Напоминание

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Автор: Якупова Алина Вадимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 89
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Раздел: начальное образование





Назад




СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Повс еме стно е о суще ствление в Ро ссийской Ф е д е р а ц и и широкомасштабной социальной политики значительно усложнена такими факторами как увеличение темпов информатизации общества, открытие свободного доступа населению всех возрастов к объектам развлекательной инфраструктуры, изменение отношения молодого поколения к различным социальным институтам (семья, образование), сокращение степени цензуры. На фоне действий криминализации общества данное создает почву для формирования девиантного поведения школьников, проходящей конкретный период жизненного цикла- отбор культурных смыслов и значений в разных сферах жизнедеятельности [5]. Исследования в области управления профилактикой аддиктивного поведения за всю историю развития науки характеризовались разрозненным и несистематическим характером, и оформились в качестве специфического научного направления относительно недавно- во второй половине ХХ века. Это было связано с длительным процессом становления науки управления, начавшимся во второй половине ХIХ века в связи с необходимостью решения ряда проблем, обусловленных ростом производства и возникновением с середины ХVIII и до начала ХIХ в. многочисленных п р е д п р и я т и й , о р и е н т и р о в а н н ы х н а б о л ь ш о е к о л и ч е с т в о конкурентноспособной продукции. Становление исследований в области управления профилактикой аддиктивного поведения тесно связано с формированием научных концепций профилактики аддиктивного поведения [4]. На основе анализа материалов богатого исторического наследия по исследованию управления мы выделили пять основных этапов исторического развития управленческой мысли: 1.Донаучный период (древний): зачатки управления в его примитивной форме обнаруживаются в сфере торговли, строительства пирамид, осуществлении власти правителями Восточных деспотий. 2.V-ХVвв.- появление средств для оценки, планирования и контроля в области управления. 3.Начало ХVI- ХVIII вв. Развитие управленческой мысли находит отражение в трудах известных заруибежных философов, исторических
деятелей и политиков (Н. Макиавелли, А. Смит, Д. Риккардо, Ж.-Ж. Руссо). Данные авторы в своих трудах отражали, главным образом, проблемы военно- стратегического управления, осуществления государственной власти, политических отношений и тд. 4.ХIХ- ХХ вв. Появление самостоятельных научных школ и направлений, занимающихся исследованием управления («тейлоризм». «школа человеческих отношений», « кибернетическая», « революционная»). 5.Современный этап (с начала 90-х гг. ХХ в. до настоящего времени). Характеризуется множеством научных течений, исследующих управление всесторонне как социальный, психологический, политический и культурный феномен [3]. Управление профилактикой аддиктивного поведения, как уже упоминалось выше, оформилось относительно недавно, поскольку большое влияние на развитие теории управления оказали исследования в области социологии девиантного поведения и концепции профилактики. Современные отече ственные исследования, по священные профилактике аддиктивного поведения, немногочисленны. Переводные работы по данной проблематике стали появляться лишь в последнее время, поэтому история развития этого вопроса, теоретические осмысления и попытки практического решения, многие аспекты проблемы предупреждения зависимостей, их преодоления и, если это возможно, лечения, в основном известны только по периодическим изданиям. В современный период исследования в этой области тесно связаны с аналогом основных тенденций в развитии теории управления: Первая связана с повышением уровня материально- технической базы современного производства и услуг. Управленческая мысль концентрирует свои усилия на управлении операциями и поднятия у р о в н я производительности с помощью синтеза деятельности людей и использования технических возможностей (компьютерной техники). Вторая состоит в дальнейшей демократизации управления, участия в доходах и собственности организаций рядовых работников, в осуществлении ими управленческих функций, участия в собственности. Третья тенденция- интернационализация управления. В 90-е годы ХХ века большинство развитых стран перешло к открытой экономике, что резко
повысило международную конкуренцию и вызвало кооперацию производства [5]. Рассматривая современную систему профилактики аддиктивного поведения, мы отмечаем, что она построена согласно вышеуказанным направлениям развития управления, что позволило выделить ее особенности: 1.В комплексный план профилактики обязательно включаются все необходимые материальные технические, финансовые и иные ресурсы. В последние годы техническое обеспечение успешной реализации профилактических мероприятий немыслимо без автоматизированных рабочих мест, использования сети интернет, сотовой связи, систем искусственного интеллекта и т. д., что обуславливает принцип реальности. 2.Принцип демократизации и участия в профилактической деятельности обуславливает необходимость всестороннего и активного взаимодействия участников программы мероприятий, а также обязательность и своевременность исполнения в полном объеме мероприятий, предусмотренным комплексным планом профилактики. 3.Проблемы аддикции в США, Англии, Франции, России во многом схожи, порой даже аналогичны, но методы их решения и достигнутые результаты в большей степени зависят от экономических, социально- политических и культурных условий, что представляет научный и практический интерес. Кроме того, российские превентивные( медицинские. силовые) структуры все теснее взаимодействуют с иностранными для выполнения задач, требующих координированных действий, а это диктует необходимость изучения зарубежных воспитательно- профилактических традиций, обобщения всех наиболее ценных и конструктивных идей и технологий, разработанных в данной области мировой науки. Особый интерес в этом плане представляет опыт США и Англии, который частично отражен в работах М. Берштейна, В. В. Веселовой, А. Н. Джуринского, Ю.Б. Леонтьева, И. В. Кузнецовой, Э. С. Панасенко, В. С. Языковой [3]. Большую роль играет изучение опыта управления профилактикой зависимостей в западноевропейских странах и Америке, поскольку он может быть полезен для реформирования нашей современной государственной политики в целом, в области образования- в частности. Следует признать. что зарубежными исследователями накоплен значительный теоретический и эмпирический материал практики обо всех существующих среди детей и
подростков, ее попадания в зависимость от компьютера, азартных игр, в разработке принципов построения профилактических программ. В современном понимании термин « управление профилактикой» имеет активное, регулирующее , направляющее, влиятельно- деятельностное значение (Е. И. Комаров). Это набор специфических программных средств для разработки плана и осуществления мероприятий, которые предотвратят нежелательные последствия развития какого- либо процесса или явления и уменьшает риск их возникновения в будущем. В этом смысле управление профилактикой включает в себя следующие категории: 1)планирование ресурсов, включая трудозатраты, материалы и оборудование, необходимые для профилактической деятельности; 2)нормативная стоимость обслуживания трудовых ресурсов, материальных ценностей , инструментов и накладных расходов; фиксация фактической стоимости мероприятий по профилактике с нормативной стоимостью; 3)контроль за объемом, сроками и качеством выполненных работ на основе выданного задания на проведение профилактики в соответствии с разработанными используемыми схемами; 4)непосредственно ресурсы- время и количество ре сурсов, необходимых для проведения профилактических мероприятий с учетом составленного графика [2]. Обобщая все изложенное, можно сделать вывод о том, что профессионально- грамотное управление профилактикой как одной из основных и перспективных технологий позволяет предупредить неблагоприятное развитие проблем и болезней у детей, способствует сохранению. поддержанию и защите нормального уровня их жизни и здоровья. Проще говоря, профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов, поскольку важнее и легче не допустить важнейших осложнений развития проблемы, чем бороться уже с наступившими ее последствиями. В этой связи, остро возрастает потребность государства в эффективном управлении профилактикой аддиктивного поведения детей и подростков.
Профилактика аддиктивного поведения должна касаться всех сфер жизни человека: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом. Но для того, чтобы организовать надлежащее и полноценное функционирование всех вышеперечисленных компонентов системы профилактики, необходимо проводить грамотное управление указанным процессом [1]. Библиографический список 1Бейдина Т.Е., Лыков В.И., Швецов М.Ю. Социальная безопасность (региональные аспекты): монография. – М., 2001; Войнов, П.Н., Данакин Н.С. Принципы управления процессами социальной профилактики // Этносоциум и межнациональная культура. – М. – 2008. – № 3(11); Патрушев В.И. Основы социального управления. – М., 2001; Франчук В.И. Основы общей теории социального управления. – М., 2000 2.Белкин, А. С. Нравственность. Здоровье. Семья [Текст] / Методическое пособие для учителя. Часть 1. Основы нравственного выбора /А. С. Белкин др. – Екатеринбург: Центр « Учебная книга», 2001.- 277с. 3 . Вишневский Ю.Р., Шапко В.Г. Социология молодёжи. – Екатеринбург. – Н.Тагил, 1995. – 425 с.; Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социология молодёжи. – М.: Academia, 2008. – 608 с.; Ковалёва А.И., Луков В.А. Социология молодёжи. Теоретические вопросы. – М: Социум-Институт молодёжи, 1999. – 351 с.; Кон И.С. Социология молодежи. – М., 2008. – С. 150; Лисовский В.Т. Социология молодёжи. – СПб., 1996. – С. 233–236; Ядов В.А. Социология в России. – М., 1998. – 696 с. 4. Гусева, Н.А. Программа профилактики злоупотребеления психоактивными веществами [ Текст] / Н. А. Гусева; под научн.ред. Л.М. Шипицыной.- СПб.: Речь, 2005.- 136с. 5. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития [Текст] / Ц. П. Короленко/ Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева.- 1991.- №1- С. 8- 15.


В раздел образования