Напоминание

Развития инициативности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учереждении


Автор: Анастасия Сергеевна Посеряева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №40
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Развития инициативности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учереждении
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста

в дошкольном образовательном учреждении

Проблема развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста

в дошкольном образовательном учреждении при переходе к стратегии

педагогического сопровождения является актуальной и важной по ряду

причин. Во-первых, инициативность играет ключевую роль в формировании

личности ребенка. Этот период жизни является критическим для развития

таких качеств, как самостоятельность, ответственность и творческое

мышление, которые тесно связаны с инициативностью. Во-вторых,

современное общество ставит перед детьми все более сложные задачи и

требует от них активного участия в жизни общества. Развитие

инициативности в дошкольном возрасте является основой для успешной

адаптации ребенка к условиям современной жизни. Кроме того,

педагогическое сопровождение в дошкольном образовании становится все

более важным в контексте перехода к новым стратегиям обучения и

воспитания, что требует активного и творческого подхода к развитию

инициативности у детей.

Таким образом, проблема развития инициативности детей старшего

дошкольного возраста и переход к стратегии педагогического сопровождения

является актуальной и важной для современного образования и

педагогической практики. О важности личной заинтересованности и

инициативности ребенка в процессе обучения говорили еще в Афинской

педагогической модели (Сократ, Аристотель и др.). Согласно позиции

педагогов, пассивность ученика педагогически нецелесообразна (Л.С.

Выготский, Д.Б. Эльконин, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев).

Современный подход к пониманию сущности, роли и значения

инициативности для развития дошкольников опирается на работы

Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.А. Сухомлинского, А.Н. Леонтьева.

Педагоги по-разному определяют понятие «инициативность». Например,

А.И. Крупнов, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина и др. дают трактовку понятия

«инициативность» через систему компонентов, необходимых для

обеспечения процесса инициации. Также инициативность может

рассматриваться как личностное качество, способствующее становлению

предрасположенности к инициативным действиям (Е.Н. Бичерова,

Т.С. Борисова, Л.В. Даровских, Н.П. Журавлева, Е.В. Коротаева,

С.Г. Лесникова, О.В. Ненарокова, И.С. Попова, А.В. Святцева,

С.В. Тетерский, И.В. Тигрова, Н.В. Тучак). Ряд ученых (Г.Н. Годин,

Н.С. Ежкова, З.Н. Елисеева) трактуют инициативность как критерий

самостоятельности. А.М. Лесин, М.И. Лисина, С.И. Слободчикова,

Е.А. Шанц определяют понятие инициативность как проявление активности

личности.Несмотря на большое количество педагогических исследований,

посвященных взаимосвязи инициативности и других свойств личности,

условий, необходимых для развития инициативности, активного участия

дошкольника в различных видах деятельности, малоизученными остаются

вопросы особенностей проявления инициативности старших дошкольников.

Актуальность данной проблемы обусловливает выбор темы исследования:

«Развитие инициативности детей старшего дошкольного возраста в

дошкольной образовательной организации при переходе к стратегии

педагогического сопровождения».

Выбор темы определил цель, объект, предмет и задачи исследования.

Цель исследования: выявление оптимальных педагогических условий

развития инициативности детей старшего дошкольного возраста в

дошкольной образовательной организации при переходе к стратегии

педагогического сопровождения.

Объект исследования: инициативность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития инициативности детей старшего

дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации при

переходе к стратегии педагогического сопровождения.

Гипотеза исследования: процесс развития инициативности детей старшего

дошкольного возрастав дошкольной образовательной организации при

переходе к стратегии педагогического сопровождения будет более

успешным, если:

развивающая

предметно-пространственная

среда

дошкольной

образовательной организации стимулирует развитие инициативности детей;

применяемые методы и приемы в работе с детьми ориентированы

на развитие инициативности;

- родители активно участвуют в образовательном процессе и поддерживают

инициативы своих детей дома.

В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость

постановки и решения следующих задач:

1. Выполнить теоретическое обоснование проблемы развития

инициативности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной

образовательной организации при переходе к стратегии педагогического

сопровождения;

2. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по развитию

инициативности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной

образовательной организации при переходе к стратегии педагогического

сопровождения.

Исследование предлагает комплексное использование таких методов и

методик, как теоретический анализ литературных источников по проблеме

исследования; изучение педагогического опыта, обобщение, сравнение,

систематизация полученных данных, эксперимент, диагностика уровня

сформированности показателей инициативности (карта инициативности,

предложенная А.М. Щетининой; нормативные карты развития,

разработанные Н.А. Коротковой и П.Г. Нежновым); анкетирование

родителей экспертиза развивающей предметно-пространственной среды

группы.



В раздел образования