Напоминание

"Мастерская слова"


Автор: Евгения Валентиновна Овсянникова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№130 города Пензы "Росток"
Населённый пункт: ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПЕНЗА
Наименование материала: программа дополнительного образования по речевому развитию "Мастерская слова" для детей 5-6 лет
Тема: "Мастерская слова"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №130 города Пензы «Росток».

Принята Утверждаю.

на заседании Педагогического совета Заведующая____________________

Протокол Приказ №___________ от _________

№_________от______________2024года

Председатель_______________________

Секретарь__________________________

Дополнительная общеразвивающая программа

кружка: « Мастерская слова»

для детей 5-6 лет, один год

Е.В.Овсянникова: воспитатель

г. Пенза

2024год

Пояснительная записка.

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со

сверстниками и взрослыми. Взрослые – хранители опыта накопленного человечеством, знаний,

умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее

средство человеческого общения.

Дополнительная программа кружка «Мастерская слова» даёт возможность реализовать

познавательно – речевое воспитание детей старшего дошкольного возраста, направленное на

развитие коммуникативной деятельности, способность налаживать общение с окружающими

людьми при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых

средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Именно игра помогает ребёнку в

познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общаться.

Цель программы: активизация познавательной деятельности детей и развитие коммуникативной

функции речи.

Задачи программы:

- формировать умение общаться с взрослым на темы, выходящие за пределы непосредственно

воспроизводимой ситуации.

- создать условия для активного и самостоятельного освоения языка с проявлением в

словотворчестве, вопросах, играх.

- воспитывать звуковую культуру речи.

- развивать связную речь через формирование творческих способностей и самовыражения детей.

- создать условия для удовлетворения потребности детей в общении.

Срок реализации программы – 1 год.

Объём учебного времени – 36 часов (36 дней).

Формы проведения

– занятия в форме непрерывной образовательной деятельности, игровые

образовательные ситуации, развлечения, викторины, тренинги, ручной труд, самостоятельная

деятельность детей.

Обоснование структуры программы:

программа построена с учетом трёх направлений

- формирование звуковой культуры речи

- формирование лексико-грамматических категорий

- развитие связной речи

Методы обучения: беседы, дидактические игры и упражнения, этюды, элементы психогимнастики,

речевые игры, театрализованная игра, речевая гимнастика, заучивание стихотворений, работа с

пиктограммами, мимическая гимнастика, чтение литературы, разгадывание загадок, музыкальная

игра, речетворчество, игра-драматизация, дыхательная гимнастика, подвижная игра, продуктивная

деятельность детей, кинезиологические упражнения, конкурсы, праздники и пр.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Занятия кружка «Мастерская слова» проходят в групповой комнате, музыкальном зале,

физкультурном зале.

К реализации программы привлечены музыкальный руководитель, родители.

К данной программе разработаны подробные конспекты каждого занятия, информация о занятиях

кружка для родителей транслируется в сети интернет, уголке группы.

Планируемые результаты.

В процессе реализации программы кружка «Мастерская слова» планируются следующие

результаты ее освоения:

- проявляет интерес к звучащему слову;

- свободно общается с близкими взрослыми и детьми;

- в диалоге инициативно высказывается;

- умеет привлечь к себе внимание собеседника;

- активно и самостоятельно осваивает язык, что проявляется в словотворчестве, вопросах, играх со

звуком и словом.

- умеет выбирать средства для импровизации самовыражения в театрализованной деятельности;

- ориентируется в человеческих отношениях, чувствах, замечает изменение настроения и

проявляет внимание и сочувствие.

Календарно - учебный график

Программа рассчитана на 36 часов.

Количество занятий

Виды работ

Место проведения

17 занятий

Занятия в форме непрерывной образовательной

деятельности

Групповая комната

5 занятий

Занятия в форме игровых образовательных

ситуаций

Групповая комната

10 занятий

Праздники, развлечения, досуги, конкурсы,

викторины, соревнования, игра - драматизация.

Музыкальный зал,

физкультурный зал,

групповая комната.

4 занятия

Занятия в форме продуктивной деятельности

детей

Групповая комната

Календарно-тематическое планирование

.

Наименование программы: «Мастерская слова»

Год обучения: 2020-2021

п/п

Наименование раздела и темы занятия

Количество

часов

примечание

1

Я и мой язык (НОД)

1

В групповой комнате

2

Общение бывает разным (НОД)

1

В групповой комнате

3

Зачем быть вежливым? (НОД)

1

В групповой комнате

4

Правила общения (игровая образовательная

ситуация)

1

В групповой комнате

5

Мы общаемся (НОД)

1

В групповой комнате

6

Работаем над дикцией (НОД)

1

В групповой комнате

7

В мире звуков (НОД)

1

В групповой комнате

8

Ты – слушатель, ты – зритель (игра -

драматизация)

1

В групповой комнате

9

Я и мои эмоции (НОД)

1

В групповой комнате

10

Круг друзей (НОД)

1

В групповой комнате

11

Встреча с Осенью (игровая образовательная

ситуация)

1

В групповой комнате

12

В гостях у сказки (игра-драматизация)

1

В групповой комнате

13

Поговорки от Егорки (НОД)

1

В групповой комнате

14

Подскажи словечко (НОД)

1

В групповой комнате

15

Зимушка – зима (НОД)

1

В групповой комнате

16

Новогодняя эстафета (развлечение)

1

Физкультурный зал, с

привлечением

инструктора по

физкультуре

17

Встреча с Зимой (игровая образовательная

ситуация)

1

В групповой комнате

18

Что со словом? (НОД)

1

В групповой комнате

19

Любимые животные (НОД)

1

В групповой комнате

20

День рождения только раз в году (продуктивная

деятельность)

1

В групповой комнате

21

Книга лучший друг (продуктивная

деятельность)

1

В групповой комнате

22

Наша Армия сильна (игровая образовательная

ситуация)

1

В групповой комнате

23

Путешествие в «Вообразилию» (игровая

образовательная ситуация)

1

В групповой комнате

24

«Игры в сочиняйку» (НОД)

1

В групповой комнате

25

Масленица (развлечение)

1

С привлечением

родителей

26

Мамины помощники (продуктивная

деятельность)

1

В групповой комнате

27

Необыкновенные превращения слов (НОД)

1

В групповой комнате

28-29

Лесные превращения весной (изготовление

лэпбука)

2

С привлечением

родителей

30

Кем быть? (НОД)

1

В групповой комнате

31

Праздник знаний (викторина)

1

В групповой комнате

32

Давайте жить дружно (НОД)

1

В групповой комнате

33

Всё что знаем, повторяем (развлечение)

1

Музыкальный зал, с

привлечением

музыкального

руководителя

34

Мои любимые игрушки (самостоятельная

продуктивная деятельность детей)

1

В групповой комнате

35-36

Здравствуй, лето! (праздник)

2

Музыкальный зал, с

привлечением

музыкального

руководителя

Содержание программы

Занятие 1 «Я и мой язык» (непрерывная образовательная деятельность)

Содержание:

Беседа: «Общение бывает разным»,

Д/игра: «Иностранец», использование кинезиологических упражнений:

«Расскажи стихи без слов», «Изобрази сказку»

Занятие 2 «Общение бывает разным» (непрерывная образовательная деятельность)

Содержание:

Беседа: «Как люди в разные времена сообщали другим что-либо»,

просмотр презентации: «Как люди общаются»

Д/игра «Угадай-ка» написание письма с помощью придуманы символов.

Занятие 3: «Зачем быть вежливым» (непрерывная образовательная деятельность)

Содержание: чтение Константин Реннер «Сказка про вежливые слова», Дмитрий Гиро

«Вежливость»; беседа по содержанию,

Разработка памятки: «Правила вежливости»

Этюды: «Приветствие, прощание, извинение, просьба»

Занятие 4 «Правила общения» (игровая образовательная ситуация)

Содержание: Раздаётся звонок на телефон воспитателя, включается громкая связь. Дети

слышат разговор. Звонит Волк из мультфильма: «Ну, погоди!» Он пытается

что рассказать, ругается и кричит, ничего не разобрать. Воспитатель

останавливает его и обещает перезвонить.

Беседа: «Разговор по телефону», обсуждение правил общения по телефону.

Далее воспитатель перезванивает Волку, и дети рассказывают ему,

как правильно общаться, чтобы тебя поняли и услышали по телефону.

Д/игра « Позвони по номеру 112»

Занятие 5 «Мы общаемся» (Непрерывная образовательная ситуация)

Содержание:

Сюрпризный момент «Письмо из Простоквашино», обсуждение ситуации из

письма, в которой поссорились Шарик и Матроскин.

Разыгрывание этюдов «примирения», беседа на тему: « Как не ссориться с

друзьями?

Слушание и разучивание песни «Вместе весело шагать»

Занятие 6 «Работаем над дикцией» (непрерывная образовательная деятельность)

Содержание:

Речевая гимнастика

Д/и «Быстро – медленно»

Д/и « Громко – тихо»

Заучивание стихотворения «Листопад», отработка выразительного чтения.

Занятие 7 «В мире звуков» (непрерывная образовательная деятельность)

Содержание:

Речевая гимнастика.

Д/игра «Что слышим?»; определение места звука в слове, решение ребусов,

речевая игра: « Замени звук», определение гласного звука, работа со схемой.

Занятие 8 «Ты - слушатель, ты - зритель» (игра - драматизация)

Содержание:

просмотр мультфильма из серии «Спокойной ночи малыши»; беседа:

« Ты – слушатель, ты – зритель»,

Работа над сценарием спектакля по мотивам сказки

В. Сутеева «Под грибом». Заучивание и репетиция ролей, игра-драматизация.

( показ спектакля детям младшего возраста)

Занятие 9 «Я и мои эмоции» (непрерывная образовательная деятельность)

Содержание:

Беседа: «Поговорим о настроении»

Работа с пиктограммами.

Мимическая гимнастика.

Д/игра «Музыка и эмоции»

Д/упражнение «Рисуем настроение музыки».

Занятие 10 «Круг друзей» (непрерывная образовательная деятельность)

Содержание:

«Человек без друзей, что дерево без корней»- работа с

пословицами и поговорками.

Беседа: «Как правильно дружить?», рассматривание иллюстраций с

различными ситуациями из жизни детей;

чтение – обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства»; рисование на

тему: «Мой друг»

Занятие 11 «Встреча с Осенью» (игровая образовательная ситуация)

Содержание:

Сюрпризный момент (встреча осени)

Отгадывание загадок: «Загадку отгадай – собери урожай»

Музыкальное задание: « Узнай голос осени»

Заучивание стихотворения И. Михайлова «Как обидно»

Конкурс на лучшее чтение, вручение подарков осени.

Занятие 12 « В гостях у сказки» (игра – драматизация)

Содержание:

Д/игра: «Из какой сказки?»

Сочинение сказки по данному началу.

Игра-драматизация сказки «Теремок»; показ спектакля для младших

дошкольников.

Занятие13 «Поговорки от Егорки» (непрерывная образовательная деятельность)

Содержание:

Кинезиологические упражнения, запомни скороговорки и повтори.

Беседа с детьми о поговорках, какие поговорки они знают, работа над смыслом

и значением; задание : послушай стихотворение и ответь на вопросы.

Сочиняем сказку «Как грузовичок друга искал» с использованием поговорок.

Занятие 14 «Подскажи словечко» (непрерывная образовательная деятельность)

Содержание: работа над тем как поэты работают над стихами; речевая гимнастика:

д/игра «Какой звук заблудился, р/игра «Подскажи словечко»,

р/игра «Путаница», «Поиграем в рифмы.»

Задание: «Пробуем сочинять»

Занятие15 «Зимушка – зима» (непрерывная образовательная деятельность)

Содержание:

Дыхательная гимнастика.

Чтение рассказов из цикла «Лесные происшествия зимой»

Знакомство с приметами зимы.

Творческое задание: «Какими бывают снежинки»- рисование, лепка,

аппликация: на выбор.

Слушание отрывка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»: танец снежинок

Занятие16 «Новогодняя эстафета» (развлечение)

Содержание:

эстафета Деда Мороза с привлечением инструктора по физкультуре,

родителей. Дети и взрослые выполняют задания Деда Мороза: отгадывают

загадки, поют песни, танцуют и соревнуются на быстроту и ловкость.

Занятие 17 «Встреча с Зимой» (игровая образовательная ситуация)

Содержание:

После чтения рассказа В. Даля «Старик – годовик», дети отвечают на вопросы

сказки. Далее звучит музыка и в группу входит Зима. Дети приветствуют

её. Зима просит детей с ней поиграть и показать свои знания.

Отгадывание загадок.

Д/игра «Снеговик»

Заучивание стихотворения А. Кузнецовой «Времена года» и конкурс на лучшее

чтение. Зима дарит детям в подарок незаконченную зимнюю картину и просит

завершить её. Дети садятся за работу, звучит музыка и Зима уходит.

Занятие 18 «Что со словом?» (непрерывная образовательная деятельность)

Содержание: Кинезиологические упражнения, словесные игры: «Кто знает, пусть

продолжает», «Наоборот», « Скажи по-другому».

Беседа с детьми о том, как можно спрятать слово? Дети объясняют что такое

загадка. Воспитатель показывает приемы составления загадок. Далее идет работа

по составлению различных загадок.К каждой загадке рисуют иллюстрацию. Все

работы собираются в сборник загадок.

Занятие 19 «Любимые животные» (непрерывная образовательная деятельность)

Содержание: Беседа с детьми на тему: «Моё любимое животное»,

фотографий и иллюстраций. Этюд – перевоплощение: «Котята»

Кинезиологическая гимнастика.

Инсценировка русской народной потешки «Кошкин дом», с отработкой

выразительности и передачи характеров героев.

Занятие 20 «День рождения только раз в году» (продуктивная деятельность)

Содержание:

Беседа: «День рождения только раз в году»

Этюд: «Праздник дня рождения»

Творческое задание «Наш подарок» (изготовление подарка для своего друга)

Занятие 21 «Книга лучший друг»

Содержание:

Кинезиологические упражнения. Просмотр презентации: «Как создают книги»

Творческое задание «Обложки любимых книг»: обсуждение того, обложку какой

книги будут создавать дети; рассматривание обложек книг; уточнение того что

будет на нашей обложке; продуктивная самостоятельная деятельность детей.

Занятие 22 «Наша Армия сильна» (игровая образовательная ситуация)

Содержание: В гости к детям приходит служащий Армии России. Беседа с детьми о

празднике «День Защитника Отечества», рассказы мальчиков кем хотели бы они служить

и почему. Задания воина: чтение – заучивание стихотворения С. Маршака «Февраль».

Этюд – перевоплощение «Моряки».Творческое задание «Нарисуй эмблему воину», далее

самостоятельная продуктивная деятельность детей и выставка работ.

Занятие 23 «Путешествие в Вообразилию» (игровая образовательная ситуация)

Содержание: Воспитатель берёт в руки книгу Н.Н. Носова Фантазёры и предлагает детям

почитать. Но в это время в группу входят Мишутка и Стасик - герои книги, они

рассказывают детям разные выдуманные истории. Предлагают детям попробовать

придумать свои истории. Коллективное сочинение небылиц. Р/игра «Кто больше заметит

небылиц»,чтение стихотворения Б. Заходера «Моя Вообразилия».

Занятие 24 «игры в сочиняйку» (непрерывная образовательная деятельность)

Содержание:

Артикуляционная гимнастика, кинезиологические упражнения. Воспитатель предлагает

детям поиграть в игры с рифмой: Р/игра «Добавлялки», игры в рифмы и считалки. Детям

предлагается сочинить свои стихи или сказку с использованием кинезиологии.

Занятие 25 «Масленица» (развлечение с участием родителей)

Содержание: В группу входит Масленица в костюме и беседует с детьми о том , знают ли

они о Масленице, рассказывает о себе; знакомит детей с приметами и пословицами о

празднике; предлагает выйти в хоровод.и русскую народную игру «Жмурки»; после игры

в группу вносят самовар и блины.

Занятие 26 «Мамины помощники» (продуктивная деятельность)

Содержание:

Психогимнастика «Подари улыбку маме»

Р/игра «Красивые слова маме»

Изготовление открыток для мамы с применением различных материалов и техник.

Занятие 27 «Необыкновенные превращения слов» (непрерывная образовательная

деятельность)

Содержание:

Игра «Слышишь ли ты звук?»

Чтение стихотворения Б. Заходера «Кит и кот»

Д/игра «Ступеньки»

Р/игра «Наоборот»

Занятие 28 -29 «Лесные превращения весной» (изготовление лэпбука)

Содержание: подбор материала: стихов, книг, загадок, иллюстраций

Знакомство с приметами весны, отгадывание загадок, беседа о перелетных птицах,

Чтение и беседа по рассказу В. Бианки «Последняя льдина»

Заучивание

стихотворения

Л.

Аграчёвой

«Ау»;

заполнение

кармашков

лэпбука

информацией.

Занятие 30 «Кем быть?» (непрерывная образовательная деятельность)

Содержание:

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика « Я - художник», Д/игра «Кем быть», Работа по построению

монолога «Опиши профессию» с использованием атрибутов профессии. Можно

использовать круги Луллия.

Занятие 31 «Праздник знаний» (викторина)

Содержание:

Выбор капитанов и названия команд, если детей в кружке не много можно соревноваться

друг с другом. Конкурс капитанов, где они решают ребусы.

Конкурс «Музыкальная шкатулка», где звучат песенки из сказок, а дети должны

определить сказку и назвать героев, литературные загадки; задание распределить

картинки со словами в которых есть определенные звуки по группам; задание подобрать

рифму к словам,

Подведение итогов.

Чаепитие.

Занятие32 «Давайте жить дружно» (непрерывная образовательная деятельность)

Содержание:

Артикуляционная гимнастика.

Д/игра «От улыбки стало всем светлей»

Беседа: «Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь»

Составление рассказа по серии картинок. Самостоятельная деятельность детей.

Занятие 33 «Всё, что знаем – повторяем» (развлечение)

Содержание: Дыхательная гимнастика.

Разгадывание кроссворда, пение песен, повторение любимых стихов, самостоятельная

игра-драматизация детей известных сказок.

Занятие 34 «Мои любимые игрушки» ( самостоятельная продуктивная деятельность)

Содержание:

Беседа: «Всё равно его не брошу…»

Загадки про игрушки.

Творческое задание «Нарисуй любимую игрушку»

Занятие 35-36 «Здравствуй, лето!» (праздник)

Содержание: дети вместе с воспитателем продумывают, что бы они хотели показать

родителям, чему они научились на занятиях, составляют сценарий праздника.

На праздник приглашаются родители. К празднику готовится стенд на котором помещены

фотографии занятий и достижения детей.

Система контроля и оценивания результата

Оценка результативности данной программы осуществляется методом наблюдений за

детьми в ходе непрерывной образовательной деятельности, в совместных играх, а также

индивидуальной работы с каждым ребёнком.

Дети участвуют в открытых занятиях, спектаклях, развлечениях и мероприятиях, где

могут продемонстрировать свои умения и навыки, полученные на занятиях кружка.

На каждого ребёнка собирается портфолио, а также оформляется папка-передвижка с

отражением в ней достижений детей, посещающих кружок.

Список литературы.

Курцева З.И. Ты- словечко, я словечко… Пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет/

под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., перераб. – М.:Баланс,2010.

Новоторцева Н.В. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших

школьников. – Ярославль: ТОО «Гринго»,1995. – 240 с.илл.



В раздел образования