, стаканы с водой, краски
пищевые, формы для льда, соль, нитка, термос, бутафорский холодильник,
камень,
деревянный
брусок,
гвозди,
молоток,
стакан
воды,
цветы
белые
хризантемы в вазоне, банка с водой , пищевые красители, крашеные цветы в
банке с подкрашенной водой; слайды для презентации: заставка «Фиксики»,
портреты
героеф
мультфильмов
и
сказочных
персонажей:
Дим-Димыч,
Снегурочка, Три Поросенка, Алиса в стране Чудес, изображения ветряной
мельницы и ветровых электро- станций, отгадки музыкальных отгадок; набор
карточек для дидактической игры «Что сначала, что потом».
Предварительная работа:
Изготовление
кораблей
в
группе,
приготовление
цветных
льдинок,
организация предметно – развивающей среды для развития интереса в ПИД.
Под музыкальное сопровождение из м/ф «Фиксики» дети входят в зал.
Восп.: Здравствуйте, дети! Вам знакома музыка, звучавшая в нашем зале? Нравится ли вам
этот мультипликационный фильм? А вы хотите быть такими же умными и умеющими
помогать окружающим людям детьми? Тогда, давайте превратимся с вами в героев этого
мультика и отправимся в волшебную лабораторию Фиксиков. В эту лабораторию
приходят видеописьма с просьбой о помощи.
(Воспитатель раздает шапки-маски героев мультфильма. Под музыку дети проходят и
садятся на стульчики).
Воспитатель: Вот мы и на месте. Чтобы людям помогать нужно самим много знать.
Давайте с вами поиграем в игру «Что сначала, что потом?». Ко мне выйдут два Фиксика.
(Дети подходят к магнитной доске).
На доске выстроены ряды картинок в перепутанной последовательности. Воспитатель
предлагает восстановить последовательность событий:
1.
Яйцо, цыпленок, петушок
2.
Семечко, дерево, яблоко
3.
Ребенок делает зарядку, играет в игрушки, спит в кроватке.
Восп.: Молодцы, дети. (раздается звонок и на экране появляется первая картинка с
изображением Дим - Димыча (М/ф «Фиксики»). А вот и Дим – Димыч. Он просит помочь
ему разобраться с кораблями, которые мальчик сделал своими руками. Но они не желают
плыть. А один из них так и вовсе идет ко дну. Поможем?
Воспитатель вызывает еще пару детей.
Дети подходят к столу на котором стоит таз с водой и два кораблика: один из
пенопласта, второй – из резинового ластика, мачты – зубочистки, небольшие листы
бумаги треугольной формы, трубочки для коктейля.
Восп.: Корабли как корабли. Давайте мы попробуем их отправить по волнам (корабли не
плывут, из ластика - тонет). Почему утонул резиновый кораблик?
Дети: Резина тяжелая. Она не подходит для плавания.
Восп.: По моему, этому кораблику все равно чего-то не хватает.
Дети: Ему не хватает паруса. (Дети мастерят паруса из листов бумаги).
Воспитатель: а что нужно парусам?
Дети: Ветер.
Воспит.: давайте возьмем трубочки и подуем в паруса. Что мы видим?
Дети: Ветер помог кораблю поплыть.
Восп.: верно. Вот мы и помогли Дим – Димычу с его проблемой. Присаживайтесь, дети.
Сила ветра использовалась людьми на ветряных мельницах в старые времена. Сегодня же
ученые придумали, как силу ветра преобразовывать в энергию ( на экране появляются
изображения этих сооружений).
Воспитатель: А у меня для вас подарок от Дим – Димыча. (достает мыльные пузыри)
Что это? (Пускает мыльные пузыри) Что находится внутри мыльных пузырей, как вы
думаете? Давайте немножко поиграем. Воспитатель пускает мыльные пузыри, а дети их
ловят.
Если дунуть посильней, будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
Воспитатель: Наигрались? А нам пора продолжить наши опыты в чудесной лаборатории.
Звучит звонок, и на экране появляется Снегурочка.
Восп.: Дети, Снегурочке надоело зимнее убранство. Все вокруг всегда белым – бело и ей
стало скучно в стране у Зимушки. Давайте мы и ей поможем.
Выходит еще пара детей.
На столе стоят краски ярких цветов, прозрачные стаканы, одноразовые ложки, формы
для льда.
Воспитатель: давайте с вами подумаем, что мы можем сделать из того, что видим?
Дети: Можно покрасить воду красками.
Воспитатель: а какие состояния воды вам известны?
Дети: вода может быть жидкая, в виде пара и твердая.
Воспитатель: давайте мы сделаем для Снегурочка красивые, разноцветные ледяные
фигурки.
С помощью воспитателя дети разливают подкрашенную воду в формочки. Ставят в
бутафорский холодильник.
Воспитатель: наша лаборатория все таки волшебная. Давайте сосчитаем до пяти, и
посмотрим, что у нас получилось?
Дети: Один, два, три, четыре, пять!
Воспитатель: формы можно доставать!
Дети показывают всем цветные льдинки.
Воспитатель: из цветных льдинок и обычной нитки можно сделать гирлянду. Для этого
нам понадобится соль. Прикладывает ниточку к льдинке и присыпает солью. (из
нескольких льдинок воспитатель с детьми делают гирлянду).
Думаю, теперь Снегурочке будет чем заняться холодными зимними вечерами. Спасибо,
дети.
Звучит звонок, и на экране появляются Три Поросенка.
Воспитатель: дети, три поросенка, из одноименной сказки, уже построили себе надежные
дома для защиты от диких зверей. Теперь они хотят построить мостик через речку, чтобы
можно было ходить друг к другу в гости. Просят помочь разобраться, из чего же им
построить мост, чтобы он был крепким и надежным. Поможем? (дети соглашаются).
Приглашается следующая пара детей.
На столе лежат: камень, брусок дерева, молоток, гвоздь, емкость с водой.
Воспитатель: дети, нам нужно проверить, какой материал крепче. Я возьму молоток и
стукну им по очереди по дереву и по камню. Что мы видим?
Дети: от удара молотка на дереве появилась вмятина, а на камне нет ничего.
Воспитатель: делаем вывод – от ударов больше пострадал…
Дети: деревянный брусок.
Воспитатель: а теперь я попробую забить гвоздь в брусок и в камень. Что произошло?
Дети: в дерево гвоздь забился, а в камень нет. Гвоздь стал горячим.
Воспитатель: делаем вывод - в камень не сможет проникнуть ничего постороннего..
Дети: потому что он очень крепкий.
Воспитатель: верно. Камень издавна используется людьми в строительстве мостов,
фонтанов, и других сооружений, требующих особой прочности. Значит и мы посоветуем
Трем Поросятам строить мост из …
Дети: ..камня.
Воспитатель: дети, скажите мне пожалуйста, камни используют только в строительстве?
Дети: нет, из камней, называемых самоцветами , драгоценными камнями - делают
украшения.
Воспитатель: Верно. Друзья, давайте немного отдохнем, музыканта в гости позовем.
Динамическая пауза под знакомую детям песню «Музыкант» (выполняются движения в
соответствии с текстом песни)
Воспитатель: теперь предлагаю поиграть. Глаза закройте, и попробуйте угадать, что
сейчас будет играть?
Звучат по очереди : балалайка, скрипка, бубен, барабан.
Дети отгадывают инструмент, его изображение появляется на экране.
Воспитатель: вот молодцы. Теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Волшебный
мешочек». Доставайте по одному предмету из мешка, и называйте материал, из которого
он сделан. Готовы? Начнем!
В мешочке находятся: мягкая игрушка – мех; неваляшка – пластмасса, глиняный петушок
– глина; матрешка – дерево, мяч – резина; машинка – металл; мешочек с камушками для
аквариума – стекло; бусы из гематита – камень.
Поиграли, дети садятся на стульчики.
А у нас следующий звонок. На экране Алиса из страны Чудес.
Воспитатель: дети, Алиса просит помочь перекрасить цветы в зимней оранжерее королевы
в красный цвет. Иначе, ей не сносить головы. Поможем?
Выходит еще одна пара детей.
На столе ваза с белыми хризантемами, пищевой краситель красного цвета, прозрачная
колба с водой, пипетка.
Воспитатель: что нам нужно знать о растениях, для того, чтобы помочь нашей героине?
Дети: растения питаются водой и растворенными в ней веществами.
Воспитатель: верно. Так что же нужно сделать для того, чтобы цветы поменяли свой цвет?
Дети набирают пипеткой краситель, добавляют его в воду и ставят в нее цветы из вазы.
Воспитатель: молодцы, давайте покажем нашим гостям, что происходит с цветами,
постоявшими некоторое время в подкрашенной воде.( За ширмой стоит цветок,
заготовленный заранее).
Теперь Алиса точно сумеет перекрасить все цветы в красный цвет.
Ну а наша лаборатория на сегодня закрывается. Фиксики превращаются в детей. (дети
снимают шапочки-маски).
Рефлексия:
Дети, вам понравилось наше приключение?
Кому мы с вами сегодня помогали?
Что вам понравилось больше всего?
За ваши старания, герои сказок передали вам подарок. С его помощью мы сможем
познакомиться с новым веществом – гипсом и его свойствами.
А теперь нам пора с гостями прощаться. В группу дружно возвращаться!