Автор: Санданчик Руфина Ширин-Ооловна
Должность: воспитатель классный руководитель
Учебное заведение: ФГКОУ "Кызылское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: г. Кызыл, Республика Тыва
Наименование материала: Эссе
Тема: "Я воспитатель: с любовью в сердце..."
Раздел: полное образование
Эссе «Я воспитатель: с любовью в сердце…».
Сегодня во всех учебных заведениях нашего региона можно услышать
слово «Башкы», что означает учитель, преподаватель, педагог, воспитатель.
С малых лет слышим это простое ласковое слово «Башкы», имея в виду
всех тех, кто воспитывает и учит. Я – «башкы», педагог! И не просто
педагог, а ещё воспитатель, классный руководитель. А слово «педагог» из
греческого переводится прежде всего как воспитатель, «ведущий ребенка».
Да, именно «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет
духовное
и
телесное
развитие,
решает
многие
волнующие
вопросы в жизни ребёнка.
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть
классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной
нагрузкой к своей деятельности, другие называют её самой главной. Для
меня эта должность самая главная в настоящее время.
На самом деле быть классным руководителем – не самое простое дело.
Обладать умением из таких разных ребят создавать единый и сплочённый
коллектив
–
это искусство. Видеть
в
каждом
ученике
личность
–
это профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся
навсегда школьную жизнь – это талант.
Спрашиваю себя, правильно ли я всё делаю, смогла ли я воспитать хороших
людей? Думаю, да! За спиной двадцать три непрерывных педагогических
стажа работы с детьми, и до сих пор не оборвалась ниточка между моими
выпускниками разных лет и родителями.
Видеть, как на твоих глазах
меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и
милосерднее – это очень важно для меня. Всё чаще убеждаюсь в том, что
именно наша работа самая ответственная, определяющая будущее людей и
общества.
Учитель, педагог, воспитатель — это человек высоких нравственных
качеств,
обладающий
терпением,
самообладанием,
настойчивостью,
справедливостью, внимательным отношением к каждому, а главное –
любящий детей.
Как говорил Л.Н.Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, - он
будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как
отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не
имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе
любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Учить и воспитать детей, как считал педагог-гуманист Я.А.Коменский,
необходимо легко и радостно, «чтоб напиток науки проглатывался без
побоев, без воплей, без принуждения, без отвращения, словом, приветливо и
приятно»
Современный мир быстро меняется, изменяются дети, выдвигаются новые
требования к педагогу. Обучая других, учишься сама, находишь новые пути в
педагогике и воспитании. Сейчас дети не воспринимают вертикали в
общении, то есть для них учитель не может быть выше, его слово не является
"законом". Они живут в горизонтали- на равных с учителем, могут легко
написать
свое
мнение
или
обращение,
или
предложение,
или
возмущение. Нынешнее поколение не стоит переделывать, его нужно
понимать, принимать...
Надо быть с воспитанниками на «уровне», жить интересами и запросами
детей и, конечно же, владеть, как и дети, современными техническими
средствами, но и сама способна учиться у них.
Важная роль, миссия воспитателя, классного руководителя, я считаю в том,
чтобы научить ребенка социализироваться в коллективе, обществе.
А чтобы социализироваться в обществе ребенок должен обладать навыками и
компетенциями XXI века.
Именно воспитатели прививают социальные навыки, которые необходимы
в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в
команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим
временем, мотивировать себя и других, лидерство, способность общаться с
людьми в организации и вне её, способность планировать, организовывать и
выделять приоритеты, способность искать и обрабатывать информацию,
критически мыслить. Мотивированный человек с развитыми навыками
адаптивности, кооперативной работы и критического мышления остаётся, и
ещё долгое время будет оставаться, востребованным, поэтому наша работа
прежде всего направлена должна быть на развитие у детей компетенций XXI
века, особенно важно выстроить прочный фундамент для «soft skills» у
ребенка. Встает вопрос, а как педагог должен формировать и развивать
мягкие навыки у ребенка? Умение работать в команде – это умение слушать,
способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей
идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и
поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.
Основным показателем социализированности личности может служить
ее готовность быть активным, сознательным и полноценным гражданином
общества,
выполняющим
многочисленные
профессиональные,
общественные,
внутрисемейные
и
другие
функции.
Эти
показатели
формируются только в том случае, если ребенок научен критически мыслить,
так как критическое мышление есть мышление социальное. Одной из
основных задач, которые должны быть поставлены перед воспитателем это
развитие у детей способности думать, рассуждать и отстаивать свою точку
зрения, собирать и исследовать информацию о явлениях окружающей
действительности. Это имеет решающее значение для их взрослой жизни.
Современный воспитатель достичь всех этих результатов сможет,
прилагая усилия ежедневно, системно работая – это множество обязательных
дел, которые начинаются с элементарных: изучения социальных условий
каждой
семьи,
образованности
родителей
учащихся,
сплочения
и
сформирования
дружного
коллектива,
занятия
каждого
поручением,
дополнительным образованием, подготовкой воспитанников к занятию,
гигиены,
чистоты
и
порядка,
сохранением
здоровья,
от
уровня
совершенствования
самого
педагога,
должен
быть
в
курсе
всех
образовательных трендов, привить любовь к Родине, формировать глубоко
нравственную личность. Выручают педагога принципы тайм-менеджмента,
которые учат правильно распределять и планировать свое рабочее время и
время воспитанников, личностно-ориентированный подход, конечно же,
талант педагога умело использовать педагогические технологии. Каждый
ребенок уникален. Без учета индивидуальных особенностей никакое дело не
спорится в руках даже опытного наставника. Надо воспринимать каждого,
как личность со своим набором склонностей и интересов. Прежде всего с
ребёнком необходимо наладить коммуникацию.
Для получения высокого
уровня коммуникативного поведения подростка в коллективе сверстников,
должна
существовать
благоприятная
атмосфера
взаимоотношений,
положительный
настрой
каждого
из
детей.
К
сожалению,
умение
взаимодействовать в коллективе, коммуникативное поведение подростков не
является достаточно развитым в современных реалиях и необходимо
преодоление этих недостатков. Виртуальное общение, которое вначале
позволяет подростку чувствовать себя защищенным и независимым, стало
причиной
неадекватного
реагирования
подростков
в коммуникативной
ситуации.
В настоящее время коммуникативные способности подростков не вполне
развиты,
в ней
преобладает
клишированность
и штампы.
Подростки
извлекают модели коммуникативного поведения из семьи, взаимодействия
со сверстниками
из
улицы
и символических
примеров,
навязываемых
интернетом.
К
сожалению,
порой
приходится
воспитывать
и
самих
родителей, взрослых. Это значит, что следует учить нам общество быть
толерантными, с уважением относиться к мнению друг друга. Как вы найдете
с ребёнком общий язык, так и найдете ключ к развитию его таланта. Если
успеть раскрыть способности каждого ребенка в школьные годы, то он в
жизни будет достойным и уверенным в себе человеком.
Несомненно, темп изменений в жизни продолжает ускоряться –
привычными стали ОГЭ и ЕГЭ, никого уже не удивляет применение в
образовании компьютеров и мультимедиа, однако практика показывает, что
педагога нельзя заменить никакими новейшими техническими средствами
обучения, ибо никому пока не под силу искусственно воспроизвести
творческое общение между учителем и учеником. Поэтому профессия
учителя останется востребованной и в будущем. Педагог – это специалист,
который
занимается
обучением
и
воспитанием
детей,
а
также
профессиональной подготовкой взрослых. Это, действительно, человек,
который стремится развивать ребенка, с любовью в сердце.
Речь идет не только о любви к детям, не только об отличном
профессиональном качестве, о преподавании, но и о наставничестве,
психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии
развития
детей
и
молодежи
обязывают
нас
быть
универсальным
специалистом, воспитателем, классным руководителем, педагогом.
Учителя в школе всё ещё продолжают стремиться к тому, чтоб нести детям
свет и добро. Идеал в поведении и жизни, для мальчиков – честь и
достоинство, для девочек – целомудрие и кроткость.
Раньше учителя тоже были разными. Кого-то слушались, кто-то был
образцом для подражания, а кого-то не слушались, не любили и боялись.
Одновременно раньше учитель был единственным источником информации,
особенно за пределами крупных городов. Учителей очень ценили и уважали.
Раньше
прежде
всего
ценили,
чтобы
он был
знающим
и интересно
рассказывал, сейчас этого уже недостаточно. Во-первых, профессия стала
более массовой, а во-вторых, сегодня любой ребёнок может быть гораздо
информированнее учителя. «Умнее» — сказать нельзя, потому что ценность
человеческого опыта ничто не заменяет. Ум вообще измерить сложно. Но
педагоги больше знают по целому ряду вопросов. При этом многие учителя
продолжают пользоваться авторитетом и среди детей, и среди родителей.
Надо просто научиться разговаривать и с теми, и с другими.
Сегодня педагог не всегда находит понимания со стороны родителей.
Д
ля
них любое отклонение от плана, выявление проблем семейного воспитания
ребенка,
выявление
отклонений
здоровья
ребенка
или
выявление
недостаточного контроля и внимания за ребёнком —катастрофа. Любые
нестандартные
занятия —
угроза
стабильности
и успеваемости.
Такие
родители убеждены, что всё что делает педагог, ради ребенка — это почему-
то неправильный подход, предвзятость отношения. Думаю, это связано
с советским
наследием,
непринятием
действительности.
В результате
выясняется, что детям в семье не хватало внимания, общения и совершенно
не дообследованы специалистами, многие дети теряют поддержки, привычку
творчески мыслить и фантазировать, а учитель под давлением таких
родителей
превращается
частью
серой
массы,
которая
даёт
много
непонятных и нестандартных заданий, а ребенок в силу своих особенностей
не справляется с заданиями и чревато это обвинением педагогов в
недостаточной компетентности.
Дорогие родители, одумайтесь, пока профессия – учитель не ушла из наших
жизней. Относитесь с пониманием и доверием к учителям своих детей.
Школа — это единственный социальный институт, через который проходит
каждый человек. Это амортизатор, потому что очень многие проблемы,
которые рождаются, в семье, должны разрешаться с участием школы —
педагогов, психологов в сотрудничестве.
Учитель не хочет нанести вреда вашему ребёнку, или как – то обидеть вас.
Учитель хочет помочь, научить, показать, преподать урок, пытается научить
детей социализироваться в обществе, старается давать уроки, мероприятия
интересно, используя новые технологии, соблюдая требования новых
стандартов ФГОС.
Будьте же на стороне учителя, цените его, поддерживайте, не каждый
человек может стать педагогом. Профессия учителя — это призвание.
Мы все знаем, что педагог, где бы он ни трудился, является представителем
одной
из
самых социально-значимых профессий.
Его
деятельность
направлена на развитие и формирование человека. Педагоги, содействуя
формированию человека, как создателя всех материальных и духовных
ценностей, прямым образом влияют на развитие государства, приобщают
детей ко всем достижениям мировой культуры и тем самым создают
предпосылки для дальнейшего прогресса общества.
Воспитатель (классный руководитель) Санданчик Р.Ш.