Автор: Савинова Любовь Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОБУ "Новоладожская СОШ имени вице-адмирала В.С. Черокова"
Населённый пункт: город Новая Ладога, Волховский район
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Одарённые дети"
Раздел: среднее образование
Программа «Одарённые дети»
на 2022-2023 учебному году
Разработчик программы – Савинова Л.А., учитель английского языка МОБУ
«Новоладожская СОШ имени вице-адмирала В.С.Черокова».
В последние годы становится всё более очевидным тот факт, что школьное
образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи.
Оно не может обеспечить ребёнка гарантией того, что уровень полученного им
образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в
разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь
некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и
заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь
арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и
организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской
деятельности.
При
организации
работы
с
одарёнными
детьми
в
условиях
массовой
общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной
среды, которая обеспечила бы возможность развития и проявления творческой
активности как одарённых детей и детей с повышенной готовностью к обучения, так
и детей со скрытыми формами одарённости.
Концепция программы:
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе
наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического
мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и
развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Цель программы «Одарённые дети»:
создание условий для выявления,
поддержки и развития одарённых детей, их самореализации, профессионального
самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи:
изучить природу детской одарённости;
выявить и отобрать одарённых и талантливых, а также способных детей;
создать условия для развития творческого потенциала личности школьников;
создать базу данных в рамках Программы;
внедрять в учебный процесс интерактивные технологии;
развивать
сферу
дополнительного
образования,
удовлетворяющего
потребности, интересы детей;
перенимать и делиться имеющимся опытом по работе с одарёнными детьми.
Принципы выявления одарённых детей:
опора на методы психодиагностики;
комплексность,
системность,
длительность
отслеживания
показателей
психолого-педагогического статуса одарённого ребёнка.
Принципиальное
значение
имеет
разработка
методов
выявления
«потенциальной»
одарённости,
это
переплетение
диагностических,
психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой
работы психолога с учащимися. Это позволяет осуществить переход от методов
«диагностики отбора» к методам «диагностики развития».
Формы работы, используемые в реализации
комплексной программы «Одарённые дети»:
индивидуальные:
индивидуальные занятия;
исследовательская работа;
защита творческой работы;
персональные выставки;
индивидуальные выступления.
групповые:
творческие мастерские;
групповые выступления;
интегрированные занятия.
межгрупповые:
смотры;
конкурсы;
фестивали;
научно-практические конференции;
дискуссии и другое.
План работы с одарёнными детьми
МОБУ «Новоладожская СОШ имени вице-адмирала В.С.Черокова» на
2022-2023 учебный год
Целевая установка:
уделять особое внимание психолого-педагогической
поддержке одарённых детей, ранней диагностике интеллектуальной одарённости;
исходить из принципа – каждый ребёнок от природы одарён по-своему.
№ Направление реализации
плана
Мероприятия
Сроки
1
Изучение нормативных
Консультация «Одарённость –
Сентябрь
документов, рекомендаций
и опыта работы учителей
по вопросу «одарённые
дети»
понятие, виды одарённости».
Практикум «Организация
индивидуальной и
дифференцированной работы с
одарёнными детьми на уроках»
Декабрь
2
Преемственность
начальной школы и
средней школы
Алгоритм поиска и выявления
одаренных детей в начальной школе;
организация дня открытых дверей
для родителей
Январь
3
Создание банка одаренных
детей школы
Составление и уточнение списков
учащихся, успешных в освоении
предмета в целом и отдельных видов
деятельности
Сентябрь
Октябрь
4
Создание методической
копилки по работе с
одаренными детьми
Создание методической копилки
(тесты, карточки для
дифференцированной работы,
олимпиадные задания, задания
повышенной трудности по разным
видам деятельности)
В
течении
года
5
Систематизация работы с
одаренными детьми в
урочной деятельности
Использование в урочной
деятельности различных
современных средств информации –
интернета, компьютерных игр,
электронных учебников и так далее.
Применение на уроках современных
технологий – игровых, учебно-
исследовательских, проблемно-
поисковых. Проведение
нестандартных форм уроков – урок-
сказка, урок-путешествие, урок-игра,
урок-творческая мастерская.
Проведение предметных недель с
активным участием одаренных
учащихся
В
течении
года
6
Создание условий для
работы с одаренными
детьми во внеурочное
время
Функционирование предметных и
творческих кружков иноязычной
направленности, сотрудничество с
городскими учреждениями.
Подготовка и участие в школьных и
районных олимпиадах по предмету
В
течение
года
7
Проведение внеклассных
мероприятий,
направленных на развитие
творческих способностей
учащихся
Участие в конкурсе «Ученик года»
Март-
апрель