СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Автор: Якупова Алина Вадимовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 89 Населённый пункт: г. Челябинск Наименование материала: Статья Тема: СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Раздел: начальное образование
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ АДДИКТИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Повс еме стно е
о суще ствление
в
Ро ссийской
Ф е д е р а ц и и
широкомасштабной
социальной
политики
значительно
усложнена
такими
факторами
как
увеличение
темпов
информатизации
общества,
открытие
свободного доступа населению всех возрастов к объектам развлекательной
инфраструктуры, изменение отношения молодого поколения к различным
социальным институтам (семья, образование), сокращение степени цензуры.
На
фоне
действий
криминализации
общества
данное создает
почву
для
формирования девиантного поведения школьников, проходящей конкретный
период жизненного цикла- отбор культурных смыслов и значений в разных
сферах жизнедеятельности [5].
Исследования
в
области
управления
профилактикой
аддиктивного
поведения за всю историю развития науки характеризовались разрозненным
и несистематическим характером, и оформились в качестве специфического
научного направления относительно недавно- во второй половине ХХ века.
Это
было
связано
с
длительным
процессом
становления
науки
управления,
начавшимся
во
второй
половине
ХIХ
века
в
связи
с
необходимостью решения ряда проблем, обусловленных ростом производства
и возникновением с середины ХVIII и до начала ХIХ в. многочисленных
п р е д п р и я т и й ,
о р и е н т и р о в а н н ы х
н а
б о л ь ш о е
к о л и ч е с т в о
конкурентноспособной
продукции.
Становление
исследований
в
области
управления
профилактикой
аддиктивного
поведения
тесно
связано
с
формированием научных концепций профилактики аддиктивного поведения
[4].
На основе анализа материалов богатого исторического наследия по
исследованию управления мы выделили пять основных этапов исторического
развития управленческой мысли:
1.Донаучный период (древний): зачатки управления в его примитивной
форме
обнаруживаются
в
сфере
торговли,
строительства
пирамид,
осуществлении власти правителями Восточных деспотий.
2.V-ХVвв.- появление средств для оценки, планирования и контроля в
области управления.
3.Начало
ХVI-
ХVIII
вв.
Развитие
управленческой
мысли
находит
отражение
в
трудах
известных
заруибежных
философов,
исторических
деятелей и политиков (Н. Макиавелли, А. Смит, Д. Риккардо, Ж.-Ж. Руссо).
Данные
авторы
в
своих
трудах
отражали,
главным
образом,
проблемы
военно- стратегического управления, осуществления государственной власти,
политических отношений и тд.
4.ХIХ-
ХХ
вв.
Появление
самостоятельных
научных
школ
и
направлений,
занимающихся
исследованием
управления
(«тейлоризм».
«школа человеческих отношений», « кибернетическая», « революционная»).
5.Современный этап (с начала 90-х гг. ХХ в. до настоящего времени).
Характеризуется
множеством
научных
течений,
исследующих
управление всесторонне как социальный, психологический, политический и
культурный феномен [3].
Управление
профилактикой
аддиктивного
поведения,
как
уже
упоминалось выше, оформилось относительно недавно, поскольку большое
влияние на развитие теории управления оказали исследования в области
социологии девиантного поведения и концепции профилактики.
Современные
отече ственные
исследования,
по священные
профилактике
аддиктивного
поведения,
немногочисленны.
Переводные
работы по данной проблематике стали появляться лишь в последнее время,
поэтому
история
развития
этого
вопроса,
теоретические
осмысления
и
попытки практического решения, многие аспекты проблемы предупреждения
зависимостей, их преодоления и, если это возможно, лечения, в основном
известны только по периодическим изданиям.
В современный период исследования в этой области тесно связаны с
аналогом основных тенденций в развитии теории управления:
Первая связана с повышением уровня материально- технической базы
современного производства и услуг. Управленческая мысль концентрирует
свои
усилия
на
управлении
операциями
и
поднятия
у р о в н я
производительности
с
помощью
синтеза
деятельности
людей
и
использования технических возможностей (компьютерной техники).
Вторая состоит в дальнейшей демократизации управления, участия в
доходах и собственности организаций рядовых работников, в осуществлении
ими управленческих функций, участия в собственности.
Третья тенденция- интернационализация управления. В 90-е годы ХХ
века большинство развитых стран перешло к открытой экономике, что резко
повысило международную конкуренцию и вызвало кооперацию производства
[5].
Рассматривая
современную
систему
профилактики
аддиктивного
поведения,
мы
отмечаем,
что
она
построена
согласно
вышеуказанным
направлениям развития управления, что позволило выделить ее особенности:
1.В
комплексный
план
профилактики
обязательно
включаются
все
необходимые материальные технические, финансовые и иные ресурсы. В
последние
годы
техническое
обеспечение
успешной
реализации
профилактических
мероприятий
немыслимо
без
автоматизированных
рабочих
мест,
использования
сети
интернет,
сотовой
связи,
систем
искусственного интеллекта и т. д., что обуславливает принцип реальности.
2.Принцип
демократизации
и
участия
в
профилактической
деятельности
обуславливает
необходимость
всестороннего
и
активного
взаимодействия участников программы мероприятий, а также обязательность
и
своевременность
исполнения
в
полном
объеме
мероприятий,
предусмотренным комплексным планом профилактики.
3.Проблемы аддикции в США, Англии, Франции, России во многом
схожи,
порой
даже
аналогичны,
но
методы
их
решения
и
достигнутые
результаты
в
большей
степени
зависят
от
экономических,
социально-
политических
и
культурных
условий,
что
представляет
научный
и
практический интерес. Кроме того, российские превентивные( медицинские.
силовые)
структуры
все
теснее
взаимодействуют
с
иностранными
для
выполнения задач, требующих координированных действий, а это диктует
необходимость
изучения
зарубежных
воспитательно-
профилактических
традиций,
обобщения
всех
наиболее
ценных
и
конструктивных
идей
и
технологий,
разработанных
в
данной
области
мировой
науки.
Особый
интерес в этом плане представляет опыт США и Англии, который частично
отражен в работах М. Берштейна, В. В. Веселовой, А. Н. Джуринского, Ю.Б.
Леонтьева, И. В. Кузнецовой, Э. С. Панасенко, В. С. Языковой [3].
Большую
роль
играет
изучение
опыта
управления
профилактикой
зависимостей в западноевропейских странах и Америке, поскольку он может
быть
полезен
для
реформирования
нашей
современной
государственной
политики в целом, в области образования- в частности. Следует признать. что
зарубежными
исследователями
накоплен
значительный
теоретический
и
эмпирический материал практики обо всех существующих среди детей и
подростков, ее попадания в зависимость от компьютера, азартных игр, в
разработке принципов построения профилактических программ.
В современном понимании термин « управление профилактикой» имеет
активное,
регулирующее
,
направляющее,
влиятельно-
деятельностное
значение (Е. И. Комаров). Это набор специфических программных средств
для разработки плана и осуществления мероприятий, которые предотвратят
нежелательные последствия развития какого- либо процесса или явления и
уменьшает риск их возникновения в будущем.
В этом смысле управление профилактикой включает в себя следующие
категории:
1)планирование
ресурсов,
включая
трудозатраты,
материалы
и
оборудование, необходимые для профилактической деятельности;
2)нормативная
стоимость
обслуживания
трудовых
ресурсов,
материальных ценностей , инструментов и накладных расходов; фиксация
фактической
стоимости
мероприятий
по
профилактике
с
нормативной
стоимостью;
3)контроль за объемом, сроками и качеством выполненных работ на
основе выданного задания на проведение профилактики в соответствии с
разработанными используемыми схемами;
4)непосредственно
ресурсы-
время
и
количество
ре сурсов,
необходимых
для
проведения
профилактических
мероприятий
с
учетом
составленного графика [2].
Обобщая
все
изложенное,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
профессионально-
грамотное
управление
профилактикой
как
одной
из
основных
и
перспективных
технологий
позволяет
предупредить
неблагоприятное
развитие
проблем
и
болезней
у
детей,
способствует
сохранению.
поддержанию
и
защите
нормального
уровня
их
жизни
и
здоровья.
Проще говоря, профилактика позволяет уберечь общество и личность
от
затрат
и
усилий
по
преодолению
устойчивых
негативных
явлений
и
процессов, поскольку важнее и легче не допустить важнейших осложнений
развития проблемы, чем бороться уже с наступившими ее последствиями.
В этой связи, остро возрастает потребность государства в эффективном
управлении профилактикой аддиктивного поведения детей и подростков.
Профилактика
аддиктивного
поведения
должна
касаться
всех
сфер
жизни
человека:
семьи,
образовательной
среды,
общественной
жизни
в
целом.
Но
для
того,
чтобы
организовать
надлежащее
и
полноценное
функционирование
всех
вышеперечисленных
компонентов
системы
профилактики,
необходимо
проводить
грамотное
управление
указанным
процессом [1].
Библиографический список
1Бейдина
Т.Е.,
Лыков
В.И.,
Швецов
М.Ю.
Социальная
безопасность
(региональные аспекты): монография. – М., 2001; Войнов, П.Н., Данакин
Н.С.
Принципы
управления
процессами
социальной
профилактики
//
Этносоциум и межнациональная культура. – М. – 2008. – № 3(11); Патрушев
В.И. Основы социального управления. – М., 2001; Франчук В.И. Основы
общей теории социального управления. – М., 2000
2.Белкин, А. С. Нравственность. Здоровье. Семья [Текст] / Методическое
пособие для учителя. Часть 1. Основы нравственного выбора /А. С. Белкин
др. – Екатеринбург: Центр « Учебная книга», 2001.- 277с.
3 . Вишневский Ю.Р., Шапко В.Г. Социология молодёжи. – Екатеринбург. –
Н.Тагил, 1995. – 425 с.; Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социология молодёжи. –
М.:
Academia,
2008.
–
608
с.;
Ковалёва
А.И.,
Луков
В.А.
Социология
молодёжи. Теоретические вопросы. – М: Социум-Институт молодёжи, 1999. –
351 с.; Кон И.С. Социология молодежи. – М., 2008. – С. 150; Лисовский В.Т.
Социология молодёжи. – СПб., 1996. – С. 233–236; Ядов В.А. Социология в
России. – М., 1998. – 696 с.
4. Гусева, Н.А. Программа профилактики злоупотребеления психоактивными
веществами [ Текст] / Н. А. Гусева; под научн.ред. Л.М. Шипицыной.- СПб.:
Речь, 2005.- 136с.
5. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и
закономерности развития [Текст] / Ц. П. Короленко/ Обозрение психиатрии и
медицинской психологии им. Бехтерева.- 1991.- №1- С. 8- 15.