Автор: Мириуца Алена Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Раменская СОШ №6 Дошкольное отделение 4
Населённый пункт: Московская область г.Раменское
Наименование материала: статья
Тема: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Статья «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством
игровой деятельности».
Подготовила: Мириуца А.С.
Воспитатель высшей квалификационной категории.
Не только у детей дошкольного или школьного возраста, но также и у
взрослых людей мы можем наблюдать различные речевые ошибки,
недостаточно
развитый
словарный
запас,
неправильное
построение
предложений. А как мы знаем, все ошибки и недочеты родом из детства.
Следовательно,
вопрос
развития
речи
детей
является
актуальным.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие в целом и развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры
речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Как мы знаем, игра – ведущая деятельность в дошкольном периоде. В
дошкольном возрасте, играя, дети учатся общаться, думать, фантазировать,
воображать, учатся всему тому, что понадобится им в дальнейшем.
Извлечение из ФГОС ДО:
«Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, через неё дети
отражают полученные знания, впечатления. Игра способствует развитию
творческого воображения, фантазии. Принимая на себя игровую роль,
ребёнок вступает в процесс общения со сверстниками. В игре проявляется
потребность ребёнка в общении. Так дошкольники объединяются для игры,
продумывают игровые действия, развивают, поддерживают игровой диалог.
Игра
побуждает
детей
знакомиться
с
окружающим
миром,
активно
действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых,
осуществлять свои мечты».
К видам игровой деятельности, направленным на развитие разных
сторон речи детей старшего дошкольного возраста относятся:
Сюжетно-ролевая игра
– одна из самых любимых игр у старших
дошкольников, которая занимает значимое место на протяжении всего
дошкольного периода. В сюжетно-ролевой игре дошкольник познает
окружающий
мир,
у
него
формируются
взаимоотношения
со
сверстниками, а также развиваются воображение, мышление и связная
речь, о чем говорят такие педагоги как А.П. Усова, Р.И. Жуковская,
Н.Я Михайленко, Д.В. Менджерицкая. Происходит это на основании
того, что ребенок в игре воссоздает окружающую его реальность через
условные действия и пытается прокомментировать их: «Доктор
слушает больного», «Мама готовит суп», «Бабушка читает Диме
книгу» - утверждает советский психолог Л.А. Венгер. В процессе
ролевой игры совершенствуются навыки диалогического общения,
которые приводят к интенсивному овладению языком, его словарным
запасом. Также совершенствуется звуко-произносительная сторона
речи благодаря подражанию звуков (лай собаки, рев мотора, звук
дверного звонка, телефона и т.д.). По мнению О.С. Ушаковой, именно в
диалоге у ребенка развивается умение выслушать собеседника, задать
вопрос, ответить во время беседы в зависимости от контекста. В
дальнейшем это способствует нормальному развитию монологической
речи.
Подвижные
игры
–
игры,
способствующие
оздоровлению
и
реабилитации
детей
с
речевыми
нарушениями.
Педагогические
исследования показывают, что игры различной подвижности могут
оказать действенную профилактическую и реабилитационную работу в
процессе
физического
образования
у
старших
дошкольников
с
речевыми нарушениями. Для повышения качества речи детей старшего
дошкольного
возраста
существует
некая
подборка
игр
разной
подвижности:
1.
Подвижные игры на развитие мелкой моторики, которая посылает
импульсы в кору головного мозга и имеет огромное влияние на
речевую деятельность. Для детей старшего дошкольного возраста
подойдут следующие игры: «Золушка», «Рыболов», «Зеркальное
рисование» и др. пальчиковые игры.
2.
Подвижные игры на развитие общей моторики: игры большой
подвижности
«Жаворонки
и
совы»,
«Ловишки»,
«Слепой
скульптор».
3.
Подвижные игры на развитие внимания как одного из важнейших
познавательных процессов: «Мышеловка», «У медведя во бору»,
«Ритм по кругу», «Цветные автомобили», «Перелет птиц» и т.д.
4.
Подвижные игры на развитие звукопроизношения: игра с мячом
«Кто как разговаривает», «Как звучит».
5.
Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве, т.к. у
детей с речевыми нарушениями впоследствии может наблюдаться
нарушение функции правильного письма. На этом основании
педагогу физического развития на занятиях нужно использовать
предлоги и игры с командами: «Закинь мяч в кольцо», «Перепрыгни
через скакалку», «Сядь на мяч», «Встань около партнера», «Встань
за скамью» и т.д.
6.
Подвижные игры на расслабление, которые помогают детям
расслабиться, т.к. у детей с речевыми нарушениями нередко
наблюдается высокий уровень тревожности и эмоциональной
неустойчивости. Для детей старшего дошкольного возраста пойдут
следующие игры: «Снежинка», «Воздушный шарик», «Шалтай-
Болтай».
Дидактические игры
– игры, которые расширят и активизируют
словарный запас, развивают правильную монологическую и
диалогическую речь, формируют звуко-произносительную сторону
речи, учат правильно и словесно-логически выражать свои мысли,
развивают объяснительную речь. Помимо речевого развития, в
дидактических играх у дошкольников происходит познавательное
развитие, т.к. такого рода игры способствуют формированию знаний об
окружающей среде, а также благодаря их применению наблюдается
развитие психических функций: внимание, мышление, память.
Театрализованные игры
– это игры-драматизации и игры с фигурками
разного вида театров, которые обеспечивают практику художественно-
речевой деятельности по текстам знакомой дошкольникам
художественной литературы. Как говорила Козлова С.А., особенность
театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит,
деятельность ребенка предопределена текстом произведения.
Театрализация оказывает колоссальное воздействие на речевое
развитие старших дошкольников. Она активизирует речь посредством
расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный
аппарат. У детей активно формируются навыки звуковой культуры за
счет использования выразительных средств, интонации,
соответствующих характерам героев.
Подводя итог, можно отметить, что речевое развитие старших дошкольников
в игровой деятельности является актуальной темой на сегодняшний день.
Психолого-педагогическая литература показывает, что в процессе игровой
деятельности у старших дошкольников развиваются все стороны речи:
связная речь, активный словарь, грамматически правильная диалогическая и
монологическая
речь,
звуковая
и
интонационная
культура
речи,
фонематический слух.
Помимо речевого развития, в игровой деятельности задействовано развитие
всех психических процессов, а также наблюдается «рост» в познавательной и
социальной среде, что также положительно влияет на речь старшего
дошкольника.
Список литературы:
1.
Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников: учебное
пособие
для
работников
дошкольных
образовательных
учреждений,
воспитателей и методистов, студентов педагогических вузов и колледжей,
родителей, интересующихся развитием речи детей дошкольного возраста в
детском саду. – 4-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
2.
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста:
учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С.
Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2010. – 287
с.
3.
Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение,
2000. – 264 с.
4.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2002. – 416 с.
5.
Удальцова Е. И.
Дидактические игры в воспитании и обучении
дошкольников[Текст]. — М.: Народная асвета, 2007