Напоминание

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности


Автор: Мириуца Алена Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Раменская СОШ №6 Дошкольное отделение 4
Населённый пункт: Московская область г.Раменское
Наименование материала: статья
Тема: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством

игровой деятельности».

Подготовила: Мириуца А.С.

Воспитатель высшей квалификационной категории.

Не только у детей дошкольного или школьного возраста, но также и у

взрослых людей мы можем наблюдать различные речевые ошибки,

недостаточно

развитый

словарный

запас,

неправильное

построение

предложений. А как мы знаем, все ошибки и недочеты родом из детства.

Следовательно,

вопрос

развития

речи

детей

является

актуальным.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и

культуры; обогащение активного словаря; развитие в целом и развитие

связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры

речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской

литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской

литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности

как предпосылки обучения грамоте.

Как мы знаем, игра – ведущая деятельность в дошкольном периоде. В

дошкольном возрасте, играя, дети учатся общаться, думать, фантазировать,

воображать, учатся всему тому, что понадобится им в дальнейшем.

Извлечение из ФГОС ДО:

«Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, через неё дети

отражают полученные знания, впечатления. Игра способствует развитию

творческого воображения, фантазии. Принимая на себя игровую роль,

ребёнок вступает в процесс общения со сверстниками. В игре проявляется

потребность ребёнка в общении. Так дошкольники объединяются для игры,

продумывают игровые действия, развивают, поддерживают игровой диалог.

Игра

побуждает

детей

знакомиться

с

окружающим

миром,

активно

действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых,

осуществлять свои мечты».

К видам игровой деятельности, направленным на развитие разных

сторон речи детей старшего дошкольного возраста относятся:

Сюжетно-ролевая игра

– одна из самых любимых игр у старших

дошкольников, которая занимает значимое место на протяжении всего

дошкольного периода. В сюжетно-ролевой игре дошкольник познает

окружающий

мир,

у

него

формируются

взаимоотношения

со

сверстниками, а также развиваются воображение, мышление и связная

речь, о чем говорят такие педагоги как А.П. Усова, Р.И. Жуковская,

Н.Я Михайленко, Д.В. Менджерицкая. Происходит это на основании

того, что ребенок в игре воссоздает окружающую его реальность через

условные действия и пытается прокомментировать их: «Доктор

слушает больного», «Мама готовит суп», «Бабушка читает Диме

книгу» - утверждает советский психолог Л.А. Венгер. В процессе

ролевой игры совершенствуются навыки диалогического общения,

которые приводят к интенсивному овладению языком, его словарным

запасом. Также совершенствуется звуко-произносительная сторона

речи благодаря подражанию звуков (лай собаки, рев мотора, звук

дверного звонка, телефона и т.д.). По мнению О.С. Ушаковой, именно в

диалоге у ребенка развивается умение выслушать собеседника, задать

вопрос, ответить во время беседы в зависимости от контекста. В

дальнейшем это способствует нормальному развитию монологической

речи.

Подвижные

игры

игры,

способствующие

оздоровлению

и

реабилитации

детей

с

речевыми

нарушениями.

Педагогические

исследования показывают, что игры различной подвижности могут

оказать действенную профилактическую и реабилитационную работу в

процессе

физического

образования

у

старших

дошкольников

с

речевыми нарушениями. Для повышения качества речи детей старшего

дошкольного

возраста

существует

некая

подборка

игр

разной

подвижности:

1.

Подвижные игры на развитие мелкой моторики, которая посылает

импульсы в кору головного мозга и имеет огромное влияние на

речевую деятельность. Для детей старшего дошкольного возраста

подойдут следующие игры: «Золушка», «Рыболов», «Зеркальное

рисование» и др. пальчиковые игры.

2.

Подвижные игры на развитие общей моторики: игры большой

подвижности

«Жаворонки

и

совы»,

«Ловишки»,

«Слепой

скульптор».

3.

Подвижные игры на развитие внимания как одного из важнейших

познавательных процессов: «Мышеловка», «У медведя во бору»,

«Ритм по кругу», «Цветные автомобили», «Перелет птиц» и т.д.

4.

Подвижные игры на развитие звукопроизношения: игра с мячом

«Кто как разговаривает», «Как звучит».

5.

Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве, т.к. у

детей с речевыми нарушениями впоследствии может наблюдаться

нарушение функции правильного письма. На этом основании

педагогу физического развития на занятиях нужно использовать

предлоги и игры с командами: «Закинь мяч в кольцо», «Перепрыгни

через скакалку», «Сядь на мяч», «Встань около партнера», «Встань

за скамью» и т.д.

6.

Подвижные игры на расслабление, которые помогают детям

расслабиться, т.к. у детей с речевыми нарушениями нередко

наблюдается высокий уровень тревожности и эмоциональной

неустойчивости. Для детей старшего дошкольного возраста пойдут

следующие игры: «Снежинка», «Воздушный шарик», «Шалтай-

Болтай».

Дидактические игры

– игры, которые расширят и активизируют

словарный запас, развивают правильную монологическую и

диалогическую речь, формируют звуко-произносительную сторону

речи, учат правильно и словесно-логически выражать свои мысли,

развивают объяснительную речь. Помимо речевого развития, в

дидактических играх у дошкольников происходит познавательное

развитие, т.к. такого рода игры способствуют формированию знаний об

окружающей среде, а также благодаря их применению наблюдается

развитие психических функций: внимание, мышление, память.

Театрализованные игры

– это игры-драматизации и игры с фигурками

разного вида театров, которые обеспечивают практику художественно-

речевой деятельности по текстам знакомой дошкольникам

художественной литературы. Как говорила Козлова С.А., особенность

театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит,

деятельность ребенка предопределена текстом произведения.

Театрализация оказывает колоссальное воздействие на речевое

развитие старших дошкольников. Она активизирует речь посредством

расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный

аппарат. У детей активно формируются навыки звуковой культуры за

счет использования выразительных средств, интонации,

соответствующих характерам героев.

Подводя итог, можно отметить, что речевое развитие старших дошкольников

в игровой деятельности является актуальной темой на сегодняшний день.

Психолого-педагогическая литература показывает, что в процессе игровой

деятельности у старших дошкольников развиваются все стороны речи:

связная речь, активный словарь, грамматически правильная диалогическая и

монологическая

речь,

звуковая

и

интонационная

культура

речи,

фонематический слух.

Помимо речевого развития, в игровой деятельности задействовано развитие

всех психических процессов, а также наблюдается «рост» в познавательной и

социальной среде, что также положительно влияет на речь старшего

дошкольника.

Список литературы:

1.

Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников: учебное

пособие

для

работников

дошкольных

образовательных

учреждений,

воспитателей и методистов, студентов педагогических вузов и колледжей,

родителей, интересующихся развитием речи детей дошкольного возраста в

детском саду. – 4-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

2.

Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста:

учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С.

Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2010. – 287

с.

3.

Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение,

2000. – 264 с.

4.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие

для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский

центр «Академия», 2002. – 416 с.

5.

Удальцова Е. И.

Дидактические игры в воспитании и обучении

дошкольников[Текст]. — М.: Народная асвета, 2007



В раздел образования