Напоминание

"Я воспитатель: с любовью в сердце..."


Автор: Санданчик Руфина Ширин-Ооловна
Должность: воспитатель классный руководитель
Учебное заведение: ФГКОУ "Кызылское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: г. Кызыл, Республика Тыва
Наименование материала: Эссе
Тема: "Я воспитатель: с любовью в сердце..."
Раздел: полное образование





Назад




Эссе «Я воспитатель: с любовью в сердце…».

Сегодня во всех учебных заведениях нашего региона можно услышать

слово «Башкы», что означает учитель, преподаватель, педагог, воспитатель.

С малых лет слышим это простое ласковое слово «Башкы», имея в виду

всех тех, кто воспитывает и учит. Я – «башкы», педагог! И не просто

педагог, а ещё воспитатель, классный руководитель. А слово «педагог» из

греческого переводится прежде всего как воспитатель, «ведущий ребенка».

Да, именно «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет

духовное

и

телесное

развитие,

решает

многие

волнующие

вопросы в жизни ребёнка.

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть

классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной

нагрузкой к своей деятельности, другие называют её самой главной. Для

меня эта должность самая главная в настоящее время.

На самом деле быть классным руководителем – не самое простое дело.

Обладать умением из таких разных ребят создавать единый и сплочённый

коллектив

это искусство. Видеть

в

каждом

ученике

личность

это профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся

навсегда школьную жизнь – это талант.

Спрашиваю себя, правильно ли я всё делаю, смогла ли я воспитать хороших

людей? Думаю, да! За спиной двадцать три непрерывных педагогических

стажа работы с детьми, и до сих пор не оборвалась ниточка между моими

выпускниками разных лет и родителями.

Видеть, как на твоих глазах

меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и

милосерднее – это очень важно для меня. Всё чаще убеждаюсь в том, что

именно наша работа самая ответственная, определяющая будущее людей и

общества.

Учитель, педагог, воспитатель — это человек высоких нравственных

качеств,

обладающий

терпением,

самообладанием,

настойчивостью,

справедливостью, внимательным отношением к каждому, а главное –

любящий детей.

Как говорил Л.Н.Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, - он

будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как

отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не

имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе

любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Учить и воспитать детей, как считал педагог-гуманист Я.А.Коменский,

необходимо легко и радостно, «чтоб напиток науки проглатывался без

побоев, без воплей, без принуждения, без отвращения, словом, приветливо и

приятно»

Современный мир быстро меняется, изменяются дети, выдвигаются новые

требования к педагогу. Обучая других, учишься сама, находишь новые пути в

педагогике и воспитании. Сейчас дети не воспринимают вертикали в

общении, то есть для них учитель не может быть выше, его слово не является

"законом". Они живут в горизонтали- на равных с учителем, могут легко

написать

свое

мнение

или

обращение,

или

предложение,

или

возмущение. Нынешнее поколение не стоит переделывать, его нужно

понимать, принимать...

Надо быть с воспитанниками на «уровне», жить интересами и запросами

детей и, конечно же, владеть, как и дети, современными техническими

средствами, но и сама способна учиться у них.

Важная роль, миссия воспитателя, классного руководителя, я считаю в том,

чтобы научить ребенка социализироваться в коллективе, обществе.

А чтобы социализироваться в обществе ребенок должен обладать навыками и

компетенциями XXI века.

Именно воспитатели прививают социальные навыки, которые необходимы

в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в

команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим

временем, мотивировать себя и других, лидерство, способность общаться с

людьми в организации и вне её, способность планировать, организовывать и

выделять приоритеты, способность искать и обрабатывать информацию,

критически мыслить. Мотивированный человек с развитыми навыками

адаптивности, кооперативной работы и критического мышления остаётся, и

ещё долгое время будет оставаться, востребованным, поэтому наша работа

прежде всего направлена должна быть на развитие у детей компетенций XXI

века, особенно важно выстроить прочный фундамент для «soft skills» у

ребенка. Встает вопрос, а как педагог должен формировать и развивать

мягкие навыки у ребенка? Умение работать в команде – это умение слушать,

способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей

идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и

поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.

Основным показателем социализированности личности может служить

ее готовность быть активным, сознательным и полноценным гражданином

общества,

выполняющим

многочисленные

профессиональные,

общественные,

внутрисемейные

и

другие

функции.

Эти

показатели

формируются только в том случае, если ребенок научен критически мыслить,

так как критическое мышление есть мышление социальное. Одной из

основных задач, которые должны быть поставлены перед воспитателем это

развитие у детей способности думать, рассуждать и отстаивать свою точку

зрения, собирать и исследовать информацию о явлениях окружающей

действительности. Это имеет решающее значение для их взрослой жизни.  

Современный воспитатель достичь всех этих результатов сможет,

прилагая усилия ежедневно, системно работая – это множество обязательных

дел, которые начинаются с элементарных: изучения социальных условий

каждой

семьи,

образованности

родителей

учащихся,

сплочения

и

сформирования

дружного

коллектива,

занятия

каждого

поручением,

дополнительным образованием, подготовкой воспитанников к занятию,

гигиены,

чистоты

и

порядка,

сохранением

здоровья,

от

уровня

совершенствования

самого

педагога,

должен

быть

в

курсе

всех

образовательных трендов, привить любовь к Родине, формировать глубоко

нравственную личность. Выручают педагога принципы тайм-менеджмента,

которые учат правильно распределять и планировать свое рабочее время и

время воспитанников, личностно-ориентированный подход, конечно же,

талант педагога умело использовать педагогические технологии. Каждый

ребенок уникален. Без учета индивидуальных особенностей никакое дело не

спорится в руках даже опытного наставника. Надо воспринимать каждого,

как личность со своим набором склонностей и интересов. Прежде всего с

ребёнком необходимо наладить коммуникацию.

Для получения высокого

уровня коммуникативного поведения подростка в коллективе сверстников,

должна

существовать

благоприятная

атмосфера

взаимоотношений,

положительный

настрой

каждого

из

детей.

К

сожалению,

умение

взаимодействовать в коллективе, коммуникативное поведение подростков не

является достаточно развитым в современных реалиях и необходимо

преодоление этих недостатков. Виртуальное общение, которое вначале

позволяет подростку чувствовать себя защищенным и независимым, стало

причиной

неадекватного

реагирования

подростков

в коммуникативной

ситуации.

В настоящее время коммуникативные способности подростков не вполне

развиты,

в ней

преобладает

клишированность

и штампы.

Подростки

извлекают модели коммуникативного поведения из семьи, взаимодействия

со сверстниками

из

улицы

и символических

примеров,

навязываемых

интернетом.

К

сожалению,

порой

приходится

воспитывать

и

самих

родителей, взрослых. Это значит, что следует учить нам общество быть

толерантными, с уважением относиться к мнению друг друга. Как вы найдете

с ребёнком общий язык, так и найдете ключ к развитию его таланта. Если

успеть раскрыть способности каждого ребенка в школьные годы, то он в

жизни будет достойным и уверенным в себе человеком.

Несомненно, темп изменений в жизни продолжает ускоряться –

привычными стали ОГЭ и ЕГЭ, никого уже не удивляет применение в

образовании компьютеров и мультимедиа, однако практика показывает, что

педагога нельзя заменить никакими новейшими техническими средствами

обучения, ибо никому пока не под силу искусственно воспроизвести

творческое общение между учителем и учеником. Поэтому профессия

учителя останется востребованной и в будущем. Педагог – это специалист,

который

занимается

обучением

и

воспитанием

детей,

а

также

профессиональной подготовкой взрослых. Это, действительно, человек,

который стремится развивать ребенка, с любовью в сердце.

Речь идет не только о любви к детям, не только об отличном

профессиональном качестве, о преподавании, но и о наставничестве,

психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии

развития

детей

и

молодежи

обязывают

нас

быть

универсальным

специалистом, воспитателем, классным руководителем, педагогом.

Учителя в школе всё ещё продолжают стремиться к тому, чтоб нести детям

свет и добро. Идеал в поведении и жизни, для мальчиков – честь и

достоинство, для девочек – целомудрие и кроткость.

Раньше учителя тоже были разными. Кого-то слушались, кто-то был

образцом для подражания, а кого-то не слушались, не любили и боялись.

Одновременно раньше учитель был единственным источником информации,

особенно за пределами крупных городов. Учителей очень ценили и уважали.

Раньше

прежде

всего

ценили,

чтобы

он был

знающим

и интересно

рассказывал, сейчас этого уже недостаточно. Во-первых, профессия стала

более массовой, а во-вторых, сегодня любой ребёнок может быть гораздо

информированнее учителя. «Умнее» — сказать нельзя, потому что ценность

человеческого опыта ничто не заменяет. Ум вообще измерить сложно. Но

педагоги больше знают по целому ряду вопросов. При этом многие учителя

продолжают пользоваться авторитетом и среди детей, и среди родителей.

Надо просто научиться разговаривать и с теми, и с другими.

Сегодня педагог не всегда находит понимания со стороны родителей.

Д

ля

них любое отклонение от плана, выявление проблем семейного воспитания

ребенка,

выявление

отклонений

здоровья

ребенка

или

выявление

недостаточного контроля и внимания за ребёнком —катастрофа. Любые

нестандартные

занятия —

угроза

стабильности

и успеваемости.

Такие

родители убеждены, что всё что делает педагог, ради ребенка — это почему-

то неправильный подход, предвзятость отношения. Думаю, это связано

с советским

наследием,

непринятием

действительности.

В результате

выясняется, что детям в семье не хватало внимания, общения и совершенно

не дообследованы специалистами, многие дети теряют поддержки, привычку

творчески мыслить и фантазировать, а учитель под давлением таких

родителей

превращается

частью

серой

массы,

которая

даёт

много

непонятных и нестандартных заданий, а ребенок в силу своих особенностей

не справляется с заданиями и чревато это обвинением педагогов в

недостаточной компетентности.

Дорогие родители, одумайтесь, пока профессия – учитель не ушла из наших

жизней. Относитесь с пониманием и доверием к учителям своих детей.

Школа — это единственный социальный институт, через который проходит

каждый человек. Это амортизатор, потому что очень многие проблемы,

которые рождаются, в семье, должны разрешаться с участием школы —

педагогов, психологов в сотрудничестве.

Учитель не хочет нанести вреда вашему ребёнку, или как – то обидеть вас.

Учитель хочет помочь, научить, показать, преподать урок, пытается научить

детей социализироваться в обществе, старается давать уроки, мероприятия

интересно, используя новые технологии, соблюдая требования новых

стандартов ФГОС.

Будьте же на стороне учителя, цените его, поддерживайте, не каждый

человек может стать педагогом. Профессия учителя — это призвание.

Мы все знаем, что педагог, где бы он ни трудился, является представителем

одной

из

самых социально-значимых профессий.

Его

деятельность

направлена на развитие и формирование человека. Педагоги, содействуя

формированию человека, как создателя всех материальных и духовных

ценностей, прямым образом влияют на развитие государства, приобщают

детей ко всем достижениям мировой культуры и тем самым создают

предпосылки для дальнейшего прогресса общества.

Воспитатель (классный руководитель) Санданчик Р.Ш.



В раздел образования