Напоминание

Использование игрового набора "Мир головоломок" в работе с детьми с нарушением зрения.


Авторы: Зинковская Татьяна Викторовна, Землянская Инна Викторовна
Должность: воспитатель, методист
Учебное заведение: МБДОУ № 107
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: Использование игрового набора "Мир головоломок" в работе с детьми с нарушением зрения.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование игрового набора «Мир головоломок» в работе с детьми с

нарушением зрения.

Дошкольное

образование

постоянно

находится

в

поиске

новых

эффективных средств развития у детей любознательности и познавательных

качеств. В нашем образовательном учреждении имеется три корпуса, в

которых так же функционируют группы компенсирующей направленности

для детей ОВЗ, ЗППР и слабовидящих детей. У педагогического коллектива

имеется определенный опыт коррекционной работы и помощи семьям детей-

инвалидов в их социализации. Перед специальным образованием таких

дошкольников стоят сложные задачи, от успешного решения которых

зависит подготовка «особого» ребенка к жизни в обществе. В этой статье мы

представляем новый для нас опыт работы со слабовидящими детьми,

которые отличаются неустойчивостью внимания, процессы запоминания

замедлены, формирование мыслительных операций затруднено, как и

развитие

воображения.

А

сниженная

работоспособность

и

быстрая

утомляемость повышают степень ответственности педагогов в выборе

образовательных средств. Практика показывает, что повышение качества

образования

невозможно

без

внедрения

современных

педагогических

технологий.

На

наш

взгляд

одно

из

самых

эффективных

средств

формирования и развития интеллектуальных способностей слабовидящего

ребенка являются головоломки. Но, к сожалению, в игровой деятельности

дошкольников головоломки встречаются не так часто. Головоломки, по

мнению В.И. Красноухова –это модели проблемных ситуаций. А технология

проблемного обучения давно зарекомендовала себя как одно из самых

эффективных

развивающих

средств.

Педагоги

нашего

детского

сада

присоединились

к

реализации

федерального

инновационного

проекта

«Образовательный

модуль

«Мир

головоломок»

смарт

–тренинг

для

дошкольников» и сегодня активно внедряют в практику игры-головоломки.

Первые результаты использования головоломок подтвердили правильность

нашего выбора. Играя с головоломками, дети с нарушением зрения

приобретают

необходимые

практические

навыки

и

умения.

Многофункциональные игры хорошо развивают мелкую моторику, что

положительно влияет на речевое развитие детей. Не сразу дети проявили

интерес к головоломкам, да и мы, педагоги затруднялись использовать

головоломки на занятиях. На первых этапах включали игры-головоломки

только в индивидуальную работу с ребенком, чтобы эти игры стали

привычными для педагогов и хорошо знакомыми для детей. Со временем

стали

использовать

головоломки

на

познавательных

занятиях.

При

организации педагогического процесса мы не делаем задания за ребенка, не

даем готовых ответов, не спешим с подсказкой. Мы учим ребенка решать

задания самостоятельно, подводим к решению с помощью различных

приемов и наводящих вопросов. Головоломки применяем в работе с детьми

по определенной системе, во взаимосвязи всего материала, от простого к

сложному. Подбираем материал с учетом не только возрастных особенностей

детей, но и индивидуальных способностей каждого ребенка. Ребенок, да и

любой взрослый, любит заниматься тем, что у него хорошо получается.

Чтобы ребенку нравилось решать головоломки, он должен чувствовать себя

успешным в этом деле. Большое значение имеет первый опыт. Поэтому, если

ребенок долго пытается решить задание неверным способом, мы не

критикуем его за неправильную работу, не прерываем поисковые действия, а

предлагаем попробовать по-другому. На базе одной головоломки предлагаем

различные варианты заданий. Для детей с нарушениями зрения очень важно

сформировать четкий порядок действий (алгоритм) работы над задачей и её

решения, при этом целесообразно составлять и использовать памятки с

алгоритмами. Также на этапе подготовки нужно позаботиться о подборе

задач с разнообразной тематикой, чтобы обеспечить постоянное расширение

кругозора слепых и слабовидящих детей, знакомство с новыми для них

объектами и процессами. На своих занятиях используем различные методы и

приемы: загадки, игровую ситуацию, художественное слово, обыгрывание

постройки. Большинство головоломок не ограничивается предлагаемыми

заданиями, а дает возможность детям и педагогам придумывать новые

варианты, т.е. творчески подходить к решению. Работая с набором

«Пуговицы» дошкольники приобретают опыт работы с инструкциями,

карточками-схемами,

инструкциями

схемами.

Задания,

которые

предлагаются, развивают у детей зрительное восприятие и внимание,

мыслительную деятельность, что очень важно для воспитанников с

нарушением зрения. Добиться хороших результатов в привитии ребенку

каких-либо навыков и качеств сложно без поддержки семьи. Родителям

предоставляются рекомендации по использованию головоломок для развития

мыслительных операций, работе с головоломками в домашнем окружении.

Игры-головоломки помогают приобрести детям новый опыт, благодаря

которому ребенок испытывает состояние успеха, уверенность в своих силах.

В результате коррекционной работы с использованием головоломок дети

стали более активны на занятиях, повысилась усидчивость, стремление к

достижению результата, рассудительность и познавательный интерес. Таким

образом используя головоломки мы не только оказываем положительное

влияние

на

развитие

познавательно

интеллектуальной,

но

еще

и

психоэмоциональной сферы ребенка. А значит мы создаем реальные

возможности для успешной социальной адаптации детей с нарушением

зрения. Наш небольшой опыт коррекционной работы со слабовидящими

детьми в этом направлении, позволяет сформировать взаимосвязь между

наглядными и словесно-логическими формами мышления, вызывает интерес

к окружающему, ведет к самостоятельности их мышления и развивает

личностные качества.



В раздел образования