Автор: Яковлева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Теремок" пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии "скрайбинг" в речевом развитии младших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии младших
дошкольников.
Выполнила воспитатель МКДОУ д/с «Теремок» пгт Пижанка
Яковлева Ольга Александровна
Японская пословица гласит: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне –
и я запомню, дай мне сделать самому – и я научусь».
Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей, на мой взгляд,
образовательных областей. Овладение родным языком является одним из
важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно в этот период
создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается
фундамент
для
письменных
форм
речи
(чтения
и
письма).
Поэтому педагог обязан определить верное направление и создать такие
условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы
правильной
и
грамотной.
Перед
воспитателем
стоит
задача
сделать
педагогический процесс увлекательным и интересным для детей. Добиться
этого возможно, используя различные современные технологии и методики.
Одной из этих технологий является «скрайбинг», Что же такой скрайбинг?
Как
говорил
Константин
Дмитриевич
Ушинский:
«Учите
ребенка
каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит налету».
Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) –
процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом,
во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи
информации. То есть, это процесс объяснения смысла с помощью простых
рисунков. Используя
скрайбинг,
можно
просто и
доступно рассказать
о
сложном,
интересно
объяснить
практически
любой
материал.
Считается, что скрайбинг изобрёл британский художник Эндрю Парк.
Как вы думаете, кого из советских детских писателей можно отнести к
скрайберам?
Правильно,
Владимира
Григорьевича
Сутеева.
Яркий
пример
скрайбинга его произведения такие как «Три котёнка», «Кораблик», «Кто
сказал Мяу» и др.
В том виде и в тех формах, в которых скрайбинг встречает нас сегодня,
он существует не так давно.
Да и мы с вами в детстве все были немного скрайберами. Мы раньше
научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали
родителям,
сверсникам объясняя,
что это.
Таким
образом, мы
пытались
донести информацию, содержащуюся в наших головах, до других людей.
Главная
особенность
скрайбинга
заключается
в
том,
что
одновременно
задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение
человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала.
Известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому
устный рассказ с картинками запоминается намного лучше. чем обычный
рассказ.
Представьте,
ребёнка
2-3
лет
при
заучивании
стихов
А.Л.
Барто.
Малоговорящему ребенку очень сложно их запомнить. Попробуйте применить
скрайбинг. Возьмем к примеру «Нашу Таню». Нарисуйте рисунки, которые у
него ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговорите
вслух текст.
Как вариант: Таня (девочка) и громко плачет (слезы), уронила в речку
мячик (мяч в волнах), тише Танечка, не плач (губы и пальчик), не утонет в
речке мяч (веселую девочку с мячиком в руке).
Ваш ребёнок сам придумает, какими именно образами передать смысл.
В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим
процессом. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании
скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.
Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:
Рисованный скрайбинг – это ручной классический, когда взрослый или
ребенок рассказывает о чем-либо и в то же время рисует изображения,
иллюстрирующие
устный
рассказ.
Рисование
и
озвучивание
должны
совпадать по времени. Работа учителя на уроке во время объяснения нового
материала с мелом в руках – пример классического скрайбинга. Потешка
«Киса брысь», стихи «Наша Таня», «Уронили мишку на пол», «Огуречик»,
составление рассказов о животных «О зайце», «О медведе», «О перелетных
птицах» и др.
Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на произвольный фон
накладываются
или
наклеиваются
готовые
изображения,
которые
соответствуют произносимому тексту. «Фрукты» и «овощи» , составление
рассказа о животных.
Фланелеграфный
скрайбинг
-
это
доска,
обтянутая
фланелью.
На
нее
крепятся готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю.
Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Он хорошо подойдет
для «экранизации» сказок для детей. Сказки «Волк и семеро козлят», «Репка»,
и др.
Магнитный
скрайбинг
является
разновидностью
аппликационного,
единственное
отличие
-
готовые
изображения
крепятся
магнитами
на
презентационную магнитную доску. Сказки «Колобок», «Теремок» и др.
Инструменты для скрайбинга.
Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент,
который оставляет след, для визуализации изображения. Это может быть:
В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный
запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать -
ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается
в игру, которая очень нравится детям.
Предварительно проводится обсуждение содержания текста, отдельных
фраз,
разбор
трудных
слов.
Картинки
к
трудным
словам
составляются
совместно, дети сами ищут смысл этих слов, а затем придумывают к ним
картинку в схеме. Это способствует развитию воображения, фантазии ребёнка,
его способности к мыслительным операциям, что служит благоприятной
основой для дальнейшего обучения детей в школе.
В своей практической работе мы постоянно сталкиваемся с тем, что дети
плохо запоминают тексты, не умеют составлять рассказы, пересказывать
произведения,
правильно
отвечать
на
вопросы.
А,
вот
пересказать,
по
совместно приготовленному скрайбу, в составлении которого он принимал
активное участие, ребенку намного проще. Пусть в начале это будет общий
скрайб, зато в дальнейшем он добавит свое.
Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в
понятные рисунки или схемы. Очень важным моментом при составлении схем
является
детская
исследовательская
деятельность,
т.е.
разбор
отдельных
сюжетов и совместное составление опорных символов и знаков: солнышко
(теплое время года), снежинки (зима), деревья (лес) и др.
Основные заблуждения:
- «Я не умею рисовать». Этого не может быть! Одним из преимуществ
рисования в скрайбинге является то, что образы (скетчи, рисунки) должны
быть
максимально
упрощёнными.
Используя
пять
базовых
элементов
(квадрат, круг, треугольник, линия и точка), можно изобразить то, что вам
нужно.
- «Я не понимаю, где это применять». Поверьте, скрайбинг можно применять
каждый
день.
Попробуйте
для
начала
на
бумаге
набросать простыми
картинками свои планы: увидите, насколько это удобнее.
Использовать скрайбы можно для учебы, работы, самопрезентации и
даже просто для развлечения! Научиться достаточно легко, не нужно «уметь»
рисовать: рисунки специально делаются максимально простыми.
Выводы.
В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга в
формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая
опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса
запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает
речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием
и развивает творческое воображение дошкольников.
В
результате
использования
скрайбинга
расширяется
не
только
словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание
пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание
стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является
одним
из
эффективных
способов
развития
речи
дошкольников,
и
таких
основных психических процессов как память, внимание, образное мышление.
Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём
рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены. Так что вооружайтесь
мелом, фломастером или карандашом и творите. Язык рисунка понятен всем.