Автор: Кныш Татьяна Александровна
Должность: тьютор
Учебное заведение: Новоаганский ДСКВ "Снежинка"
Населённый пункт: гп Новоаганск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с РАС с помощью АВА-терапии
Раздел: дошкольное образование
Новоаганский детский сад комбинированного вида «Снежинка»
Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с
детьми с РАС с помощью АВА-терапии
План индивидуальной работы
Кныш Татьяна Александровна -тьютор
Базовый модуль
Работа вне группы
Организация режима обучения: Ежедневная индивидуальная работа
Необходимость сопровождения: есть
Образовательн
ая область
Содержание
Организационны
е формы
обучения
Методы, приемы, виды деятельности
ребёнка на занятии
Формируемые альтернативные
коммуникативно-речевые умения.
Результаты.
СЕНТЯБРЬ
Речевое
развитие.
Программа на развитие понимания речи
«Сенсорная алалия»
Развитие понимания речи, развитие имитации
и праксиса, развитие игровой деятельности,
развитие пространственного мышления,
развитие мыслительной деятельности,
развитие слоговой структуры слова.
Формирование понятий;
Формирование понимания простых
инструкций;
Формирование лексики;
Формирование глагольного словаря;
Формирование зрительного образа слов;
Коррекционно-развивающая программа
«Посмотрите, я говорю!»
Технология применения средств
поддерживающей (альтернативной)
коммуникации в работе с неговорящими
дошкольниками.
Тема: «Я люблю свою семью»
Знакомимся с членами семьи: мама, папа,
бабушка, дедушка, сестра.
Индивидуальная
Индивидуальная
Технология АВА-терапия
Вводим жетоны
САМОКОНТРОЛЬ
Ребёнок выполняет инструкцию
«Жди»
Д/У «Сыпь» (тарелка, банка, чашка)
Д/У «Сортируем по кармашкам»
(нож, мишка)
Д/У «Найди слово» (красный, круг,
корова, корона)
Д/У «Разукрась синим»
Введение графического символа
(таблички-слова, пиктограммы)
«семья». Работа с фотоальбомом
«Расскажи о семье» Ответ на вопрос
«Кто это?
Д/И «Найди такую же»
Д/и «Сделай так»;
Ребёнок по инструкции «Жди», будет
ожидать высоко-мотивационной
деятельности 20 секунд спокойно.
Понимать и знать глагол «сыпь»
Понимать простые инструкции,
запомнить синий цвет, знать слова:
корона, корова, круг, нож, мишка.
Знать синий цвет
Умение соотносить графические знаки с
реалистичным изображением.
Использование навыка глобального
чтения (называние членов семьи) для
активизации инициативных
высказываний.
Ребёнок показывает по инструкции
членов семьи и называет их.
Ребёнок должен уметь отвечать на
вопрос «Кто это?», накладывать фото
Учим имя своё.
Учим «правая», «левая» рука.
Развивать навыки взаимодействия ребенка со
взрослым
и
сверстниками,
развивать
эмоциональную
отзывчивость,
умения
объясняться без слов.
Программа на развитие понимания речи
Заучивание пальчиковой игры «Моя
семья»
Ответ на вопрос: «Как тебя зовут?»
Д/и «Подними правую руку»,
подними левую руку.
Продолжаем учить здороваться со
взрослыми и детьми, когда заходим в
группу, благодарить, когда покушал.
(Привет, пока, спасибо)
Д/У «Сыпь» (песок, рис, семечки)
Д/У «Найди тень» (дерево, лягушка,
чайник, ведро)
Д/У «Найди слово» (песок, семечки,
рис); (губы, глаза)
Д/У «Иди» (синий, красный круг)
Повторяем членов семьи, Учить
называть имена родителей,
родственников Знать и отвечать на
вопрос «сколько тебе лет?»
Работа с фотоальбомом «Расскажи о
семье».
Ответ на вопрос: «Кто это?», Д/и
«Найди такую»
Рассматривает картинки и называет
действие.
Повторение пальчиковой игры «Моя
одно на другое.
Ребёнок имитирует движения крупной и
мелкой моторики;
Ребёнок должен знать и по возможности
называть своё имя.
Имитация мелкой моторики в
пальчиковой игре Поднимать по
инструкции руки, не путать их.
Ребёнок должен научиться здороваться
со всеми, прощаться и благодарить.
Понимать простые инструкции,
запомнить синий, красный цвет, знать
слова песок, рис, семечки, губы, глаза)
Понимать и знать глагол «сыпь», «иди»
Умение соотносить графические знаки с
реалистичным изображением.
Использование навыка глобального
чтения (называние членов семьи) для
активизации инициативных
высказываний.
Ребенок будет по инструкции
показывать членов семьи, называть их,
находить такую же фотографию и класть
сверху на неё.
Ребёнок будет сортировать картинки при
выборе из 5.
«Сенсорная алалия»
Развитие понимания речи, развитие имитации
и праксиса, развитие игровой деятельности,
развитие пространственного мышления,
развитие мыслительной деятельности,
развитие слоговой структуры слова.
Формирование понятий;
Формирование понимания простых
инструкций;
Формирование лексики;
Формирование глагольного словаря;
Формирование зрительного образа слов;
Коррекционно-развивающая программа
«Посмотрите, я говорю!»
Технология применения средств
поддерживающей (альтернативной)
коммуникации в работе с неговорящими
дошкольниками.
Тема: «Я люблю свою семью»
Индивидуальная
семья.»
Учим «правая», «левая» рука
Развитие имитации крупной и мелкой
моторики;
Д/и «Подними правую руку»,
подними «Левую» руку.
Графо-моторные навыки:
Учим правильно держать ручку.
Педагог вкладывает ручку в руку
ребёнка, ребёнок должен удержать
ручку в руке как можно дольше
Продолжаем учить здороваться со
взрослыми и детьми, когда заходим в
группу, благодарить, когда покушал.
Д/У «Сыпь» (банка, тарелка, чашка)
Д/У «Найди слово» (Горшок, машина,
планшет, зонт, зеркало)
Д/У «Найди место» (стол, волк, окно,
птица). Сортируем картинки по
карманам с надписями.
Д/И «Ищи такой»
Д/и «Графо-моторные навыки:
Научить штриховке в (контуре);
Д/У «Запомни и расскажи» (Пересказ
с помощью пиктограмм)
Ребёнок будет имитировать движения
крупной и мелкой моторики, пытаться
повторять некоторые слова.
Поднимать по инструкции руки.
Ребёнок должен научиться правильно
держать ручку.
Ребёнок должен научиться здороваться
со всеми, прощаться и благодарить.
Ориентируясь на визуальную подсказку
пересыпать из одной ёмкости в другую.
Знать озвученные слова, находить их,
фиксировать пуговицей или фасолькой.
Запоминать и «читать» слова.
Ребёнку необходимо найти такую же
картинку, как образец (зонт, зеркало)
Ребенок работает по картам:
Ориентируясь, на визуальную подсказку,
выполняет упражнение; отвечает на
вопрос «Это что?»
Ребёнок должен соотносить картинку и
предмет, знать их названия.
Ребёнок закрашивает изображение
предмета в контуре, обозначенном
пластилином.
Уметь читать пиктограммы, опираясь на
изображения.
Ребёнок показывает части тела на себе
по просьбе педагога.
Индивидуальная
Д/и «Сделай как я»
Д/и «Найди пару»
Учим показывать части тела в
соответствии с просьбой
Д/и «Рисуй, как я»
Д/и «Повтори за мной»
Продолжаем учить здороваться со
взрослыми и детьми, когда заходим в
группу, и прощаться, когда уходим
домой, благодарить, когда покушал.
Ребёнок должен научиться здороваться
со всеми, прощаться и благодарить.
Октябрь
Речевое развитие
Программа на развитие понимания
речи «Сенсорная алалия»
Развитие понимания речи, развитие
имитации и праксиса, развитие игровой
деятельности, развитие
пространственного мышления,
развитие мыслительной деятельности,
развитие слоговой структуры слова.
Формирование понятий;
Формирование понимания простых
инструкций;
Формирование лексики;
Формирование глагольного словаря;
Формирование зрительного образа
слов;
Индивидуальная
Индивидуальная
Технология АВА-терапия
Работаем с ЖЕТОНАМИ
САМОКОНТРОЛЬ
Д/У «Найди слово» (молоток,
палка)
Д/У «Стучи» (ложка, молоток,
палка)
Просмотр видео, где животные,
люди перемещаются.
Выполнение действий по
инструкции: сыпь, лей.
Д/И «Составь картинку из
частей» и назови предмет.
Ребёнок выполняет инструкцию
«Жди»
Знать озвученные слова, находить их,
фиксировать пуговицей или фишкой.
Осознание глагола «стучи».
Осознание глагола «иди»
Ребёнку необходимо по инструкции
выполнять действие с предметами.
У ребенка будут сформированы эти
понятия.
Научиться собирать картинки из
частей (пазлов)
Коррекционно-развивающая
программа «Посмотрите, я говорю!»
Технология применения средств
поддерживающей (альтернативной)
коммуникации в работе с
неговорящими дошкольниками.
Тема: «Я люблю свою семью»
Развивать навыки взаимодействия
ребенка со взрослым и сверстниками,
сохранять и укреплять физическое и
психическое здоровья, развивать
двигательную активность, развивать
воображение.
Программа на развитие понимания
речи «Сенсорная алалия»
Развитие понимания речи, развитие
имитации и праксиса, развитие игровой
деятельности, развитие
пространственного мышления,
развитие мыслительной деятельности,
развитие слоговой структуры слова.
Формирование понятий;
Формирование понимания простых
инструкций;
Формирование лексики;
Формирование глагольного словаря;
Формирование зрительного образа
Индивидуальная
Д/и «Делай, как я»
Ребёнок выполняет волнистые,
прямые линии, отрывистые,
сплошные.
Д/У «Запомни и расскажи»,
разучивание, сопровождаемое
жестами, с опорой на
пиктограммы
Продолжаем учить здороваться
со взрослыми и детьми, когда
заходим в группу, и прощаться,
когда уходим домой,
благодарить, когда покушал.
Д/У «Лей!» (банка, чашка,
тарелка) , при этом даём
инструкцию куда и каким
цветом льём воду.
Д/У «Дай» (кит, кошка, вилка,
палка, ёжик)
Д/И «Найди слово» (волосы,
язык, уши, холодильник,
ножницы, розетка)
Д/У «Рисуй» (глаза, уши, губы,
язык)
Ребёнок должен правильно держать
ручку, выполнять упражнения,
которые показывает педагог.
Уметь запомнить и рассказать
стихотворение, используя жесты
Ребёнок должен научиться
здороваться со всеми, прощаться и
благодарить.
Формирование понятий: «лей».
Учиться выполнять упражнения, по
инструкции педагога.
Формирование понятий: «дай».
Учиться выполнять упражнения, по
инструкции педагога.
Знать озвученные слова, находить их,
фиксировать пуговицей или фишкой.
Уметь по инструкции педагога
находить и закрашивать части лица.
слов;
Коррекционно-развивающая
программа «Посмотрите, я говорю!»
Технология применения средств
поддерживающей (альтернативной)
коммуникации в работе с
неговорящими дошкольниками.
Тема: «Собираем урожай»
Введение пиктограммы «Овощи»
Продолжаем работать над Графо-
моторными навыками
Формирование понятий;
Формирование понимания простых
инструкций;
Формирование лексики;
Формирование глагольного словаря;
Формирование зрительного образа
слов;
Индивидуальная
Д/И «Чудесный мешочек»
уточнение и расширение
словаря по теме, формирование
понятия «овощи»
Д/И «Огородники»-выбор
пиктограммы- названия овоща
из нескольких
Д/У «Рви» (бумага, фольга,
салфетка, трава)
Д/У «Сыпь» (фасоль,
макароны, рис)
Д/И «Найди картинку» (все
картинки на звук А)
Д/У «Сделай так!»
Д/И «Найди слово» (мотоцикл,
автобус, велосипед)
Д/У «Приклей колёса»
(автобус, велосипед, мотоцикл)
Рассказ-сравнение овощей по
размеру, цвету и форме. Игра с
движениями «Капуста», её
заучивание с опорой на
пиктограммы.
Игра «Зайчишка-плутишка».
Развитие зрительного внимания
и памяти
Уметь различать овощ на ощупь, и
«назвать» его, выбрав пиктограмму.
Уметь выбрать овощ с помощью
рифмованного текста, который читает
педагог.
Осознание слова «Рви», выполнять
упражнение ориентируясь на
инструкцию.
Необходимо самостоятельно,
ориентируясь на инструкцию
педагога насыпать ложкой в тарелку
сыпучее.
Знать озвученные слова, находить их,
фиксировать пуговицей или фишкой.
Выполнять действие по визуальной
подсказке.
Знать озвученные слова, находить их,
фиксировать пуговицей или фишкой.
Необходимо к каждому транспорту
найти свои колёса и приклеить.
Формирование умений отвечать на
вопрос «Какой?» с помощью
пиктограмм, описывать предмет по
графическому алгоритму.
Закрепление умения соотносить
предмет и жест-действие,
выполняемый с этим предметом.
Формирование умения отвечать на
вопрос «Чего не стало?» с помощью
Формирование понятий;
Формирование понимания простых
инструкций;
Формирование лексики;
Формирование глагольного словаря;
Формирование зрительного образа
слов;
Коррекционно-развивающая
программа «Посмотрите, я говорю!»
Технология применения средств
поддерживающей (альтернативной)
коммуникации в работе с
неговорящими дошкольниками.
Тема: «Собираем урожай»
Введение пиктограммы «Овощи»
Развивать навыки взаимодействия
ребенка со взрослым и сверстниками,
сохранять и укреплять физическое и
психическое здоровья, развивать
двигательную активность, развивать
воображение.
Д/И «Дуй» (фольга, мыльные
пузыри, воздушный шарик),
(машина, огурец, помидор)
Д/И «Найди картинку» (рак,
рис, рука, ручка, рисуй)
Д/У «Найди действие» (идти,
сыпь, лей, рви)
Д/У «Приклей фигуру»
Д/И «Слушай-отвечай»
Что это?
Где растёт?
Какого цвета?
Какой овощ на вкус?
Продолжаем учить здороваться
со взрослыми и детьми, когда
заходим в группу, благодарить,
когда покушал.
(Привет, пока, спасибо)
пиктограмм.
Ребенку необходимо выполнять
действие, ориентируясь на словесную
инструкцию. Осознание слова «дуй».
Знать озвученные слова, находить их,
фиксировать пуговицей или фишкой.
Знать озвученные действия, находить
их, фиксировать пуговицей или
фишкой.
Необходимо, ориентируясь на
визуальную инструкцию,
приклеивать фигуры
Уметь образовывать формы
множественного числа
существительных.
Закреплять навык ответа на вопрос с
помощью пиктограмм
Ребёнок должен научиться
здороваться, благодарить и
прощаться.
Ноябрь
Речевое развитие
Программа на развитие понимания
речи «Сенсорная алалия»
Развитие понимания речи, развитие
имитации и праксиса, развитие
игровой деятельности, развитие
пространственного мышления,
развитие мыслительной деятельности,
развитие слоговой структуры слова.
Формирование понятий;
Формирование понимания простых
инструкций;
Формирование лексики;
Формирование глагольного словаря;
Формирование зрительного образа
слов;
Коррекционно-развивающая
программа «Посмотрите, я
говорю!»
Технология применения средств
поддерживающей (альтернативной)
коммуникации в работе с
неговорящими дошкольниками.
Тема: «Собираем урожай»
Индивидуальная
Технология АВА-терапия
Работаем с ЖЕТОНАМИ
САМОКОНТРОЛЬ
Д/У «Включи» (свет)
Д/У «Рви» (карточки с
изображением: жираф, огурец,
светофор, машина, ложка,
чай..)
Д/У «Клей» (жираф, ключи,
нож, помидор, ёжик, светофор)
Д/У «Найди картинку» (арбуз,
автобус, ананас, фен, фасоль,
шкаф, папа, помидор, панда)
Д/У «Закончи предложение»
Д/У Составление предложений
из пиктограмм по
демонстрации действий,
сюжетным картинкам (фото)
Игра – ситуация
«Приветствия», игр. упр.
«Учимся здороваться по-
разному»
Ребёнок выполняет инструкцию
«Жди»
Осознание слова «Включи»
Закрепление глагола «рви», «клей»
Необходимо, ориентируясь на
инструкцию «рвать», «приклеивать».
Знать озвученные действия, находить
их, фиксировать пуговицей или
фишкой.
Уметь заканчивать предложение,
используя свои знания.
Капуста большая, а редиска
(маленькая);
Помидор круглый, а огурец
(овальный);
Перец жёлтый, а баклажан
(фиолетовый)
Уметь составлять предложения:
Маша поливает овощи.
Мама режет капусту.
Бабушка трёт морковку.
Петя моет огурец.
Развивать навыки взаимодействия
ребенка со взрослым и сверстниками,
сохранять и укреплять физическое и
психическое здоровья, развивать
двигательную активность, развивать
воображение.
Продолжаем работать над Графо-
моторными навыками.
Коррекционно-развивающая
программа «Посмотрите, я
говорю!»
Технология применения средств
поддерживающей (альтернативной)
коммуникации в работе с
неговорящими дошкольниками.
Тема: «Прогулка по саду. Фрукты»
Индивидуальная
Продолжаем учить
здороваться со взрослыми и
детьми, когда заходим в
группу, благодарить, когда
покушал
Д/У «Дави» (губка, банан,
картошка, шоколад);
Д/У «Тяни» (куртку, кофту)
Д/И «Найди картинку» (сыр,
хлеб, яйцо)
Д/И «Найди и поставь печать»
Д/У «Штриховка»
Мимическая гимнастика
«Фрукты». Игра «Чудесный
мешочек». Введение
пиктограммы «Фрукты». Игра
«Магазин». Образование
множественного числа
существительных (названия
фруктов)
Продолжаем учить
здороваться со взрослыми и
детьми, когда заходим в
Ребёнок должен научиться
здороваться, благодарить и
прощаться.
Осознание слова «Дави»
Осознание слова «Тяни», выполнять
действие ориентируясь на словесную
инструкцию.
Знать озвученные действия, находить
их, фиксировать пуговицей или
фишкой.
Уметь выполнять словесные и
визуальные инструкции.
Ребёнок будет заштриховывать
внутри трафарета следующие
фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Формировать умения использовать
мимические средства для передачи
особенностей изображаемого
предмета; закреплять умение
выбирать нужную пиктограмму или
слово из нескольких предъявленных,
использовать жесты «один», «много»
для обозначения и количества.
Ребёнок должен научиться
здороваться, благодарить и
прощаться.
Осознание глагола: «Бей», «Кушай»,
повторение глагола «Дави»
Развивать навыки взаимодействия
ребенка со взрослым и сверстниками,
сохранять и укреплять физическое и
психическое здоровья, развивать
двигательную активность, развивать
воображение.
Формирование понятий;
Формирование понимания простых
инструкций;
Формирование лексики;
Формирование глагольного словаря;
Формирование зрительного образа
слов;
Коррекционно-развивающая
программа «Посмотрите, я
говорю!»
Технология применения средств
поддерживающей (альтернативной)
коммуникации в работе с
неговорящими дошкольниками.
Тема: «Закрепление пройденного
материала»
Индивидуальная
группу, благодарить, когда
покушал
Д/И «Забей ладошкой бутылку
в коробку»
Д/И «Кушай», кормим малыша
продуктами и называем их.
Д/И «Дави», вдавливаем
предметы в тесто.
Сортируем изображения на две
категории: мальчики-девочки.
Д/У «Покажи где…»
Д/И «Что это? Кто это?»
Д/И «Кто, что делает?»
Составление фраз из двух
пиктограмм.
Д/У «Запомни и расскажи»
Уметь выполнять словесные и
визуальные инструкции.
Ребёнок будет отвечать на вопрос
(показывая или называя): «Кто
изображён на фотографии? (мальчик
или девочка?)
Устанавливает связь между
реальным предметом, действием,
признаком и их графическим
изображением (пиктограммой).
Составляет из пиктограмм пару:
«предмет+признак», отвечает на
вопросы с помощью пар пиктограмм.
Список литературы:
1.Ананьева, И.Н. Говорящие картинки: дидактический комплект: метод. рекомендации и практический
материал/И.Н.Ананьева; под ред. Е.А. Соколовой, А.Д. Яковистенко.-Самара: Издательство Кузнецовой, 2015.-132с.
2.Пиктограммы. Опыт применения в работе с детьми и взрослыми с ООП на примере пособия «Говорящие картинки»:
сб.метод. разработок/ под ред. И.Н. Ананьевой.-Самара; Издательство Ольги Кузнецовой, 2019.-108с.
3.Программа на развитие понимания речи «Сенсорная Алалия».