Автор: Евгения Валентиновна Овсянникова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№130 города Пензы "Росток"
Населённый пункт: ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПЕНЗА
Наименование материала: программа дополнительного образования по речевому развитию "Мастерская слова" для детей 5-6 лет
Тема: "Мастерская слова"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №130 города Пензы «Росток».
Принята Утверждаю.
на заседании Педагогического совета Заведующая____________________
Протокол Приказ №___________ от _________
№_________от______________2024года
Председатель_______________________
Секретарь__________________________
Дополнительная общеразвивающая программа
кружка: « Мастерская слова»
для детей 5-6 лет, один год
Е.В.Овсянникова: воспитатель
г. Пенза
2024год
Пояснительная записка.
Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со
сверстниками и взрослыми. Взрослые – хранители опыта накопленного человечеством, знаний,
умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее
средство человеческого общения.
Дополнительная программа кружка «Мастерская слова» даёт возможность реализовать
познавательно – речевое воспитание детей старшего дошкольного возраста, направленное на
развитие коммуникативной деятельности, способность налаживать общение с окружающими
людьми при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых
средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Именно игра помогает ребёнку в
познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общаться.
Цель программы: активизация познавательной деятельности детей и развитие коммуникативной
функции речи.
Задачи программы:
- формировать умение общаться с взрослым на темы, выходящие за пределы непосредственно
воспроизводимой ситуации.
- создать условия для активного и самостоятельного освоения языка с проявлением в
словотворчестве, вопросах, играх.
- воспитывать звуковую культуру речи.
- развивать связную речь через формирование творческих способностей и самовыражения детей.
- создать условия для удовлетворения потребности детей в общении.
Срок реализации программы – 1 год.
Объём учебного времени – 36 часов (36 дней).
Формы проведения
– занятия в форме непрерывной образовательной деятельности, игровые
образовательные ситуации, развлечения, викторины, тренинги, ручной труд, самостоятельная
деятельность детей.
Обоснование структуры программы:
программа построена с учетом трёх направлений
- формирование звуковой культуры речи
- формирование лексико-грамматических категорий
- развитие связной речи
Методы обучения: беседы, дидактические игры и упражнения, этюды, элементы психогимнастики,
речевые игры, театрализованная игра, речевая гимнастика, заучивание стихотворений, работа с
пиктограммами, мимическая гимнастика, чтение литературы, разгадывание загадок, музыкальная
игра, речетворчество, игра-драматизация, дыхательная гимнастика, подвижная игра, продуктивная
деятельность детей, кинезиологические упражнения, конкурсы, праздники и пр.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Занятия кружка «Мастерская слова» проходят в групповой комнате, музыкальном зале,
физкультурном зале.
К реализации программы привлечены музыкальный руководитель, родители.
К данной программе разработаны подробные конспекты каждого занятия, информация о занятиях
кружка для родителей транслируется в сети интернет, уголке группы.
Планируемые результаты.
В процессе реализации программы кружка «Мастерская слова» планируются следующие
результаты ее освоения:
- проявляет интерес к звучащему слову;
- свободно общается с близкими взрослыми и детьми;
- в диалоге инициативно высказывается;
- умеет привлечь к себе внимание собеседника;
- активно и самостоятельно осваивает язык, что проявляется в словотворчестве, вопросах, играх со
звуком и словом.
- умеет выбирать средства для импровизации самовыражения в театрализованной деятельности;
- ориентируется в человеческих отношениях, чувствах, замечает изменение настроения и
проявляет внимание и сочувствие.
Календарно - учебный график
Программа рассчитана на 36 часов.
Количество занятий
Виды работ
Место проведения
17 занятий
Занятия в форме непрерывной образовательной
деятельности
Групповая комната
5 занятий
Занятия в форме игровых образовательных
ситуаций
Групповая комната
10 занятий
Праздники, развлечения, досуги, конкурсы,
викторины, соревнования, игра - драматизация.
Музыкальный зал,
физкультурный зал,
групповая комната.
4 занятия
Занятия в форме продуктивной деятельности
детей
Групповая комната
Календарно-тематическое планирование
.
Наименование программы: «Мастерская слова»
Год обучения: 2020-2021
№
п/п
Наименование раздела и темы занятия
Количество
часов
примечание
1
Я и мой язык (НОД)
1
В групповой комнате
2
Общение бывает разным (НОД)
1
В групповой комнате
3
Зачем быть вежливым? (НОД)
1
В групповой комнате
4
Правила общения (игровая образовательная
ситуация)
1
В групповой комнате
5
Мы общаемся (НОД)
1
В групповой комнате
6
Работаем над дикцией (НОД)
1
В групповой комнате
7
В мире звуков (НОД)
1
В групповой комнате
8
Ты – слушатель, ты – зритель (игра -
драматизация)
1
В групповой комнате
9
Я и мои эмоции (НОД)
1
В групповой комнате
10
Круг друзей (НОД)
1
В групповой комнате
11
Встреча с Осенью (игровая образовательная
ситуация)
1
В групповой комнате
12
В гостях у сказки (игра-драматизация)
1
В групповой комнате
13
Поговорки от Егорки (НОД)
1
В групповой комнате
14
Подскажи словечко (НОД)
1
В групповой комнате
15
Зимушка – зима (НОД)
1
В групповой комнате
16
Новогодняя эстафета (развлечение)
1
Физкультурный зал, с
привлечением
инструктора по
физкультуре
17
Встреча с Зимой (игровая образовательная
ситуация)
1
В групповой комнате
18
Что со словом? (НОД)
1
В групповой комнате
19
Любимые животные (НОД)
1
В групповой комнате
20
День рождения только раз в году (продуктивная
деятельность)
1
В групповой комнате
21
Книга лучший друг (продуктивная
деятельность)
1
В групповой комнате
22
Наша Армия сильна (игровая образовательная
ситуация)
1
В групповой комнате
23
Путешествие в «Вообразилию» (игровая
образовательная ситуация)
1
В групповой комнате
24
«Игры в сочиняйку» (НОД)
1
В групповой комнате
25
Масленица (развлечение)
1
С привлечением
родителей
26
Мамины помощники (продуктивная
деятельность)
1
В групповой комнате
27
Необыкновенные превращения слов (НОД)
1
В групповой комнате
28-29
Лесные превращения весной (изготовление
лэпбука)
2
С привлечением
родителей
30
Кем быть? (НОД)
1
В групповой комнате
31
Праздник знаний (викторина)
1
В групповой комнате
32
Давайте жить дружно (НОД)
1
В групповой комнате
33
Всё что знаем, повторяем (развлечение)
1
Музыкальный зал, с
привлечением
музыкального
руководителя
34
Мои любимые игрушки (самостоятельная
продуктивная деятельность детей)
1
В групповой комнате
35-36
Здравствуй, лето! (праздник)
2
Музыкальный зал, с
привлечением
музыкального
руководителя
Содержание программы
Занятие 1 «Я и мой язык» (непрерывная образовательная деятельность)
Содержание:
Беседа: «Общение бывает разным»,
Д/игра: «Иностранец», использование кинезиологических упражнений:
«Расскажи стихи без слов», «Изобрази сказку»
Занятие 2 «Общение бывает разным» (непрерывная образовательная деятельность)
Содержание:
Беседа: «Как люди в разные времена сообщали другим что-либо»,
просмотр презентации: «Как люди общаются»
Д/игра «Угадай-ка» написание письма с помощью придуманы символов.
Занятие 3: «Зачем быть вежливым» (непрерывная образовательная деятельность)
Содержание: чтение Константин Реннер «Сказка про вежливые слова», Дмитрий Гиро
«Вежливость»; беседа по содержанию,
Разработка памятки: «Правила вежливости»
Этюды: «Приветствие, прощание, извинение, просьба»
Занятие 4 «Правила общения» (игровая образовательная ситуация)
Содержание: Раздаётся звонок на телефон воспитателя, включается громкая связь. Дети
слышат разговор. Звонит Волк из мультфильма: «Ну, погоди!» Он пытается
что рассказать, ругается и кричит, ничего не разобрать. Воспитатель
останавливает его и обещает перезвонить.
Беседа: «Разговор по телефону», обсуждение правил общения по телефону.
Далее воспитатель перезванивает Волку, и дети рассказывают ему,
как правильно общаться, чтобы тебя поняли и услышали по телефону.
Д/игра « Позвони по номеру 112»
Занятие 5 «Мы общаемся» (Непрерывная образовательная ситуация)
Содержание:
Сюрпризный момент «Письмо из Простоквашино», обсуждение ситуации из
письма, в которой поссорились Шарик и Матроскин.
Разыгрывание этюдов «примирения», беседа на тему: « Как не ссориться с
друзьями?
Слушание и разучивание песни «Вместе весело шагать»
Занятие 6 «Работаем над дикцией» (непрерывная образовательная деятельность)
Содержание:
Речевая гимнастика
Д/и «Быстро – медленно»
Д/и « Громко – тихо»
Заучивание стихотворения «Листопад», отработка выразительного чтения.
Занятие 7 «В мире звуков» (непрерывная образовательная деятельность)
Содержание:
Речевая гимнастика.
Д/игра «Что слышим?»; определение места звука в слове, решение ребусов,
речевая игра: « Замени звук», определение гласного звука, работа со схемой.
Занятие 8 «Ты - слушатель, ты - зритель» (игра - драматизация)
Содержание:
просмотр мультфильма из серии «Спокойной ночи малыши»; беседа:
« Ты – слушатель, ты – зритель»,
Работа над сценарием спектакля по мотивам сказки
В. Сутеева «Под грибом». Заучивание и репетиция ролей, игра-драматизация.
( показ спектакля детям младшего возраста)
Занятие 9 «Я и мои эмоции» (непрерывная образовательная деятельность)
Содержание:
Беседа: «Поговорим о настроении»
Работа с пиктограммами.
Мимическая гимнастика.
Д/игра «Музыка и эмоции»
Д/упражнение «Рисуем настроение музыки».
Занятие 10 «Круг друзей» (непрерывная образовательная деятельность)
Содержание:
«Человек без друзей, что дерево без корней»- работа с
пословицами и поговорками.
Беседа: «Как правильно дружить?», рассматривание иллюстраций с
различными ситуациями из жизни детей;
чтение – обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства»; рисование на
тему: «Мой друг»
Занятие 11 «Встреча с Осенью» (игровая образовательная ситуация)
Содержание:
Сюрпризный момент (встреча осени)
Отгадывание загадок: «Загадку отгадай – собери урожай»
Музыкальное задание: « Узнай голос осени»
Заучивание стихотворения И. Михайлова «Как обидно»
Конкурс на лучшее чтение, вручение подарков осени.
Занятие 12 « В гостях у сказки» (игра – драматизация)
Содержание:
Д/игра: «Из какой сказки?»
Сочинение сказки по данному началу.
Игра-драматизация сказки «Теремок»; показ спектакля для младших
дошкольников.
Занятие13 «Поговорки от Егорки» (непрерывная образовательная деятельность)
Содержание:
Кинезиологические упражнения, запомни скороговорки и повтори.
Беседа с детьми о поговорках, какие поговорки они знают, работа над смыслом
и значением; задание : послушай стихотворение и ответь на вопросы.
Сочиняем сказку «Как грузовичок друга искал» с использованием поговорок.
Занятие 14 «Подскажи словечко» (непрерывная образовательная деятельность)
Содержание: работа над тем как поэты работают над стихами; речевая гимнастика:
д/игра «Какой звук заблудился, р/игра «Подскажи словечко»,
р/игра «Путаница», «Поиграем в рифмы.»
Задание: «Пробуем сочинять»
Занятие15 «Зимушка – зима» (непрерывная образовательная деятельность)
Содержание:
Дыхательная гимнастика.
Чтение рассказов из цикла «Лесные происшествия зимой»
Знакомство с приметами зимы.
Творческое задание: «Какими бывают снежинки»- рисование, лепка,
аппликация: на выбор.
Слушание отрывка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»: танец снежинок
Занятие16 «Новогодняя эстафета» (развлечение)
Содержание:
эстафета Деда Мороза с привлечением инструктора по физкультуре,
родителей. Дети и взрослые выполняют задания Деда Мороза: отгадывают
загадки, поют песни, танцуют и соревнуются на быстроту и ловкость.
Занятие 17 «Встреча с Зимой» (игровая образовательная ситуация)
Содержание:
После чтения рассказа В. Даля «Старик – годовик», дети отвечают на вопросы
сказки. Далее звучит музыка и в группу входит Зима. Дети приветствуют
её. Зима просит детей с ней поиграть и показать свои знания.
Отгадывание загадок.
Д/игра «Снеговик»
Заучивание стихотворения А. Кузнецовой «Времена года» и конкурс на лучшее
чтение. Зима дарит детям в подарок незаконченную зимнюю картину и просит
завершить её. Дети садятся за работу, звучит музыка и Зима уходит.
Занятие 18 «Что со словом?» (непрерывная образовательная деятельность)
Содержание: Кинезиологические упражнения, словесные игры: «Кто знает, пусть
продолжает», «Наоборот», « Скажи по-другому».
Беседа с детьми о том, как можно спрятать слово? Дети объясняют что такое
загадка. Воспитатель показывает приемы составления загадок. Далее идет работа
по составлению различных загадок.К каждой загадке рисуют иллюстрацию. Все
работы собираются в сборник загадок.
Занятие 19 «Любимые животные» (непрерывная образовательная деятельность)
Содержание: Беседа с детьми на тему: «Моё любимое животное»,
фотографий и иллюстраций. Этюд – перевоплощение: «Котята»
Кинезиологическая гимнастика.
Инсценировка русской народной потешки «Кошкин дом», с отработкой
выразительности и передачи характеров героев.
Занятие 20 «День рождения только раз в году» (продуктивная деятельность)
Содержание:
Беседа: «День рождения только раз в году»
Этюд: «Праздник дня рождения»
Творческое задание «Наш подарок» (изготовление подарка для своего друга)
Занятие 21 «Книга лучший друг»
Содержание:
Кинезиологические упражнения. Просмотр презентации: «Как создают книги»
Творческое задание «Обложки любимых книг»: обсуждение того, обложку какой
книги будут создавать дети; рассматривание обложек книг; уточнение того что
будет на нашей обложке; продуктивная самостоятельная деятельность детей.
Занятие 22 «Наша Армия сильна» (игровая образовательная ситуация)
Содержание: В гости к детям приходит служащий Армии России. Беседа с детьми о
празднике «День Защитника Отечества», рассказы мальчиков кем хотели бы они служить
и почему. Задания воина: чтение – заучивание стихотворения С. Маршака «Февраль».
Этюд – перевоплощение «Моряки».Творческое задание «Нарисуй эмблему воину», далее
самостоятельная продуктивная деятельность детей и выставка работ.
Занятие 23 «Путешествие в Вообразилию» (игровая образовательная ситуация)
Содержание: Воспитатель берёт в руки книгу Н.Н. Носова Фантазёры и предлагает детям
почитать. Но в это время в группу входят Мишутка и Стасик - герои книги, они
рассказывают детям разные выдуманные истории. Предлагают детям попробовать
придумать свои истории. Коллективное сочинение небылиц. Р/игра «Кто больше заметит
небылиц»,чтение стихотворения Б. Заходера «Моя Вообразилия».
Занятие 24 «игры в сочиняйку» (непрерывная образовательная деятельность)
Содержание:
Артикуляционная гимнастика, кинезиологические упражнения. Воспитатель предлагает
детям поиграть в игры с рифмой: Р/игра «Добавлялки», игры в рифмы и считалки. Детям
предлагается сочинить свои стихи или сказку с использованием кинезиологии.
Занятие 25 «Масленица» (развлечение с участием родителей)
Содержание: В группу входит Масленица в костюме и беседует с детьми о том , знают ли
они о Масленице, рассказывает о себе; знакомит детей с приметами и пословицами о
празднике; предлагает выйти в хоровод.и русскую народную игру «Жмурки»; после игры
в группу вносят самовар и блины.
Занятие 26 «Мамины помощники» (продуктивная деятельность)
Содержание:
Психогимнастика «Подари улыбку маме»
Р/игра «Красивые слова маме»
Изготовление открыток для мамы с применением различных материалов и техник.
Занятие 27 «Необыкновенные превращения слов» (непрерывная образовательная
деятельность)
Содержание:
Игра «Слышишь ли ты звук?»
Чтение стихотворения Б. Заходера «Кит и кот»
Д/игра «Ступеньки»
Р/игра «Наоборот»
Занятие 28 -29 «Лесные превращения весной» (изготовление лэпбука)
Содержание: подбор материала: стихов, книг, загадок, иллюстраций
Знакомство с приметами весны, отгадывание загадок, беседа о перелетных птицах,
Чтение и беседа по рассказу В. Бианки «Последняя льдина»
Заучивание
стихотворения
Л.
Аграчёвой
«Ау»;
заполнение
кармашков
лэпбука
информацией.
Занятие 30 «Кем быть?» (непрерывная образовательная деятельность)
Содержание:
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика « Я - художник», Д/игра «Кем быть», Работа по построению
монолога «Опиши профессию» с использованием атрибутов профессии. Можно
использовать круги Луллия.
Занятие 31 «Праздник знаний» (викторина)
Содержание:
Выбор капитанов и названия команд, если детей в кружке не много можно соревноваться
друг с другом. Конкурс капитанов, где они решают ребусы.
Конкурс «Музыкальная шкатулка», где звучат песенки из сказок, а дети должны
определить сказку и назвать героев, литературные загадки; задание распределить
картинки со словами в которых есть определенные звуки по группам; задание подобрать
рифму к словам,
Подведение итогов.
Чаепитие.
Занятие32 «Давайте жить дружно» (непрерывная образовательная деятельность)
Содержание:
Артикуляционная гимнастика.
Д/игра «От улыбки стало всем светлей»
Беседа: «Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь»
Составление рассказа по серии картинок. Самостоятельная деятельность детей.
Занятие 33 «Всё, что знаем – повторяем» (развлечение)
Содержание: Дыхательная гимнастика.
Разгадывание кроссворда, пение песен, повторение любимых стихов, самостоятельная
игра-драматизация детей известных сказок.
Занятие 34 «Мои любимые игрушки» ( самостоятельная продуктивная деятельность)
Содержание:
Беседа: «Всё равно его не брошу…»
Загадки про игрушки.
Творческое задание «Нарисуй любимую игрушку»
Занятие 35-36 «Здравствуй, лето!» (праздник)
Содержание: дети вместе с воспитателем продумывают, что бы они хотели показать
родителям, чему они научились на занятиях, составляют сценарий праздника.
На праздник приглашаются родители. К празднику готовится стенд на котором помещены
фотографии занятий и достижения детей.
Система контроля и оценивания результата
Оценка результативности данной программы осуществляется методом наблюдений за
детьми в ходе непрерывной образовательной деятельности, в совместных играх, а также
индивидуальной работы с каждым ребёнком.
Дети участвуют в открытых занятиях, спектаклях, развлечениях и мероприятиях, где
могут продемонстрировать свои умения и навыки, полученные на занятиях кружка.
На каждого ребёнка собирается портфолио, а также оформляется папка-передвижка с
отражением в ней достижений детей, посещающих кружок.
Список литературы.
Курцева З.И. Ты- словечко, я словечко… Пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет/
под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., перераб. – М.:Баланс,2010.
Новоторцева Н.В. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших
школьников. – Ярославль: ТОО «Гринго»,1995. – 240 с.илл.