Напоминание

Использование технологии "скрайбинг" в речевом развитии младших дошкольников


Автор: Яковлева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Теремок" пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии "скрайбинг" в речевом развитии младших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии младших

дошкольников.

Выполнила воспитатель МКДОУ д/с «Теремок» пгт Пижанка

Яковлева Ольга Александровна

Японская пословица гласит: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне –

и я запомню, дай мне сделать самому – и я научусь».

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей, на мой взгляд,

образовательных областей. Овладение родным языком является одним из

важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно в этот период

создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается

фундамент

для

письменных

форм

речи

(чтения

и

письма).

Поэтому педагог обязан определить верное направление и создать такие

условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы

правильной

и

грамотной.

Перед

воспитателем

стоит

задача

сделать

педагогический процесс увлекательным и интересным для детей. Добиться

этого возможно, используя различные современные технологии и методики.

Одной из этих технологий является «скрайбинг», Что же такой скрайбинг?

Как

говорил

Константин

Дмитриевич

Ушинский:

«Учите

ребенка

каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит налету».

Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) –

процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом,

во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи

информации. То есть, это процесс объяснения смысла с помощью простых

рисунков. Используя

скрайбинг,

можно

просто и

доступно рассказать

о

сложном,

интересно

объяснить

практически

любой

материал.

Считается, что скрайбинг изобрёл британский художник Эндрю Парк.

Как вы думаете, кого из советских детских писателей можно отнести к

скрайберам?

Правильно,

Владимира

Григорьевича

Сутеева.

Яркий

пример

скрайбинга его произведения такие как «Три котёнка», «Кораблик», «Кто

сказал Мяу» и др.

В том виде и в тех формах, в которых скрайбинг встречает нас сегодня,

он существует не так давно.

Да и мы с вами в детстве все были немного скрайберами. Мы раньше

научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали

родителям,

сверсникам объясняя,

что это.

Таким

образом, мы

пытались

донести информацию, содержащуюся в наших головах, до других людей.

Главная

особенность

скрайбинга

заключается

в

том,

что

одновременно

задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение

человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала.

Известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому

устный рассказ с картинками запоминается намного лучше. чем обычный

рассказ.

Представьте,

ребёнка

2-3

лет

при

заучивании

стихов

А.Л.

Барто.

Малоговорящему ребенку очень сложно их запомнить. Попробуйте применить

скрайбинг. Возьмем к примеру «Нашу Таню». Нарисуйте рисунки, которые у

него ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговорите

вслух текст.

Как вариант: Таня (девочка) и громко плачет (слезы), уронила в речку

мячик (мяч в волнах), тише Танечка, не плач (губы и пальчик), не утонет в

речке мяч (веселую девочку с мячиком в руке).

Ваш ребёнок сам придумает, какими именно образами передать смысл.

В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим

процессом. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании

скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

Рисованный скрайбинг – это ручной классический, когда взрослый или

ребенок рассказывает о чем-либо и в то же время рисует изображения,

иллюстрирующие

устный

рассказ.

Рисование

и

озвучивание

должны

совпадать по времени. Работа учителя на уроке во время объяснения нового

материала с мелом в руках – пример классического скрайбинга. Потешка

«Киса брысь», стихи «Наша Таня», «Уронили мишку на пол», «Огуречик»,

составление рассказов о животных «О зайце», «О медведе», «О перелетных

птицах» и др.

Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на произвольный фон

накладываются

или

наклеиваются

готовые

изображения,

которые

соответствуют произносимому тексту. «Фрукты» и «овощи» , составление

рассказа о животных.

Фланелеграфный

скрайбинг

-

это

доска,

обтянутая

фланелью.

На

нее

крепятся готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю.

Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Он хорошо подойдет

для «экранизации» сказок для детей. Сказки «Волк и семеро козлят», «Репка»,

и др.

Магнитный

скрайбинг

является

разновидностью

аппликационного,

единственное

отличие

-

готовые

изображения

крепятся

магнитами

на

презентационную магнитную доску. Сказки «Колобок», «Теремок» и др.

Инструменты для скрайбинга.

Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент,

который оставляет след, для визуализации изображения. Это может быть:

В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный

запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать -

ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается

в игру, которая очень нравится детям.

Предварительно проводится обсуждение содержания текста, отдельных

фраз,

разбор

трудных

слов.

Картинки

к

трудным

словам

составляются

совместно, дети сами ищут смысл этих слов, а затем придумывают к ним

картинку в схеме. Это способствует развитию воображения, фантазии ребёнка,

его способности к мыслительным операциям, что служит благоприятной

основой для дальнейшего обучения детей в школе.

В своей практической работе мы постоянно сталкиваемся с тем, что дети

плохо запоминают тексты, не умеют составлять рассказы, пересказывать

произведения,

правильно

отвечать

на

вопросы.

А,

вот

пересказать,

по

совместно приготовленному скрайбу, в составлении которого он принимал

активное участие, ребенку намного проще. Пусть в начале это будет общий

скрайб, зато в дальнейшем он добавит свое.

Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в

понятные рисунки или схемы. Очень важным моментом при составлении схем

является

детская

исследовательская

деятельность,

т.е.

разбор

отдельных

сюжетов и совместное составление опорных символов и знаков: солнышко

(теплое время года), снежинки (зима), деревья (лес) и др.

Основные заблуждения:

- «Я не умею рисовать». Этого не может быть! Одним из преимуществ

рисования в скрайбинге является то, что образы (скетчи, рисунки) должны

быть

максимально

упрощёнными.

Используя

пять

базовых

элементов

(квадрат, круг, треугольник, линия и точка), можно изобразить то, что вам

нужно.

- «Я не понимаю, где это применять». Поверьте, скрайбинг можно применять

каждый

день.

Попробуйте

для

начала

на

бумаге

набросать простыми

картинками свои планы: увидите, насколько это удобнее.

Использовать скрайбы можно для учебы, работы, самопрезентации и

даже просто для развлечения! Научиться достаточно легко, не нужно «уметь»

рисовать: рисунки специально делаются максимально простыми.

Выводы.

В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга в

формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая

опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса

запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает

речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием

и развивает творческое воображение дошкольников.

В

результате

использования

скрайбинга

расширяется

не

только

словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание

пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание

стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является

одним

из

эффективных

способов

развития

речи

дошкольников,

и

таких

основных психических процессов как память, внимание, образное мышление.

Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём

рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены. Так что вооружайтесь

мелом, фломастером или карандашом и творите. Язык рисунка понятен всем.



В раздел образования