Напоминание

Управление в образовании


Автор: Динмухаметова Гульзана Герсовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 73 г.Челябинска
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Управление в образовании
Раздел: начальное образование





Назад





УПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Динмухаметова Гульзана Герсовна
Студент Южно-Уральского государственного гуманитарно - педагогического университета, г. Челябинск, E-mail:Gulzana_din@mail
MANAGEMENT IN EDUCATION

Dinmuhametova Gulzana Gersovna
Student South Ural State Humanitarian - Pedagogical University, Chelyabinsk, АННОТАЦИЯ Целью статьи является определение сущности и характеристики педагогического управления. Выводы данного исследования и перспективы дальнейших разработок по данному направлению. Проведенный анализ поставленной проблемы позволяет констатировать необходимость разработки эффективных моделей развития образовательных организаций на основе законов и принципов педагогического управления, Перспективу дальнейшей разработки путей совершенствования деятельности образовательных организаций, видим в исследовании проблемы развития и создании модели педагогического управления на уровне художественно – творческого развития. В научной литературе существуют различные определения понятие управления. Рассмотрим понятие управление данное Г.В. Атаманчук:
управление
это целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно, так и через специально созданные органы и структуры.
Особенность современной системы образования состоит в том, что ее реформирование происходит на фоне высокой динамики изменений в обществе, неоднородности и ограниченности ресурсов образовательных организаций. В таких условиях число новых проблем и новых задач, над решением которых приходится работать образовательным учреждениям, постоянно растет. Анализ исследований и публикаций свидетельствует, что исследования путей совершенствования управленческого процесса на разных уровнях деятельности образовательных организаций становится актуальной проблемой современного управления в образовании. Проблемы образовательного управления в своих работах рассматривают известные специалисты педагогической и психологической науки. В частности, проблему профессиональной педагогической подготовки руководителей системы образования исследуют Н.В. Кузьмина, Ю.М. Кулюткин, И.П. Подласый, М.М. Поташник, А.М. Столяренко. Проблемы оптимизации деятельности учебных заведений в контексте усовершенствования образовательного управления разрабатывают В.В. Олейник, В.П. Симонов, Л. Карамушка, Л. Калинина, А.Н. Капитанець. Целью статьи является определение сущности и характеристики педагогического управления. Изложение основного материала. Понятие "управление" уже укоренилось в нашей жизни как процесс, характеризующий управляющее воздействие преимущественно на социальные системы. Большинство людей понятия "управление" отождествляют с образом руководителя нового поколения, который использует в своей работе современные гуманистические подходы к управленческому процессу.
По мнению ведущих специалистов, управление – это не управление предметами, а организация и управление работой людей, это система ежедневного и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг с целью получения максимальной прибыли (материального, интеллектуального, духовного). Анализ научных источников [1, 2, 3, 4] показывает, что существует много различных определений управления зависимости от так называемой школы управления (табл.). Понятие управления Наука и искусство Процесс Функция Аппарат управления Категория людей искусство, как любая наука, базируется на концепциях, теориях, принципах, фор- мах, методах интеграционный процесс по профессиональном у формированию организации и управления ею, в соответствии с целями с исполь пользованием определенных средств выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, контроля труда рабочих для достижения организационных целей эффективное использование и координация всех ресурсов организации (человеческих, материальных, финансовых и т.д.) для достижения ее целей управленцы , работа которых заключается в организации и управлении усилиями всего персонала для достижения целей Таким образом, с одной стороны, управление можно рассматривать как науку, которая приносит весомый вклад в развитие общественных отношений и способствует реализации общественных потребностей, а с другой – как процесс, осуществляемый аппаратом управления или категорией людей. В свою очередь, этот процесс является объектом исследования науки управления с целью его совершенствования и адаптации к общественным потребностям. На современном этапе развития общественной жизни одной из ведущих отраслей управления становится образовательная, которая имеет свою специфику и присущие только ей закономерности. Такая специфика обусловлена особенностями предмета, продукта и результатов работы
управленца образования. Предметом работы управления образовательного процесса является деятельность субъекта управления. Продуктом работы является информация об учебном процессе. Инструментом работы является слово, речь, методическое, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса. Результатом работы управленца является уровень грамотности, воспитанности и развития объекта управления – учеников. Управление в образовании - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности. Специалисты по проблемам образовательного управления выделяют такие его функции: 1) принятие разумного решения; 2) организация выполнения принятых решений, создание условий для эффективной работы образовательного учреждения, каждого участника образовательного процесса, обеспечение мотивов и стимулов их деятельности; 3) контроль исполнения решений. Развитие теории управления образованием вызвало множество трактовок этого явления, в результате чего и в практической деятельности управления образовательным процессом возникло такое понятия, как педагогическое управление. Педагогическое управление развивается в пределах образовательного управления, имеет свою специфику в связи с выполнением особой функции - создание систем у п р а вл е н и я педагогическими процессами. По определению В.П. Симонова [5, с. 29] "педагогический управление – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности ". По мнению автора, образовательный процесс - это совокупность следующих составляющих: учебно-познавательного, учебно-воспитательного и самообразовательного процесса.
Таким образом, объектом педагогического управления является управление педагогическими системами, функционирующих в условиях рынка. Предметом педагогического управления является противоречия, закономерности, отношения процесса управления учебными заведениями и образовательными организациями. Поэтому в контексте исследуемой проблемы, важно проанализировать сущность и содержание образовательных организаций. В общем, организация - это сложный механизм, в котором переплетены различные интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткие технологии и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. Ее развитие является продуктивным при наличии обоснованной стратегии и эффективного использования имеющихся ресурсов. Существуют различные трактовки термина "организация". Во-первых, его используют для характеристики деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. В таком контексте организация тождественна с понятием "организовывать". Во-вторых, организация исследуется как объект имеет упорядоченную структуру, в котором сосуществуют различные связи (Физические, технологические, экономические, правовые и т.д.) и человеческие ресурсы. В рамках управленческого процесса организация определяется как его составляющая и предусматривает структурирование деятельности всех систем (социальной, экономической, технологической и т.д.) и обеспечения эффективного взаимодействия между ними для достижения определенной цели. Определяя содержание и специфику образовательных организаций целесообразным считаем отметить, что такие организации в отличие от других типов отличаются особенностью и сложностью миссии, которая заключается в обеспечение обучения, воспитания и развития личности. Конечным продуктом функционирования образовательной организации, как
отмечает Л. Карамушка, "есть" живой "объект, личность - социальная лицо, вовлеченное в общественное отношение, деятель этих отношений » [6, с. 120]. В рамках анализа развития образовательных организаций целесообразным считаем рассмотреть особенности их управленческого процесса. Как известно из теории организационного развития и практики управления любая организация имеет внутреннюю (рис. 1) и внешнюю структуру управления, что влияет на эффективность ее деятельности. Рис. 1. Внутренняя структура управления образовательными организациями [6, с. 107] Анализируя приведенную структуру управления можно отметить, что она имеет два уровня: базовый и психологический. Управленческий процесс внутренней структуры следует рассматривать как единственный, который реализуется во взаимодействии уровней. Поэтому важным становится определение задач и эффективных путей реализации миссии образовательных организаций. Повышение эффективности учебного процесса в настоящее время определяется формированием современных управленческих отношений, рост управляемости этого процесса. По мнению большинства исследователей по Планирование деятельности образовательных организаций Организация деятельности образовательных организаций Контроль за деятельностью образовательных организаций Принятие управленчес кого решения Осуществле ние воздействия на работников (руководство Учет мотивации работников Обеспечение общения работников
данной проблеме [7], процесс руководства сложными вероятностными системами с помощью простых методов не будет эффективным. Познание законов взаимодействия элементов этих систем имеет своей конечной целью использование их на практике на любом уровне образовательной системы. Как известно, объектом управления педагога выступает не ученик, а его познавательная деятельность. Поэтому преподавателю как субъекту управленческого процесса необходимо обладать управленческими знаниями, знать законы и принципы развития образовательных систем и систем управления образовательными организациями. Эти знания и их применение на практике позволят субъекту управления понять эволюцию взаимодействия всех частей образовательной системы. Таким образом, главным назначением педагогического управления в образовательных организациях является создание эффективной образовательной среды, отвечающей современным требованиям и обще ственным потребно стям. Непо средственно управление в образовательных организациях предусматривает координацию деятельности всех ее компонентов: 1) ресурсов (человеческих, экономических, информационно-методических, материально-технических и т.д.); 2) учебно- воспитательного процесса (технология обучения) 3) эффективное использования продукта образования. Выводы данного исследования и перспективы дальнейших разработок по данному направлению. Проведенный анализ поставленной проблемы позволяет констатировать необходимость разработки эффективных моделей развития образовательных организаций на основе законов и принципов педагогического управления, предусматривает создание необходимых условий для эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы. Перспективу дальнейшей разработки путей совершенствования деятельности образовательных организаций, видим в
исследовании проблемы развития и создании модели педагогического управления на уровне художественно – творческого развития. Список литературы: 1. Удалов Ф.Е., Алёхина О.Ф., Гапонова О.С. ОСНОВЫ МЕНЕДЖ- МЕНТА: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 363 с. 2. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента: [Учебник] / Д.Д. Вачугов. – М.: Высшая школа, 2005. - 376 с. 3. Мартыненко Н.М. Основы менеджмента: [Учебник] / Н.М. Мартыненко.- К .: Каравелла,2008. - 496 с. 4. Мескон М.Х. Основы менеджмента: [пер. с англ.] / М.Х. Мыскина,М. Альберт, Ф. Хедоури - М .: Дело, 2000. - 704 с. 5. Симонов В.П. педагогический менеджмент: [Учебное пособие] / В.П. Симонов. - М., 2009. - 352 с. 6. Карпов А.В. Психология менеджмента: [Учеб. пособие] / А.В. Карпов. - М .: Просвещение,2005. - 584 с. 7. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: [Учебное пособие] / Т.И. Шамова, Т.Н. Давыденко, Г.Н. Шибанова. Под ред. Т.И. Шамовой. - М.,2006. - 366 с


В раздел образования