Автор: Богданова Анна Рудольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 16 о.в."
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: Методические рекомендации для педагогов дошкольного образования
Тема: "Мнемотехника как средство развития речи дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Мнемотехника
как средство развития
речи дошкольника
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 общеразвивающего вида»
Выполнила: воспитатель
Богданова А.Р.
Магнитогорск 2024
Что такое «Мнемотехника»?
Мнемотехника - это метод запоминания
информации, основанный на создании
ассоциативных связей между новой
информацией и уже известными
данными
Основные принципы мнемотехники
1.Образование
ассоциаций:
создание
связей
между
новой
информацией
и
знакомыми
образами, словами или фразами.
Основные принципы мнемотехники
2.Использование
образов:
представление
информации
в
виде ярких и запоминающихся
образов,
которые
легко
визуализировать.
Основные принципы мнемотехники
Основные принципы мнемотехники включают:
1.
Образование
ассоциаций:
создание
связей
между
новой
информацией и знакомыми образами, словами или фразами.
2. Использование образов: представление информации в виде
ярких и запоминающихся образов, которые легко визуализировать.
3.
Повторение
и
закрепление:
регулярное
повторение
новой
информации помогает закрепить ее в памяти.
4
.Применение
мнемонических
приемов:
использование
специальных
техник
для
облегчения
запоминания,
таких
как
мнемонические фразы, рифмы и т.д.
Основные принципы мнемотехники
3.
Повторение
и
закрепление:
регулярное
повторение
новой
информации
помогает
закрепить
ее
в
памяти.
4
.Применение
мнемонических
приемов:
использование
специальных
техник
для
облегчения
запоминания,
таких как мнемонические фразы, рифмы
и т.д.
Цель и задачи обучения с
использованием приемов мнемотехники
Цель обучения с использованием приемов мнемотехники – развитие образной
памяти
детей
через
систему
работы
с
использованием
различных
приемов
мнемотехники.
Задачи:
1.
Указать
методы
для
запоминания
в
короткое
время
такого
большого
количества данных, которое без вспомогательных приемов было бы совсем трудно
усвоить.
2. Развитие образной памяти детей, ее различных видов.
3. Развитие у детей психических процессов.
4.
Развитие
у
детей
умственной
активности,
сообразительности,
наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.
5. Формирование у детей навыков запоминания любой информации.
Представление мнемотехники
Дидактический материал по
мнемотехнике
Мнемоквадраты
Мнемодорожки
Мнемотаблицы
Представление мнемотехники
Мнемоквадрат
-
это
один
из
основных
элементов
мнемотехники,
который
представляет
собой
изображение,
состоящее
из
нескольких
частей.
Он
используется
для
запоминания
определенной информации, такой как слова, фразы
или короткие предложения.
Мнемоквадраты могут быть использованы как
самостоятельно,
так
и
в
сочетании
с
другими
элементами
мнемотехники
для
создания
более
сложных изображений.
Мнемоквадрат
можно
использовать
для
запоминания информации детьми любого возраста.
Однако, чем младше ребенок, тем проще должны
быть изображения и меньше количество частей.
Мнемоквадрат
Представление мнемотехники
Мнемодорожка
-
это
последовательность
мнемоквадратов,
объединенных
одной темой или сюжетом. Она используется для запоминания более сложной
информации, такой как рассказы, стихотворения или песни.
Мнемодорожки могут быть полезны для детей старшего возраста, так как они
помогают развивать их память и воображение.
Представление мнемотехники
Мнемотаблица
-
это
схема,
состоящая
из
мнемоквадратов
и
мнемодорожек,
которые
связаны
между
собой.
Она
используется
для
запоминания
большого количества информации, такой как тексты,
таблицы или графики.
Для
детей
младшего
дошкольного
возраста
необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей
остаются
в
памяти
отдельные
образы:
цыпленок
–
желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.
Мнемотаблицу
можно
использовать
для
дошкольников старшего возраста, начиная с 5-6 лет. В
этом
возрасте
дети
уже
способны
понимать
и
запоминать
более
сложную
информацию,
и
мнемотаблица может помочь им в этом.
Этапы использования мнемотаблиц
Рассматривание
таблицы и
разбор того,
что на ней
изображено
Перекодирование
информации, т.е.
преобразование из
абстрактных
символов в образы
Осуществляется
пересказ
информации с
опорой на
символы
Графическая
зарисовка
мнемотаблицы
Каждая таблица
может быть
воспроизведена
ребенком при
ее показе ему
1 ЭТАП
3 ЭТАП
2 ЭТАП
5 ЭТАП
4 ЭТАП
Подведение итогов
Как
любая
работа,
мнемотехника
строится
от
простого
к
сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно
переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
В
процессе
обучения
связной
описательной
речи
моделирование
служит
средством планирования высказывания.
Прием
наглядного
моделирования может быть использован
в работе над
всеми видами связного монологического высказывания:
-пересказ;
-составление рассказов по картине и серии картин;
-описательный рассказ;
-творческий рассказ.
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень
важный аспект их развития.
Опорные
схемы
делают
высказывания
детей
чёткими,
связными
и
последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш
может строить по ним свой рассказ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!