Напоминание

"Кодекс чести мужчин Тувы"


Автор: Санданчик Руфина Ширин-Ооловна
Должность: воспитатель классный руководитель
Учебное заведение: ФГКОУ "Кызылское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: г. Кызыл, Республика Тыва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Кодекс чести мужчин Тувы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое обоснование

Наименование воспитательного мероприятия: «Кодекс чести мужчин Тувы».

Возраст кадет: 7 класс (12-13 лет).

Определение мероприятия в системе воспитательной работы.

Данное занятие входит в систему мероприятий, направленных на гражданское,

патриотическое, духовно-нравственное воспитание.

Определение формы:

классный час комбинированный (лекция + беседа) с

использованием ИКТ

Актуальность занятия.

Честь — это главное внутреннее достоинство офицера, его доблесть, благородство

души и чистая совесть.

Концепция чести мужчин имеет древние корни и прослеживается в различных

культурах и цивилизациях, в разных эпохах и в разных частях мира. В современном мире

концепция чести и достоинства для мужчин также остается актуальной, но может

различаться в зависимости от культурных и социальных особенностей различных стран и

регионов.

Современный «Кодекс чести мужчин Тувы», который опирается на народные

традиции, национальные корни, на богатейший опыт предков, веками наработанный

багаж нравственности, морали, традиционного уклада и роли мужчин, послужит

отправной точкой для принятия кадетами, будущими защитниками своей страны,

Высшего кодекса офицерской чести, основанного на духовных принципах народа, столь

необходимых каждому мужчине в наше непростое время.

Цель: формирование высоких моральных качеств, понимание значения и ценности

чести и достоинства для мужчины в обществе.

Методическая цель: реализация технологии развития критического мышления,

элементов технологии смыслового чтения и ИК-технологии, направленных на понимание

материала, носящий документальный характер, свода этических норм и правил

поведения.

Задачи:

Образовательные: ознакомление с понятием кодекс, кодексом чести рыцаря,

кодексом чести офицера, кодексом чести мужчин Тувы. Изучение 9 заповедей кодекса

чести мужчин Тувы.

Развивающие: способствовать формированию и развитию умений и навыков

самостоятельной работы; умение оценивать заданную ситуацию.

Воспитательные: воспитывать

чувство

патриотизма,

осознания

себя

частью

современного

общества;

формирование

потребности

в

здоровом

образе

жизни,

профилактика вредных привычек у мальчиков.

Оборудование: словари (толковые словари С. Ожегова), раздаточный материал -

карточки, листы бумаги, ручки, презентация, видеоролик, тетради для классного часа.

Время проведения: 45 минут

Паспорт внеклассного мероприятия

«Кодекс чести мужчин Тувы»

Тема

«Кодекс чести мужчин Тувы»

Дата

20.11.2018 г.

Методическая цель

реализация технологии развития критического мышления с элементами ИКТ-технологии и здоровьесберегающей

технологии

Цель

формирование высоких моральных качеств, понимание значения и ценности чести и достоинства для мужчины в

обществе.

Задачи

Образовательные: ознакомление с понятием кодекс, кодексом чести рыцаря, кодексом чести офицера, кодексом чести

мужчин Тувы. Изучение 9 заповедей кодекса чести мужчин Тувы, основанных на тувинских народных традициях.

Развивающие: способствовать формированию и развитию умений и навыков самостоятельной работы; умение

оценивать заданную ситуацию.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, осознания себя частью современного общества; формирование

потребности в здоровом образе жизни, профилактика вредных привычек у мальчиков.

Формирующиеся

ценности

Честность и искренность, мужество, верность, самоконтроль, уважение к себе и окружающим, ответственность,

самодисциплина

Планируемые

личностные

результаты

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения,

ориентация на моральные ценности и нормы в

ситуациях нравственного выбора в обществе.

Планируемые

метапредметные

результаты

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках

предложенных условий, оценивать правильность выполнения поставленной задачи.

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для

выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и

письменной речью, монологической речью;

Основные понятия

Честь, достоинство, кодекс, заповеди, традиции, почитание

Используемые

технологии, методы

Технологии (элементы): развития критического мышления, смыслового чтения, здоровьесбережения.

Методы и приемы: мотивация, упражнения, убеждения и др.

Используемые

средства

Видеоролик «Кодекс чести мужчин Тувы», презентация, раздаточный материал (тексты)

Направление

Духовно-нравственное воспитание

Подготовительный

этап

Скачивание видеоролика, подготовка карточек (кодексы), подготовка материала для теоретической части (словари)

Технологическая карта «Кодекс чести мужчин»

Этапы

занятия

Педагогические

технологии

(элементы)

Инновационн

ые методы и

приемы

воспитания

Деятельность педагога

Деятельность

кадет

УУД

Формируем

ые

компетенции

Организацион

ный этап

Педагогика

сотрудничества

Метод:

мотивация

Прием:

настрой

Приветствует кадет.

Предлагает рассаживаться по

группам в соответствии с

отделениями взвода..

Дежурный кадет сдает

рапорт. Приветствуют

воспитателя и гостей.

Рассаживаются по группам

включение в процесс

деятельности

самоорганиза

ция

Мотивационн

о-

ориентирующ

ий этап

определение

темы,

совместное

целеполагани

е

Технология

развития

критического

мышления

(стадия

«ВЫЗОВ»)

Метод:

мотивация

Прием:

диалог

Организует задание:

Предлагает сформулировать тему

классного часа, выполнив

упражнение на развитие

внимания, памяти, мышления

Задания в конвертах №1 и №2.

- Возьмите на столах конверты

№1, откройте соберите слово из

букв. (кодекс).

-Какое слово получилось?

- Что такое кодекс, кто знает

ребята?

- Найдите, пожалуйста, по

словарю.

Откройте конверт №2 соберите из

Слушают воспитателя,

выполняют задание.

№1 Слово «Кодекс»

Отгадывают значение слова,

находят значение слова по

словарю, читают.

Кодекс – это свод правил и

норм поведения, который

складывался в течение

долгого времени под

влиянием исторических,

социальных, культурных

традиций общества.

Нарушения норм кодекса

вызывает общественное

неодобрение, а соблюдение

норм – поощряется.

№2 Выполняют задание,

Личностные:

формирование

коммуникативной

компетентности в

общении и

сотрудничестве со

сверстниками,

взрослыми в процессе

образовательной,

творческой и других

видов деятельности;

Коммуникативные:

умение осознанно

использовать речевые

средства в

соответствии с задачей

коммуникации для

выражения своих

чувств, мыслей и

потребностей;

планирования и

регуляции своей

- учебно-

познавательн

ая

слов пословицы.

-Какая тема объединяет их, о чем

эти пословицы? (пословицы о

чести)

- Как вы думаете, что означает

слово честь?

Давайте обратимся к словарю,

найдем и прочитаем.

Вы уже догадались, о чем сегодня

будем говорить?

Сегодня будем говорить

о различных «Кодексах чести

мужчин», а более подробно

остановимся на «Кодексе чести

мужчин Тувы»

читают пословицы и

определяют тему пословиц

(о чести)

Находят значение слова по

словарю, читают

Честь - 1) достойные

уважения и гордости

моральные качества

человека,

2) соответствующие

принципы, 3) хорошая

незапятнанная репутация, 4)

почет и уважение.

Определяют, формулируют

тему классного часа.

Ответы кадет:

-Будем говорить о кодексе,

о чести?

деятельности;

владение устной и

письменной речью,

монологической

контекстной речью;

Познавательные:

умение определять

понятия, создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

устанавливать

причинно-

следственные связи,

строить логическое

рассуждение,

умозаключение и

делать выводы;

Регулятивные:

принятие

воспитательной

задачи, планирование

совместных действий

Деятельност

ный этап

1.Групповая

работа

Развитие

критического

мышления

(ОСМЫСЛЕНИ

Е)

Элементы ИКТ-

технологии

Метод:

ситуация

свободного

выбора

Прием:

самостоятельна

я работа

Организует групповую работу

- Найдите кодексы чести мужчин

разных времен

-Какие кодексы существовали?

Обобщает материал: существуют

различные Кодексы (свод правил)

чести мужчин в разные времена:

Кодекс рыцаря (12век),

Выполняют

задание

в

группе.

Активный

поиск

информации.

(используют

ноутбуки)

Самостоятельно

осуществляют поиск, анализ,

систематизацию

и

интерпретацию информации

различных видов и форм

представления.

Личностные:

установка на активное

участие

в

решении

практических

информационных

задач;

Познавательные:

умение

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации

Регулятивные:

владение

умениями

Коммуникати

вная

джентльменские кодексы (1839г),

кодекс офицера(1904г), кодексы

воинской чести, Кодекс врачебной

этики, Кодекс чести сотрудника

милиции и т.д.

совместной

деятельности

Коммуникативные:

умение вступать в

речевое общение,

выслушивать другого

человека

2.Индивидуал

ьная работа

Развитие

критического

мышления

(ОСМЫСЛЕНИ

Е), + элементы

технологии

смыслового

чтения

Метод:

поручение

Прием

«Общее –

уникальное»,

+ приемы

«Чтение про

себя с

вопросами»,

«Чтение с

пометками»

Организует индивидуальную

работу

.

- А теперь поработайте с текстами.

Очень коротко остановимся на

кодексах чести рыцаря,

джентльменского кодекса, кодекса

чести русского офицера.

Прочитайте, пожалуйста, тексты

про себя из этих кодексов (слайд)

Читаем с пометками. (V и !!!)

Найдите, пожалуйста, «общее и

уникальное» этих правил, что

объединяет эти кодексы?

Обобщает материал:

В разные эпохи у сильной

половины человечества

существовали свои писанные и

неписанные законы. Бесспорно, их

диктовало и время, и общество, но

есть во всех этих правилах не

только уникальное, но и общее,

сходное.

Их объединяет такие вечные

ценности как честное слово,

обещание, душа, долг, честь

женщины, доброе имя. Следуя

этим правилам мужчины избегали

многих жизненных ошибок.

- Мы сегодня находимся в другом

Выполняют задание.

Читают тексты из кодексов

про себя, ставят пометки

V- общее, !!!- уникальное.

Определяют «общее и

уникальное» этих кодексов.

Отвечают на вопрос.

Личностные:

развитие

интереса

к

учебно-

познавательной

деятельности

Познавательные:

повышение

интеллектуального

и

культурного уровня

Коммуникативные:

формулирование

собственных

мыслей,

обоснование

своей

точки зрения

Регулятивные:

времени, от этих сводов законов

нас отделяет целые эпохи, но

слово честь остается и будет

актуальна всегда.

3.Физкультм

инутка

Здоровьесберега

ющая

технология

Метод:

упражнение

Прием:

физическая

разминка

Физкультминутка

1.

Комплекс упражнений №1

2.

Комплекс упражнений №2

Кадеты выполняют

установленные

упражнения, повторяя за

дежурным кадетом

Компетенции

личностного

самосоверше

нствования

4. Просмотр

ролика

Развитие

критического

мышления

(ОСМЫСЛЕНИ

Е)

показ,

просмотр.

Воспитатель: совсем недавно.

А

именно

16

ноября

2012г.

приняли в нашем регионе Кодекс

чести мужчин Тувы.

Определите

основную

идею

данного

кодекса,

для

чего

он

создан? Внимание, на экран.

(демонстрирует

видеоролик

«Кодекс чести мужчин Тувы» -4

мин)

Обобщение материала:

Мужской кодекс чести описывает

роль

мужчин

в

создании

благополучной

семьи,

рассказывает об ответственности

сильного пола за возрождение и

сохранение духовно-нравственных

традиций,

воспитание

подрастающего

поколения

и,

в

конечном

итоге,

за

будущее

республики.

- Как вы заметили, документ

состоит из 9 заповедей, в которых

прописаны основные

рекомендации тувинским

Смотрят ролик и определяют

основную идею, для чего

создан кодекс чести мужчин

Тувы, из каких заповедей он

состоит.

Отвечают на вопрос.

Регулятивные:

умение выявлять

проблему для решения

жизненной ситуации,

составление алгоритма

разрешения ситуации

Коммуникативные:

Умение с достаточной

точностью справляться

с

поставленной

задачей,

выражать

мысли,

владеть

монологической

и

диалогической

формами речи

Общекульту

рные

компетенции

мужчинам.

Кодекс чести мужчин Республики

Тыва составлен на 2 языках –

русском и тувинском.

5. Оценка и

анализ

информации

Развитие

критического

мышления

(РЕФЛЕКСИЯ)

Метод:

упражнение.

Прием:

кластер

Как мы уже определили, кодекс

— это свод законов и правил

для

неукоснительного

соблюдения.

Чтобы в точности исполнять

что-либо надо понимать смысл

и значение действий и понятий.

Поэтому давайте обратимся к

тексту заповедей кодекса чести

мужчин Тувы

(текст кодекса чести мужчин

раздает группам).

Задание.

Прочитайте

9

заповедей

и

определите в каждой заповеди

ключевые слова.

Задание.

Определите значение ключевых

слов.

-В каких народных традициях

об этом говорится?

Задание.

Выпишите из всех ключевых

слов

отрицательные

утверждения с частицей НЕ.

- К кому обращены эти

утверждения?

Составьте со

словосочетанием «Величие

настоящего мужчины»

Выполняют задание в паре.

Читают и

выделяют ключевые слова в

каждой заповеди

Закрепляют информацию.

Определяют значения

ключевых слов. Вспоминают

народные традиции и

обычаи

Выписывают отрицательные

утверждения (не имеешь

право на недостойный

поступок, не поддавайся

пагубным пристрастиям, не

посягай, не завидуй, не

оскорбляй, не измерялось

богатством)

Личностные:

уважение к

историческому и

природному наследию

и традициям разных

народов,

проживающих в

родной стране;

ориентация

на

моральные ценности и

нормы

в

ситуациях

нравственного выбора

Познавательные:

осмысление

полученной

информации

Регулятивные:

умение

работать

в

паре: согласование и

координация

деятельности

Коммуникативные:

умение воспринимать,

перерабатывать

и

предъявлять

информацию

Общекульту

рные

компетенции

кластер, используя эти

отрицательные утверждения

Отвечают на вопрос.

(Настоящим мужчинам)

Составляют КЛАСТЕР

6. Рефлексия

Педагогика

сотрудничества

Метод:

анализ

деятельности

и общения

Прием:

рефлексия

-Что вы сегодня открыли для себя?

- Полезно ли было занятие?

Итак, мы пришли к выводу, что:

-

Настоящим

мужчиной

может

называться тот, для кого честь не

пустое слово, кто живет согласно

жизненной морали, кто не ломает

душу себе и другим, постоянно

совершенствует свои жизненные

качества, принося их на службу

народу, Родине, Отечеству.

И

позор

тому,

кто

лжет,

изворачивается, ищет оправдание

своим бесчестным поступкам.

Нам,

вашим

воспитателям,

хочется,

чтобы

вы

вошли

во

взрослую жизнь после Училища

достойными людьми, чтобы уже

сейчас с 5 класса достоинством

несли звание кадета. воспитанник

Кызылского

президентского

кадетского училища. И из любых

жизненных

ситуаций

выходили

достойно, произнося с гордостью:

-

Я

-

кадет

Президентского

кадетского

училища,

честь

имею! И всегда помнили девиз

нашего

училища:

«Честь.

Знание. Сила.»

Строят логическое

рассуждение,

высказывают свое мнение,

делают выводы

Личностные:

осознание

значения

чести,

долга,

ответственности

и

достоинства

мужчины в жизни,

необходимость

уважительного

и

заботливого

отношения к членам

семьи,

народу,

Отечеству.

Познавательные:

установка

на

осмысление опыта и

стремление

к

совершенствованию

в

достижении

результатов

Регулятивные:

развитие навыков

самооценки

личностная

Воспитатель

Санданчик Р.Ш.

Приложение

Кодексы, карточки

Кодекс «Ордена рыцарства»

1. Нельзя быть рыцарем, не будучи крещёным.

2. Главная забота рыцаря — охранять церковь.

3. Не менее важно защищать слабых, вдов и сирот.

4. Весь путь рыцаря освящён любовью к Родине.

5. На этом пути он должен быть неизменно мужественным.

6. Он обязан бороться с неверными, врагами Церкви и Родины.

7. Долг рыцаря — верность сеньору.

8. Рыцарь обязан говорить правду и держать слово.

9. Ничто так не украшает рыцаря, как щедрость.

10. Рыцарь неизменно обязан бороться со злом, защищая добро.

Кодекс рыцарства

Благородство в Служении

Скорее Смерть, чем Бесчестье

Смелость в исполнении правил

Уважение ко всем достойным людям

Уважение ко всем тем, кто выше твоего положения

Внушать покорность через уважение

Презрение к подлецам

Защита невиновных

Наказание преступников

Учтивость ко всем женщинам

Битва - мерило мужественности

Бой - Слава

Исполняй поручение до конца

Война - расцвет рыцарства

Смерть всем, кто оказывает сопротивление делу

Искусства - пища рыцаря (особенно музыка)

5 пунктов из джентльменского кодекса:

1. Не занимать деньги у друга, за исключением крайней нужды. Деньги, взятые взаймы, — это долг чести, который должен

быть погашен в кратчайшие сроки. Долги умерших родителей, братьев, сестер или взрослого ребенка честный человек берет

на себя.

2. Не выходить из себя, не проявлять гнев, страх, ненависть, смущение, азарт и веселье в общественных местах.

3. Не хлопать незнакомцев по спине и не трогать незнакомых дам.

4. В разговоре не упоминать имен, а также того, сколько стоят вещи.

5. Не пользоваться чужой беспомощностью или невежеством и не позволять другому джентльмену использовать себя.

(Источник: кодекс чести Военного института Вирджинии 1839 года, редакция 1997 года.)

Кодекс чести русского офицера 1904г

1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.

2. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.

3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.

4. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.

5. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой.

6. Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.

7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.

8. Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.

9. Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед. Что часто бывает на улицах и в общественных местах.

10. Если о ком-то не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое...

11. Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же, последовать ему или нет, остается за тобой. Умение вocпoльзoвaтьcя xopoшим

coвeтoм дpугoгo — этo иcкуccтвo нe мeньшee, чeм дaть xopoший coвeт caмoму ceбe.

12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

13. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.

14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.

15. Тайна, сообщенная тобой хотя бы одному человеку, перестает быть тайной.

16. Будь всегда начеку и не распускайся.

17. На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать.

18. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды.

19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не повышай голос.

20. Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым ты в ссоре, то здороваясь со всеми, принято подать руку и ему,

конечно, в том случае, если этого нельзя избежать, не обратив внимания присутствующих или хозяев. Подача руки не подает повода к излишним

разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.

21. Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. He oшибaeтcя тoлькo тoт, ктo ничeгo нe

дeлaeт.

22. Когда два человека ссорятся, всегда оба виноваты.

23. Авторитет приобретается знанием дела и службы. Важно, чтобы подчиненные не боялись тебя, а уважали. Гдe cтpax — тaм нeт любви, a

ecть зaтaeннoe нeдoбpoжeлaтeльcтвo или нeнaвиcть.

24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. Упущeнный мoмeнт нe вepнeшь.

25. Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому



В раздел образования