Авторы: Зинковская Татьяна Викторовна, Землянская Инна Викторовна
Должность: воспитатель, методист
Учебное заведение: МБДОУ № 107
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: Использование игрового набора "Мир головоломок" в работе с детьми с нарушением зрения.
Раздел: дошкольное образование
Использование игрового набора «Мир головоломок» в работе с детьми с
нарушением зрения.
Дошкольное
образование
постоянно
находится
в
поиске
новых
эффективных средств развития у детей любознательности и познавательных
качеств. В нашем образовательном учреждении имеется три корпуса, в
которых так же функционируют группы компенсирующей направленности
для детей ОВЗ, ЗППР и слабовидящих детей. У педагогического коллектива
имеется определенный опыт коррекционной работы и помощи семьям детей-
инвалидов в их социализации. Перед специальным образованием таких
дошкольников стоят сложные задачи, от успешного решения которых
зависит подготовка «особого» ребенка к жизни в обществе. В этой статье мы
представляем новый для нас опыт работы со слабовидящими детьми,
которые отличаются неустойчивостью внимания, процессы запоминания
замедлены, формирование мыслительных операций затруднено, как и
развитие
воображения.
А
сниженная
работоспособность
и
быстрая
утомляемость повышают степень ответственности педагогов в выборе
образовательных средств. Практика показывает, что повышение качества
образования
невозможно
без
внедрения
современных
педагогических
технологий.
На
наш
взгляд
одно
из
самых
эффективных
средств
формирования и развития интеллектуальных способностей слабовидящего
ребенка являются головоломки. Но, к сожалению, в игровой деятельности
дошкольников головоломки встречаются не так часто. Головоломки, по
мнению В.И. Красноухова –это модели проблемных ситуаций. А технология
проблемного обучения давно зарекомендовала себя как одно из самых
эффективных
развивающих
средств.
Педагоги
нашего
детского
сада
присоединились
к
реализации
федерального
инновационного
проекта
«Образовательный
модуль
«Мир
головоломок»
смарт
–тренинг
для
дошкольников» и сегодня активно внедряют в практику игры-головоломки.
Первые результаты использования головоломок подтвердили правильность
нашего выбора. Играя с головоломками, дети с нарушением зрения
приобретают
необходимые
практические
навыки
и
умения.
Многофункциональные игры хорошо развивают мелкую моторику, что
положительно влияет на речевое развитие детей. Не сразу дети проявили
интерес к головоломкам, да и мы, педагоги затруднялись использовать
головоломки на занятиях. На первых этапах включали игры-головоломки
только в индивидуальную работу с ребенком, чтобы эти игры стали
привычными для педагогов и хорошо знакомыми для детей. Со временем
стали
использовать
головоломки
на
познавательных
занятиях.
При
организации педагогического процесса мы не делаем задания за ребенка, не
даем готовых ответов, не спешим с подсказкой. Мы учим ребенка решать
задания самостоятельно, подводим к решению с помощью различных
приемов и наводящих вопросов. Головоломки применяем в работе с детьми
по определенной системе, во взаимосвязи всего материала, от простого к
сложному. Подбираем материал с учетом не только возрастных особенностей
детей, но и индивидуальных способностей каждого ребенка. Ребенок, да и
любой взрослый, любит заниматься тем, что у него хорошо получается.
Чтобы ребенку нравилось решать головоломки, он должен чувствовать себя
успешным в этом деле. Большое значение имеет первый опыт. Поэтому, если
ребенок долго пытается решить задание неверным способом, мы не
критикуем его за неправильную работу, не прерываем поисковые действия, а
предлагаем попробовать по-другому. На базе одной головоломки предлагаем
различные варианты заданий. Для детей с нарушениями зрения очень важно
сформировать четкий порядок действий (алгоритм) работы над задачей и её
решения, при этом целесообразно составлять и использовать памятки с
алгоритмами. Также на этапе подготовки нужно позаботиться о подборе
задач с разнообразной тематикой, чтобы обеспечить постоянное расширение
кругозора слепых и слабовидящих детей, знакомство с новыми для них
объектами и процессами. На своих занятиях используем различные методы и
приемы: загадки, игровую ситуацию, художественное слово, обыгрывание
постройки. Большинство головоломок не ограничивается предлагаемыми
заданиями, а дает возможность детям и педагогам придумывать новые
варианты, т.е. творчески подходить к решению. Работая с набором
«Пуговицы» дошкольники приобретают опыт работы с инструкциями,
карточками-схемами,
инструкциями
–
схемами.
Задания,
которые
предлагаются, развивают у детей зрительное восприятие и внимание,
мыслительную деятельность, что очень важно для воспитанников с
нарушением зрения. Добиться хороших результатов в привитии ребенку
каких-либо навыков и качеств сложно без поддержки семьи. Родителям
предоставляются рекомендации по использованию головоломок для развития
мыслительных операций, работе с головоломками в домашнем окружении.
Игры-головоломки помогают приобрести детям новый опыт, благодаря
которому ребенок испытывает состояние успеха, уверенность в своих силах.
В результате коррекционной работы с использованием головоломок дети
стали более активны на занятиях, повысилась усидчивость, стремление к
достижению результата, рассудительность и познавательный интерес. Таким
образом используя головоломки мы не только оказываем положительное
влияние
на
развитие
познавательно
интеллектуальной,
но
еще
и
психоэмоциональной сферы ребенка. А значит мы создаем реальные
возможности для успешной социальной адаптации детей с нарушением
зрения. Наш небольшой опыт коррекционной работы со слабовидящими
детьми в этом направлении, позволяет сформировать взаимосвязь между
наглядными и словесно-логическими формами мышления, вызывает интерес
к окружающему, ведет к самостоятельности их мышления и развивает
личностные качества.