Автор: Маркосян Виктория Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Российской Федерации Стыцина Александра Михайловича
Населённый пункт: город Владикавказ
Наименование материала: внеурочное занятие
Тема: "Конфликты- польза или вред?"
Раздел: начальное образование
Класс: 4
Направление: духовно-нравственное
Форма организации: беседа с элементами практикума
Тема: «Конфликты, польза или вред?»
Цель: формировать конфликтную компетентность, научить учащихся
выходить из конфликтной ситуации
.
Задачи:
Образовательные:
формирование представлений о различных вариантах человеческого
общения;
ознакомление учащихся с понятием «конфликт»
Развивающие:
развитие познавательного интереса учащихся;
развитие толерантности
Воспитательные:
воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
Оборудование:
ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point,
Карточки с описанием конфликтных ситуаций.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также
самостоятельно находить её в материалах заданий;
устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения,
выводы.
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным инструкциям;
уметь излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, - - анализировать ситуацию и
самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя.
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих
результатах;
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять
обязанности.
Сценарий классного часа:
Часть 1. Мотивационная
Показываю слайд со смайликами Слайд 1
- Ребята, что вы видите на экране?
-Что они символизируют? Для чего они нужны?
-Ребята скажите пожалуйста, как в современном мире общаются люди если
они не рядом?
- Что еще важно в общении?
- Мы с вами недавно на уроке говорили о том, что наша республика
многонациональная, даже в нашем классе есть дети разных национальностей.
Если мы будем говорить на разных языках, эмоции, интонация, жесты
помогут немного понять друг друга.
- Давайте посмотрим на экран, какие эмоции выражают смайлики?
(грустный, веселый, злой, удивленный и тд)
Вывожу на экран ролик «Ералаша», серия «Новенький» Слайд 2
- Вы посмотрели короткий фильм, скажите, чем закончился разговор
школьников?
(дракой, ссорой, конфликтом)
- Как думаете, что такое конфликт?
- Попробуйте привести примеры конфликтных ситуаций из художественной
литературы.
- Как вы думаете, возможно жить без конфликтов?
- Зачем нам конфликты?
- Ребята, возникла такая проблема, как вы считаете, конфликт – это польза
или вред? Слайд 3
Часть 2. Основная
- Ваши мнения разделились. Сегодня мы попробуем разобраться, почему
происходят конфликты между людьми. Приносят они вред или пользу, и
будем искать пути их решения.
- У каждого из вас под столом приклеен стикер, я прошу его открепить.
Стикеры разного цвета, соответственно им мы поделимся на группы.
1- красные
2-оранжевый
3-желтые
4-зеленые
Каждая группа получает описание конфликтной ситуации:
1.
По дороге в школу Олег и Виктор бежали через парк. На скользкой
дорожке Олег поскользнулся и, желая удержать равновесие, ухватился за
рукав куртки Виктора. В результате оба мальчика упали, рукав куртки был
разорван. Виктор дважды ударил Олега и ушел домой. Олег прихрамывая, с
синяком под глазом пришел на занятия. Виктор не разобрался и поспешил
дать сдачи Олегу.
2. Во время перемены в кабинете начальных классов произошла ссора между
мальчиками: Вадим отобрал карандаш у Ильи, так как считал его своим,
Илья забрал в ответ ручку с парты Вадима. После этого мальчики начали
толкать друг друга и обзывать вместо того, чтобы поговорить и понять точку
зрения друг друга.
3. Во время перемены произошла ссора между учениками 2 класса Сережей и
Валей. Сережа отобрал у девочки пенал и не хотел ей отдавать. Валя,
отчаявшись получить назад свои вещи, смахнула с парты Артема все
школьные принадлежности, одноклассник сделал то же самое. После этого
ребята стали кричать друг на друга с требованиями поднять раскиданные
предметы. Одноклассники предложили, чтобы Валя подняла
принадлежности Артема, а Артем Вали.
4. Во время перемены одноклассники играли в пятнашки. В игре были
задействованы почти все ученики. Девочка Марина пробегала мимо Коли и,
решив, что он в игре, «запятнала» его легко ударив по плечу. Николай это
воспринял как удар, развернулся и с оскорблениями налетел на девочку.
Одноклассники немедленно сообщили о случившемся классному
руководителю.
- У вас на столах конверты, в них описания разных конфликтных ситуаций,
которые случились между школьниками.
- Мы с вами на уроках русского языка изучаем части речи. И всегда говорим
о том, что их знания, пригодятся нам в жизни. На доске вы видите карточки,
какие слова в них выделены? (что, какие, сделали, мы)
Что стало причиной? (сущ.)
- Ваша задача постараться использовать как можно больше
существительных, чтобы ответить на этот вопрос. (найти причины)
Какие эмоции испытывают герои? (прилаг.)
- Подобрать прилагательные которые точно опишут чувства героев.
Что бы вы сделали на их месте? (глаг.)
- Какую часть речи будите использовать здесь?
Мы сделали вывод…
- Что вы можете сказать о этих словах?
- У каждой команды есть листы – помощники. Ваша задача, прочитав
предложенные ситуации, обсудить и записать ответы на вопросы. Затем,
несколько человек выйдут к доске и защитят свою работу. Таким образом у
нас с вами получиться проект.
Время на работу
- На доске плакат, что символизируют эти руки? А листы на которых вы
писали будут продолжением нашего «дерева единства».
Прошу выйти каждую группу по очереди и озвучить, что написали,
прикрепить свои результаты к плакату.
Часть 3. Заключение
После ответов каждой группы делаем вывод и переворачиваю лист на доске.
1.
Не спеши реагировать.
2.
Попробуй понять точку зрения другого.
3.
Попробуй найти решение, кт устроит обоих.
4.
Если не можешь решить сам, попроси помощи.
- Этот алгоритм станет для нас помощником, которым сможем
пользоваться, при решении любого конфликта, не только в школе.
Правила помогут вам и во взрослой жизни.